Проблемы, мешающие взрослым на первом этапе воцерковления <br><span class=bg_bpub_book_author>диакон Константин Горбунов</span>

Проблемы, мешающие взрослым на первом этапе воцерковления
диакон Константин Горбунов


В Воскресной школе для взрослых на группе в 40 человек, мною было дано письменное задание: перечислите проблемы и затруднения, возникшие у вас и ваших близких на начальном этапе воцерковления.

В результате анализа ответов было выяснено, что проблемы эти можно условно разделить на 4 группы:

  1. Проблемы личностного характера;
  2. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников;
  3. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма;
  4. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира.

I. Проблемы, присущие личности воцерковляющегося:

  • атеистические стереотипы и «штампы» прошлого мышления, в том числе эволюционные,
  • приверженность своим устоявшимся, нецерковным взглядам, в том числе оккультным;
  • различные невежественные приметы и суеверия;
  • незнание с чего начать воцерковление, так как все по- разному говорят;
  • отсутствие православного воспитания и мировоззрения;
  • религиозная безграмотность, неопытность и информационная дезориентация;
  • получение религиозных знаний из источника «кто-то сказал», «я прочитал в СМИ»;
  • маловерие и неверие в помощь Божью;
  • надежда на себя, а не на Бога;
  • нежелание и лень к богослужениям, молитве, посту и подготовке к таинствам;
  • непонимание церковной жизни и важности богослужения, поста, молитвы и воцерковления (некоторые считают, что верить в Бога можно и дома, без Церкви);
  • любовь и привязанность к интересам и радостям земной жизни;
  • неумение прощать и просить прощение;
  • неспособность признать себя виновным;
  • боязнь и незнание как обратиться к священнику, неумение и боязнь исповедоваться;
  • у людей вызывает трудность непонимание богослужений, его смысла, непонимание богослужений с точки зрения церковно-славянского языка;
  • в виду того, что начинающие воцерковление люди не знают особенности распорядка церковной жизни, у них возникает страх что-то сделать неправильно, и отсюда стеснительность, и отсюда некоторые люди бояться идти в храм;
  • привычка отдыхать в выходные дни приводит к непосещению богослужений;
  • многие жалуются на то, что тяжело соблюдать посты, тяжело стоять службу (душно, толкаются);
  • некоторых людей беспокоит нежелание в них помогать другим людям;
  • у некоторых мирян присутствует излишняя требовательность к священнослужителям (священника воспринимают как святого — небожителя, очаровываются, а затем разочаровываются, когда видят, что это не совсем так);
  • некоторых смущает вечно унылый вид прихожан (но таких немного);
  • у некоторых людей возникает ощущение, что они только мешают, что им не рады в храме, ими никто не интересуется, у них возникает чувство ненужности, никто ничего не пояснит, ни о чём не попросит;
  • незнание разницы между Церковью и сектами, между православием и другими христианскими конфессиями.

II. Проблемы, исходящие от членов семьи и родственников:

  1. семейные стереотипы нехристианской, нецерковной, безукладной и безмолитвенной жизни, без учёта церковного календаря, постных и праздничных дней;
  2. семейный круг не хочет отпускать человека в храм, наблюдается гамма негативных отношений: от внутреннего сопротивления и напряжения к раздражению и агрессии с ругательным осуждением всего, что связано с Церковью. Такое отношение родных чаще связано с их неверием (атеистично- стью), с их предвзятым недоверием Церкви и выбору уверовавшего родственника; отсутствием опыта церковной жизни или наличием иного исповедания;
  3. неправильное распределение времени в домашнем быту также приводит к затруднению в посещении церковных служб;
  4. привычка в выходные дни всей семьёй выбираться за город (на дачу, на рыбалку или в лес за грибами, ягодами), или к родным-близким в гости, или следовать культурной программе — выставки, кино, театр…, различные увлечения спортом, играми, походами…

III. Проблемы, исходящие от клириков и прихожан храма:

  1. крайняя затруднительность в доступе к священнику для исповеди (много людей на исповеди, мало исповедующих священнослужителей и ограниченность во времени, порождающие недоброкачественность (поверхностность и формализм, граничащий с имитацией происходящего);
  2. большая занятость священства и труднодоступность возможности беседы со священником после богослужения и треб;
  3. невнимательность священников, грубость работников и прихожан храма;
  4. трудно найти духовника, соответствующего представлению о нём;
  5. зачастую священники не ведут систематических учебных занятий с людьми и не направляют их для обучения в ЦПВШ, хотя могли бы это делать;
  6. многих беспокоит разнообразие духовнических практик касающихся:
    • объёма утренних и вечерних молитв, в том числе молитв перед святым Причащением;
    • меры и продолжительности поста, в том числе перед святым Причащением;
    • частоты и образа подготовки к таинствам Исповеди и Причащения (порой бывает в одном храме различие практик, а уж в разных храмах различия присутствуют тем более, и людей это беспокоит, они не знают на какую практику ориентироваться, чему следовать);
  7. со стороны некоторых священников наблюдаются необоснованные затруднения с допуском людей ко Причащению;
  8. недоброжелательность в храме к вновь пришедшим (бывает, что подошедшего к Причастию без исповеди отгоняют, говорят «отойдите», не объяснив, что нужно человеку делать дальше; аналогично, когда приносят детей на Литургию Преждеосвященных Даров, говорят: «мы детей не причащаем», отгоняют их в сторону, и никто не объясняет, когда можно причастить);
  9. некоторых людей беспокоит наличие платы за требы, ее частое, порой необоснованное повышение, а также корыстолюбие и соблазнительное поведение некоторых священнослужителей и не имеющих сана людей.

IV. Проблемы, исходящие от СМИ и окружающего мира:

  1. непонимание сослуживцев, отвержение ряда окружающих всего того, что связано с верой, религией и Церковью, воспринимается как сектантство;
  2. плотная занятость на производстве приводит к трудности совмещения церковных служб с режимом работы;
  3. довольно поверхностное, скудное и порой искажённое освещение религиозных и церковных праздников и событий в СМИ, которые быстро заретушевываются противоположными по смыслу, часто пошлыми по содержанию программами:
    • массово навязывается культ преуспевающего в земных делах «успешного» человека;
    • о духовных ценностях Православия говорится очень редко, вскользь и размыто;
    • развращающее воздействие прессы, рекламы и телевидения, в которых насаждается психология общества потребления, развлечения, наслаждения и блуда «уступи соблазну», «играй и выигрывай», «живи в удовольствие», «оттянись со вкусом», «не отказывай себе», «купи новинку», «совершенствуйся во всём», «хорошо меняться», где реклама разных видов косметики, причёсок, модной одежды, мобильных телефонов, автомашин, нового жилья и новых партнёров;
  4. превалирование в окружающей жизни общества образов нечестия вместо благочестия, где грех всё более возводится в норму, захватывая буквально все сферы социальной жизни. Жить и не грешить в таком обществе и в таких условиях просто невозможно.

Вот такие обнаружились проблемы, и нужно учить людей правильно относиться к ним и правильно их решать, делая соответствующие выводы. Эти проблемы можно статистически обработать, чтобы понять в какой группе, каких больше, каких меньше. Целесообразно провести отдельный семинар по данной теме с людьми, занимающимися приходским консультированием и с учащимися катехизаторских курсов.

Комментировать