священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение к поселянам в неделю 18-ю по Пятидесятнице о том, от чего зависит успех и неуспех в делах наших

Наставниче! Обнощь всю труждшеся, ничесоже яхом; по глаголу же Твоему ввергу мрежу (Лук. 5:5).

Все мы, братие, желаем себе добра, все желаем иметь и верный кусок хлеба, и пожить в довольстве и радости. Для этого мы трудимся, часто не даем себе отдыха и покоя. Но, несмотря на это, сколь мало иногда получаем мы успехов и радостей от своих трудов! Мы то и дело жалуемся на свои нужды, недостатки и неудачи, то и дело беспокоимся душой. И этим жалобам и беспокойствам нашим нет конца. Иной имеет от Бога и здоровье, и толк в голове, руки и ноги крепкие и работы не покидает, а дело выходит часто совсем не так, как бы хотелось, и остается человек с одной печалью и досадою в душе. При такой трудной и горестной жизни нашей, каждый из нас, бр., желал бы знать, от чего именно зависит успех и неуспех в наших делах? Каким способом приобретается довольство и спокойствие души?

Прямое и ясное разрешение такого недоумения нашего мы можем найти в ныне чтенной евангельской истории. И вот что говорится в этой истории: однажды ученики Христовы в Геннисаретском озере ловили рыбу, ловили и трудились целую ночь, как и мы, грешные, работаем нередко по целым дням и ночам. И чем же кончились их труды? Тем, что ничего не поймали, как будто во всем озере не было ни одной рыбы. Но вот пришел к озеру Сам Иисус Христос. Увидев две лодки своих учеников и взошед в одну из них, которая была Симонова, стал учить народ. Когда же перестал учить, то сказал Симону: «отплывите на глубину и закиньте сети для лову“. Симон сказал ему: Наставник! мы всю ночь трудились и ловили и ничего не поймали: но по слову Твоему закину сеть. И что же вышло? закинули сеть и поймали так много рыбы, что даже сеть у них прорывалась, и все дивились такому великому чуду.

Теперь судите, бр., в чем тут дело? От чего ученики прежде целую ночь трудились и ничего не поймали, а когда пришел к ним Сам Господь, то поймали с великим избытком? От того, что прежде трудились они без Иисуса Христа, без благословения Господня; но когда на ловитву свою получили благословение Господне, то и труды их увенчались успехом, всем на удивление. Вот что значит благословение Господне! Оно так сильно, что даже, где вовсе нельзя бы человеку ожидать успеха, подает нам великую помощь и успех. При Господнем благословении и малое приносит отраду нашей душе. Напротив, без благословения Господня, человек и в богатстве беден и непокоен, и труды не веселят его.

Но обратимся к Христовым ученикам. Если и они – Божии избранники без Иисуса Христа и Его благословения не могли успевать в своих трудах, то что сказать о нас грешных?

Можем ли мы получать успех и отраду в наших делах, если не будем обращаться с сердечною молитвою к Богу, да и еще будем вести худую жизнь? Благословит ли Он наши поля и наши дела, если мы наш хлеб и наши заработки будем употреблять не на добрые и богоугодные дела, а на дела пьянства и невоздержания? Нет, работай день и ночь, пусть градом падает с тебя пот, не жалей ни себя, ни рабочего скота, ни семян для посева, ни трудов и здоровья; но если труды твои не достойны Божия благословения, если ты работаешь без веры в Бога, без сердечной молитвы, не думаешь об угождении Богу добрыми делами и ведешь худую жизнь, одного думаешь обмануть, другого обокрасть, третьего оклеветать, то ты не только не получишь утешения от своих трудов, но еще своими неправедными трудами тяготишь и изнуряешь землю – мать свою, которая тебя носит и кормит, как свое детище.

Да, бр., за наши беззакония заглушаются в земле семена; она словно и сама печалится, пораженная бесплодием за наши грехи. Правосудный Бог сказал народу Еврейскому: аще не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих (Левит. 26:14), и Аз наведу на вас скудость и красту: и посеете вотще семена ваша, и поядят я супостаты ваша (ст. 16). И положу небо вам аки железо, и землю вашу аки медяну. И будет вотще крепость ваша, и не даст земля ваша семене своего, и древа села вашего не дадут плода своего (ст. 19:20). Вот, говорю, главная причина, почему Господь не посылает на наши поля дождей, не благословляет наших трудов, и нередко посылает нам засуху, неурожаи, град и другие бедствия – потому, что мы забываем Бога, не исполняем Его заповедей; мы думаем большею частью о земном и суетном. Добрые дела и вечное спасение души, которые для нас дороже всякого земного счастья, нам часто и на ум нейдут; мы совершаем только дела беззаконные и почти никогда о них не сокрушаемся. А при такой нашей жизни мы никогда не можем быть достойны Божия благословения, и, следовательно, никогда не можем иметь довольства и спокойствия души.

Чем же приобретается Божие благословение? Обратимся опять к Христовым ученикам. На свою ловитву они получили благословение Господне. Но они и достойны были его: они жили добродетельно, верно служили Иисусу Христу, с любовью слушали и исполняли Его повеления. За то и Господь любил их, как Своих детей, и, когда нужно было, подавал им Свою помощь и благословение. Таким же способом и мы должны приобретать себе Божию благодать, и мы должны жить добродетельно, исполнять заповеди Господни. – Но замечаете ли, бр., еще и то, какое дело прежде всего начал делать Господь на Геннисаретском озере? Небесное или земное? Взошед в лодку Симонову, Он прежде всего стал учить народ вечному спасению души, а потом уже благословил и земное дело – ловитву своих учеников. А этим Он научает нас тому, что мы прежде всего и более всего должны помнить Господни заповеди и исполнять их, достигать вечного спасения души и тем приобретать благословение Божие, и с этим благословением обращаться и на дела житейские. Да и среди житейских дел должны также помнить Бога и свое спасение, должны с благоговением креститься и молиться, чтобы враг-искуситель не поселил в душах наших худых помыслов и намерений. Господь Бог сказал народу своему чрез пророка Моисея: аще в повелениях Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса сельная отдадят плод свой, и снесте хлеб в сытность (Левит 26:3, 4, 5). И призрю на вас, и благословлю вас (ст. 9). В Богодухновенной псалтири царя Давида написано: труды плодов твоих снеси, блажен еси, и добро тебе будет (Псал. 127:2). Се тако благословится человек, бояся Господа (ст. 5).

И так, добрый поселянин, приобретай себе Божие благословение богоугодною жизнью и добрыми делами, т. е. прежде всего старайся достигать царствия Божия, спасения своей души: тогда и житейские дела будут приносить отраду твоей душе. Собираешься ли, примерно, на твое поле вспахивать или сеять, пожинать или убирать с поля хлеб, начинаешь строить дом, отправляешься в путь, идешь на заработки? – Помни, что вечное спасение души для христианина дороже и для Бога приятнее всего. И потому, прежде, нежели обратишься на дела житейские, обратись к Господу Богу с усердною молитвою, вспомни все твои прегрешения и принеси в них чистосердечное покаяние, сходи в Божий храм и здесь помолись Богу от чистого сердца, подай, сколько можешь, на украшение храма Божия, выслушай со вниманием Божие писание, читаемое за службою, затем окажи милость и помощь бедствующим братиям, примирись по христианскому с теми, с кем имел или имеешь вражду, – и только об одном этом думай, только об этом и старайся; и тогда во имя Иисуса Христа начинай свое дело. Иисус Христос придет к тебе со Своею помощью и благословит твои труды, как он благословил некогда ловитву своих учеников. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle