Санжар, для нас с Вами подготовили замечательную таблицу. Меня порадовала, раньше не видел.
Жертвоприношения
https://azbyka.org/shemy/zhertvoprinoshenija.shtml
В таблице перечислены пять основных жертвоприношений, которые израильтяне предлагали Богу. Они приносили эти жертвы, чтобы их грехи были прощены и восстановилось их общение с Богом. Смерть Иисуса Христа сделала жертвоприношения ненужными. Благодаря Его смерти, наши грехи были полностью прощены и общение с Богом восстановлено.
P.S.
Санжар, немного коснемся темы жертвоприношений: к чему они готовили людей, чему учили, какой
"дисциплине исполнения заповеди" или начаткам духовной жизни, т.ч. почему там было разделение на "чистое" и "нечистое" на примере животных.
Во-первых, в таблице по ссылке в графе Значения узнаем (отчасти) о символизме жертв и некоторых духовно-нравственных уроках, которые человек мог из этого усвоить.
Во-вторых, хочу обратиться непосредственно к Вашему мироощущению как мусульманина. Перед тем как совершить
намаз делают
омовение.
Для чего? Исполнить шариат.
Но что это значит? Какое чувство или какое реальное отношение?
Очиститься перед тем, как обратиться к Богу. Принести Богу молитву в чистоте. Отделить от себя нечистоту, и
принести молитву в чистоте. Согласны? Но разве приношение молитвы в чистоте касается только омытых частей тела? Разве ногами приносится молитва? Нет, она приносится умом и сердцем.
И в православном молитвослове перед молитвами сказано:
Немного помедли, пока все чувства твои не придут в тишину, и мысли твои не оставят всё земное, и тогда без поспешности и со вниманием сердечным произноси следующие молитвы…
Санжар, а добрые дела? Разве нет в исламской философии назидания о том, что надо делать
добрые дела от чистого сердца, бескорыстно. Есть и такое. Но в исламе это было привнесено позже понемногу, а не традиционный ислам. Если даже что-то подобное есть в традиционном исламе, то это не главное.
В христианстве же сами заповеди таковы, что надо отличать чистое от нечистого. Например, заповеди Иисуса Христа:
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. (Мф. 6:2)
Т.е. человек уже должен отделить нечистое намерение "чтобы прославляли его люди" от того, чтобы творить милостыню из чистого намерения исполнить заповедь Божию, из любви к Богу и ближнему.
Или вот тоже о молитве:
И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. (Мф. 6:5)
И здесь отделить нечистое намерение "чтобы показаться перед людьми" (то же самое тщеславие, что и выше) от чистого намерения принести Богу молитву и желание богообщения.
И другие заповеди тоже.
Или вот святой апостол Павел, которого ненавидят многие муслимы, назидает:
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. (Рим. 6:17)
Так вот, подумайте, на сколько важно вообще для человека научиться различать чистое от нечистого. Но
любое научение начинается с малого, как бы с подобия, с легких и понятных примеров (например, как детям объясняют, или в виде игры, где что-то вместо чего-то, имеет вид чего-то и т.д.), но тем самым навык уже приобретается. Так вот,
на примере животных человек только начинал учиться различать "чистое" от "нечистого",
приобретал навык такого различения.
Например,
Если хотят ребенка приучить к порядку, то ему делают "режим дня" и другие "заповеди" в его детской жизни. Но ведь этот режим дня: подъем, утренний туалет, собрать портфель, школа, домашнее задание - не на всю жизнь. Этого
режима в его взрослой жизни не будет, а навык, привычка к порядку останутся. Ради них собственно и был этот режим.
Если спортсмен, пусть боксер, тренирует выносливость, бегая кросс или прыгая на скакалке, то он же делает это не для того, чтобы затем бегать на ринге по кругу или прыгать на скакалке 12 раундов - нет.
Для выносливости в будущих поединках, но пока что он просто тренируется, вырабатывает полезные качества.
Так разделение животных на "чистых" и "нечистых" вырабатывало у человека
навык различения чистого от нечистого. Человек привыкал к тому, что такое различение должно стать для него нормой. Но что именно он должен был различать: сначала в Ветхом Завете одно (просто и понятно - "сортировать" животных на чистых и нечистых), но на следующем зрелом этапе своей религиозности в Новом Завете - уже то, что имеет реальное духовно-нравственное значение - различать в себе, своих мыслях, намерениях, делах "нечистое" греховное от "чистого" угодного Богу, и стремиться принести Богу именно чистое. Чистую молитву, чистые добрые дела, чистую жизнь.
Санжар, дорогой, Вы же не думаете, что Всевышний создал человека для того, чтобы тот сортировал животных. Нет. Сортировать животных может и автоматизированный конвейер.
Для человека всегда было важно - исполнять заповедь, чтобы оставаться верным Богу. Но Всевышний создал богоподобное существо, человека, для главной цели - единения и общения с Собой.
В Ветхом Завете закон Моисея был из двух частей:
- нравственный - в будущем перешел к христианам, в более трудной форме;
- обрядовый (жертвоприношения) - вырабатывал дисциплину исполнения заповеди, полезные качества и навыки на будущее.
Обрядовая часть закона отменена как уже выполнившая свою функцию, но польза от него, плоды его (закрепленные навыки) перешли в следующий этап - в христианство - для выполнения там более сложных задач, скажем так.
Чтобы человек уже не сортировал животных (чистых от нечистых) ради исполнения заповеди и сохранения верности Богу, но исполнял сами заповеди так (различая в делах чистое от нечистого), чтобы быть всецело верным и достичь уже главной цели - единения с Богом и богообщения, в этой жизни и в будущей вечной.
p.s. Санжар, там есть еще о чем сказать, но, может быть, позже.