Природа. Ипостась.

Крещён в Православии
Природа есть движение и покой вещи, а ипостась есть бытие (основа существования) вещи.
Природа есть сущность, ибо сущность есть источник природного движения и покоя.
Ипостась есть основа самостоятельного бытия сущности...

Так нижний вид, именуемый "человек" состоит из множество отдельных людей, каждый из которых есть ипостась- самостоятельной бытие сущности (нижнего вида).
Если говорить о Боге Троице по церковному учению, то каждое из Лиц имеет своё бытие (свою основу существования): Отец нетварен, Сын вечнорождается от Отца, Святой Дух исходит.

А Человек имеет одну общую основу существования, одно бытие: каждый человек рождён своими родителями.
 
Крещён в Православии
Если говорить о Боге Троице по церковному учению, то каждое из Лиц имеет своё бытие (свою основу существования): Отец нетварен, Сын вечнорождается от Отца, Святой Дух исходит.

А Человек имеет одну общую основу существования, одно бытие: каждый человек рождён своими родителями.
Позволю себе поправить Вас.

Не только Отец нетварный, но так же нетварный Сын и нетварный Святой Дух. Они Нетварныьпотому, что имеют одно Нетварное Божество.
Ипостаси Святой Троицы отличаются ипостасными идиомами (особенностями): Отец - нерожденный; Сын - рождённый; Дух Святой - исходящий.

Каждый человек имеет своё самостоятельное бытие, называемое ипостась. Каждый человек есть отдельная ипостась, отличаемая от других привходящими признаками и отличительным от других действием. Все люди объединены в один вид.
 
Последнее редактирование модератором:
Как - то вы все в одну кучу. Вы ещё Ветхий завет вспомните, где Бог ненавидит, мстит, наказывает.. Ясно же, что Христос сказал это - "Отойдите от Меня, Я не знаю Вас" " И пойдут сии в муку вечную" - по человечеству своему.. Бог это врач, а не палач. Бог Благ и только Благ, Бог Всеблажен, и Он есть Любовь (не имеет Любовь, а сам есть Любовь).
Т.е. Он сказал это по своему человечеству, не по Божеству, значит во Христе человечество имеет свою отдельную личность от Божественной, так понимать? Если человечество само по себе что-то провозглашает без Божественной природы значит оно имеет кроме своей воли ещё и личность собственную, что есть ересь. Когда говорит Христос, говорит Бог Слово, лицо Пресвятой Троицы.
 
Крещён в Православии
Т.е. Он сказал это по своему человечеству, не по Божеству, значит во Христе человечество имеет свою отдельную личность от Божественной, так понимать? Если человечество само по себе что-то провозглашает без Божественной природы значит оно имеет кроме своей воли ещё и личность собственную, что есть ересь. Когда говорит Христос, говорит Бог Слово, лицо Пресвятой Троицы.
Почитайте о природе Иисуса Христа.
В лице Иисуса Христа Божественная природа соединилась с человеческой.
 
Интересующийся
Т.е. Он сказал это по своему человечеству, не по Божеству, значит во Христе человечество имеет свою отдельную личность от Божественной, так понимать?
Нет, не так, согласно Православному учению во Иисусе Христе две природы Божественная и человеческая, но при этом одна Божественная Личность, чего я так и не понял, как это так может быть, бо получается что Божественная Личность поглотила личность человеческую или по - другому личности человеческой во Иисусе Христе и не было вовсе, а была только и исключительно безличностная человеческая природа.
 
Почитайте о природе Иисуса Христа.
В лице Иисуса Христа Божественная природа соединилась с человеческой.
Так вот именно, что личность во Христе это Бог. Ипостась Бога Слова соединила в Себе две природы, но в человеческой природе нет отдельной личности, которая могла бы говорить от своей человеческой природы. И потому когда говорит Христос это говорит Бог Слово, а не человеческая природа сама по себе, как Вы утверждали ранее.
 
Нет, не так, согласно Православному учению во Иисусе Христе две природы Божественная и человеческая, но при этом одна Божественная Личность, чего я так и не понял, как это так может быть, бо получается что Божественная Личность поглотила личность человеческую или по - другому личности человеческой во Иисусе Христе и не было вовсе, а была только и исключительно безличностная человеческая природа.
Конечно нет во Христе другой личности кроме Божественной, потому если говорит Христос, это говорит Бог, а не человеческая природа сама по себе.
Что бы легче понять почему нет во Христе второй личности человеческой, надо всегда держать в голове, о том что Бог воплотился, и во Христе было только одно "Я" не два "Я" а одно, которое и есть Бог Слово.
 
Крещён в Православии
И потому когда говорит Христос это говорит Бог Слово, а не человеческая природа сама по себе, как Вы утверждали ранее.
Молитва Иисуса в Гефсиманском саду:
 Он отошел от них, пал на землю и молился; и они слышали, как Он начал молиться, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва! Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк 14:35-36).
Это говорит Бог или слабая человеческая природа, которую принял Иисус, чтобы спасти нас?
 
Молитва Иисуса в Гефсиманском саду:
 Он отошел от них, пал на землю и молился; и они слышали, как Он начал молиться, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва! Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк 14:35-36).
Это говорит Бог или слабая человеческая природа, которую принял Иисус, чтобы спасти нас?
Это говорит Христос, Воплотившийся Бог! Человеческая природа Христа сама по себе говорить не может, или Вы хотите сказать что слова Христа можно не воспринимать как истину, когда Он говорит "и пойдут сии в муку вечную" и это яко-бы чуждо Богу?
 
Интересующийся
Конечно нет во Христе другой личности кроме Божественной, потому если говорит Христос, это говорит Бог, а не человеческая природа сама по себе.
Что бы легче понять почему нет во Христе второй личности человеческой, надо всегда держать в голове, о том что Бог воплотился, и во Христе было только одно "Я" не два "Я" а одно, которое и есть Бог Слово.
И умер на Кресте тоже Бог или безличностная человеческая природа?
 
Крещён в Православии
Человеческая природа Христа сама по себе говорить не может
Что значит не может? Подтвердите это ваше высказывание св. отцами. или Евангелием.
Имела ли человеческая природа Христа первородное повреждение, а именно смертность, тленность, страстность и в чем это выражалось если имела?
 
Что значит не может? Подтвердите это ваше высказывание св. отцами. или Евангелием.
Имела ли человеческая природа Христа первородное повреждение, а именно смертность, тленность, страстность и в чем это выражалось если имела?
Это догматика Церкви, и её нужно знать. Во Христе человеческая природа не имела ипостаси человеческой, что значит Христос мог страдать по человечеству, мог желать по человечеству, но учить чему то от имени человеческой природы не имея ипостаси человеческой Он не мог, так как является Богом. Во Христе Богочеловеке есть только одно "Я" и это "Я" Бог Слово.
 
Интересующийся
Это догматика Церкви, и её нужно знать. Во Христе человеческая природа не имела ипостаси человеческой, что значит Христос мог страдать по человечеству, мог желать по человечеству, но учить чему то от имени человеческой природы не имея ипостаси человеческой Он не мог, так как является Богом. Во Христе Богочеловеке есть только одно "Я" и это "Я" Бог Слово.
Что такое человеческая ипостась и чем она отличается от человеческой природы, а так же Вы не ответили на вопрос, кто или что умерло на Кресте Голгофы, Сам Бог или некая безличностная человеческая природа?
 
Интересующийся
Кое что прочитав в интернете про ипостась и природу, я прихожу к некоторому предварительному выводу.
Во Иисусе Христе не было и не могло быть человеческой личности, а была и есть исключительно Личность Божественная при безличностной человеческой природе.
То есть Бог воплотился в безличностную человеческую природу как мы облачаемся в безличностный космический скафандр, который нам повинуется, но не может изъявлять свою волю. Бог родился во плоти, Бог страдал во плоти, Бог умер во плоти и Бог во плоти воскрес. Всё бы так, но почему умер и воскресе именно Бог, а не Его человеческая природа в которую Бог был воплошён?
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
То есть Бог воплотился в безличностную человеческую природу как мы облачаемся в безличностный космический скафандр, который нам повинуется, но не может изъявлять свою волю. Бог родился во плоти, Бог страдал во плоти, Бог умер во плоти и Бог во плоти воскрес. Всё бы так, но почему умер и воскресе именно Бог, а не Его человеческая природа в которую Бог был воплошён?
Понятия "природа" и "ипостась" и прежде всего понятие "ипостась" в нашем православном богословии не так просты для понимания. И я заметил, они несколько по-разному работают в разных сферах: то, что говорится о Троице уже не целиком можно сказать о людях и камнях. Так например Дамаскин указывает на этот момент:
Надобно знать, что иное есть рассматривать предмет на самом деле, и иное — умом и мыслию. Так, мы на самом деле видим различие неделимых во всех тварях: на самом деле Петр представляется отличным от Павла. Но общность, связь и единство созерцаются умом и мыслью; так мы умом постигаем, что Петр и Павел одной и той же природы, имеют одно общее естество. Ибо каждый из них — животное разумное, смертное; и каждый есть плоть, одушевленная душою, как разумной, так и одаренной рассудительностью. Итак, эта общая природа постигается умом; ибо ипостаси не существуют одна в другой, но каждая особо и порознь, т. е. сама по себе, и каждая имеет много такого, чем одна от другой отличается. Ибо они и местом отделяются, и временем различаются, и отличаются умом, силой, видом или образом, нравом, темпераментом, достоинством, поведением и всеми характеристическими свойствами; более же всего тем, что существуют не одна в другой, но отдельно; поэтому и говорится: два, три человека и многие [15].

Это же можно видеть и во всей твари; но в Святой и пресущественной, и высшей всего, и непостижимой Троице иное; ибо здесь общность и единство усматриваются, на самом деле, по причине совечности лиц и тождества их сущности, действия и воли, по причине согласия познавательной способности и тождества власти и силы, и благости — я не сказал: подобия, но тождества — также единства происхождения движения, потому что одна сущность, одна благость, одна сила, одно хотение, одно действие, одна власть; одно и то же, не три, подобные одно другому, но одно и то же движение трех ипостасей; ибо каждая из них едина есть с другой, не менее как с самой собою; ибо Отец и Сын и Святый Дух во всем едино, кроме нерожденности, рождения и исхождения, мыслью же разделенное, ибо мы знаем единого Бога, но замечаем мыслью различие только по свойствам, т. е. отчеству, сыновству и исхождению, как различаем причину, зависящее от причины и совершенство ипостаси, или образ бытия. Ибо в отношении к неописуемому Божеству мы не можем говорить ни о местном расстоянии, как в отношении к нам, потому что ипостаси находятся одна в другой, не сливаясь, впрочем, но соединяясь, по слову Господа, сказавшего: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин. 14, 11), — ни о различии хотения, или мысли, или действия, или силы, или чего другого, что производит в нас действительное и совершенное разделение. Поэтому об Отце, Сыне и Святом Духе говорим не как о трех Богах, но, вернее, как об едином Боге, Святой Троице, так как Сын и Дух возводятся к одному Виновнику, но не слагаются и не сливаются, как сливал Савелий; ибо Они соединяются, как мы говорили, не сливаясь, но совокупно друг с другом пребывая и друг друга проникая без всякого смешения и слияния, и так, что не существуют один вне другого или не разделяются в сущности, согласно Ариеву разделению; ибо, чтобы сказать кратко, Божество нераздельно в разделенном, подобно тому, как в трех солнцах тесно друг к другу примыкающих и никаким расстоянием не разделяемых, одно и смешение света, и слияние [16].


Если для Нисского человек реально един во множестве ипостасей, то Дамаскин куда больший номиналист, и в этом смысле больший реалист (в смысле другого понятия реализма, а не в противопоставлении реализм-номинализм), и замечает, что не так всё просто. Но это другой разговор. Просто пока отмечаю, закладку делаю.

Ваш же вопрос о Христологии.
На него и ответим.

Прежде всего следует понять, что православное понимание ипостаси довольно своеобразно. Ипостасью называется и конкретный камень, кусок гранита, то есть конкретная единица общей природы. Притом камень можно разбить и получить сразу два камня и прежней ипостаси уже не будет, а будет две новые ипостаси. С кошкой такой фокус уже не пройдёт. Тем более не пройдёт с человеком. Отрубленная голова Ап.Павла никакой своей собственной ипостаси не имела, а принадлежала ипостаси Павла. Как и сама ипостась Павла не прекратила своё бытие от разделения тела и души. Даже при полном уничтожении тела, как например когда святых съедали и переваливали звери, ипостась продолжает быть имея своей текущей природой только душу. (Ещё одна закладочка). Так что в отношении людей уже под ипостасью понимается уже не только конкретный индивид, но и личность, "я", которое - и я тут совершенно согласен с выражением Лосского - несводима к природе.

Так безусловно не бывает ипостаси без природы и природы без ипостаси. Но в нашем богословии понятие ипостась куда шире и включает в себя многие аспекты и смыслы. И прежде всего следует сказать, что ипостась не равно только понятию "единица природы", "природа в своей частности и конкретности". Прежде всего православное понимания ипостаси означает бытие. Ипостась - существующее, бытийствующее. Ипостась - конкретное бытие.
А в случае разумных - ипостась - это бытийствующий, это кто, это "я".

Дамаскин пишет об этом:
еретиков вводит в заблуждение вот что: они признают естество и ипостась за одно и то же.
Именно из представления, что ипостась это только единица природы и произошли две противоположные ереси: монофизитство и несторианство.
Ход мысли примерно такой был:
Если во Христе одна ипостась - мыслили монофизиты - то соответственно и одна природа, ипостасью которой Христос и является.
Несториане же мыслили также, но с обратной стороны: если во Христе две природы - а уж очевидно, что Божество и человечество различаются - то во Христе и две ипостаси - два частных проявления этих двух природ.

У несториан (хотя тех, самых осуждённых несториан никогда не было и та же АЦВ исповедует не совсем так как условно скажем "классическое" несторианство, да и сам Несторий писал, что не может быть двух сынов (об этом расскажу позже)) есть термин такой - кнома. Вот кнома это как раз конкретная реализация природы. Христос конкретный человек? Да, значит человечество Христа конкретное - это кнома. В общем кнома ближе к греческому православному понятию атомон - индивид, и не совсем тождественно православному пониманию ипостаси.

Дамаскин опять же пишет:
Хотя и нет естества, существующего без ипостаси, и не бывает сущности без лица, ибо и сущность, и естество усматриваются в ипостасях и лицах; однако же из этого не следует необходимо, что естества, соединенные друг с другом ипостасно, должны иметь — каждое особо — свою ипостась. В самом деле, естества, соединяющиеся в одну ипостась, могут и не быть безипостасными, и не иметь каждое особенной ипостаси, но оба естества могут иметь одну и ту же ипостась. Одна и та же ипостась Слова, став ипостасью обоих естеств, не допускает ни одному из них быть безипостасным, равно не позволяет им быть — разноиспостасными между собою; и не бывает она ипостасью то одного естества, то другого, но всегда пребывает ипостасью обоих естеств нераздельно и неразлучно. Ипостась не делится и не раздробляется на части, и не уделяет одной части своей тому естеству, а другой — другому, но всегда пребывает ипостасью того и другого естества нераздельно и всецело. Ибо плоть Бога Слова не получила бытия в своей особенной ипостаси и не стала ипостасью иною, по сравнению с ипостасью Бога Слова; но, в ней получив ипостась, стала, лучше сказать, принятою в ипостась Бога Слова, а не существующею самостоятельно, в своей особенной ипостаси. Потому она и не существует безипостасно, и не вводит в Троицу иной ипостаси

Вот и ответ на Ваш вопрос.
Никаких скафандров нет. Бог-Слово воплотился, вочеловечился, и стал человеком. Настоящим, 100% человеком. И как у всякого человека у Него есть тело, душа и ум. И Сама Ипостась Слова - и стала ипостасью для человеческой природы. В ипостаси Слова человечество Христа получило своё конкретное бытие. И соотв. человеческой личностью Христа является Его Божественная личность. Поэтому на Кресте Умер Сам Бог, но конечно умер как человек, ибо чтобы умереть нужно иметь душу и тело. Но Кто умер? Умер Бог-Слово, Логос. Он Сам.

Всё точно также как и у Вас. Всё, что происходит с Вашим телом переживаете именно Вы.

Есть даже такой замечательный термин православного богословия - воипостазирование. Это как раз о том, что Ипостась Логоса стала ипостасью и для человеческой природы. Это не скафандр, а реальность. Мы можем поставить ипостасное тождество между ипостасью Бога Слова и ипостасью человека Иисуса. Иисус и есть Логос, а не кто-то/что-то иное, чем Логос. Конкретный человек Иисус (чью конкретную чел.природу можно было бы назвать кномой - мне понравился этой термин) Он и есть Сам Логос, а не какой-то иной человек в которого вселился Бог. Равно же человеческая природа Христа не является безипостасной и как Вы сказали безличностной. Она личностна, ипостасна, только личностью, ипостасью человеческой природы Христа является Сам Логос. Логос реально существует как человек, как и Вы например. Надеть скафандр не значит стать скафандром. А Бог стал человеком, человечества природа теперь Его собственная, Он на надел её и не снимет её, а существует как человек, точно также как Вы существуете как человек.

Надеюсь, смог объяснить доходчиво. :)
 
Что такое человеческая ипостась и чем она отличается от человеческой природы, а так же Вы не ответили на вопрос, кто или что умерло на Кресте Голгофы, Сам Бог или некая безличностная человеческая природа?
И умер на Кресте тоже Бог или безличностная человеческая природа?
Это догматика и её нужно знать. В своём вопросе Вы разделили Христа Божество от человечества, что делать НЕЛЬЗЯ. Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в количестве порядка 630 участников, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы — по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев»https://azbyka.org/iisus-khristos
 
Интересующийся
Это догматика и её нужно знать. В своём вопросе Вы разделили Христа Божество от человечества, что делать НЕЛЬЗЯ. Святые Отцы Собора IV-го, Халкидонского, собравшиеся в 451 году в количестве порядка 630 участников, определили догмат об образе соединения в Лице Господа Иисуса Христа двух естеств в следующих словах:
«Последуя Святым отцам, все единодушно поучаем исповедывать одного и того же Сына Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы — по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лице и одну Ипостась, — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности учили пророки о Нем, и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам символ отцев»https://azbyka.org/iisus-khristos
Вы на мой вопрос можете ответить прямо и немногословно, кто или что умерло на Кресте Голгофы, Сам Бог по Своей Божественной природе, сущности, Личности или безличностная человеческая природа в которую воплотился Бог.
 
Сверху