священник Иоанн Якимов

Источник

Поучение в день Святой Троицы

Ныне у нас праздник в честь Св. Троицы. О Св. Троице мы теперь, братие, и побеседуем.

Кто называется Св. Троицею? Св. Троицею называются три лица единого Божества. Первое лицо Пресвятой Троицы есть Бог Отец, второе – Бог Сын, Иисус Христос, третье – Бог Дух Святой. Бог Отец ни от кого не рожден и не сотворен, но существует вечно; Бог Сын от Бога Отца прежде всех веков неизреченно рожден; Бог Дух Святой от того же Бога Отца непостижимо исходит. И как Бог Отец, так равно и Сын, и Св. Дух между собою совершенно равного достоинства. Однако, не три Бога, но один Бог: ибо едино существо Бога. По этому не три у нас веры, но одна вера.

Не будем, други мои, соблазняться тем, что не все люди одинаково веруют. Много людей на земле, много есть и вер, и всякий по-своему верует. Но не всякая вера спасает человека. Так, напр., некрещеные язычники веруют в идолов, почитают их за богов. А что это за вера? Кого идолы спасли? Идолопоклонники – это погибшие люди. Но вот некрещеные евреи. Они молятся Богу единому. Но кто этот единый Бог? – какой Он в своем существе, как нужно веровать в Него? – Этого они не знают, и истинной веры в Бога не имеют; ибо не веруют в Иисуса Христа, истинного Бога, не веруют и в Бога Духа Святого. Но не так верует христианин; он верует во единого Бога, во св. и нераздельной Троице поклоняемого. И только эта вера есть истинная вера. Кто научил этой вере? Не земной мудрец, но Сам Иисус Христос, второе Лицо Св. Троицы. Посылая учеников своих с проповедью Евангелия в города и села, Он сказал им: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. 28:19). Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, проповедуя людям о Св. Троице, по внушению Духа Божия сказал: Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово, и Святый Дух; и сии три едино суть (Иоан. 5:7). Но ты скажешь: «непонятно для меня, как это один Бог имеет три лица“? Да и кто может понять эту высокую тайну? Тайна Св. Троицы есть тайна непостижимая. Св. Апостол учит: Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1Кор. 2:11). Но что возможно понять уму человеческому о Св. Троице, о том богомудрые отцы и учители церкви изъяснили нам ясно и вразумительно. Вы, конечно, слышали про святого Кирилла, учителя и просветителя народа Славянского. Как прекрасно изъяснил он учение о Св. Троице! Однажды Сарацины сказали ему: «расскажи нам, чтобы мы поняли, как вы своему Единому Богу молитесь в трех лицах: Отцу, и Сыну, и Святому Духу»? Св. Кирилл показал им рукою на солнце и сказал: «видите вы, – стоит на небе круг блестящий и от него свет и тепло? – По образу и по подобию Святой Троицы создал Бог солнце. Бог Отец, как солнечный круг, Единый, без начала и без конца. От Него родится Сын Божий, как от солнца свет, и светит всему миру. И как от солнца вместе с лучами светлыми и тепло идет, так от Бога Отца исходит Дух Святой. Всякий различает порознь и круг солнечный, и свет, и тепло; а солнце все одно на небе. Так и Троица Пресвятая: три в ней лица – Отец, Сын и Дух святой; а Бог все Единый и Нераздельный».

Вот почему мы, христиане, веруем во Св. Троицу, – эта вера, говорим, есть самая истинная, спасающая всякого человека. Потому-то всякий человек, желающий войти в Божие царство, крещается во имя Св. Троицы: Отца, и Сына, и Святого Духа. И при каждом богослужении мы слышим достопоклоняемое имя Святой Троицы. Приходишь ты, христианин, в церковь ко всенощному богослужению, и прежде всего слышишь: «Слава святей, единосущней, и животворящей, и нераздельной Троице». Приходишь к обедни? – она начинается: «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа». Приходишь на исповедь каяться в своих грехах? – после твоей исповеди священник произносит: «прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Приходишь к священнику под благословение? – благословляя тебя, он говорит: «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Так дорого для нас имя Св. Троицы.

Теперь, други мои, вот о чем хочу я вам еще сказать: и человек душою своею похож на Бога; он создан по образу и по подобию Св. Троицы, и душа его для Бога дороже и светлее небесного солнца. Смотри, христианин, душа у нас одна, как и Бог один. Но она имеет от Бога ум, имеет волю и сердце. Вот и образ Св. Троицы! Ум размышляет, воля делает то, что думает ум, сердце чувствует то, что делают ум и воля. И все делает одна душа. И так, из рассматривания самой души нашей мы научаемся веровать в Триединого Бога, создавшего небо и землю, ангелов и человеков. Мы должны веровать так, чтобы и в душе нашей всегда сияла Св. Троица. А когда мы истинно веруем в Триединого Бога? Когда в душе нашей сияет Св. Троица? Тогда, когда мы и душою и телом своим служим и работаем единому истинному Богу, когда ум наш ничего худого не мыслит, а думает и размышляет всегда по Божьему и о Божьем; – когда воля наша не делает ничего худого, ближним своим делает одно добро и всегда поступает по учению Христову; – когда сердце наше отвращается от всякого греха, ближних своих любит святою любовью, живет всегда с Богом и в одном Боге находит все свое сокровище и блаженство. Тогда мы подлинно твердо веруем в Бога Триединого и Его имеем в своей душе.

Так мы, братие, и будем всегда веровать и верою своею прославлять Бога: Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle