Стоит ли идти к старообрядцам...

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Как быть православному, если позвали на похороны усопшего старообрядческой веры?

Молиться с ними нельзя. Попрощаться на кладбище и уйти? За поминальным столом у них свои обряды.Идти не собираюсь. Со стороны родни недоумение на меня.Бог один-говорят. Разрываюсь в мыслях, чтоб и любовь была и своё исповедание Православия не нарушить. Завтра похороны...
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Старообрядцы тоже разные бывают. Есть Беспоповцы, например. С ними молиться действительно не стоит.
А вообще, в 70-тых годах XX века, решением Священного Синода РПЦ и по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, со староверов были сняты прежние прещения и «анафемы».
Так что не вижу причин не ходить на похороны и не помолиться об упокоении усопшего.
Если Вас смущают обряды за поминальным столом, то можете в них не участвовать.
Главное с Вашей стороны - молитва. Раз Вас позвали, то значит человек Вам не чужой.
 
Последнее редактирование:
Старообрядцы тоже разные бывают. Есть Беспоповцы, например. С ними молиться действительно не стоит.
А вообще, в 70-тых годах XX века, решением Священного Синода РПЦ и по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, со староверов были сняты прежние прещения и «анафемы».
Так что не вижу причин не ходить на похороны и не помолиться об упокоении усопшего.
Если Вас смущают обряды за поминальным столом, то можете в них не участвовать.
Главное с Вашей стороны - молитва. Раз Вас позвали, то значит человек Вам не чужой.

Да, меня беспокоит присутствие при их молитвах. Там целая деревня старообрядцев и бабули со своими строгими уставами. Собираюсь поехать только проститься на кладбище. Молилась за тяжкоболящего, сейчас молюсь об упокоении- в этом проблем нет.
 
Старообрядцы тоже разные бывают. Есть Беспоповцы, например. С ними молиться действительно не стоит.
А вообще, в 70-тых годах XX века, решением Священного Синода РПЦ и по благословению Святейшего Патриарха Алексия I, со староверов были сняты прежние прещения и «анафемы».
Так что не вижу причин не ходить на похороны и не помолиться об упокоении усопшего.
Если Вас смущают обряды за поминальным столом, то можете в них не участвовать.
Главное с Вашей стороны - молитва. Раз Вас позвали, то значит человек Вам не чужой.
Духовно конечно для них анафемы никто не снял, ведь двуеперстие это посути дело монофезитство.Прещение накладывал нетолько Русский Патриарх но также и Александрийский с Антиохийским.Должен быть Всеправославный Собор по этому вопросу.В книге "История Русской Православной Церкви "митр.Макария(Булгакова) говориться что только армяне(монофизиты) крестяться двумяперстами ,а еще там есть история как монахи всех афонских монастырей собрались вместе и назвали двуперстие ересью ,сожгя все московские книги привезенные им Арсением Сухановым.Тут как с троеперстием когда берём щепотку то Троица во Единице так и у них Два Перста сливаються в один.Это и есть учение монофизитов -одно естество поглощает другое.Но непутаете с Имясловным сложением перстов как на Википедии.Они этого сложения не признают(см.:"Святыня под спудом"С.Нилус.).
В пространом житие при.Серафима Саровского есть такой случай :

"Однажды зимою привезли на санях больную женщину к монастырской келье о. Серафима и о сем доложили ему. Несмотря на множество народа, толпившегося в сенях, о. Серафим просил принести ее к себе. Больная вся была скорчена, коленки сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. О. Серафим запер дверь и спросил ее:

– Откуда ты, матушка?

– Из Владимирской губернии.

– Давно ли ты больна?

– Три года с половиною.

– Какая же причина твоей болезни?

– Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к ихней вере – и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того, вечером, пошла я раз по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала меня начало ломать и корчить. Прошло не мало времени, Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли– я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю.

– Понимаю…–отвечал старец.–А веруешь ли ты опять в св. православную Церковь?

– Верую теперь опять, батюшка, – отвечала больная.

Тогда о. Серафим сложил по-православному персты, положил на себя крест и сказал: – Перекрестись вот так во имя Святой Троицы.

– Батюшка, рада бы,– отвечала больная,– да руками не владею.

О. Серафим взял из лампады у Божией Матери Умиления елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье. Народ, стоявший на сенях, увидев чудо, разглашал по всему монастырю, и особенно в гостинице, что о. Серафим исцелил больную.

Когда это событие кончилось, то пришла к о. Серафиму одна из дивеевских сестер о. Серафим сказал ей:

– Это, матушка, не Серафим убогий исцелил ее, а Царица небесная. – Потом спросил: – нет ли у тебя, матушка, в роду таких, которые в церковь не ходят?

– Таких нет, батюшка,– отвечала сестра,– а двуперстным крестом молятся мои родители и родные все.

– Попроси их от моего имени, – сказал о. Серафим,– чтобы они слагали персты во имя Святой Троицы.

– Я им, батюшка, говорила о сем много раз, да не слушают.

– Послушают, попроси от моего имени. Начни с твоего брата, который меня любит, он первый согласится.

– А были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?

– К прискорбию, у нас в роду все так молились.

– Хоть и добродетельные были люди, –заметил о. Серафим пораздумавши. – а будут связаны: св. православная Церковь не принимает этого креста… А знаешь ли ты их могилы?

Сестра назвала могилы тех, которых знала, где погребены.

– Сходи ты, матушка, на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности.

Сестра так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное сложение перстов во имя Святой Троицы, и они точно послушались голоса о. Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны св. Христовой веры."
 
Православный христианин
Искушение старой верой

«…— Как вы решили покинуть старообрядчество и вернуться в Русскую Православную Церковь?

— 29 августа 2010 года Митрополит Корнилий поставил меня во чтецы. Вскоре я почувствовал, что здоровье мое пошатнулось. Лег в больницу с язвенной болезнью, а потом добавилась гипертония, навалилась депрессия. Дошел до такого состояния, что почувствовал: все, умираю. С сыном поделился своей болью, он сказал, что с ним происходит нечто подобное. И тут до меня дошло! Я понял причину своих бед и болезней. Говорю сыну: ведь мы же отказались от всех своих предков, которые крестились троеперстием. От рода своего отреклись… Мы даже прокляли их (так как перед старообрядческим крещением есть «Чин отрицания» от тех, кто крестится тремя перстами, и этот чин по сути можно считать проклятием). «Ты понимаешь, сын, что мы с тобой наделали?» — спрашиваю его. «Понимаю», — отвечает он. Тогда мы решили возвращаться в лоно Церкви. Я приехал к Владыке Сергию с прошением… Он сказал, что меня за такие поступки надо запретить в служении. «Воля ваша», сказал я. Но Владыка с состраданием посмотрел на меня и тихо, по-отечески спросил: «Что, голова закружилась?» — «Закружилась, Владыка, закружилась. Хуже того — «крыша поехала», — признался я. Мне кажется, он увидел мое искреннее сокрушение. И позволил мне через покаяние вернуться в Церковь в сущем сане.

Я принес покаяние священнику Виктору Хлебушкину. Но мне показалось этого недостаточно. Поехал к старцу, протоиерею Николаю Винокурову в Ташлу. Отец Николай выслушал меня и только сказал: «Господь милостив».

Владыка восстановил меня сначала заштатным священником. А потом я стал вновь настоятелем храма в Сырейке. Но все равно я еще долго ощущал себя блудным сыном.

Также черезпокаяние вернулись в Церковь мои дети. Сын это сделал сразу, а дочь только через полгода. Какое-то время она ездила на службу в старообрядческий храм. Я не упрекал ее, так как понимал: ей трудно сразу поменять свои убеждения. Сейчас дочь в нашей Церкви, жизнь ее, слава Богу, наладилась.

— На этом ваша епитимия завершилась?

— Не совсем. Еще почти два года у меня было жуткое состояние. Я думал, у меня началось онкологическое заболевание. Похудел на 16 килограммов, преследовала страшная депрессия. Пытался лечиться антидепрессантами, но от них становилось еще хуже. К тому времени у меня оборвались все связи. Я находился в полной изоляции, так Бог попустил. 2011 год стал самым тяжелым в моей жизни. Приходил в храм первым, пока бабушки еще не пришли, и там один, можно сказать, выл как волк, едва не лез стену. Было такое состояние: ничто не мило, ничто не греет, ни с кем не хочется общаться, а впереди только унылые дни и безсонные ночи. Это была духовная епитимия. Я ведь пастырь и должен других наставлять и укреплять в вере. А не метаться, соблазняя себя и других.

Даже сейчас эта епитимия еще не совсем закончилась. В памяти остались какие-то мрачные следы. Когда вспомню, что со мной было, в пот бросает от этого ужаса. Охватывает чувство, что все пропало, дальше ничего не будет. Но теперь это состояние не задерживается, вскоре проходит.

— Как вы объяснили старообрядцам свое решение?

— После Нового года, в 2011-м, я встретился с отцом Димитрием и объявил ему о своем уходе. Очень важную роль в моем решении вернуться в Русскую Церковь сыграл известный старообрядческий публицист священноинок Симеон (Дурасов). Он живет в Подмосковье, известен своей взвешенной позицией по отношению к Русской Православной Церкви. За это его как только не поносят свои же старообрядцы. Даже раздавались требования его медицинского освидетельствования… Но он стоит на своем и обличает крайности старообрядчества. Я ему написал письмо, и он ответил, что я принял правильное решение. Старообрядчество — это попытка консервации русской церковной традиции 17 века. «Кто вырос в этой традиции, для тех она родная, — писал мне он, — а для вас она чужая. Поэтому не раздумывайте, возвращайтесь обратно в родную Церковь»…

— Ваш путь в монашество как-то связан с вашим старообрядческим уклоном?

— Наверное… Надо искупить свою вину до конца. А без сугубой, монашеской молитвы это сделать вряд ли возможно.

Я для себя теперь все решил: здесь на Земле я больше никогда не буду искать никаких «альтернативных» Православных групп, не буду искать идеальных религиозных сообществ, где бы не было никаких недостатков. Я видел «катакомбников», был со старообрядцами, и понял, что буду спасаться только в Русской Православной Церкви. К тому же проблемы у всех примерно одни и те же. И главная из них — упадок веры…».
Читать подробнее
 
Православный христианин
Вообще очень странно, что разговор о старообрядцах размещен в разделе "Православие и иные религии"... Старообрядцы двух поповских согласий - РПсЦ и РДЦ - это такие же православные люди, как и мы с вами. Они не содержат никаких догматических ересей и отличаются от нас только некоторыми обрядами и использованием старопечатных богослужебных книг, изданных до Никоновской реформы середины 17 века. Заявляю это не голословно, так как была около 10 лет членом РПсЦ, потом РДЦ.
Не надо забывать о том, что собор РПЦ МП в 1929г. снял клятвы БМС 1666 года со старых чинов и людей, их придерживающихся. А Собор 1971 года это решение подтвердил, назвав старые обряды, тексты и знаменное пение "литургическим сокровищем русской Церкви".
Однако, все это не относится к беспоповцам, которые, действительно, есть еретики. Кому интересно, почему, отвечу, так как вопрос изучила достаточно глубоко.
 
Православный христианин
Очень важную роль в моем решении вернуться в Русскую Церковь сыграл известный старообрядческий публицист священноинок Симеон (Дурасов).
Кстати, Симеон( в миру Сергий) Дурасов сам давно вернулся в РПЦ. Это очень умный, объективный, искренний человек. Как-нибудь я выложу его рассуждения о старообрядчестве и новообрядчестве, очень интересно.
 
Самарская область
Православный христианин
Кому интересно, почему, отвечу, так как вопрос изучила достаточно глубоко.
Глория, я читал, что иерархия выстроена в 19 веке по благословению Патриарха Константинополя. Что сейчас с этим?
 
Православный христианин
Иерархия Рпсц, или иначе Белокриницкого(австрийского) согласия, возникла в 1846 году путем присоединения к части русских беглопоповцев греческого митрополита Амвросия. На это время он был "безместным", т.е. не имел своей кафедры и, соответственно, не служил и находился в очень стеснённых жизненных обстоятельствах. Чем и воспользовались беглопоповцы, пригласив его присоединиться к ним( за приличное ежегодное и пожизненное содержание вместе с семьей сына), "восстановив" таким образом трехчинную иерархию.
Но никакого благословения на этот переход от Константинопольского патриарха не было, да и не могло быть! Это же противоречит всем мыслимым каноническим правилам! Ведь митр.Амвросий не к себе присоединял русских раскольников, а сам ушел к ним из истинной Церкви. Причем, сделал он это тайно, его даже в Австрию, где был центр беглопоповцев, переправили из Греции переодетым в казачью одежду. А потом он, православный архиерей, через отречение от "ереси"(!) и миропомазание, был присоединён беглопоповцами к своей временно вдовствующей (около 200 лет) якобы Церкви.
Но все это чистейшая профанация, потому что священную иерархию нельзя восстановить в принципе - она идёт от апостолов и никогда во Вселенской Церкви не прерывалась. Также, как и Церковь нельзя создать заново, потому что Она уже создана однажды самим Господом, и врата адовы, по Его неложному обетованию, никогда Ее не одолеют. Весь же новодел - это неканонические раскольничьи или раздорнические образования, которые на статус Церкви претендовать не могут.

П.С. Кстати, Владимир, Вам надо особенно вникнуть в тему, потому как в Самаре есть храм и Рпсц, и Рдц. Соответственно, и соблазн рядом.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Весь же новодел - это неканонические раскольничьи или раздорнические образования, которые на статус Церкви претендовать не могут.
То есть, к Церкви это не имеет отношения? Но сами члены общин, миряне, что об этом думают? Они же пытаются причащаться...
(По совету о посещении староверов - они открыты к этому, или равнодушны?)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да, это не Церковь в каноническом понимании, потому что не имеет преемственной апостольской иерархии. По церковной терминологии - это самочинное сборище. РПЦ МП принимает их в общение как еретиков 2 чина(раскольников) через покаяние и миропомазание, так как "иерархия" Рпсц не признаётся. Соответственно, их епископы и священники есть простые мужики. Какое же от них может быть причащение?..
Что думают по этому поводу миряне? Коренные старообрядцы вообще не дают себе труда задумываться, потому что это "бабушкина вера", а предки, по их мнению, никак ошибаться не могли. Неофиты, перешедшие из РПЦ , если начинают со временем детально "копать историю" и сверяться с церковными канонами, приходят к выводу, что впали в заблуждение, и возвращаются назад. Что и произошло со мной. Но, к сожалению, на моей памяти пара человек ушла к католикам, а несколько - вообще потеряли веру. Такой вот печальный итог ревности не по разуму и шатания по конфессиям.
Однако, ещё раз подчеркну, что старообрядцы-поповцы, несмотря на их отпадение от матери-Церкви, являются всё же православными христианами, сохранившими неповрежденными не только старые дораскольные обряды и богослужебные тексты, но и все православные догматы. Но, увы, находясь не в лоне истинной Церкви, они не могут надеяться на спасение.

Подробно о создании Белокриницкой иерархии здесь
https://azbyka.org/otechnik/Nikolaj_...o-ili-belokrinitskogo-svjashhenstva-vypusk-1/

Об Рдц разговор надо вести особо, там есть нюансы. Хотя это тоже, однозначно, не Церковь.

П.С. Посетить старообрядческий храм, разумеется, можно; послушать знаменное пение(если, конечно, хорошо поют, что нынче редко). Но надо быть готовым, что дальше притвора вас не пустят, не разрешат креститься, а тем более - подходить к иконам. Это только их мир, и чужим туда входа нет. Тем более, что они считают "никониан" еретиками и гонителями "истинной веры", и смешиваться с такими - тяжкий грех.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Коренные старообрядцы вообще не дают себе труда задумываться, потому что это "бабушкина вера", а предки, по их мнению, никак ошибаться не могли.
Коренные могут сейчас найти информацию. И вот если они вдруг пожелают причаститься Христа в Его Церкви, то сложно ли им уйти, и есть ли такие настроения в этой среде? Или все-таки это традиционалисты, для которых Христос просто фон специфической жизни этого социума, отличающего их от других людей, подобно самомнению избранности иудеев?
 
Православный христианин
Найти-то информацию могут, да хотят ли?.. Но главное, они не верят никакой информации, исходящей от "никониан" - везде мерещатся подлоги и подтасовки. Уйти из старообрядческой "Церкви" несложно, хоть и коренным, но таких настроений среди них нет. Есть малое количество переходов в единоверие, очень редкое сейчас, но никак не напрямую в РПЦ МП - изменить старому обряду для них немыслимо! И особенно двуперстию.
Да, в какой-то мере они ощущают себя избранными, такими героями-остальцами древлей веры, отсюда и определенный снобизм по отношению к иным. Но говорить о том, что Христос для них - это просто "фон"...нет, ну что Вы! Среди них много искренне и глубоко верующих христиан, даже ведущих строгую жизнь исключительно по Заповедям. Таковых тем более жаль, ведь без Церкви и Таинств все равно не спастись...
 
Самарская область
Православный христианин
Но говорить о том, что Христос для них - это просто "фон"...нет, ну что
Это лучше, чем ничего.
То есть это общество зацикленно на Христе, своем социуме и строгом обряде, изгоняя из себя историю древней Церкви? Интересно, как они сочитают Златоуста и Августина, принадлежащих к Востоку и Западу Церкви?

И вот еще вопрос. Я читал о сложности молитвенного правила. Каков его порядок?
 
Православный христианин
Старообрядцы скорее "изгоняют из себя" введение каких бы то ни было новшеств, всего того, что не считают "апостольским преданием". Хотя Предание толкуют весьма широко, относя к нему, например, двуперстие.
Свт.Иоанн Златоуст для них непререкаемый авторитет, блаж.Августина некоторые знатоки даже цитируют на форумах ( разумеется, то, что не противоречит их пониманию). Одним словом, вся история Вселенской Церкви до середины 17 века для них такая же история, как и для нас с Вами.

Молитвенное правило, действительно, достаточно сложное для новообрядца: что в церкви, что келейное, хотя бы потому, что намного длиннее нашего. Даже молитвы перед и после еды. Молиться дома по их молитвослову - это для новоначальных сущий подвиг, такое оно запутанное - его части бывает надо брать из разных текстов. Однако, сами древние тексты правильные, без тех смысловых и стилистических ошибок, что были допущены при необоснованной правке в ходе реформы патр.Никона, что давно доказали серьезные церковные историки и литургисты РПЦ.
Позже я приведу конкретные примеры. Простите Христа ради, засыпаю...
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Одним словом, вся история Вселенской Церкви до середины 17 века для них такая же история, как и для нас с Вами.

Т.е. они признают изначальную Церковь с историей до 17 века, с расколом-1057, с богословием Паламы, и которая вдруг исчезла, и они остались без апостольской благодати (а другие остались с этой благодатью, но в лжеучении) и которую вернули себе через покаяние Амвросия в 19 веке?

Теоретически они могут признать епископство Папы (любого епископа Рима) над собой, если тот покаится и примет правила 17 века?

Я к тому, что они признают рукоположения, но отрицают способность архиреев править Церковью по своему разумению, как делали до 17 века? А значит, что их ересь в отрицании благодати рукоположения, способности Духа действовать в синергии с человеком.

Вот они сами как полагают, какой догмат (не канон) нарушен остальным Православием?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Начну с конца. Старообрядцы на уровне их соборов не считают, что РПЦ МП содержит какие-то догматические ереси. Самая главная претензия к нам - обливательное крещение. И здесь они правы, так как 50 правило св. апостолов гласит: «Если кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но одно погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите, но: шедше научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына и Святого Духа». Также 91 правило свт. Василия Великого прямо называет обычай троекратного погружения апостольским преданием.
Апостольским правилом они считают также и применение двуперстия при крестном знамении, ссылаясь опять же на Василия Великого. Хотя здесь натяжка, так как ничего конкретно о форме перстосложения он не писал.
Далее идут обвинения в искажении Никео-Цареградского Символа веры и проч.

Однако! Благодать священнического рукоположения у новообрядцев не отрицают - как у русских, так и у греческих. Иначе как бы они на протяжении всей своей истории после Раскола принимали к себе беглых попов от господствующей Церкви, а затем и "восстановили" иерархию от греческого митрополита! Именно здесь и кроется главная старообрядческая "засада", великий компромисс, на который они вынуждены были пойти, чтобы быть "Церковью". Получается, в 17 веке никакой компромисс с РПЦ для них был неприемлем, но просидев почти 200 лет без епископа, они были вынуждены на него пойти, чтобы не оставаться просто маргинальным сообществом. Тогда вопрос: а оправдана ли такая кровавая цена, которую они заплатили за несколько веков неповиновения царской и церковной власти?.. Нужно ли было так неистово держаться за "букву закона", если дух его в матери-Церкви, несмотря на все новшества, сохранился?..

П.С. Теоретически и мы с вами можем признать епископа Рима как главу единой Церкви, если он покается за филиокве и отменит примат о непогрешимости Папы. Но старообрядцы обязательно еще потребуют от него запретить обливательное крещение, а также ввести двоеперстие.
 
Последнее редактирование:
Самарская область
Православный христианин
Глория, благодарю за содержательные ответы.
Слава Богу, что сейчас в РПЦ погружают (по крайней мере у нас), и действительно это недостаток.

Папе много покояний делать, там и без филиокве список не на одну сотню страниц отменяемых решений.

Вот ещё вопрос. Сложность келейного правила выдерживается мирянами. Сколько времени оно занимает вечером и утром.
 
Православный христианин
Владимир, и я благодарю Вас за интерес к теме. Жаль, что больше никто не присоединился, а ведь это не только история русской Церкви, но и ее сегодняшний день, реалии которого надо понимать, ведь и от этого зависит вечная участь не только нас самих, но и отпавших от Церкви наших братьев. Будем надеяться, что причиной стал Великий пост, а не равнодушие форумчан.

Как правило, коренные старообрядцы келейное правило держат строго(что, увы, не про меня). Занимает оно до часу времени утром и вечером, плюс еще канон святому дня, если есть. Можно также отмаливать суточный круг по лестовке с молитвой Исусовой. На келейное правило единого "закона" нет - тут по ревности каждого.
 
Самарская область
Православный христианин
Занимает оно до часу времени утром и вечером, плюс еще канон святому дня, если есть.


С учетом земных поклонов немного сложнее, чем у нас в МП, но терпимо.

А что с исповедью? У нас милость, просто. Знаю, у католиков было жестко, а здесь как?
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху