Да Светлана, спасибо, отличный аргумент Вы привели., но для меня он не столь убедителен. Долго думал над ответом, хочу поделится теперь своими соображениями.
Во-первых, есть и в данном призыве
человеческая логика и очень практичного свойства. Приведу пару примеров для размышления.
Вас, возможно, это немного шокирует, но первенство в подобном подходе к врагам и недругам, принадлежит даже не людям!
Это уже хорошо изучено и установлено, что самцы
шимпанзе, ведущие друг с другом борьбу за место лидера в стае, порой даже после ожесточённых драк - мирятся! Кто-либо первым (как правило через короткий промежуток времени), а порой и одновременно проявляет стремление примириться, всё это сопровождается объятиями, поцелуями и долгим взаимным грумингом. И это между злейшими соперниками! И это вполне искренне! Если соперники долго не могут примириться самостоятельно, то их "заставляют" сделать это другие члены стаи. Как правило, старшие самки. Шимпанзе не выносят напряжённой атмосферы в сообществе. Соперники могут потом день напролёт провести вместе, занимаясь управлением стаей и прочими делами. Но эти примирения не снимут с повестки дня вопроса о статусе и борьбе за власть. Стремление не покалечить в схватке, следующее за этим примирение и порой уважительное отношение в дальнейшем к проигравшему со стороны победителя, помогает сохранить безопасность внутри стаи. Но это только внутри, на чужаков это правило не распространяется! Когда одна стая шимпанзе сталкивается с другой, происходят довольно кровопролитные бои со смертельными исходами.
Но "карликовые шимпанзе"
бонобо пошли ещё дальше. Мало того, что они эффективно гасят конфликты внутри стаи при помощи совокуплений и груминга, но и пользуются этими способами при столкновении с представителями других стай! Смертоубийство в среде бонобо крайне редкое событие! Эти обезьянки просто органически не переносят плохих взаимоотношений. Уж про кого можно с уверенностью сказать, что они следуют максиме "Возлюби врага своего" не на словах , а на деле, так это про бонобо. Вы можете возмутиться, и возразить, что в человеческом обществе, это бы считалось крайним развратом...Соглашусь. Но факт остаётся фактом, людям с их кровопролитными войнами и геноцидами, рабством и кровавыми революциями, очень далеко до такого несовершенного мира, как в среде бонобо.
Второй пример, это
кодекс рыцарства в средневековой Европе. Наверняка, Вы слышали истории о том, как один рыцарь победил в схватке другого (даже своего злейшего врага), взял его в плен, а потом отпустил под честное слово домой, с тем что тот вернётся назад, когда уладит какие-либо свои срочные дела и привезёт выкуп за себя. И пленный рыцарь и в мыслях не имел поступить иначе и обмануть своего победителя. Рыцари порой, исходя из кодекса чести, выпускали из ловушки своих давнышних врагов, в которую сами их старались, долгими усилиями и порой годами, загнать. Конечно, бывали и исключения.
И это странное поведение имело свои резоны.
Во-первых, поступая по
кодексу рыцарской чести, ты мог рассчитывать на взаимность, так как жизнь воина полна превратностей судьбы. Сегодня ты победитель, завтра уже пленник.
Во-вторых, крайняя
немногочисленность рыцарства, которое владело и управляло остальными слоями средневекового общества. И если бы рыцарство не выработало жёстких правил обхождения со своими соперниками и врагами, то оно просто бы вырезало друг друга в отсутствии абсолютистской власти сильного монарха. Как только появляются сильные монархии и начинают возникать более крупные национальные государства, кодекс рыцарства сходит почти на нет. В силу вступают другие средства ограничения агрессии. Вы, возможно, скажете, что средневековые рыцари - это же христиане. И да и нет. Христианство тут ни при чём. Подобные кодексы существовали и в других уголках планеты. По отношению к нарушившим кодекс чести, благородные рыцари Европы проявляли дикую жестокость, а уж представителей не их сословия, простолюдинов, порой легко резали как свиней, просто не задумываясь что это тоже люди.
Максима "возлюби врага своего" имеет смысл и хорошо работает либо в
маленьком сообществе, где все друг у друга на виду, и
нет возможности избежать взаимности, либо в сообществе
сильно мотивированных на такое поведение и
равных друг другу людей (рыцарские ордены, братства монастырей, узкие общины диаспор и тд.). Но в крупных, многоплановых сообществах людей эта максима
не работает. И это было проверено 2000-летней практикой христианства, не отменившей войн, в том числе и религиозных, ненависти к инакомыслящим, геноцидов и прочих гонений. А порой "любовь к врагам" не только не работает, но и
приносит откровенный вред, и тому кто "любит" и тому кто "любим" такой любовью. Ближайший пример мы видим в современной Европе, где "любовь" к приезжим представителям совершенно другой цивилизации, в итоге обернётся массовой резнёй (и это уже к сожалению исторический факт). Ты можешь конечно "любить и благословлять" своего врага, но только если он сам, в принципе, это способен понять. Только тогда ты сможешь рассчитывать на взаимность, и это возможно будет полезно и тебе и твоему недругу. А если ты смотришь на врага с радушной и искренней улыбкой, стараешься
деятельно помочь ему, а он видит в этом признак
слабости, то это не поможет ни тебе, ни твоим детям, ни твоей общине остаться в живых.
Вы, конечно, скажите, что Христос учил этому не для того, чтобы люди пришли во взаимности к раю на Земле. А что бы не ожидая этой взаимности, каждый индивидуально искал спасения в ином мире, поступая так "нелогично" со своими врагами. Но как-то практика показывает, что большинство людей либо не способны жить по "нелогичным" правилам, либо не столь уж верят в жизнь загробную, хотя и на словах убеждены её существовании.
На мой взгляд, Светлана, это этическое правило не столь уникально, как Вам кажется. Человечество, в своём духовном поиске, за тысячелетия опробовало на "собственной шкуре" множество подобных максим. Вспомните чем закончилось возведение в культ поклонение Разуму и Рациональности во времена Великой Французской Революции - массовым гильотинированием несогласных и самих поклонников разумности. Или чем всегда заканчивается в крупных сообществах, где всегда есть место халявщикам, внедрение принципа "С каждого по возможности, каждому по потребности"