Array ( )
Как построить мостик к Богу, или Чему учат в воскресной школе?

Как построить мостик к Богу, или Чему учат в воскресной школе?


Почти 300 лет назад при церкви святой Марии в английском городке Нотингем открылась первая в мире воскресная школа. С тех пор эта форма педагогического воспитания через постижение христианских истин вместе с обучением светским наукам широко распространилась по всему свету.

«Прихожанин» решил обсудить эту тему с теми, кто посвятил воскресной школе много сил и времени. Какой сегодня должна быть воскресная школа? Какие цели и задачи стоят перед педагогами? С какими трудностями порой сталкиваются воскресные школы в России? Наши собеседники – заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре Александр Вячеславович Боженов (10 лет работы в семейной воскресной школе при Даниловом монастыре) и семейный психолог Ирина Николаевна Мошкова, которая работала директором семейной воскресной школы «Живоносный источник» в Царицыне более двадцати лет.

«Прихожанин»: Ирина Николаевна, Александр Вячеславович, как я понимаю, вы давно занимаетесь воскресными школами. Что, с вашей точки зрения, в них поменялось с течением времени?

Ирина Мошкова: Моя работа в семейной воскресной школе началась в 1995 году – в приходском храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне. До этого я много лет занималась семейной психотерапией.

В 90-е годы понятие «воскресная школа» предполагало лишь занятия с детьми младшего школьного возраста. В этом возрасте дети уже умеют читать, и им можно рассказывать о Боге, о Церкви и церковных праздниках. Вот с этого мы и начинали. Но со временем поняли: чтобы дети научились молиться, осознанно пришли в храм, участвовали в церковной жизни, одних только наших занятий недостаточно, – для этого необходима поддержка родителей. Если они рядом с ребенком, тогда и он быстро приобщается к вере. А если родители находятся «за бортом», то и ребенок мало что может усвоить.

Вот тогда мы и стали принимать в свою школу не только детей, но и их родителей. Напомню: это были 90-е годы, невероятно сложный период в жизни нашего государства, когда вся страна с муками переползала на рельсы рыночной экономики, когда зашатались традиционные устои и российская семья оказалась под угрозой. В эти годы детей в нашу воскресную школу нередко приводили бабушки, потому что родители либо страдали алкоголизмом, либо сидели в тюрьме, либо лечились от психических заболеваний, не выдержав стресса рыночной экономики.

Мы поняли, что надо развивать специальную деятельность, направленную на поддержку детей в семье и на привлечение родителей в нашу семейную воскресную школу. И я хочу сделать акцент на слове «семейная»: мы пришли к пониманию, что это новая и важная составляющая христианского воспитания.

Позже похожую мысль я обнаружила в трудах известного богослова и педагога протоиерея Василия Зеньковского. Он писал, что семью в воспитании никто не заменит, и если мы хотим приобщить ребенка к жизни Церкви, то надо прибегать к помощи родителей. Не подменять их, не делать за них всю работу по воцерковлению ребенка, а помогать родителям приобщать детей к христианской жизни.

Александр Боженов: Наш опыт работы с детьми во многом схож с тем, который описала Ирина Николаевна. В Даниловом монастыре воскресная школа была открыта еще при Советском Союзе, в 1989 году. И первые годы ее работы показали, что заниматься только с детьми не имеет смысла. Поэтому в 1992 году мы открыли специальные катехизические курсы для взрослых, в том числе для родителей тех детей, которые ходили в нашу школу.

Воскресная школа сегодня должна работать со всей семьей, – и это, наверное, самое главное изменение, которое с ней произошло. Каждый раз на собеседовании я говорил родителям: «Какое место в вашей жизни занимает Бог, вера и Церковь, такое же место они будут занимать и в жизни ваших детей». Если у родителей вера находится где-то на 38-м месте, если, приведя свое чадо в воскресную школу, мама с папой отправляются в торговый центр за покупками, тогда не стоит удивляться, что и у ребенка, когда он подрастет, на первом месте будет торговый центр, а вера на 38-м.

Если же родители хотят, чтобы у ребенка на первом месте были Бог и Церковь, то они должны регулярно приходить на занятия в воскресную школу, участвовать в христианской жизни, исповедоваться, причащаться… И это понятно: ведь ребенок в воскресной школе находится в лучшем случае пару часов в неделю, остальное время – в семье и в обычной школе.

«Прихожанин»: А как бы вы описали идеальный вариант воскресной школы? Как должны строиться занятия?

Ирина Мошкова: Расскажу, как было устроено у нас. Мы набирали детские группы, а параллельно священники вели катехизаторские беседы с родителями. Если раньше родители просто приводили детей в воскресную школу и уходили по своим делам, то со временем мы в корне изменили весь учебный процесс: к нам приходила вся семья, но у взрослых и детей были разные занятия. Порой, если ребенок болел, его родители все равно к нам приходили, потому что со временем почувствовали, что им это необходимо. Наша воскресная школа стала семьей и для детей, и для взрослых, большой семьей, состоящей из множества отдельных ученических семей.

А что касается структуры занятий, то это происходило так: сначала для всех устраивался краткий молебен, учащиеся получали благословение на текущий день, просили благодать Святого Духа, чтобы она всех просветила и научила жить по вере, а дальше занятия шли по расписанию, у детей – свои предметы, у взрослых – свои. Постепенно мы пришли к пониманию, что наибольшее внимание священники должны уделять взрослым…

«Прихожанин»: Странно! А почему не детям?

Ирина Мошкова: Дети по натуре своей очень живые, непоседливые, им трудно давать связный курс по Ветхому или Новому Завету. Если родителям принципиально услышать именно батюшку, задать ему какой-то сокровенный вопрос, то в детских группах занятия может вести диакон, а священник – появляться на переменке, чтобы детей приобнять, благословить, ответить на какие-то вопросы. Ведь детишкам порой просто нужно чувствовать рядом с собой присутствие священника, иметь возможность к нему прикоснуться.

И предметы у детей и взрослых разные: скажем, у родителей православный катехизис, а у детей – Закон Божий. Детям мы также рассказывали об основах церковнославянского языка, преподавали им иконоведение – это очень познавательный и увлекательный курс, который разработал наш художник-реставратор. В то время еще не было компьютеров, поэтому мы с помощью слайдов рассказывали историю создания икон через жития святых.

А с родителями я, например, говорила об опыте семейного психологического консультирования: о том, какие бывают семейные проблемы или как общаться с подростками. Ведь когда ребенок подрастает, родители часто теряются, не понимая, как наладить с ним контакт. Я вообще считаю, что каждой современной воскресной школе обязательно нужен штатный психолог.

Александр Боженов: Я немного дополню. И для нас идеал семейной воскресной школы – когда дети приходят на занятия вместе с родителями. Сначала они вместе кратко молятся, потом все расходятся по своим аудиториям. Дети занимаются по расписанию – три стандартных урока, родители – два часа с небольшим перерывом.

Также очень важно общение родителей и детей после занятий. Когда по дороге домой папа с мамой могут спросить: «Ну, дочка (сынок), что ты сегодня узнала (узнал) нового?». Через это общение, через беседы происходит взаимодействие внутри семьи.

Я согласен с Ириной Николаевной, что каждой воскресной школе необходим хороший семейный психолог. Он поможет и родителям выстроить правильные отношения с детьми (даже если родители находятся в разводе), и детям – лучше понимать своих родителей.

«Прихожанин»: А какие предметы предлагали в воскресной школе Данилова монастыря? От чего зависит их выбор?

Александр Боженов: От возраста. Мы делили наших детей на группы: дошкольная – примерно с 4 до 6 лет, младшая (7 — 9 лет),  средняя (9 – 11 лет) и старшая (12 – 14 лет). В каждой группе свои предметы и свое количество основ православного мировоззрения. Здесь важно, чтобы ребенку было не только интересно, но и по силам. Для дошкольников у нас были занятия танцами, рисованием и рукоделием. В младших группах мы давали детям лишь самые основы веры, а вот в старшей группе подход был более системный: подростки уже в состоянии понять, что представляет собой православная вера, Кто есть Бог, для чего Христос пришел на землю, что Он сделал для нашего спасения. В конце этого курса ребята старшей группы сдавали экзамен и выпускались. Хотя в принципе выпуститься они могли в любой год по своему желанию. И это, я считаю, очень важно: подросток должен чувствовать себя свободным в своем выборе окончания воскресной школы и важно, чтобы о пребывании в воскресной школе у него осталось памятное свидетельство.

«Прихожанин»: Когда воскресные школы только-только появились в XVII веке, задача у них была иная – в первую очередь, дать начальное образование детям, которые не умели ни читать, ни писать… А в чем главная цель современной воскресной семейной школы?

Ирина Мошкова: Надо четко понимать: между повседневной, обычной жизнью людей и церковной, христианской жизнью – большая пропасть. Эти две жизни отличаются своими ценностями, интересами, устремлениями, побуждениями, семейными отношениями… И важно перекинуть своего рода мостик, чтобы люди из повседневности могли сделать шаг к Церкви. Нужен мостик к Богу, чтобы услышать Его голос, понять и принять Его заветы. Воскресная школа и есть такой мостик. Создавая модель семейной воскресной школы, мы стремимся показать, что семья является малой Церковью, и человек, выстраивая отношения со своими близкими в духе любви, приближается к Богу и лучше понимает то, к чему призывает Церковь. Соответственно, большая Церковь, церковный приход, – он тоже построен, как семья. Поэтому тема семьи, основанная на отношении любви к Богу и своим близким, является, простите за такое сравнение, «перилами» того мостика, который приводит человека в православную христианскую жизнь.

Эти отношения не возникают мгновенно, – им надо учиться, и на это требуется определенный период времени. По нашему опыту могу сказать, что срок обучения в семейной воскресной школе должен быть не менее трех лет. Другое дело, что по окончании трехлетнего обучения родители и дети, если хотели, могли продолжать участвовать в жизни нашей воскресной школы: ездить в паломнические поездки, организовывать выставки, принимать участие в разных праздниках.

Александр Боженов: Я хотел бы добавить, что важным моментом идеала воскресной школы является большое пространство не только для получения знаний, но и для отдыха. Поэтому в воскресной школе должно быть множество самых разных кружков, в которых могут заниматься и дети, и их родители. Очень важны совместные поездки, общие дела, какой-то объединяющий труд. Мы всегда призывали родителей: «Давайте организуем досуг наших детей, сделаем его лучше, интереснее!». А что касается цели воскресной школы, то она заключается в необходимости пробудить и у ребенка, и у членов его семьи произволение ко спасению, через свидетельство о Христе Спасителе и устроенной Им Церкви, а также создать и обеспечить условия для воцерковления и духовного возрастания всей семьи.

«Прихожанин»: Хорошо, цель ясна. А как ее можно достичь?

Ирина Мошкова: Как я уже говорила, мы соприкоснулись с темой семейной воскресной школы еще в 90-е годы, когда никаких аналогов не было. Помню, как предлагала эту идею здесь, в стенах Свято-Данилова монастыря, на Рождественских чтениях. В зале было очень много молодых священников с диктофонами. Я нарисовала на доске круг, в котором написала слово «Семья», и указала ряд факторов, которые укрепляют семью. Я рассуждала не как директор воскресной школы, а как семейный психолог.

Главные факторы должны способствовать объединению членов семьи, научить их любить друг друга и принимать друг друга такими, какие они есть. Одних только уроков по Закону Божию и даже самых лучших просветительских лекций для родителей недостаточно. Необходим разговор о сути семейных отношений: о том, какие проблемы бывают у родителей с детьми, о том, что происходит, когда ребенок взрослеет, о проблемах самих родителей, о конфликтах, разводах…

Поскольку Рождественские чтения носили международный характер, то однажды на них выступала православная американка Констанция Тарасар. Свой интересный доклад о воскресной школе она проиллюстрировала картинкой, на которой были изображены три пересекающихся круга. Верхний круг обозначал богослужебную жизнь Церкви: посещение храма, участие в богослужениях и таинствах, общая молитва, исповедь, Причастие. Второй круг – это собственно обучение, получение знаний о вере, о Боге, о Церкви. А вот третий круг – это то, о чем обычно не говорят и что включает в себя практическое взаимодействие детей и родителей.

«Прихожанин»: Что Вы имеете в виду?

Ирина Мошкова: То, как они сообща воспринимают жизнь Церкви: ездят в паломнические поездки, ходят в воскресную школу, участвуют в благотворительных акциях, организуют праздники… Эта практическая составляющая семейного общения помогает и детям, и взрослым приблизиться к Богу и Церкви. Подразумевается, что идеальная модель семейной воскресной школы включает в себя не только занятия один раз в неделю в аудиториях, где дети и их родители учатся в отдельных потоках, а очень большую совместную, по-настоящему семейную, жизнь за стенами аудиторий.

Кроме того, мы поняли, что, организовывая различные тематические праздники, мы должны показать отношение Церкви к материнству и отцовству, понятиям «брак», «семья», «воспитание ребенка». Эти праздники можно делать в стиле ток-шоу, когда люди с удовольствием участвуют в различных дискуссиях и отвечают на вопросы ведущего. А можно – в форме семейного концерта. У нас была одна семья, где было 11 детей! Так вот на нашем концерте папа играл на одном музыкальном инструменте, мама – на другом, а дети пели и плясали целый час, да так увлеченно, что мы их остановить не могли.  Зато сразу стало понятно, как и чем живет эта многодетная семья.

Александр Боженов: В 90-е и в начале 2000-х годов батюшки на приходах часто не понимали, зачем надо создавать среду общения внутри воскресной школы. А это, действительно, важно, потому что и тогда, и сейчас верующий человек даже в своей семье нередко оказывается в одиночестве. А ему нужен свой социум, где не ругаются матом, не пьют, где все стараются относиться друг к другу с пониманием и христианской любовью.

«Прихожанин»: В отношении характера современной воскресной школы понятно. А если еще раз вернуться к учебным занятиям: какие предметы стоит включать в программу воскресной школы?

Александр Боженов: Выбор дисциплин во многом зависит от педагогического ресурса. К сожалению, нам никогда не удавалось нанять одного преподавателя, чтобы он каждый воскресный день учебного года неукоснительно ходил во все учебные группы. Поэтому за каждой группой закреплялись несколько педагогов, которые сами определяли, когда они будут читать свои лекции и проводить занятия. А работа нашего завуча заключалась в искусстве совместить возможности полутора десятка педагогов в едином непрерывном расписании занятий.

Систематические религиозные знания мы давали лишь в старшей группе. Это, прежде всего, православный катехизис, введение в библеистику, литургика… А детям помладше мы предлагали самые разные занятия – по желанию педагога.

Скажем, приходила студентка 4 курса из Свято-Тихоновского университета, которая хотела обучать детей церковнославянскому языку. Потому что ей это было интересно. И такие занятия проходили на ура. Потом другая выпускница ПСТГУ говорила, что у нее есть методика создания Театра теней, и она готова с дошколятами или младшей группой поставить спектакль на библейскую тему. Еще один выпускник семинарии пожелал рассказывать детям историю Древней Церкви. Пожалуйста! Как видите, в выборе дисциплины мы шли от преподавателя. И я считаю, что это правильный путь. Ведь главное – создать в воскресной школе определенную атмосферу, тот самый особенный социум. А предмет – дело вторичное. Вот пришел к нам однажды молодой человек и сказал, что хочет рассказывать детям о святых русских полководцах. Прекрасно! Пусть рассказывает. Дети его слушали с большим интересом.

Надо учитывать еще два момента. Во-первых, Православие не доказывается, а показывается, и важно то, чтó человек сможет показать на собственном примере. И второе: как информация систематизируется и откладывается в голове у человека. Даже взрослые нередко забывают то, что мы им преподаем, что уж тут говорить о маленьких детях. Лишь подросток, начиная с 12 лет, способен к систематизации знаний и их анализу. Конечно, идеальный вариант – нанять опытных педагогов, которые будут системно образовывать детишек с самого раннего возраста, но даже нам в Даниловом монастыре, где есть определенный ресурс, непросто такую систему организовать. Что уж говорить о каком-нибудь небольшом приходе вдали от Москвы?!

«Прихожанин»: Я вас послушал и понял, что современная воскресная школа в корне отличается от той, что была в России лет сто назад…

Александр Боженов: В Даниловом монастыре церковно-приходская школа была организована в 1892 году. Она решала две основные задачи: дать религиозное образование и обучить детей грамоте и прочим базовым предметам. Монастырь платил большое жалование преподавателю, чтобы он обучал детей грамоте, потому что без грамоты они не смогли бы читать Библию и Закон Божий. К концу 20-х годов XX века безбожная власть и монастырь и школу закрыла. К концу 1930-х годов с повсеместным введением всеобщего начального образования в стране была решена проблема безграмотности. И сегодня, когда мы говорим о воскресной школе внутри Русской Православной Церкви, мы подразумеваем, что ее главная задача – приобщить к вере, пробудить и у ребенка, и у его родителей произволение ко спасению. А вопросы грамотности пусть решают в обычной государственной школе.

Ирина Мошкова: Сейчас в России иные проблемы, которые необходимо решать, и в первую очередь, проблемы семьи. В дореволюционное время люди жили по вере, практически всех детей крестили, все соблюдали церковные праздники, регулярно исповедовались и причащались, жили по законам Церкви, с таким понятием как развод сталкивались редко. А с отделением Церкви от государства и Церкви от школы появилось огромное количество людей некрещеных, неверующих, которые даже не допускают мысли о том, что Бог может присутствовать в их жизни. Как легко обмануть человека, как легко его запутать, если у него нет религиозного сознания, если он не знает законов Божиих, если не читал Библию и ничего не знает о грехе и спасении!

В сознании русского человека всегда существовала опора на традиционные незыблемые семейные ценности, и они были напрямую связаны с Православием. Это камень, положенный в основание, и нельзя допустить, чтобы он рассыпался. Сегодня в мире идет духовная брань, и семья становится передним фронтом этой брани. Если мы семью не сбережем, рухнет всё! Поэтому через создание семейных воскресных школ можно сохранить основы нашей жизни, нашу национальную идентичность.

Поэтому мы хотели на базе семейной воскресной школы вырастить семейную психологическую консультацию. И нам это удалось, мы назвали ее «Семейное благо». И на первых порах многие люди приходили не в школу, а в нашу семейную консультацию, а потом в результате работы с таким человеком мы открывали ему дверь в воскресную школу. Бывает, что в человеке накапливаются какие-то обиды – на жизнь или других людей, – но часто он не видит, что за всеми его переживаниями, обидами и жизненными неурядицами лежат его собственные грехи. Вот и получалось, что кто-то несколько раз приходил на прием в «Семейное благо», а потом понимал, что надо идти дальше: к священнику исповедоваться, больше узнавать о вере, о Боге, о Церкви. Так человек приходил в воскресную школу и там обнаруживал, что его окружают близкие люди, которые становятся для него второй семьей.

«Прихожанин»: Поправьте меня, но у меня такое впечатление, что в теме воскресной школы от разговора о Боге мы постоянно сдвигаемся в сторону семейных отношений… Почему?

Ирина Мошкова: Многие священники вам скажут, что часто в храм Божий человека приводят неурядицы в семье. Причем они могут быть разного характера. Но именно эти проблемы вынуждают человека молиться, ставить свечки, обращаться к священнику с вопросами о чувстве одиночества, беспомощности, ощущении того, что его не понимают, не слышат. Сегодня нередко и молодые, и пожилые одинаково несчастны в своих семьях. Многие семьи часто разбиты, и даже если человек живет с кем-то под одной крышей, он не перестает чувствовать себя одиноким.

«Прихожанин»: Но бывает же и иначе: многие родители регулярно приводят своих детей в храмы, на каждой Литургии с ними исповедуются и причащаются. А дома читают им детскую Библию или рассказывают о жизни святых. Что даст этим взрослым и детям воскресная школа?

Ирина Мошкова: Современная воскресная школа – это не просто занятия в аудиториях, не только знания о Боге и Церкви, не одни лишь паломнические поездки по святым местам. Воскресная школа – это духовно-нравственная и психологическая среда, построенная на христианских отношениях, на любви друг к другу.

«Прихожанин»: И как же создать такую среду?

Александр Боженов: А одни лишь педагоги воскресной школы такую среду создать не могут – необходима активная поддержка родителей: их со-делание, со-участие, со-переживание. Только совместными усилиями можно создать такую особенную, семейную среду. А если какая-то мамочка приводит своего сына и говорит: «Я его воспитываю одна. Совсем от рук отбился. Сделайте с ним что-нибудь», то что тут сделаешь? Мне приходится объяснять, что наша воскресная школа может помочь лишь всей семье – помочь маме изменить себя и найти общий язык с сыном. Мы не можем за маму, вместо нее каким-то волшебным способом сделать ее сына послушным.

Ирина Мошкова: Мне вспоминается рассказ покойного отца Димитрия Смирнова, который как раз и занимался семьей. Однажды к нему просто с воплями обратилась женщина: «Батюшка, не знаю, что мне делать с сыном-подростком. Пьет, курит, гуляет, учиться не хочет». Отец Димитрий Смирнов ей в ответ и говорит: «Нет в Церкви никаких “благодатненьких” таблеточек, чтобы дал человеку, и он исправился. Для этого вы сами должны измениться, изменить характер своих отношений с сыном, научиться его слушать, понимать, разобраться в том, почему он так себя ведет. Может, он обижен на вас за что-то, и надо попросить у него прощения. Или в школе его травят. Или ему нужна ваша помощь с уроками. И его бунт – это попытка достучаться до вас».

Для многих родителей подобные слова становятся настоящим откровением. Почему? Просто потому, что они не хотят включаться в жизнь своего ребенка. Они готовы надзирать за ним, управлять, контролировать, командовать им, но не хотят войти в его жизнь, сделать ее частью своей жизни. Воскресная семейная школа – это как раз то звено, которое поможет и научит родителей, как войти в жизнь своего ребенка. Это опыт взаимодействия с детьми, когда надо вместе с ними рисовать, петь, путешествовать, ходить в храм…

Надо также понимать, что в воскресной школе не сидят какие-то особенные гуру-педагоги, которые всё знают и всё умеют. Нет! Но если к нам приходит мама, у которой есть проблемы с сыном или дочкой, то в воскресной школе она найдет еще 20 мам с похожими проблемами, которые поделятся с ней своим опытом.

Александр Боженов: Еще раз хочу сделать упор на главном: современная семейная воскресная школа отличается от тех воскресных школ, которые были в России и других странах в прежние века. Одна из главных ее задач – создание открытой гармоничной и позитивной среды для духовного роста детей и их родителей.

Ирина Мошкова: Идеальная воскресная семейная школа стоит на двух основаниях. С одной стороны, это сугубо церковные занятия: Закон Божий, катехизис, жития святых, литургика, беседы со священником. А с другой – пространство, которое мы создаем для детей и взрослых, среда, которая их объединяет, наполняет, формирует… И вот это пространство может быть наполнено самыми разными событиями и мероприятиями.

Вам нравится рисовать? Приходите и рисуйте! Причем мы делаем так, что рисовать может и совсем маленький ребенок, и взрослый. У нас учащиеся делали роспись по дереву, расписывали деревянные яйца и подсвечники. В нашей школе была и студия иконописи, в которую ходили люди, которые действительно хотели научиться этому искусству. Помогали мы в воскресной школе и с предметами, которые изучают в обычных школах. Был момент, когда мы заметили, что у наших учащихся начались проблемы в школе по математике, физике, химии. И тогда мы наняли преподавателя, который приходил и давал нашим ребятам консультации по точным наукам.

Создали мы и кружок английского языка. Не только церковнославянского, но и английского. Как я уже говорила, устраивали для всех учащихся – и взрослых, и детей – экскурсионные паломнические поездки. Организовывали различные праздники – сначала только церковные, а потом и другие семейные. Кроме того, в нашей школе была отличная библиотека, где и детям, и взрослым помогали выбрать книги по интересам. И видеозал, где мы вместе могли посмотреть фильм, а потом его обсудить. Мы также проводили разные благотворительные акции. Некоторые семьи были на грани нищеты. Им была нужна помощь, и мы для них собирали одежду и обувь, кормили бесплатными обедами тех, кто в 90-е годы просто голодал, а таких было немало. А кому-то была нужна психологическая поддержка, и мы ее давали.

Вот и получается, что, с одной стороны, в воскресной школе человеку открываются христианские истины и путь ко спасению, а с другой, он находится в особенной среде, наполненной добротой и уважением. Именно поэтому семейная воскресная школа – мостик к Богу.

Подготовил Петр Селинов

Источник: Православный интернет-журнал «Прихожанин»

Комментировать