Жестокость и абсурд учения про ад; помогите понять

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вот интересно было бы словами святых уяснить эту мысль. Я как то тоже задумывался об этом, не совсем понимаю почему святитель Григорий Нисский и Иссаак Сирин, дерзали думать что муки носят какой то педагогический характер , думаю что это влияние Оригена, Платона и язычества, что заставляет с подозрительностью относиться к их " наследию", по крайней мере в вопросе о гееене.
Отче, вот в толковании на данный отрывок Евангелия от Луки Свт. Григорий Палама говорит о неизменяемости состояния как грешников, так и праведников:
Свт. Григорий Палама

"и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк.16:26)

"Видите, что и сам Авраам, хотя бы и хотел, не может помочь тамошним осужденным? Ибо, говорит, совсем непроходима находящаяся среди нас пропасть, так что хотящие перейти не могут. «И оттуда», говорит, «к нам не переходят». Кажется, иные из мучимых находятся еще в более глубоком месте пламени, о коих Авраам говорит, что они «оттуда»; но вместе и сильнейший мучительный огонь испытывают, так что вовсе не могут говорить. Должно быть эти люди скупого нрава и в нынешнем веке богатеющие грабежом, в чем теперешний богач не обвиняется. Потому что осуждается не как хищник и обидчик, а только как немилосердный и сластолюбивый.

Ему говорит Авраам: так как ты усладительную, распущенную и рассеянную жизнь предпочел воздержанной, то по справедливости ныне постигли тебя горе, скорбь и теснота (Рим.2:9); а так как и с бедными не имел никакой общительности посредством подаяния (Евр.13:16), и «не приобрел друзей богатством неправедным» (Лк.16:9), и не «дал своего избытка в восполнение их недостатка» (2Кор.8:14), но совершенно пребыл необщительным со святыми (Рим.15:26), отделяясь от них как злоба отделяется от добродетели, то посему теперь между нами, прожившими добродетельно, и вами, проводившими жизнь во зле, утверждена великая и непроходимая пропасть, так что никогда невозможно переходить одним к другим. Доказывает же чрез сие нескончаемость и неизменяемость как мучения грешников, так и блаженства праведников."

Омилия 44. На 22-е воскресное Евангелие.
 
Украина
Православный христианин
Свт. Григорий Палама

"и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк.16:26)

Омилия 44. На 22-е воскресное Евангелие.
Зачастую у святых Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина, я читал что поэтому то мы усиленно и молимся об усопших, о перемене их участи именно до Страшного Суда. Когда же произойдёт разделение и наступит смерть вторая, то я не вижу никакого основания считать что состояние может быть переменено. Да и название смерть вторая, с моей точки зрения говорит о том, что изменить уже ничего не будет возможно.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Зачастую у святых Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина, я читал что поэтому то мы усиленно и молимся об усопших, о перемене их участи именно до Страшного Суда. Когда же произойдёт разделение и наступит смерть вторая, то я не вижу никакого основания считать что состояние может быть переменено. Да и название смерть вторая, с моей точки зрения говорит о том, что изменить уже ничего не будет возможно.
Я думаю, отче, что это тайна, которую никто из нас никогда в этой жизни полностью не узнает.

Наверное, поэтому и Св. Отцы расходятся во мнениях.

Думаю, это и не нужно знать. Нам, каждому, нужно изо всех сил стараться выполнить Заповеди Христа, постоянно молиться и причащаться Его Святого Тела и Крови, и уповать на Его Человеколюбие. Так думаю.
 
Кстати, мне вспомнилась кураевская трактовка (в его книге о "Мастере и Маргарите") прошения Мастера о том, чтобы Воланд подарил им с Маргаритой домик с садом, в котором бы вечно цвела сирень и звучала бы музыка, и они бы с Маргаритой жили там - ключевое слово - в покое. О. Андрей там говорит, что и цветы бы, и музыка одна и та же бы скоро приелась, и они бы начали ненавидеть друг друга. А Бога в этой картине нет. Поэтому это стало бы адом. Этот образ мне тоже вспомнился, когда я смотрела рекомендованный Олегом Лесняком фильм "Неуместный человек". Вроде бы всё хорошо, всё есть, но искренней радости нет и - ад.
 
Последнее редактирование:
Зачастую у святых Иоанна Дамаскина и Ефрема Сирина, я читал что поэтому то мы усиленно и молимся об усопших, о перемене их участи именно до Страшного Суда. Когда же произойдёт разделение и наступит смерть вторая, то я не вижу никакого основания считать что состояние может быть переменено. Да и название смерть вторая, с моей точки зрения говорит о том, что изменить уже ничего не будет возможно.
Мне приснился один знакомый, внезапно умерший, и просил помолиться, потому что, по его словам "скоро будет поздно". Он имел в виду, по ощущению, свою судьбу, а не общую, то есть вот этот второй суд, как я поняла. Я выяснила у его сына, что он был некрещёный и помолилась дома мученику Уару. Очень тягостный был сон, с ощущением полной бесперспективности. И таким он там выглядел, как бы пылью присыпанный, без надежды, и так обрадовался, когда увидел меня...
 
Украина
Православный христианин
Мне приснился один знакомый, внезапно умерший, и просил помолиться, потому что, по его словам "скоро будет поздно". Он имел в виду, по ощущению, свою судьбу, а не общую, то есть вот этот второй суд, как я поняла. Я выяснила у его сына, что он был некрещёный и помолилась дома мученику Уару. Очень тягостный был сон, с ощущением полной бесперспективности. И таким он там выглядел, как бы пылью присыпанный, без надежды, и так обрадовался, когда увидел меня...
Помоему у преподобного Макария читал, что и ад имеет разные части что ли. Если императору Траяну были прощены грехи, то и этот бедняга достоин молитвы...
 
Москва
Православный христианин
Читала тоже,какое-то время назад.Сейчас поискала в интернете и нашла эту статью, - Размышления архимандрита Крестьянкина о бессмертной душе:
....(c)....

- Желание счастья и усовершенствования не удовлетворяется здесь в земной жизни, хотя всеми силами своей души человек стремится к этому.

Прекрасен образ души, совершенствующейся в истине и добродетели!.. Но мы часто видим, что жизнь человека прерывается в расцвете его творческих сил. Значит ли это, что труды его были напрасны?! Конечно, нет.

Бог определил это беспредельное развитие и совершенствование в вечной жизни тем, кто в своей душе положил основание этому еще в земной жизни.

Добродетельные души – это камни, предназначенные войти в сооружение великого здания.В земной жизни душа проходит как бы только детский свой период того длительного будущего века, который будет длиться вечность и в котором душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования.
По учению святых Отцов – человек здесь на земле созидает себе то направление души, которое будет продолжением его жизни за гробом. Поэтому Бог и дает возможность каждой душе приобрести во время земной жизни все необходимое.
***
И вот ещё у Апостола Павла 1-ое послание к коринфянам:
Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.

- Но, как написано: не видел того глаз
… Внимай, человек, чаще этой премудрости – в ней для тебя отрада и утешение в скорбях земной мимолетной жизни. Эта премудрость есть спасение мира крестною смертию Сына Божия.
Праведный Иоанн(Кронштадский)
 
Православный христианин
Господь сказал: "Царствие Небесное внутри вас есть". Наверное, и ад тоже может быть внутри нас. Мне кажется, что это больше внутреннее состояние человека, а не внешнее. Кстати, про фильмы. Вот нашумевший фильм "Основной инстинкт" (обе части). Действие происходит на фоне красивых пейзажей и роскоши и главная героиня не напоминает монстра из фильмов ужасов. Однако, даже если вычеркнуть из фильма все эротические сцены, от фильма буквально веет гееной огненной...
 
Крещён в Православии
Еще один из известных популяризаторов атеизма Александр Панчин констатировал, что любовь Бога не антропологична, в отличие от человеческой. Т.е. Бог не стремиться создать объекту Своей любви идеальные условия на земле. И даже не стремиться сделать это в будущем веке. Для Него куда важнее дать человеку возможность самоопределения. И это опять же идет вразрез с нашей антропологичной любовью, которая заставляет нас не пускать детей к розеткам и к окнам и привязывать наркоманов к батареям, чтобы те переждали ломку. Для нас Его любовь выглядит диковато, но тут уж ничего не поделаешь, другого Бога нет.
А по поводу Его благости, то тут все просто. У каждого человека свои представления о благе, и у Бога они тоже Свои. А так как Он - Абсолют, то нам приходиться считаться с Его представлениями о благе и принимать их. Тут тоже ничего не поделаешь.
 
Бог определил это беспредельное развитие и совершенствование в вечной жизни тем, кто в своей душе положил основание этому еще в земной жизни.

Добродетельные души – это камни, предназначенные войти в сооружение великого здания.В земной жизни душа проходит как бы только детский свой период того длительного будущего века, который будет длиться вечность и в котором душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования.
Я истово верю в то, что процесс обожения продолжится за гробом. Но здесь мне видится и трудность: если в вечности не будет ни времени, ни перемен, то каким образом "душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования"? Признаюсь, это меня смущает.
 
Москва
Православный христианин
Я истово верю в то, что процесс обожения продолжится за гробом. Но здесь мне видится и трудность: если в вечности не будет ни времени, ни перемен, то каким образом "душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования"? Признаюсь, это меня смущает.
Там в статье,написано следующее:
- По учению святых Отцов – человек здесь на земле созидает себе то направление души, которое будет продолжением его жизни за гробом. Поэтому Бог и дает возможность каждой душе приобрести во время земной жизни все необходимое.
Вот именно эту мысль я и запомнила,когда читала эту статью раньше.Думаю,смущаться не нужно.Сейчас,здесь на земле,человеку нужно стараться жить по-заповедям Божиим (о чём писал Олег выше),учиться молиться,посещать службы - праздничные,воскресные,- когда кто может; участвовать в Таинствах,исповедоваться,причащаться...жить церковной жизнью,в меру своих сил.Стемиться к Богу.Просить святых о помощи.
А там как Бог даст,так и будет.
 
Украина
Православный христианин
Я истово верю в то, что процесс обожения продолжится за гробом. Но здесь мне видится и трудность: если в вечности не будет ни времени, ни перемен, то каким образом "душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования"? Признаюсь, это меня смущает.

Прп. Иустин (Попович)

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего
Ответ достоин Бога: Хорошо, добрый и верный раб! ибо ты понял, что земная жизнь человеческая - это служение Богу и Божиему, богослужение; раб верный, ибо ты понял, что жизнь человеческая на земле - один непрерывный подвиг верности Богу через евангельские таинства и святые добродетели. В малом ты был верен: в малом земном мире, где малой мерой можно охватить Бога и Божие, и в малой мере жить Богом и Божиим. Над многим тебя поставлю: за моими земными дарами и талантами стоят бесконечные и безмерные совершенства и Моей Истины, и Моей Правды, и Моей Милости, и Моей Мудрости: все это навсегда будет твоим, и никогда «не отнимется» от тебя (Лк. 10:42); это то, что «никогда не престает» (1 Кор. 13:8), и в чем человеческое существо остается навсегда, остается живым. А все эти совершенства - это радость над радостью, бесконечная, бессмертная радость: войти в радость господина своего. Эта та вечная радость, которую «никто не отнимет» у последователей Христовых ни этого, ни иного мира (Ин. 16:22).
Толкование на Евангелие от Матфея.
 
Украина
Православный христианин
Сейчас перечитала сюжет - ничего не поняла (так же, как при просмотре фильма в свое время). Надо ж так закрутить бредни.
Хорошо что я этот фильм не помню, столько и без него шлака в памяти.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Вы не понимаете слова "Вечность". Это не безконечно длинный период времени, это отсутствие времени.
А коль так, то и изменения невозможны, поскольку любые изменения - это процессы, а процессы характеризуется временем, без времени возможны только состояния.
Я истово верю в то, что процесс обожения продолжится за гробом. Но здесь мне видится и трудность: если в вечности не будет ни времени, ни перемен, то каким образом "душа получит возможность полного развития своих способностей и совершенствования"? Признаюсь, это меня смущает.
Но почему же в вечности станут невозможны никакие изменения? Где нет движения и изменений, там нет и жизни. Бывает, изменения происходят так мгновенно, что можно сказать, что времени нет. Например, в физике известны мгновенные перемещения состояний взаимосвязанных («перепутанных», коррелированных) квантовых частиц на сколь угодно большие расстояния. (Нелокальные корреляции, квантовая запутанность).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Но почему же в вечности станут невозможны никакие изменения? Где нет движения и изменений, там нет и жизни. Бывает, изменения происходят так мгновенно, что можно сказать, что времени нет. Например, в физике известны мгновенные перемещения состояний взаимосвязанных («перепутанных», коррелированных) квантовых частиц на сколь угодно большие расстояния. (Нелокальные корреляции, квантовая запутанность).
Юрий, мир Вам.
По поводу нелокальных корреляции и квантовых запутанностей, о которых я впервые слышу, комментировать не могу, т.к. ничего не знаю.

Однако, знаю, что:
1. Бог существует вне времени. И Бог не меняется. Тем не менее, Бог жив!
2. Воскресшие в жизнь вечную люди будут находиться с Богом, стало быть, в Его измерении, т.е. вне времени. Вероятно, и те, кто отвергался Бога в этой жизни, воскреснув, будут жить также вне времени, хоть и без Бога.
3. Время есть мера длительности процессов. Неважно, сколь быстро протекает процесс - он имеет продолжительность во времени. Нет времени - нет и процессов. Кто в каком состоянии застигнут Страшным Судом, тот в том состоянии и пребывает.
4. Говорят, что до Страшного Суда, по молитвам Церкви, можно как-то изменить посмертную участь грешников. Но, опять же, мы достоверно ничего об этом не знаем.

Да и не надо нам этого знать, по-моему. Нужно молиться, приступать к Чаше как можно чаще, любить ближних, творить дела милосердия, и смиренно верить, что Господь укажет нам на место одесную Себя!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Это говорит о том, что по окончании земной жизни люди утрачивают способность меняться. Каким был здесь, таким и уйдёшь в Вечность.
Именно поэтому посмертное покаяние невозможно, и невозможно изменить участь человека, о чем Авраам богачу и сообщил:
"и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк.16:26).
Отче, вот в толковании на данный отрывок Евангелия от Луки Свт. Григорий Палама говорит о неизменяемости состояния как грешников, так и праведников: "и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят" (Лк.16:26)
"Видите, что и сам Авраам, хотя бы и хотел, не может помочь тамошним осужденным? Ибо, говорит, совсем непроходима находящаяся среди нас пропасть, так что хотящие перейти не могут. «И оттуда», говорит, «к нам не переходят».
Омилия 44. На 22-е воскресное Евангелие.
Я думаю, отче, что это тайна, которую никто из нас никогда в этой жизни полностью не узнает.
Наверное, поэтому и Св. Отцы расходятся во мнениях.
Думаю, это и не нужно знать. Нам, каждому, нужно изо всех сил стараться выполнить Заповеди Христа, постоянно молиться и причащаться Его Святого Тела и Крови, и уповать на Его Человеколюбие. Так думаю.
В моем окружении людей, с кем я работаю, и даже среди ближайших родственников очень мало людей, кто верит в Христа, как Бога, знает Символ Веры и причащался, хотя бы раз в жизни. Некоторые уже упокоились, как я думаю, неверующими. И, насколько я их знал, как-то слабо верится, что непосредственно перед последним мгновением они стали верующими, как это произошло с благоразумным разбойником. Так кто же спасется? Впору впасть в отчаяние о невозможности изменения посмертной участи наших неверующих родственников и друзей, как об этом говорится в приведенных выше цитатах.
С вопросом о пропасти между раем и адом надо разбираться, чтобы не отчаиваться от того, что нет достаточной веры в Христа, нет и ожидаемой благодати от веры в Него. А особенно огорчают и приводят в безысходное отчаяние категоричные заявления о вечных муках близких наших, умерших неверующими и некрещеными.

Пропасть между раем и адом существовала до воплощения Сына Божия, то есть до пришествия Христа на землю. Христос после Крестной смерти Своей спускался душой в ад, разрушил врата ада, проповедовал там и освободил оттуда даже таких бывших грешников, как Адама и Еву. По их добрым делам и вере в Спасителя, Которого они пока не знали в земной жизни, но узнали после смерти своей, они, как по крепкому мостику, были выведены Христом через пропасть, разделяющую рай от ада.

И теперь, когда Христос сидит на Небесах на престоле одесную Отца, грешники опять временно лишены спасительной возможности преодолеть пропасть между адом и раем. Они не могут в после смерти своей творить какие-либо добрые дела покаяния кроме самого покаяния и обращения к Богу и святым о спасении нас, живущих на земле, от страданий ада.

Но будет Второе Пришествие Христа на землю, воскресение грешников и они предстанут на Страшный Суд. По всеобщем воскресении, как я думаю, грешники, увидев Христа во всей славе Своей, смогут уверовать в Него, покаяться в своем неверии и других грехах, в которых не успели покаяться перед смертью и могут быть помилованы на Суде, если они любили людей и были милостивы к нуждающимся в их помощи. Об этом я уже неоднократно писал в различных темах, например, темы «Тело, Душа и дух» (#587) или «Уподобление спасительности» (#24): – «Зачем же воскреснут грешники? Я думаю, они воскреснут, чтобы получить возможность покаяться на Последнем Суде. Скажу особо о неверующих грешниках, о наших родителях и других родных, которые отдали свои жизни в Великой Отечественной войне за нас и не были явными богоборцами. Они и многие наши покойные близкие имели любовь к людям, чистую совесть и чистое сердце, были милостивы, были миротворцами, но им не дано было в земной жизни поверить в Христа. Они, познав душой, свободной от тела, реальную жизнь в аду, слыша наши молитвы об их спасении, увидев по воскресении своем Христа Сына Божия во всей Славе Его, поверят в Него, заплачут о своих грехах и о грехе неверия и, если покаются на Суде, то могут быть помилованы и спасены Христом по молитвам нашим.
Ведь молитвы наши о упокоении ближних являют собой, с одной стороны, выражение нашей любви к ним, а с другой стороны, свидетельствуют об их любви к нам и другим людям. Их любовь к людям и чистое сердце их, а также обретение веры и любви к Христу по воскресении своем есть тот
мостик, по которому они могут перейти через пропасть между адом и раем. У кого есть такой мостик христианской любви к людям (1Кор.13:4-8, Матф.25:34-40) тот, уверовав в Христа душой после телесной смерти, имеет возможность спастись».

Также следует особо сказать и о некрещеных младенцах, которые по православному учению после своей смерти недостойны рая. Мы знаем, что Христос после Своей проповеди в аду вывел в рай Адама, Еву, Авраама и других ветхозаветных праведников, которых, несомненно, крестил Святым Духом прежде чем вывести в рай. Так и здесь после всеобщего воскресения и Суда Он может крестить уверовавших в Него и в Его Слово (Евангелие) помилованных Им покаявшихся грешников и некрещеных младенцев.
Мостик в рай этим младенцам могут перекинуть их православные родители. Можно сказать, что некрещеные младенцы будут в раю не сами по себе, а в том случае, если их православные родители или близкие родственники будут молиться о них и, благодаря этим молитвам и стяжанию святого Духа, родители и сами попадут в рай, и младенцев своих возьмут с собой. Не может быть такого, чтобы родители были в раю, а некрещеные младенцы были не с ними!!! Это же касается и тех младенцев, которые у православных родителей преждевременно скончались в утробе матери.
А те младенцы, которые убиты в результате аборта женщины, могут быть спасены только по покаянию ее в смертном грехе и ведению ею истинно христианской жизни.

Я говорю это потому, чтобы родители не теряли надежду на спасение своих некрещеных младенцев.
Если они потеряют эту надежду и отчаются в спасении некрещеных малышей, то уже, пожалуй, ничто не спасет ни их, ни этих несчастных детей.

P.S. Другие грешники, которые по причине вражды к людям и Богу, отсутствия милости и, в конечном итоге, укоренения во зле (себялюбие, эгоизм и прочее) неспособны покаяться, не спасутся от вечной погибели в смерть вторую, которая есть духовная смерть и вечная мука.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
В моем окружении людей, с кем я работаю, и даже среди ближайших родственников очень мало людей, кто верит в Христа, как Бога, знает Символ Веры и причащался, хотя бы раз в жизни. Некоторые уже упокоились, как я думаю, неверующими. И, насколько я их знал, как-то слабо верится, что непосредственно перед последним мгновением они стали верующими, как это произошло с благоразумным разбойником. Так кто же спасется? Впору впасть в отчаяние о невозможности изменения посмертной участи наших неверующих родственников и друзей, как об этом говорится в приведенных выше цитатах.
С вопросом о пропасти между раем и адом надо разбираться, чтобы не отчаиваться от того, что и нет достаточной веры в Христа, нет ожидаемой благодати от веры в Него. А особенно огорчают и приводят в безысходное отчаяние категоричные заявления о вечных муках близких наших, умерших неверующими и некрещеными.

Пропасть между раем и адом существовала до воплощения Сына Божия, то есть до пришествия Христа на землю. Христос после Крестной смерти Своей спускался душой в ад, разрушил врата ада, проповедовал там и освободил оттуда даже таких бывших грешников, как Адама и Еву. По их добрым делам и вере в Спасителя, Которого они пока не знали в земной жизни, но узнали после смерти своей, они, как по крепкому мостику, были выведены Христом через пропасть, разделяющую рай от ада.

И теперь, когда Христос сидит на Небесах на престоле одесную Отца, грешники опять временно лишены спасительной возможности преодолеть пропасть между адом и раем. Они не могут в после смерти своей творить какие-либо добрые дела покаяния кроме самого покаяния и обращения к Богу и святым о спасении нас, живущих на земле, от страданий ада.

Но будет Второе Пришествие Христа на землю, воскресение грешников и они предстанут на Страшный Суд. По всеобщем воскресении, как я думаю, грешники, увидев Христа во всей славе Своей, смогут уверовать в Него, покаяться в своем неверии и других грехах, в которых не успели покаяться перед смертью и могут быть помилованы на Суде, если они любили людей и были милостивы к нуждающимся в их помощи. Об этом я уже неоднократно писал в различных темах, например, темы «Тело, Душа и дух» (#587) или «Уподобление спасительности» (#24): – «Зачем же воскреснут грешники? Я думаю, они воскреснут, чтобы получить возможность покаяться на Последнем Суде. Скажу особо о неверующих грешниках, о наших родителях и других родных, которые отдали свои жизни в Великой Отечественной войне за нас и не были явными богоборцами. Они и многие наши покойные близкие имели любовь к людям, чистую совесть и чистое сердце, были милостивы, были миротворцами, но им не дано было в земной жизни поверить в Христа. Они, познав душой, свободной от тела, реальную жизнь в аду, слыша наши молитвы об их спасении, увидев по воскресении своем Христа Сына Божия во всей Славе Его, поверят в Него, заплачут о своих грехах и о грехе неверия и, если покаются на Суде, то могут быть помилованы и спасены Христом по молитвам нашим.
Ведь молитвы наши о упокоении ближних являют собой, с одной стороны, выражение нашей любви к ним, а с другой стороны, свидетельствуют об их любви к нам и другим людям. Их любовь к людям и чистое сердце их, а также обретение веры и любви к Христу по воскресении своем есть тот
мостик, по которому они могут перейти через пропасть между адом и раем. У кого есть такой мостик христианской любви к людям (1Кор.13:4-8, Матф.25:34-40) тот, уверовав в Христа душой после телесной смерти, имеет возможность спастись».

Также следует особо сказать и о некрещеных младенцах, которые по православному учению после своей смерти недостойны рая. Мы знаем, что Христос после Своей проповеди в аду вывел в рай Адама, Еву, Авраама и других ветхозаветных праведников, которых, несомненно, крестил Святым Духом прежде чем вывести в рай. Так и здесь после всеобщего воскресения и Суда Он может крестить уверовавших в Него и в Его Слово (Евангелие) помилованных Им покаявшихся грешников и некрещеных младенцев.
Мостик в рай этим младенцам могут перекинуть их православные родители. Можно сказать, что некрещеные младенцы будут в раю не сами по себе, а в том случае, если их православные родители или близкие родственники будут молиться о них и, благодаря этим молитвам и стяжанию святого Духа, родители и сами попадут в рай, и младенцев своих возьмут с собой. Не может быть такого, чтобы родители были в раю, а некрещеные младенцы были не с ними!!! Это же касается и тех младенцев, которые у православных родителей преждевременно скончались в утробе матери.
А те младенцы, которые убиты в результате аборта женщины, могут быть спасены только по покаянию ее в смертном грехе и ведению ею истинно христианской жизни.

Я говорю это потому, чтобы родители не теряли надежду на спасение своих некрещеных младенцев.
Если они потеряют эту надежду и отчаются в спасении некрещеных малышей, то уже, пожалуй, ничто не спасет ни их, ни этих несчастных детей.

P.S. Другие грешники, которые по причине вражды к людям и Богу, отсутствия милости и, в конечном итоге, укоренения во зле (себялюбие, эгоизм и прочее) неспособны покаяться, не спасутся от вечной погибели в смерть вторую, которая есть духовная смерть и вечная мука.
Юрий, спаси Господи за такой обстоятельный ответ.

Что тут можно сказать? Бог нам не очень много открыл про загробную жизнь.

А почему? Да потому, думаю, что нам все знать о ней - неполезно!
Нам открыто, что нужно делать, чтобы иметь надежду на Царство Небесное, и будет с нас.
Я об остальном не думаю, честно.

"Держи ум твой во аде, и не отчаивайся"!

Что до наших усопших (как я Вас понимаю, сам думаю о посмертной участи моих родных!), то мы, опять же, не знаем, как Господь будет судить... отчаиваться не стоит, Господь милосерднее нас неизмеримо!
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Думаю, это и не нужно знать. Нам, каждому, нужно изо всех сил стараться выполнить Заповеди Христа, постоянно молиться и причащаться Его Святого Тела и Крови, и уповать на Его Человеколюбие. Так думаю.
Сергей Львович Худиев. (О спасении добродетельных неверующих).
"Если мы признаём реальность бытия Божия и реальность спасения – или его утраты, – то именно Бог является тем Законодателем, Который решает, что нравственно, а что нет. …Десять заповедей начинаются с четырёх, касающихся нашего отношения к Богу, и первая из них: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20:2,3)…

Одно из самых пугающих мест в Евангелии – притча о богаче и Лазаре (Лк.16:19–23)… О богаче не сказано, что он активно творил зло; он вполне мог приобрести богатство законным путем – например, унаследовать; грех, который его погубил, состоял в недеянии – он пренебрёг нуждой другого человека, которому мог помочьЕвангелие говорит – жестокосердие к нуждающимся сводит в ад…

Как и утверждает Писание, людей, соблюдающих закон, просто не существует (единственным исключением является Господь Иисус Христос). Вопрос, “спасётся ли неверующий человек, живущий по заповедям”, снимается за неимением такого человека… Поэтому когда мы говорим о чьём бы то ни было спасении, мы говорим о спасении только во Христе; делами закона не оправдается <…> никакая плоть (Рим 3:20)… Единственная надежда, о которой говорят Апостолы, это надежда не на то, что мы вели себя достаточно хорошо для рая, а надежда на Того, Кто умер за грехи наши, по Писанию… Именно через эту Жертву Бог прощает наши грехи и дарует нам вечную жизнь. Вера и крещение, последующая жизнь в вере, послушании и общении с Церковью в таинствах, соединяет верующего со Христом (Гал.3:27; 1Ин.4:15; Ин 6:54–56; 15:1–7) таким образом, что Христос берёт на Себя осуждение и проклятие, тяготевшее над грешником (Гал.3:13), и приобщает его тем благам, которыми обладает Он Сам (2Кор.5:21)…

Тогда мы приходим к другому вопросу – могут ли спастись люди, не имеющие сознательной веры во Христа? Здесь обычно спрашивают о каких-нибудь индейцах, не слышавших Евангелия по независящим от них причинам. Думаю, сам вопрос связан с ошибочным восприятием Евангелия как некой схемы, по которой можно просчитать, кто куда попадёт. Но Евангелие – это не схема; это личный призыв. Оно не предназначено для того, чтобы мы делали какие-либо выводы о вечной участи других людей. Оно предназначено, чтобы мы сами приняли или отклонили приглашение на Царский пир. Будет ошибкой пытаться прикидывать на основании Евангелия, куда попадут те или иные другие люди. …

Более того, здесь мы рискуем дать ответ, который создаст у собеседника ложное впечатление. Беда в том, что вопрос о спасении добродетельных нехристиан нередко означает на самом деле другой вопрос – нуждаюсь ли лично я в покаянии и вере, или я так проскочу, по категории “добродетельных нехристиан”? И отвечая на него “ну, мы не знаем, полагать пределы милости Божией не можем, Христос умер за весь человеческий род, так что может оные нехристиане и спасутся”, мы фактически даём ответ на другой вопрос – “нет, вы не нуждаетесь в покаянии и вере, вашему вечному спасению ничто не грозит”. …

Мы посланы сказать другое – вот послание, обращённое лично к вам, приглашение, которое вы можете принять или отклонить; и это послание не делает секрета из того, что, отказавшись войти в дверь, вы останетесь за дверью.
В Евангелии речь идёт всегда о вас лично, и это делает большую часть вопросов, задаваемых о спасении, просто не относящимися к делу. А спасётся ли, например, воин, отдавший жизнь, спасася детей от террористов, врач, самоотверженно ухаживающий за больными, воспитательница в детдоме, отдающая себя служению сиротам, если эти люди – неверующие? А что если человека отвратили от веры лицемерные христиане? А что если ему было известно недостаточно, чтобы принять решение? Эти вопросы отпадают, если речь идёт не о неком гипотетическом другом, а о вас лично. Вот, вам пришло приглашение на Царский пир, вам и решать, что с ним делать".
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Тогда мы приходим к другому вопросу – могут ли спастись люди, не имеющие сознательной веры во Христа?

Юрий, как я уже упомянул, я полагаю, нам это знать не дано, потому что не нужно.

Любой ответ на данный вопрос не даст ничего, что приблизило бы нас ко спасению.

Мы знаем, что Господь нам сказал, что мы спасемся верой в него. Так? Так.
Мы знаем, что Господь сказал, что суд будет без милости не сотворившим милости. Так? Так.
Мы знаем, что Господь сказал нам приступать к Причащению Его Тела и Крови. Так? Так.

Ну, и все! Будем молиться и верить, что Господь нас спасёт...
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху