Природа. Ипостась.

Крещён в Православии
У Бога одна Природа - Божественная. У Бога мы различаем три Ипостаси. Одна из Ипостасей - Сын. Он имея общую для Отца и Святого Духа Божественную природу, с известных времён имеет ещё и человеческую природу. Бог Отец не имеет человеческой природы, как и Бог Дух Святой.
Ну и как тогда получается, что Бог Сын Единосущен Богу Отцу, если у Бога Отца одна Сущность-Природа, а у Бога Сына две Сущности-Природы? Ведь явное противоречие. Либо у Них по две (одинаковой) Сущности-Природы, либо у Них по одной Сущности-Природе...
Стройное (истинное) учение, как известно, не должно содержать противоречий.
 
Последнее редактирование:
г.Иваново
Православный христианин
Ну и как тогда получается, что Бог Сын Единосущен Богу Отцу, если у Бога Отца одна Сущность-Природа, а у Бога Сына две Сущности-Природы?
Одна из которых общая с Отцом и Святым Духом - Божественная. Другая принадлежит только Сыну - человеческая. Обратите внимание на наше крёстное знамение.
 
Православный христианин
Святитель Василий Великий

Письмо Григорию брату о различии сущности и ипостаси


1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] сущности, от смысла ипостаси, путаются вследствие одинакового [их] понимания и полагают, что нет никакой разницы, употребить ли [слово] "сущность" или "ипостась" (оттого и повелось у некоторых из числа тех, кто принимает это без [тщательного] исследования, говорить, что как сущность одна, так одна и ипостась, и наоборот, принимающие три ипостаси полагают, что следует соответственно учить о разделении сущности на то же число), поэтому, дабы и ты не впал в подобное [заблуждение], составил я тебе для памяти краткое сочинение об этом. Итак, если представить вкратце, суть рассуждения такова…..


Читать подробнее
 
Православный христианин
Михаил... Учение о Боге Троице держится на утверждении о том, что Природа-Сущность и Ипостась-Личность-Лицо это разные вещи (разные понятия). Если Природа и Ипостась суть одно понятие, то всё учение "рушится": в нем будет противоречие...
Название: «ипостась» имеет два значения. Иногда оно означает простое бытие. Согласно этому значению, сущность и ипостась одно и то же. Поэтому некоторые из святых отцов говорили: «природы, или ипостаси». Иногда же название; ипостась, обозначает бытие по себе. Согласно этому значению, под ним понимается индивид, отличающийся от других лишь численно, например, Петр, Павел, какая-либо определенная лошадь, (например Буцефал).
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/42#sel=15:1,15:58

Чтобы не "рушить" Бога Троицу, надо признать, что у Бога Троицы три Природы-Сущности (что Его Сущность трёхсоставная)...
У одной Природы, (как Вы говорите, Божественной) не может быть несколько Лиц: у каждой природы своё Лицо. У Божественной Природы одно Лицо, у Человеческой Природы тоже (своё) одно Лицо...
У ипостасей божественной Троицы природа одна Божественная. У ипостасей Павла, Петра, Андрея природа одна человеческая. Потому что и Петр - человек, и Павел - человек, и Андрей - не не человек. Человек -это сущность. Ипостась -э то сущность с привходящими признаками. Например мы говорим: Сократ - это человек лысый толстый сын Сафроникса. Сократ - это имя ипостаси. Человек - это сушность. Лысый, толстый, сын Сафроникса - это привходящие признаки, которые в совокупности указывают на Сократа и этими же признаками Сократ отличается от других напр. Петра, Павла, Андрея. Таким образом у каждого из людей есть общее - это именно то, что каждый из них человек ( сущность) а также у каждого из людей есть совокупность привходящих признаков, которыми очерчивается ипостась. Как в трех ипостасях Божества усматривается единый Бог, так и в каждом из людей усматриваем единую сущность - человек. Природа человеческая единая, однако она созерцается в бесчисленных ипостасях. Природа Божества единая, но созерцается в трех ипостасях. У Василия Великого написано: Итак, если ты понял смысл различия сущности и ипостаси по отношению к человеку, примени его к божественным догматам — и не ошибешься.
Допустим, что у человека трёхсоставная природа (как Вы говорите: тело, душа, дух), то у него, в соответствии с этим, должно быть и трёхсоставное лицо (ипостась).
Ипостась человека состоит из души и тела.
 
Крещён в Православии
Одна из которых общая с Отцом и Святым Духом - Божественная. Другая принадлежит только Сыну - человеческая.
А в целом, Богу Троице принадлежит и человеческая природа, раз одна из Его ипостасей-личностей (Бог Сын) наделена человеческой природой.
 
г.Иваново
Православный христианин
Как в трех ипостасях Божества усматривается единый Бог, так и в каждом из людей усматриваем единую сущность - человек.
ну вот вам мусульманин и ответит, что христиане значит верят в трёх Богов.

Если взять ипостаси Ивана, Павла и Ильи. И то что они имеют единую сущность, То так же и Бог имея три Ипостаси, по сути является тремя Богами. Как есть три человека: Иван, Павел и Илья.
 
Последнее редактирование:
г.Иваново
Православный христианин
А в целом, Богу Троице принадлежит и человеческая природа, раз одна из Его ипостасей-личностей (Бог Сын) наделена человеческой природой.
Да, только в лице Христа.
По правую руку с Богом Отцом теперь человеческая природа Христа восседает.
 
Крещён в Православии
1. Поскольку многие, не отличая в таинственных догматах общего, [то есть] сущности, от смысла ипостаси, путаются вследствие одинакового [их] понимания и полагают, что нет никакой разницы, употребить ли [слово] "сущность" или "ипостась" …..
Читать подробнее http://www.verapravoslavnaya.ru/?Vasilii_Velikii_Ipostasi
Из прочитанного понял, что под "ипостасью" понимается конкретная сущность (личность), с определёнными отличительными признаками. А под "сущностью" понимается объединяющее-общие признаки природы для нескольких личностей (ипостасей).
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
человек состоит из одной ипостаси.
...Если мы созданы по образу и подобию божьему, а Бог есть Троица, то и мы триипостасны и триличны.
Михаил говорит верно. У человека одна ипостась.

А природа его триедина: тело, душа, дух.
Я придерживаюсь двухчастной антропологии, что у человека есть душа и тело.
Притом душа и тело - две разные природы. Так что говорить о "триединой/двуединой" природе формально не верно. Верно говорить о том, что у человека две природы (читай Дамаскина) - душа и тело.
 
Православный христианин
У человека одна ипостась.
Разве одна ипостась у человека? Вот что пишет Дамаскин:
Человек же разделяется на всех отдельных людей, которых безграничное число. Поэтому некоторые отказываются назвать деление вида на индивиды разделением, а называют его исчислением (απαριθμησιν). Отсюда ясно, что Петр, Павел и Иоанн не суть виды, но индивиды, или ипостаси.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/10#sel=21:28,21:67
 
г.Иваново
Православный христианин
Разве одна ипостась у человека? Вот что пишет Дамаскин:
Человек же разделяется на всех отдельных людей, которых безграничное число. Поэтому некоторые отказываются назвать деление вида на индивиды разделением, а называют его исчислением (απαριθμησιν). Отсюда ясно, что Петр, Павел и Иоанн не суть виды, но индивиды, или ипостаси.
http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/10#sel=21:28,21:67
у человеков много ипостасей...ровно столько сколько имеется самих человеков. А у конкретного человека Ирины- одна ипостась.
 
Крещён в Православии
А у конкретного человека Ирины- одна ипостась.
Ну, не факт, что у Ирины одна ипостась...
Может у Ирины три ипостаси (греч. hypostasis - сущность, основание): её ум, её слово-мысль и её дух (сила истины, заключённая в словах и идущая от ума). Все три её ипостаси пребывают друг в друге, и в ней самой, неслитно и нераздельно: каждая ипостась не имеет отдельного от других ипостасей своего "я", и в тоже время, каждая ипостась имеет своё основание появления...
"Я" (личность) Ирины проявляется во всех её ипостасях как единое и неделимое "я".
 
г.Иваново
Православный христианин
Ну, не факт, что у Ирины одна ипостась...
Может у Ирины три ипостаси (греч. hypostasis - сущность, основание): её ум, её слово-мысль и её дух (сила истины, заключённая в словах и идущая от ума).
это смотря что считать ипостасью - мы упёрлись в терминологию.
 
Крещён в Православии
Ипостась конкретного человека есть самостоятельное бытие в двух природах: разумной душе и теле.

Прп Иоанн Дамаскин.
Введение в догматическое богословие.

http://azbyka.org/otechnik/Ioann_Damaskin/vvedenie-v-osnovy-dogmaticheskogo-bogoslovija/#0_2

Глава вторая 12. Об ипостаси, лице и индивиде
   Поскольку люди многочисленны, всякий отдельный человек является ипостасью. Так, например, Адам — ипостась, Ева — другая ипостась, а Сиф — также отличная от прочих ипостась. Так же и в отношении прочих: всякий человек есть ипостась, обособленная от прочих людей; но и всякий бык есть ипостась, и всякий Ангел. Таким образом, природа, сущность и форма суть нечто общее, вместилище единосущных ипостасей. А ипостась, индивид и лицо суть нечто частное, точнее — отдельный представитель всего того, что содержится в одном и том же виде.
 
Православный христианин
у человеков много ипостасей...ровно столько сколько имеется самих человеков. А у конкретного человека Ирины- одна ипостась.
Человек - один, ипостасей бесчисленное множество.
Ну, не факт, что у Ирины одна ипостась...
Может у Ирины три ипостаси (греч. hypostasis - сущность, основание): её ум, её слово-мысль и её дух (сила истины, заключённая в словах и идущая от ума). Все три её ипостаси пребывают друг в друге, и в ней самой, неслитно и нераздельно: каждая ипостась не имеет отдельного от других ипостасей своего "я", и в тоже время, каждая ипостась имеет своё основание появления... "Я" (личность) Ирины проявляется во всех её ипостасях как единое и неделимое "я".
Если рассматривать с такой точки зрения, то у меня не три, и тридцать три миллиарда (и более) ипостасей. У меня же есть плоть, в которой каждая клетка - это ипостась, и еще есть бактерии, а когда я болею - вирусы, надеюсь что во мне нет ипостасей паразитов (очень надеюсь, недавно проходила медосмотр :D, написано - здоров).
Это шутка, но и такое рассуждение имеет место быть.
Что касается ум, слово, мысль - то это хорошая аналогия для хотя бы приблизительного понимания троицы в единице и единицы в троице.
 
Крещён в Православии
"Человек" есть имя вида, который включает в себя множество ипостасей людей.
И обратно. Множество ипостасей людей составляют один вид, названный святыми отцами "человек".
 
Крещён в Православии
Если рассматривать с такой точки зрения, то у меня не три, и тридцать три миллиарда (и более) ипостасей. У меня же есть плоть, в которой каждая клетка - это ипостась, и еще есть бактерии, а когда я болею - вирусы, надеюсь что во мне нет ипостасей паразитов (очень надеюсь, недавно проходила медосмотр :D, написано - здоров).
Это шутка, но и такое рассуждение имеет место быть.
Не исключено, что ипостаси пребывают друг в друге как матрёшки в бесконечности: ...человек - орган - ткань - клетка - ядро - кислота - молекула - атом и т.д... )))
 
Крещён в Православии
Скажите, а кто впервые заговорил о троице и трех ипостасях: кто-то из святых отцов или в библии это есть?
 
Интересующийся
И если не трудно, поясните чем принципиально отличается природа от ипостаси (а то иногда возникает такое ощущение, что здесь просто имеет место разночтение в понимании терминов, а не в понимании смыслов).
Практический смысл правильный ответ на первоначальный вопрос имеет или здесь чисто научно-богословские тонкости?
 
Крещён в Православии
И если не трудно, поясните чем принципиально отличается природа от ипостаси (а то иногда возникает такое ощущение, что здесь просто имеет место разночтение в понимании терминов, а не в понимании смыслов).
Практический смысл правильный ответ на первоначальный вопрос имеет или здесь чисто научно-богословские тонкости?
Природа есть движение и покой вещи, а ипостась есть бытие (основа существования) вещи.

Природа есть сущность, ибо сущность есть источник природного движения и покоя.
Ипостась есть основа самостоятельного бытия сущности.

Сущность есть нижний вид. Сущность как нижний вид делиться на ипостаси, или состоит из множества ипостасей.

Так нижний вид, именуемый "человек" состоит из множество отдельных людей, каждый из которых есть ипостась- самостоятельной бытие сущности (нижнего вида).

Ипостась, лицо и индивид есть синонимы, ибо указывают на одно и тоже, или на отдельную вещь или на отдельную особь.

Как-то так.
 
Сверху