Вы читали ответ Варсонофия Великого на вопрос - Могут ли ошибаться Святые?
И чтобы вы впредь не дерзали свою ересь оправдывать словами св. отцов?
ИЗУЧИТЕ:
Вопрос 606. Брат вопросил святого старца авву Варсонофия:
не знаю, Отец мой, каким образом увлекся я книгами Оригена, Дидима и гностическими сочинениями Евагрия и учеников его. Они говорят, что ду́ши человеческие были созданы не вместе с телами, но прежде них были простыми умами, то есть бестелесными; подобно сему, и Ангелы и демоны были простые умы. И люди, падши в преступление, осуждены были жить в сем теле, Ангелы же, сохранив себя, сделались Ангелами. Пишут они и другое подобное сему, например, что будущее мучение должно иметь конец и люди, и Ангелы, и демоны возвратятся снова в первое свое состояние, то есть будут простыми умами, и это они (еретики) называют восстановлением. Душа моя впала в двоедушие и сетует, сомневаясь, истинно ли сие, или нет; и потому прошу тебя, владыко, научи меня истине, чтобы я мог держаться ее и не погибнуть, ибо в Божественном Писании ничего о сем не говорится…
Ответ….
Брат, здесь делание – там воздаяние, здесь подвиг – там венцы. Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это учение, ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам. Приобрети себе смирение и послушание, плач, подвижничество, нестяжание, вменение себя ни во что и подобное сему, что находишь в словах и в жизни Отцов. Сотвори же «достойный плод покаяния» (Мф. 3, 8) и не смотри на меня, который говорю и не делаю, но помолись, чтобы и я некогда пришел в познание истины, во славу Святой Троицы, ныне и присно, и вовеки, аминь.
Вопрос 607. Тот же брат вопросил о сем учении другого старца, авву Иоанна.
Ответ. Это не есть «мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3, 15). Это учение диавольское. Это учение ведет в му́ку вечную тех, которые внимают ему. Кто занимается сим учением, тот делается еретиком. Верующий ему отвратился от истины. Согласующийся с сим чужд пути Божия. Делатели Христовы не научили сему. Принимающие слово истины не принимают сих мнений. Скорее оставь их, брат, чтобы не обжечь тебе сéрдца своего огнем диавольским, чтобы вместо пшеницы не посеять на поле своем терния и вместо жизни не получить смерти; и зачем говорю много – чтобы вместо Христа не принять тебе диавола. Не медли в том и спасайся молитвами святых, как Лот из Содома. Аминь.
Вопрос 613. Скажи мне о воскресении тел святых: в том ли теле они восстанут, в котором мы находимся теперь и которое имеет кости и жилы, или то тело их будет воздушно и округлено? Ибо и о Господнем теле говорят, что сделается таковым в будущем воскресении; впрочем, это говорят не признающие, что Господь воскрес из мертвых в нашем теле, которое Он ради нашего спасения принял от Святой Богородицы и Приснодевы Марии. Они утверждают, что это-то и значат словá Апостола: «Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (
Флп. 3, 21), и еще говорят, что Апостол сказал: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (
1Кор. 15, 50), означая чрез сие, что настоящее тело наше не может быть вечно, потому что оно поддерживается пищею, а в будущем веке невозможно будет есть и пить. Утверждают также, что Апостол о Господе нашем Иисусе Христе говорит: «Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём» (
1Кор. 15, 28). И опять, приводя слова Екклезиаста: «это было уже в векáх, бывших прежде нас» (
Еккл. 1, 10), выводят из этого заключение о предсуществовании душ; а указывая на словá евангельские: «ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (
Мф. 5, 26),
утверждают, что мучение будет иметь конец. Господа ради, объясни мне сие, владыко, чтобы враг не обольстил меня и я по неведению не впал бы в его лукавые сети. По неразумию моему я колеблюсь со всех сторон, ибо не исполнил святых твоих слов и сначала не оставил сих изысканий, с которыми соединяется великая опасность для души. И помолись обо мне, благий отец мой, дабы я вперед истрезвился и позаботился о том, чтобы оплакивать грехи мои. Прости мне, что я осмелился вопросить о сем, но вы, зная всё, повелели мне говорить.
Ответ….
О будущем же состоянии так сказал
Бог, что люди будут равны Ангелам (см.
Лк. 20, 36), не вкушая ни пищи, ни пития и не имея вожделения. А для Бога ничего нет невозможного, ибо Он уже показал сие на Моисее, когда дал ему силу сорок дней и ночей не вкушать пищи. Сотворивший сие может сотворить и то, что человек во все веки будет в подобном состоянии. Если же кто-нибудь, пустословя, скажет о Моисее и о Спасителе, что они, однако, после вкушали пищу, то пусть таковой знает, что чрез сие Господь показал нам только отчасти пример будущего, точно так же, как и воскрешая мертвых Сам Собою и чрез апостолов, показал нам, что будет общее воскресение; и хотя воскресшие после и умерли, но мы не должны сомневаться в воскресении.
Но, впрочем, Господь сказал, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (
Мф. 4, 4). Что же скажешь ты на это? Разве только извратишь это изречение, как и прочие местá Писания
. А в том, что сказано: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1Кор. 15, 50), – под плотию и кровию разумеются нечистота, лукавство и вожделение. Хочешь ли убедиться в том, что и в теле находящиеся люди бывают духовны? Послушай, что Господь сказал Никодиму: «если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин. 3, 3), и после присовокупил: «от воды и Духа» (ст. 5), а рождаемые от Духа суть духовные. И еще сказано: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин. 1, 13), и: «Бог есть Дух» (Ин. 4, 24). Итак, когда они, еще здесь будучи, сделались духовными, родившись от Бога, то ужели там Он не может сделать их духовными? Словá же: «ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5, 26), сказал Господь, означая, что мучение их будет вечно: ибо как может человек там воздать?
Если бедный должник будет заключен в темницу и правитель повелит не освобождать его, пока он не заплатит всего долга, то можно ли думать, что он непременно освободится? Вовсе нет!
Не заблуждайся, как безумный.
Там никто не преуспевает; но что кто имеет, то имеет отсюда: доброе ли это будет, или гнилое, или усладительное. Оставь наконец пустословие и не следуй демонам и их учению. Ибо они вдруг уловляют и вдруг низлагают.
Итак, смирись перед Богом, плача о грехах своих и рыдая о страстях. И внимай себе (см. 1Тим. 4, 16), и смотри вперед, куда уклоняется твое сердце через такие исследования.
Бог да простит тебя.
(
Преподобный Анастасий Синаит (~550–609); Симфония по творениям преподобных Варсанофия Великого и Иоанна).
Подробнее:
Апокатастасис