Стоит ли идти к старообрядцам...

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
Тов. старовер, прежде чем тупить, внимательно изучите сказанное:
Гражданин, относящий себя к РПЦ МП, включите уж свой мозг, наконец.
Вы наверное не понимаете, что те документы которые напечатаны лишь в 1936 и 1947г.г., находились в Константинополе со времен их написания, а они то есть и были, и доказывают истинность деяний, то это вам как кол в горло.
В сАмом деле не понимаете смысла Вашей фразы "никто не проверял" и моей фразы "никто не сверял"? Даже если бы их обнаружили хоть в 1956 г., факт недоказанности истинности русского текста всё равно остался бы именно по причине несверки истинного византийского текста с русским подложным текстом.
Сколько раз повторить надо Вам одну и ту же простую мысль, чтобы до Вас она дошла?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Гражданин, относящий себя к РПЦ МП, включите уж свой мозг, наконец.В сАмом деле не понимаете, смысла Вашей фразы "никто не проверял" и моей фразы "никто не сверял"? Даже если бы их обнаружили хоть в 1956 г., факт недоказанности истинности русского текста всё равно остался бы именно по причине несверки истинного византийского текста с русским подложным текстом.
Сколько раз повторить надо Вам одну и ту же простую мысль, чтобы до Вас она дошла?
Да нет, вы просто упрямый старовер, которым еще в 19 веке было сказано:
ибо в деянии сем не содержится повреждения догматов веры о св. Троице, о воплощении Господнем, о церковных таинствах и проч., ни какого-либо разрушения Господних заповедей, посему исследование о нем есть предмет не догматический, но только исторический и археологический православия же российской церкви, а кольми паче вселенской, вопрос сей ни мало не касается...».
Читать подробнее
И то, что Грюмель извлек из актов Константинополя, только в 20 веке, доказывая истинность деяний, говорит о том, что глупо переубеждать тех, которые и в 21 веке талдычат о двуперстном крестном знамении от Апостолов.
 
Православный христианин
Да нет, вы просто упрямый старовер, которым еще в 19 веке было сказано:
Вижу, так и не дошло до мозга гражданина, почему-то считающего себя чадом РПЦ МП.
И то, что Грюмель извлек из актов Константинополя, только в 20 веке, доказывая истинность деяний, говорит о том, что глупо переубеждать тех, которые и в 21 веке талдычат о двуперстном крестном знамении от Апостолов.
В очередной раз: то, "что Грюмель извлек из актов Константинополя только в 20 веке", никто не видел и не сверял с подложным русским текстом, а потому никак не может доказывать подлинность того подложного русского текста. Что за упёртость-то такая запредельная?
 
Православный христианин
"Прошу помощи зала":) . Уважаемые форумчане, в самом деле я настолько непонятно объясняю бездоказательность сергиевых аргументов о якобы подлинности русского подложного текста "Соборного деяния на еретика Мартина"?
 
Православный христианин
"Прошу помощи зала":) . Уважаемые форумчане, в самом деле я настолько непонятно объясняю бездоказательность сергиевых аргументов о якобы подлинности русского подложного текста "Соборного деяния на еретика Мартина"?
Помощь зала;) .
Только вот изначально были протопопы, которые заявляли, что как Христос крестное знамение совершал, то за это нужно и умереть.
ФЕРШТЕЙН!!!
 
Православный христианин
Помощь зала;) .
Только вот изначально были протопопы, которые заявляли, что как Христос крестное знамение совершал, то за это нужно и умереть.
"Это другое". Вам тот документальный исторический подлог, как свищ в ухе. Подлог -- это уже признанный факт многими специалистами. Попались реформаторы, вляпались так, что дальше некуда, дореформировались, допреололевали раскол. Вот потому-то уже давно и скрывают тот подложный текст от исследователей, чтобы не раскопали в нём новых обвинительных фактов против преодолителей раскола. Ведь ещё надо бы почерковедам сравнить образцы почерка в приписках-дописках подложного деяния с почерком известных церковных деятелей 18 века. То-то было бы "весело" в случае установления совпадений.
Немецкий учите лучше, чтобы не ляпать таких грамматических ошибок.
 
Православный христианин
"Это другое". Вам тот документальный исторический подлог, как свищ в ухе.
Как учил Аввакум, этот “первоапостол” и главный борец раскола:
«…Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много!..»
(Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).
Если и в 21 веке упрямые последователи протопопа не знают какое было крестное знамение от Апостолов и вс. учителей, то о чем с вами можно вести разговор?
Подлог -- это уже признанный факт многими специалистами.
ВЫ и в прям не понимаете, что:
Сохранилось во многих Российских монастырях!!!

Был и ответ из Византии:

«…Наконец два послания Луки Хрисоверга, предшествующие рассматриваемому документу, также связаны с событиями в русской церкви: это—определения против еретика Мартина 1144—1145 гг. и 10 октября 1157 г. (Grumel V., No1046 и 1047) )…» (стр.113).
Это не подлог!!!
 
Православный христианин
Как учил Аввакум, этот “первоапостол” и главный борец раскола:
«…Ну-тко, правоверне, нарцы имя Христово, стань среди Москвы, прекрестися знамением спасителя нашего Христа, пятью персты, яко же прияхом от святых отец: вот тебе царство небесное дома родилось! Бог благословит: мучься за сложение перст, не рассуждай много!..»
(Аввакум (Протопоп) Петрович (?) Петров; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное).
Если и в 21 веке упрямые последователи протопопа не знают какое было крестное знамение от Апостолов и вс. учителей, то о чем с вами можно вести разговор?
О подложном "деянии" общаемся.
ВЫ и в прям не понимаете, что:
Был и ответ из Византии:
«…Наконец два послания Луки Хрисоверга, предшествующие рассматриваемому документу, также связаны с событиями в русской церкви: это—определения против еретика Мартина 1144—1145 гг. и 10 октября 1157 г. (Grumel V., No1046 и 1047) )…» (стр.113).
Ну, так определения, а не самО соборное деяние.
Это не подлог!!!
Определения против еретика Мартина не подлог, а русский текст "деяния", спрятанный от исследователей, является подложным, с чем уже согласились многие учёные и специалисты. Что такого сложного-то понять это?
 
Православный христианин
О подложном "деянии" общаемся.Ну, так определения, а не самО соборное деяние.Определения против еретика Мартина не подлог, а русский текст "деяния", спрятанный от исследователей, является подложным, с чем уже согласились многие учёные и специалисты. Что такого сложного-то понять это?
Попытаемся, растолковать для труднопонимаемых.
с чем уже согласились многие учёные и специалисты.
Это кто за ученые и "суперспециалисты"?
И когда доказали?
А вот Венанс Грумель, изучавший документы Константинополя (повторяю ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ) уже в середине 20 века, доказывает, истинность деяния!!!
 
Православный христианин
Попытаемся, растолковать для труднопонимаемых.

А вот Венанс Грумель, изучавший документы Константинополя (повторяю ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ) уже в середине 20 века, доказывает, истинность деяния!!!
Тьфу, ты. "ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ" никак не доказали истинность русского подложного текста, а доказали лишь существование самого "Соборного деяния на еретика Мартина".
Это кто за ученые и "суперспециалисты"?
Вы же себя к РПЦ МП относите.
«Православная энциклопедия» является специализированным справочным изданием, ставящим перед собой две задачи: 1) дать всеобъемлющую информацию по двухтысячелетней истории и современному состоянию вселенского Православия…
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
...
С именем еп. Питирима связывают создание в нач. XVIII в. 2 фальсификатов - Требника, надписанного именем митр. Феогноста, ложно датируемого 1329 г., и Соборного деяния на еретика Мартина - подделка под текст 1157 г.... Ложный характер обоих памятников был показан старообрядческим писателем А. Денисовым в сочинениях нач. XVIII в... В XIX в. прот. А. Горский и К.И. Невоструев вновь доказали подложность обоих памятников...
 
Православный христианин
Ложный характер обоих памятников был показан старообрядческим писателем А. Денисовым в сочинениях нач. XVIII в... В XIX в. прот. А. Горский и К.И. Невоструев вновь доказали подложность обоих памятников...
У вас и впрямь туговато с соображением?
Это лишь?
Александр Васильевич Горский (1812-1875) — священник Русской православной церкви, русский церковный историк и богослов, ректор Московской Духовной Академии (1862-1875). Капитон Иванович Невоструев (1816-1872) — русский церковный историк и писатель, известный археограф и археолог, преподаватель, профессор.
19 век, а вот в 20!!!
Венанс Грумель, изучавший документы Константинополя (повторяю ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ) уже в середине 20 века, доказывает, истинность деяния!!!
 
Православный христианин
У вас и впрямь туговато с соображением?
Это лишь?

19 век, а вот в 20!!!
Венанс Грумель, изучавший документы Константинополя (повторяю ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ) уже в середине 20 века, доказывает, истинность деяния!!!
Вы не показали его доказательств. Вы не показали даже того, что Грумель изучил русский подложный текст. Задолбали уже.
Вот Вам из 20 векa:
Юхименко Елена Михайловна
доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ, автор многих работ по истории старообрядчества.

В начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность. Внимательно изучив рукописи, Андрей Денисов и Мануил Петров обнаружили, что текст написан по соскобленному, начертания букв не соответствуют древним, а листы пергамента переплетены заново. За этот тонкий анализ Питирим назвал Андрея Денисова "волхвом", но даже и нестарообрядец, беседовавший с нижегородским владыкой, возразил, что выговский начетчик действовал не волшебством, а "естественным своим острым проразумением".

Базылев Владимир Николаевич
Доктор филологических наук, специалист в области теории языка, общей и русской филологии, дидактики перевода.
Родился 6 августа 1958 г., в 1980 г окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М.Тореза (МГПИИЯ). С 1980 по 2000 работал на кафедре общего и сравнительного языкознания МГПИИЯ им. М.Тореза - Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) в должности доцента. В 1991 г - защита кандидатской диссертации, в 1999 г. - защита докторской диссер-тации. С 2000 по 2003 гг. работал старшим научным сотрудником Института языкознания РАН, с 2004 года - профессором кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина.

Фальсификация истории. Передача 3. Соборное деяние
«…найти способ опровержения содержащихся в «Соборном деянии» и Требнике митрополита Феогноста серьезных аргументов… было невозможно сделать без строгого критического анализа предъявленных документов, в том числе без непосредственного знакомства с их оригиналами.
Избранный идеологами старообрядчества… путь привел их не только к беспощадному разоблачению фальсификаций, но и к настоящему научному подвигу, вылившемуся в создание первого в России источниковедческого, палеографического и лингвистического труда, который предвосхитил своими наблюдениями, методикой и выводами достижения последующей историко-критической мысли. Разоблачение фальшивок, известное как «Поморские ответы», обессмертило их авторов.
Старообрядцы со всей серьезностью отнеслись к тому, чтобы разоблачить подлоги, в отличие, как увидим ниже, от авторов фальсификаций, не позаботившихся должным образом о «прикрытии» своих изделий.».

«В наше время «Соборное деяние» и «Требник» митр. Феогноста стали классическими примерами фальсификации письменных исторических источников России. Действительно они стоят у истоков сознательных, я подчёркиваю, сознательных подлогов с отчётливо выраженной идеологической целью, имеют многие из характерных для подделок признаков, а также замечательны историей своего бытования в общественном сознании. История с «Соборным деянием» и «Требником» митр. Феогноста красноречиво показывает нам, на мой взгляд, что в отношении подлогов всё-таки истина неизбежно торжествует. Наука, даже если это наука 18 века, всегда побеждала в споре со схоластикой, обманом и лицемерием, сколь бы ни труден был путь к обнародованию истины...».
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот Вам ещё: http://www.russiancity.ru/books/b22b.htm
Д.С. Лихачев

Текстология
(глава из книги)
Часть VII. Исследование авторского текста
Подделки
...
-337-
В наших рукописных хранилищах имеется довольно много подложных документов. Таковы, например, поддельные грамоты русских князей монастырям - вроде грамоты Андрея Боголюбского Киево-Печерской Лавре 1), или грамоты Дмитрия Донского Троице-Сергиеву монастырю 2), или подложные произведения с целью защиты какой-либо вероисповедной точки зрения: старообрядческой против православных или православных против старообрядцев (например, Деяние соборное на еретика армянина Мартына и Феогностов "Требник") 3), защита русско-литовских антитринитариев против православных (писмо половца Ивана Смерты князю Владимиру) 4) и т. д.
________
...Один из лучших и наиболее полных разборов подложности обоих памятников принадлежит старообрядческому деятелю и писателю начала XVIII в. А. Денисову. В своем разборе А. Денисов использовал аргументы палеографические, языковые, исторические, богословские и пр. Подложность обоих памятников была настолько основательно доказана, что обе рукописи были изъяты из обращения официальной церковью и опечатаны.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Проф.МДА,многолетний полемист со старообрядцами Е.Е.Голубинский:

"Это соборное деяние есть ничто иное, как прискорбнейше неудачная (и чрезвычайно неискусная) выдумка известного миссионера против раскольников при Петре Великом Питирима, архиепископа Нижегородского, с неизвестными помощниками, сделанная с целью привлечения раскольников к православию...".
 
Православный христианин
Как появился подлог? В исследовании 19 века указано на истинность факта Киевского Собора и осуждения на нём еретика Мартина -- Грумель и Сергий должны быть довольны:).
Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодальнаго управления при Петре Великом (1721-1725 г.) [Текст]: изследование священника А. Си-найскаго

Синайский Александр Львович (1850-первая половина XX в.)
Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1895

— 51 —
Отличительную особенность полемики архиепископа Питирима составляла неразборчивость автора «Пращицы» въ употреблении средствъ для доставлешя превосходства и торжества дела при решении спорныхъ предметовъ между православнымъ учениемъ и мнениями раскольниковъ. Неразборчивость эта, впервые внесенная Питиримомъ въ принципъ и практику, дошла до небрежности и произвола; вместо торжества и силы, она обнаружила слабость аргументами какъ самого Питирима, такъ и его подражателей; не всемъ это было известно и ясно, но не укрылось это отъ многихъ начитанныхъ и наблюдательныхъ раскольниковъ, открыто и письменно заявлявшихъ свой протестъ и nopицание противъ неблаговидныхъ действтй и приемовъ полемики нижегородскаго епископа.
Дело въ томъ, что преосвященный Питиримъ при составлена «Пращицы» пользовался подложнымъ документомъ, заимствуя изъ него, якобы подлиннаго историческаго и каноническаго источника, важныя сведения и доказательства въ опровержение многихъ раскольническихъ заблуждений о двуперстии, о сугубой аллилуiа, о противосолонномъ хождении и т. п. Речь идетъ о «Соборномъ деянии на еретика армянина, монаха Мартина», бывшемъ въ 1157 г. въ городе Kiеве, при великомъ князе Ростиславе и митрополите Константине.
До 1709 г. означенный памятникъ никому не былъ известенъ; никто им не пользовался ни для полемическихъ, ни для справочныхъ целей; первый сталъ имъ пользоваться Питиримъ какъ при состязанни съ раскольниками, такъ и при составлении «Пращицы». О существовали «Соборнаго деяния» 1157 года, какъ памятника, благощиятствовавшаго для опровержения расколышчесиихъ заблуждений, Питиримъ, по н'Ькоторымъ изв'Ьстошъ, узнать отъ святаго Димитрия Ростовскаго въ 1709 году. Ознакомившись съ содержашемъ памятника—списка, Питиримъ не мог не оценить большого значеюя его въ деле ослабления раскола. Действительно, содержанie «Соборнаго деяния» вполне и безъусловно благопр1ятно православному учению въ томъ смысле, что заблуждения еретика Мартина, тожественныя съ заблуждениями старообрядцевъ-раскольннковъ XVII—-XVITT в., осуждены были, по означенному памятнику, на М'Ьстномъ церковномъ русскомъ соборе еще въ 1157 г., а самъ Мартинъ за свое лжеучеше подвергся смертной казни чрезъ сожжение. Но для убЬждения въ подлинности и древности «Соборнаго деяния» нужно было видеть не списокъ памятника, а оригипалъ; въ 1717 г., по просьбе Питирима, въ Киеве отысканъ былъ древнейший пергаментный списокъ памятника, поспешно и самоуверенно признанный за подлинный документъ, составленный и писанный будто бы въ 1157 году.
— 52 —
Не подвергнувъ означеннаго памятника надлежащему критическому разбору, а можетъ быть надеясь на простоту и нев'Ьжество раскольниковъ, apxieпиcкoп Питиримъ пользовался «Со-борнымъ д'Ьяниемъ» въ решении важныхъ спорпыхъ вопросовъ старообрядства. Питиримъ продолжалъ пользоваться названнымъ памятникомъ и тогда, когда подлинность его была раскольниками заподозрена, и основательно, научно и неотразимо была скоро, въ 1722 г., доказана Андреемъ Денисовымъ его подложность...
...
Неблаговидный приемъ автора «Пращицы» далъ худой примеръ и другимъ полемистамъ прибегать къ сомнительнымъ и заведомо ложнымъ способамъ и средствамъ для опровержешя раскольническихъ взглядовъ
, въ чемъ обличали и уличали православныхъ полемистовъ раскольники-начетчики какъ времени Петра I, такъ и последующая, отдаленнейшаго (наприм. 1841 г.). Во избежание соблазна и напрасныхъ препирательствъ, Святейший Синодъ, найдя, по мнению митрополита Филарета, означенпый документъ подверженнымъ сомнениямъ и спорамъ, и зная, что раскольники, по ихъ неразсудительности, оспариваше одного документа могутъ принять за оспариваше всей правоты церковной, имеющей въ свою пользу довольно дово-
-- 53 —
довъ очевидныхъ, разсудилъ устранить сей документа, т. е. мнимый подлинникъ и списки его отъ продолжешя споровъ
).
Къ особенностямъ полемики Питирима нужно отнести и то, что Питиримъ прибегал, къ насилию и угрозамъ, когда виделъ безуспешность или медленность своихъ увещаний на раскольниковъ, на ихъ обращеше въ православие. Это была особая система обращения, сопровождавшаяся обращениями раскольниковъ целыми массами; обращались скоро, но лицемерно, чисто внешнимъ образомъ. Этого не могъ не видЬть Питиримъ, но онъ самъ внешне относился къ делу, какъ чиновникъ, сообразно съ духомъ тогдашняго времени.
 
Крещён в Православии
А почему пишете на обоим, а одному :) ?Сергию в теме его оппонентами ещё до моего вступления в обсуждение были приведены убедительные аргументы от авторитетных историков, но он их просто "не заметил", а постоянно ссылался на некие византийские архивы, якобы доказывающие подлинность подложного текста, но никаких доказательств истинности по ссылкам и цитатам от Сергия нет, есть лишь какая-то информация о чём-то.
Мне отыскать в теме сообщения её участников с авторитетными свидетельствами о подложности или сами справитесь?
А видимо интуитивно сказалось ощущение, что вы сможете и станете такие сравнения делать... А со старообрядством я определился ещё в неофитстве...поэтому теретизирование почему и от чего уже не занимает...духоносность любого крестного знамения утверждено, взаимные анафемы сняты, остальное уже вторично и решаемо...ну кмк.
 
Православный христианин
А видимо интуитивно сказалось ощущение, что вы сможете и станете такие сравнения делать... А со старообрядством я определился ещё в неофитстве...поэтому теретизирование почему и от чего уже не занимает...духоносность любого крестного знамения утверждено, взаимные анафемы сняты, остальное уже вторично и решаемо...ну кмк.
Они вроде бы с нас не сняли: мы же для них по-прежнему еретики-"никониане".
 
Крещён в Православии
Они вроде бы с нас не сняли: мы же для них по-прежнему еретики-"никониане".
Сняли, я именно поэтому был в размышлениях по уходу к старообрядцам...а сейчас я уже и не вспомню где это было сказано, но сказано было официально...там ещё что-то о богослужениях было, что они так же духоносны...и причащаться можно...
 
Православный христианин
Вы не показали его доказательств. Вы не показали даже того, что Грумель изучил русский подложный текст. Задолбали уже.
Вот Вам из 20 векa:
Юхименко Елена Михайловна
доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИМ, автор многих работ по истории старообрядчества.

В начале XVIII в. для борьбы с расколом были написаны "Соборное деяние на еретика Мартина" и Феогностов требник, выдававшиеся за древние рукописи, якобы обличавшие старообрядчество. Выговцам удалось доказать их подложность. Внимательно изучив рукописи, Андрей Денисов и Мануил Петров обнаружили, что текст написан по соскобленному, начертания букв не соответствуют древним, а листы пергамента переплетены заново. За этот тонкий анализ Питирим назвал Андрея Денисова "волхвом", но даже и нестарообрядец, беседовавший с нижегородским владыкой, возразил, что выговский начетчик действовал не волшебством, а "естественным своим острым проразумением".

Базылев Владимир Николаевич
Доктор филологических наук, специалист в области теории языка, общей и русской филологии, дидактики перевода.
Родился 6 августа 1958 г., в 1980 г окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М.Тореза (МГПИИЯ). С 1980 по 2000 работал на кафедре общего и сравнительного языкознания МГПИИЯ им. М.Тореза - Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ) в должности доцента. В 1991 г - защита кандидатской диссертации, в 1999 г. - защита докторской диссер-тации. С 2000 по 2003 гг. работал старшим научным сотрудником Института языкознания РАН, с 2004 года - профессором кафедры методики, педагогики и психологии Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина.

Фальсификация истории. Передача 3. Соборное деяние
«…найти способ опровержения содержащихся в «Соборном деянии» и Требнике митрополита Феогноста серьезных аргументов… было невозможно сделать без строгого критического анализа предъявленных документов, в том числе без непосредственного знакомства с их оригиналами.
Избранный идеологами старообрядчества… путь привел их не только к беспощадному разоблачению фальсификаций, но и к настоящему научному подвигу, вылившемуся в создание первого в России источниковедческого, палеографического и лингвистического труда, который предвосхитил своими наблюдениями, методикой и выводами достижения последующей историко-критической мысли. Разоблачение фальшивок, известное как «Поморские ответы», обессмертило их авторов.
Старообрядцы со всей серьезностью отнеслись к тому, чтобы разоблачить подлоги, в отличие, как увидим ниже, от авторов фальсификаций, не позаботившихся должным образом о «прикрытии» своих изделий.».

«В наше время «Соборное деяние» и «Требник» митр. Феогноста стали классическими примерами фальсификации письменных исторических источников России. Действительно они стоят у истоков сознательных, я подчёркиваю, сознательных подлогов с отчётливо выраженной идеологической целью, имеют многие из характерных для подделок признаков, а также замечательны историей своего бытования в общественном сознании. История с «Соборным деянием» и «Требником» митр. Феогноста красноречиво показывает нам, на мой взгляд, что в отношении подлогов всё-таки истина неизбежно торжествует. Наука, даже если это наука 18 века, всегда побеждала в споре со схоластикой, обманом и лицемерием, сколь бы ни труден был путь к обнародованию истины...».
Как появился подлог? В исследовании 19 века указано на истинность факта Киевского Собора и осуждения на нём еретика Мартина -- Грумель и Сергий должны быть довольны:).
Отношение русской церковной власти к расколу старообрядства в первые годы синодальнаго управления при Петре Великом (1721-1725 г.) [Текст]: изследование священника А. Си-найскаго

Синайский Александр Львович (1850-первая половина XX в.)
Санкт-Петербург : Синодальная тип., 1895

— 51 —
Отличительную особенность полемики архиепископа Питирима составляла неразборчивость автора «Пращицы» въ употреблении средствъ для доставлешя превосходства и торжества дела при решении спорныхъ предметовъ между православнымъ учениемъ и мнениями раскольниковъ. Неразборчивость эта, впервые внесенная Питиримомъ въ принципъ и практику, дошла до небрежности и произвола; вместо торжества и силы, она обнаружила слабость аргументами какъ самого Питирима, такъ и его подражателей; не всемъ это было известно и ясно, но не укрылось это отъ многихъ начитанныхъ и наблюдательныхъ раскольниковъ, открыто и письменно заявлявшихъ свой протестъ и nopицание противъ неблаговидныхъ действтй и приемовъ полемики нижегородскаго епископа.
Дело въ томъ, что преосвященный Питиримъ при составлена «Пращицы» пользовался подложнымъ документомъ, заимствуя изъ него, якобы подлиннаго историческаго и каноническаго источника, важныя сведения и доказательства въ опровержение многихъ раскольническихъ заблуждений о двуперстии, о сугубой аллилуiа, о противосолонномъ хождении и т. п. Речь идетъ о «Соборномъ деянии на еретика армянина, монаха Мартина», бывшемъ въ 1157 г. въ городе Kiеве, при великомъ князе Ростиславе и митрополите Константине.
До 1709 г. означенный памятникъ никому не былъ известенъ; никто им не пользовался ни для полемическихъ, ни для справочныхъ целей; первый сталъ имъ пользоваться Питиримъ какъ при состязанни съ раскольниками, такъ и при составлении «Пращицы». О существовали «Соборнаго деяния» 1157 года, какъ памятника, благощиятствовавшаго для опровержения расколышчесиихъ заблуждений, Питиримъ, по н'Ькоторымъ изв'Ьстошъ, узнать отъ святаго Димитрия Ростовскаго въ 1709 году. Ознакомившись съ содержашемъ памятника—списка, Питиримъ не мог не оценить большого значеюя его въ деле ослабления раскола. Действительно, содержанie «Соборнаго деяния» вполне и безъусловно благопр1ятно православному учению въ томъ смысле, что заблуждения еретика Мартина, тожественныя съ заблуждениями старообрядцевъ-раскольннковъ XVII—-XVITT в., осуждены были, по означенному памятнику, на М'Ьстномъ церковномъ русскомъ соборе еще въ 1157 г., а самъ Мартинъ за свое лжеучеше подвергся смертной казни чрезъ сожжение. Но для убЬждения въ подлинности и древности «Соборнаго деяния» нужно было видеть не списокъ памятника, а оригипалъ; въ 1717 г., по просьбе Питирима, въ Киеве отысканъ былъ древнейший пергаментный списокъ памятника, поспешно и самоуверенно признанный за подлинный документъ, составленный и писанный будто бы въ 1157 году.
— 52 —
Не подвергнувъ означеннаго памятника надлежащему критическому разбору, а можетъ быть надеясь на простоту и нев'Ьжество раскольниковъ, apxieпиcкoп Питиримъ пользовался «Со-борнымъ д'Ьяниемъ» въ решении важныхъ спорпыхъ вопросовъ старообрядства. Питиримъ продолжалъ пользоваться названнымъ памятникомъ и тогда, когда подлинность его была раскольниками заподозрена, и основательно, научно и неотразимо была скоро, въ 1722 г., доказана Андреемъ Денисовымъ его подложность...
...
Неблаговидный приемъ автора «Пращицы» далъ худой примеръ и другимъ полемистамъ прибегать къ сомнительнымъ и заведомо ложнымъ способамъ и средствамъ для опровержешя раскольническихъ взглядовъ
, въ чемъ обличали и уличали православныхъ полемистовъ раскольники-начетчики какъ времени Петра I, такъ и последующая, отдаленнейшаго (наприм. 1841 г.). Во избежание соблазна и напрасныхъ препирательствъ, Святейший Синодъ, найдя, по мнению митрополита Филарета, означенпый документъ подверженнымъ сомнениямъ и спорамъ, и зная, что раскольники, по ихъ неразсудительности, оспариваше одного документа могутъ принять за оспариваше всей правоты церковной, имеющей въ свою пользу довольно дово-
-- 53 —
довъ очевидныхъ, разсудилъ устранить сей документа, т. е. мнимый подлинникъ и списки его отъ продолжешя споровъ
).
Къ особенностямъ полемики Питирима нужно отнести и то, что Питиримъ прибегал, къ насилию и угрозамъ, когда виделъ безуспешность или медленность своихъ увещаний на раскольниковъ, на ихъ обращеше въ православие. Это была особая система обращения, сопровождавшаяся обращениями раскольниковъ целыми массами; обращались скоро, но лицемерно, чисто внешнимъ образомъ. Этого не могъ не видЬть Питиримъ, но онъ самъ внешне относился къ делу, какъ чиновникъ, сообразно съ духомъ тогдашняго времени.
Простите, почему никто из ваших указанных авторов не опирается?
На!!!
РЕГЕСТЫ
«...(от лат. regesta - списки, перечень) - систематизированные описи док-тов, преим. ср.-век. (обычно в хронологич. порядке - по дням, месяцам, годам). В Р. кратко раскрывается осн. содержание док-тов, иногда цитируются отдельные части текста. Описание сопровождается источниковедческими и библиографич. справками. Р. включают также сведения о несохранившихся актах, заимствованные из др. источников. Первым составителем Р. (Р. герм. королей и императоров) был нем. историк И. Бёмер. Наиболее значит. из последующих издателей Р.: Ф. Яффе и А. Потхаст (Р. рим. пап), Ф. Дёльгер (Р. визант. императоров), В. Грюмель (Р. константи- нопольских патриархов)...».
ПОЧЕМУ нужно верить тем, кто не хочет заниматься историческими актами содержащимися в Константинополе???
ГРЮМЕЛЬ Венанс
«... Венанс Грюмель занимался исследованием истории и богословия несторианства на Ближнем Востоке VII в., христологией Леонтия Византийского (VI в.), св. Максима Исповедника (VII в.). Наиболее значительная его работа – «Регесты актов Константинопольского Патриархата». Этот полный справочник даёт представление обо всех известных документах Константинопольской патриаршей канцелярии с 381 по 1206 гг. Он позволил впервые детально установить принципы организации церковного бюрократического аппарата в Византии, типы издававшихся документов, их соотношение, характер взаимодействия церковной и светской властей при решении различных проблем. Работа была начата Венансом Грюмелем в 1929 г. по предложению Августа Гейзенберга (1869–1930 гг.) и после смерти учёного продолжена его учениками Жаном Даррузесом (1912–1990 гг.) и В. Лораном....».
Так, что все ваши авторы лишь ПРОФОНАТОРЫ.
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху