священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в неделю 2-ю св. Великого поста

Ныне чтенное Евангелие указывает нам пример того, какое великое милосердие являет Господь страждущему за грехи человеку, с верою и покаянием к Нему прибегающему. Один бедный страдалец лежал на одре, расслабленный жилами. Ему отказывались служить и руки, и ноги, и потому нужен был врач. И вот его принесли к Иисусу Христу, на одре лежащего. Небесный Врач не замедлил подать ему исцеление. Зная, что этот страждующий сделался расслабленным от своих грехов, и вместе видя его веру и веру принесших его, Господь милостиво сказал ему: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. Немедленно, по разрешении от грехов, бедный страдалец получил от Господа и здравие тела. (Марк. 2:1–12).

И мы, братие, больны духом и телом, потому что все мы во грехах рождаемся, во грехах живем, а от грехов сколько бед и горя происходит для нас? Что такое разные наши болезни, слабость сил, тяжесть трудов, скорби и слезы, и самая смерть, как не горькие последствия греха? Если же грех причиняет нам столько бед и горя, то, поэтому, сколь велико для человека то благо, когда он принесет истинное покаяние во грехах, разрешится от грехов и перестанет грешить. Как отрадно для кающегося грешника, когда он услышит голос своего Спасителя: дерзай, чадо! оптущаются тебе грехи твои! А потому, чтобы мы скорее обращались к Иисусу Христу с истинною верою и раскаянием во грехах, побеседуем теперь, братие, о том, как велико и дорого для человека то благо, когда он разрешится от грехов и перестанет грешить.

И так, какое это благо? Вот какое: когда кающийся грешник получит разрешение от грехов и начнет жить по закону Христову, тогда он из грешника делается праведным пред Богом. В его душе вселяется Божий мир и небесная радость. Тогда он по душе своей делается лучшим: его ум, который прежде помышлял о том, как бы кого обмануть и обокрасть, обмерить и обсчитать, осудить, оклеветать и осмеять, теперь размышляет о том, как бы сделать кому-либо добро, избегнуть греха и угодить Богу. Вместе с этим делается лучшею и воля человека: она поучается в законе Господнем, является труженицею и делательницею добрых дел. Все это приносит отраду и нашему сердцу. Живя во грехах, наше сердце только грубеет, беднеет Господнею благодатью и умирает для Бoгa. Но когда оно отрешается от грехов, когда ум и воля делают одно добро и живут по закону Христову, тогда и оно просвещается и оживляется, и в одном Боге и добрых делах находит для себя истинное блаженство. Таким образом, нам после ночной темноты появляется рассвет, который животворит и радует все живущее на земле, так и в душе человека, вместо темного царства греха и диавола, по разрешении от грехов, вселяется Божие царство – правда, мир и радость о Дусе Святе (Римл. 14:17).

По разрешении от грехов иногда делается лучшим и телесное здоровье человека и вся его жизнь. Как грех служит источником многих для человека бедствий, так разрешение от грехов служит источником многих для него благ и радостей. Каких зол и бед не испытывают, напр., горький пьяница, развратный прелюбодей! Они испытывают нередко и болезни тяжкие, и слабость сил крайнюю. Сколько досад и мучений испытывают люди гневливые, ненавистливые и завистные? Они мучатся иногда, как в пламени горящем. Эти поистине бедные расслабленные, достойные жалости великой! Но когда человек раскаивается в своих грехах с твердым намерением впредь не грешить, – когда пьяница начинает быть трезвым и благочестивым, развратный – целомудренным и богобоязненным, гневливый – кротким и терпеливым, ненавистливый – добрым и милосердым, завистный – доброжелательным и бескорыстным, и Сам Господь прощает им все грехи их; тогда они, укрепляемые Господнею благодатью, обновляются душою и телом делаются новою тварию о Христе (2Кор. 5:17). Греховные страсти, разрушающие силы и здоровье человека, у них утихают и во всем существе их – водворяется мир. Отсюда проистекают драгоценные для человека блага – улучшение его сил и здоровья и всей его жизни. Расслабленное грехами тело обновляется и делается послушным сотрудником души в делании св. добродетелей.

Но какое высокое блаженство ожидает такого человека в жизни будущей! Если на небесах Ангелы радуются о едином грешнике кающемся (Лук. 15:7), то каких благ и радостей удостоится такой грешник, когда он войдет в самое небесное царство? И это царство обещано всякому кающемуся грешнику. Сам Бог говорит: не хощу смерти грешника, но еже обратитися от пути злаго и живу быти ему (Иезек. 33:11). Нужно ли истину сию доказать примерами? Вот и примеры: блудный сын, в Евангелии упоминаемый, разбойник, на кресте висевший, Мария Египетская, были великие грешники, не менее жалкие, как и Евангельский расслабленный, достойные вечного огня. Но когда они обратились к Богу с истинным покаянием, то получили полное отпущение грехов и наследовали Божие царство.

Поспешим, братие, и мы к Иисусу Христу с истинною верою и раскаянием во грехах и обратимся к жизни святой. Тогда и мы сделаемся достойными того гласа Господня, которого удостоился услышать Евангельский расслабленный: дерзай, чадо! отпущаются тебе грехи твои. И если мы будем убегать всякого греха, то Господь будет просвещать наши умы и сердца Своею благодатью, награждать нас добрым здоровьем, а в будущей жизни наградит нас и вечным спасением. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle