Хилиа́зм (от греч. χῑλιάς «тысяча»), или милленниали́зм и/или милленаризм (от лат. mille «тысяча» + лат. annus «год») – богословское понятие и вместе с тем богословская позиция некоторых христианских писателей и групп верующих, эсхатологическое представление о том, что Господь Иисус Христос и христиане будут править миром на протяжении тысячи лет вплоть до наступления Страшного суда, после которого будет новая земля и новое небо – Царство Небесное.
Хилиазм не представляет собой единого монолитного учения и состоит из множества частных мнений и толков. Например, ряд авторов придерживается мнения, что между тысячелетним царством Христа и Страшным судом должна состояться битва с антихристом и сатаной, а другие авторы опровергают эту точку зрения или не упоминают о ней. Раннецерковный хилиазм был основан на неверной интерпретации текстов Священного Предания, более поздние милленаристические доктрины зародились уже в рамках протестантизма. В отличие от позднего европейского, традиционный раннехристианский хилиазм являлся лишь частным богословским мнением отдельных авторов и уже после Второго Вселенского собора (381 г.) и осуждения учения Аполлинария Лаодикийского о тысячелетнем царстве, это учение было отвергнуто полнотой Православной Церкви. Хилиазм и более поздний протестантский милленаризм ошибочны в вероучительном смысле слова.
В милленаризме условно выделяется две группы позиций – премилленаризм (в свою очередь подразделяется на посттрибулационизм и претрибулационизм), постмилленаризм; позиция, противоположная милленаризму, называется амилленаризм.
На протяжении всей истории Православной Церкви хилиазм и милленаризм воспринимались неоднозначно и данное учение являлось по большей части маргинальным, то есть разделялось некоторыми подчас радикальными или закрытыми группами верующих, нежели было ведущей, господствовавшей вероучительной позицией. Для доникейского периода говорить о нормативном церковном догматическом богословии невозможно, именно поэтому в этот период, с одной стороны, идеи хилиазма были достаточно популярны (хилиастические идеи можно найти в трудах таких церковных авторов как ап. Варнава, Папий, св. Иустин, св. Ириней, св. Ипполит Римский, св. Мефодий Патарский, Тертуллиан), а с другой стороны, широко были представлены и альтернативные богословские позиции.
После Второго Вселенского собора 381 буквалистское толкование «Тысячелетнего царства Христа» в Православной Церкви, как правило, отвергалось. В основе такого отвержения лежит православное учение о Церкви – земной воинствующей и Небесной торжествующей и на понимании христианской эпохи от первого до Второго пришествия Христа как «Тысячелетнего царства». Эта точка зрения характерна, в частности, для таких авторов как свт. Иоанн Златоуст, прп. Ефрем Сирин, прп. Иосиф Волоцкий, свт. Димитрий Ростовский и свт. Игнатий (Брянчанинов) и многих других.
Хилиазм в Библии
Понятие «Тысячелетнего царства», которое является базовой категорией для хилиазма, отсутствует в Священном Писании Ветхого Завета. Лишь в некоторых местах, например, в книге пророка Даниила (Дан. 2:44), можно найти упоминания о том, что Господь создаст «вечное царство» или «царство, которое вовеки не разрушится». Однако же, в Священном Писании Ветхого Завета присутствует ряд упоминаний об особом времени всеобщего благоденствия верующих (Ис.65:17-25; Ис.16:4; Мих.4:1 и пр.). Описание этого периода времени во всех случая имеет эсхатологический оттенок и связано, так или иначе, с Судом Божиим и пришествием Мессии. Указанный период не может быть страшным или ужасным для праведников, наоборот, в ряде мест данный период времени описывается как время счастья и благополучия (Ис.35:5), время без войн (Ис.2:4), время торжества праведных и верных заповедям Божиим (Ис.51:11). Основой милленаристского богословского рассуждения является 20-я глава книги Откровения Иоанна Богослова: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:4). На протяжении всей главы устойчивое выражение (τὰ χίλια ἔτη – тысяча лет) встречается шесть раз.
Хилиазм в раннем христианстве
Хилиазм в раннем христианстве тесно связан с иудейским хилиазмом Межзаветного периода. И если иудейский хилиазм был связан с личностью Мессии, который, по мнению иудеев, должен был восстановить Иудейское царство эпохи царя Давида, то раннехристианский хилиазм спроецировал подобное ожидание, но уже на Второе пришествие Иисуса Христа. По свидетельству Евсевия Кесарийского, идеи хилиазма в раннем христианстве связаны с влиянием учения гностика Керинфа, однако, у многих иных авторов первых веков христианства мы также можем встретить упоминания о Тысячелетнем царстве. Так, например, Папий Иерапольский (ок. 70–155 (165) гг.) писал: «После воскресения мёртвых наступит Тысячелетнее царство, когда Христос установит Своё Царство на земле» («Фрагмент VI»), также и Иустин Мученик (ок. 100–165 гг.) писал: «Я и другие здравомыслящие во всем христиане знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится» («Диалог с Трифоном иудеем», гл. 80). Вместе с тем, многие авторы первых веков христианства выступали против хилиазма, например, свт. Дионисий Александрийский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин, Ориген, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Богослов и пр.
Святоотеческий хилиазм
Ранние христианские авторы довольно часто упоминают о Тысячелетнем царстве, но подчас органично встроить хилиазм в богословское мировоззрение того или иного автора бывает достаточно сложно из-за недостатка текстов. Одновременно с этим, для ранней Церкви было характерно разделение хилиазма на чувственный и духовный. Духовный хилиазм отвергал появление некоего конкретного государства под управлением Христа, Тысячелетнее царство толковалось возвышенно, менее чувственно, чем у гностиков, и именно в таком виде оно встречается в работах Папия Иерапольского, свт. Иринея Лионского, св. Иустина Мученика.
Чувственный хилиазм в свою очередь разрабатывался уже упомянутыми выше гностиком Керинфом и Аполлинарием Лаодикийским. В дальнейшем именно чувственный хилиазм отвергался многими святыми отцами, в то время как духовный хилиазм некоторыми отцами принимался.
Прямо отвергали идею о земном Тысячелетнем царстве свт. Григорий Богослов, блж. Феодорит Кирский, свт. Григорий Нисский. Свт. Григорий Богослов писал: «Отсюда произошли у них новое иудейство, тысячелетнее ни на чем не основанное наслаждение в раю и мнение, что мы опять воспримем почти то же и для того же употребления, что имеем теперь» (Послание 4-е, к Кледонию, против Аполлинария второе). «У них есть и это, не знаю откуда взятое, какое-то новое иудейство – бредни о тысячелетии, порождении языческого упоения и заблуждения» («Песнопения таинственные», «К себе самому»). Другие отцы подчеркивали несовместимость хилиазма с церковным вероучением. Прп. Ефрем Сирин писал: «Ужели праведники после тысячелетнего царствования со Христом снова предстанут на суд? Да не будет сего… Воскресшие праведники уже не умирают, чтобы имело место третье воскресение» («О покаянии»), Святой отец христианского Запада блж. Иероним также показывал неоднозначность данного учения: «Если мы будем следовать плотскому толкованию, необходимо согласиться с иудейскими выдумками, что Иерусалим будет вновь отстроен, и в храме будут приноситься жертвы, и, после отмены духовного почитания, будут соблюдаться плотские ритуалы» (Ep. 59.3.).
Хилиазм в творчестве святых отцов представлял частное богословское мнение и не являлся частью церковного вероучения.
Средневековый хилиазм
В Средние века хилиазм был распространен преимущественно среди отдельных, как правило, еретических движений внутри Православной Церкви. Аналогичная ситуация складывалась и в католицизме.
Наиболее известным распространителем и популяризатором хилиазма в этот период стал калабрийский аббат Иоахим Флорский (1132–1201), который разрабатывал учение о христианстве Третьего Завета. Согласно этому учению, история человечества разделяется на Ветхий Завет (Царство Бога-Отца), Новый Завет (Царство Бога-Сына) и Третий Завет (Царство Святого Духа). Третий Завет как раз и должен был стать, по мнению Иоахима Флорского, периодом Тысячелетнего царства. IV Латеранский собор Римо-Католической церкви окончательно осудил данное учение как ересь, что косвенно повлияло на негативное католическое восприятие всего хилиазма в целом в последующие века в католическом богословии.
Премилленаризм
Представители премилленаризма верят, что Тысячелетнее царство наступит после Второго пришествия Христа, которому будет предшествовать период Великой скорби. После окончания тысячелетия жизни со Христом произойдет Страшный суд над сатаной и его приспешниками, а затем – вечное Божие Царство. Данное представление также называется посттрибулационизмом или историческим, классическим премилленаризмом. Другая, более буквальная, интерпретация премилленаризма называется диспенсационалистским или диспенсациональным премилленаризмом (от англ. dispensation – распределение, период) и заключается в том, что перед периодом Великой скорби Христос совершит Свое пришествие за Церковью (Восхищение Церкви) и затем, уже в конце Великой скорби, Христос придет второй раз, но уже с Церковью и наступит Тысячелетнее царство, которое завершится Страшным судом и последующей вечностью для праведников в Царствие Небесном. В историческом премилленаризме не проводится богословского различия между Израилем и Церковью, именно поэтому в представлении классических премилленаристов Израиль также будет возрожден и восстановлен после Великой скорби.
Постмилленаризм
Родоначальником постмилленаризма является англиканский проповедник и богослов Даниэль Уитби (1638–1726). В противовес премилленаристам богословы-постмилленаристы утверждают, что Тысячелетнее царство предшествует Второму пришествию Христа и Страшному суду. При этом понятие о «тысячелетнем» царстве не всегда толкуется буквально, иногда просто указывается некоторое достаточно продолжительное время благоденствия верующих. В основе постмилленаризма лежит идея о повсеместном распространении Евангелия и доминировании христианских элит и христианских обществ во всем мире. Именно таким образом, по мнению постмилленаристов, произойдет в конечном итоге наступление царства Христа.
Отношение к хилиазму современных христиан
Православная Церковь, католики, и большинство околохристианских сообществ придерживаются амилленаристкой позиции, то есть – отрицают хилиазм. Постмилленаристские и премилленаристские убеждения популярны среди протестантских деноминаций позднего происхождения и некоторых постхристианских сект (например, свидетелей Иеговы*). Отдельные группы верующих разделяют диспенсационалистские позиции, как например, мессианские иудеи, однако нет оснований говорить о широком распространении этих взглядов среди современных христиан. Тем не менее, идеи о тысычелетнем царстве оказывали и оказывают значительное влияние на современную североамериканскую культуру и политику. Отдельные диспенсационалистские идеи можно найти в современных баптистских вероучительных документах.
Прочими же христианами (т.е. амилленаристами) тысячелетнее царство трактуется аллегорически как период, в который христиане находятся в наиболее благоприятных для проповеди Евангелия условиях. Царство Христа и Его правление также понимается как правление небесное, духовное, а не материальное. Стихи из 20-й главы книги Откровения понимаются не иначе как правление со Христом уже умерших христиан, святых, пребывающих на небесах. Для амилленаризма характерно ожидание не только Второго пришествия, но и ожидание Великой скорби, а также пришествия Антихриста.
Нетрудно заметить, что для амилленаризма и премилленаризма характерна негативная оценка исхода человеческой истории, а последующее воздаяние праведникам с позиций этих подходов выглядит как избавление от мучений. В свою очередь постмилленаристский взгляд, наоборот, оптимистичен и Второе пришествие, и Страшный суд, в рамках такой стратегии осмысления идеи о Тысячелетнем царстве выглядят как логичный итог первого пришествия Христа и в целом развития истории человечества.
Православная трактовка
Современное Православие отвергает хилиазм. Под Тысячелетним царством православная экзегетика подразумевает некоторый довольно продолжительный период от первого пришествия Господа Иисуса Христа и вплоть до кончины мира. Под «первым воскресением» подразумевается духовное возрождение, получаемое в таинстве Крещения. В частности, прот. Олег Давыденков в своем учебнике по догматическому богословию пишет: «Под тысячелетним царством православные экзегеты понимают неопределенный, но продолжительный период времени от начала благодатного царства Церкви Христовой и до кончины мира. При этом под «первым воскресением» имеется в виду духовное возрождение людей в жизнь вечную во Христе в Таинстве Крещения, совершаемого в Церкви Христовой, которое также иногда именуется воскресением (см.: Кол.3:1; Еф.2:5–6, 5:14). Временное освобождение диавола из темницы на малое время означает явление на земле антихриста незадолго до кончины мира, за которой последует Всеобщий и последний суд»1.
Хилиазм (милленаризм) не может быть принят православными христианами вследствие:
- невозможности признания двух воскресений (Господь учил лишь об одном воскресении);
- невозможности признания двух Страшных судов (Господь опять же учит лишь об одном суде);
- невозможности признания особого пришествия Христа прежде Страшного суда ради земного правления миром;
- невозможности признания некоего особого Тысячелетнего царства Христа уже в этом мире, отличного от Царства Небесного.
Примечание:
1 Давыденков О., прот. Догматическое богословие.
Литература по теме
- Хилиазм София-Логос. Словарь
- Ложное учение хилиазм прот. Олег Давыденков
- Несостоятельность хилиазма протопр. Михаил Помазанский
- Хилиазм схиархим. Плакида (Дезей)
- Хилиазм: подлинно церковное учение или частное мнение нескольких древних отцов? иерей Евгений Веселов
- Учение о тысячелетнем царстве Христовом в современном баптизме иерей Евгений Веселов
Комментировать