Почему католиков считают еретиками?

Православный христианин
Мы это понимаем так, что святыми они не являются, а их подтверждения для нас примерно тоже, что для вас - фатимское чудо.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Не важно кого человеки признают или нет святыми. Важно кого Бог признал.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
систематического учения у греческих церквей нет в принципе, есть разрозненные цитаты восточных отцов, есть новоделы типа Вашего учения об обожении, энергиях, эгрегорах и еще бог знает о чем,
Систематическое учение есть. Но нет систематического разъяснения в современной воскресшей от атеизма Ррссии. Это систематическое учение выжигалось в нас калёным железом пыток, взорванными храмами, запретом думать а не то что говорить о Боге. И безграмотные бабушки ( а грамотных священников расстреляли ), сохранили веру в народе в том виде в каком смогли. Доступ к чтению духовной литературы, а тем более к трудам отцов, мы все получили только лет 30-40 назад. Наши пастыри сами шли по развалинам и понятно что не может не быть при этом ошибок. Поэтому ваши слова звучат даже цинично… и высокомерно - это точно. Я знаю как сама получала по крупицам знания, начиная от момента крещения своего во взрослом возрасте, без всякой катехизации.
 
католик
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!

Не важно кого человеки признают или нет святыми. Важно кого Бог признал.
Согласен. Но вот Феодор Мопсуестийский, осужденный 5 Вселенским Собором, почитается святым в Персидской церкви. Нам тоже его признавать? Тут имеем аналогичное явление. Есть ложное учение, противоречащее буквально базовым положениям, есть его авторы, которые его изобрели в позднее время буквально против нас и против святых первых веков. С чего бы нам их признавать святыми? Это православные святые, а не наши. Мы не признаем ни их самих, ни их учения, которое почитаем как лжеучение.
Систематическое учение есть. Но нет систематического разъяснения в современной воскресшей от атеизма Ррссии. Это систематическое учение выжигалось в нас калёным железом пыток, взорванными храмами, запретом думать а не то что говорить о Боге. И безграмотные бабушки ( а грамотных священников расстреляли ), сохранили веру в народе в том виде в каком смогли. Доступ к чтению духовной литературы, а тем более к трудам отцов, мы все получили только лет 30-40 назад. Наши пастыри сами шли по развалинам и понятно что не может не быть при этом ошибок. Поэтому ваши слова звучат даже цинично… и высокомерно - это точно. Я знаю как сама получала по крупицам знания, начиная от момента крещения своего во взрослом возрасте, без всякой катехизации.
Да дело не в незнании, а дело в том, что нет того органа, который бы официально это учение признал или подтвердил. Есть просто разношерстные мнения, есть трендовые, есть против тренда. И никто не сможет обозначить лжеучение как ересь, или правильное учение как единственно возможное, ведь в православии это возможно только на Вселенском Соборе, а точнее на первых семи Вселенских Соборах, а их вряд ли уже удастся уговорить что-то признать или отвергнуть. Все остальное - допустимо. А раз допустимо, то и существует и используется.
 
Православный христианин
Согласен. Но вот Феодор Мопсуестийский, осужденный 5 Вселенским Собором, почитается святым в Персидской церкви. Нам тоже его признавать? Тут имеем аналогичное явление. Есть ложное учение, противоречащее буквально базовым положениям, есть его авторы, которые его изобрели в позднее время буквально против нас и против святых первых веков. С чего бы нам их признавать святыми? Это православные святые, а не наши. Мы не признаем ни их самих, ни их учения, которое почитаем как лжеучение.
Вот это "буквально против вас" хотелось бы чтобы вы подкрепили цитатами.

***Первоначально полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрийцем началась с опровержения Паламой идеи Варлаама, высказанной им против католического учения о Filioque (учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына). Варлаам считал: если Бог непостижим, значит, и суждения о Боге недоказуемы. То есть невозможно в точности сказать, что именно происходит между Лицами Святой Троицы. Святитель Григорий раскритиковал агностицизм Варлаама.

И только после этого начинается собственно исихастский спор, когда Варлаам, познакомившийся с практикой молитвенного делания монахов, нашёл ее неправославной и обвинил монахов в ереси. Варлаам критиковал и способ молитвы, и само учение о видении Нетварного Божественного (или Фаворского) света. По его мнению, речь шла не о выражении духовного опыта познания Бога, а о состоянии прелести, самообольщения.

По поводу "новшества":

***Но и помимо всего этого один лишь тот факт, что св. Григорий Палама и его последователи с такой охотой прибегали в своей полемике к свидетельствам древней патристической и аскетической церковной письменности, где они легко находили многочисленные подтверждения своего учения, в то время как их противники при всем своем желании казаться традиционалистами вынуждены были пользоваться по преимуществу аргументами отвлеченного характера, – один лишь этот факт свидетельствует о том, что св. Григорий Палама чувствовал себя находящимся в русле древней церковной традиции и, несомненно, в нем находился. В самом деле, его аскетическое учение в сущности своей есть не что иное, как древнее, восходящее к Евагрию Понтийскому и пр. Макарию Египетскому учение о путях созерцательной уединенной жизни, известное в истории православного монашества под именем безмолвничества, или исихазма. В частности, учение св. Григория Паламы об умной молитве, ее приемах и о высших духовных состояниях очень близко с учением пр. Иоанна Лествичника, Исихия и Филофея Синайского, пр. Симеона Нового Богослова и пр. Григория Синаита. Как мы видели выше, начатки учения о несозданном Божественном Свете встречаются уже у пр. Макария Египетского, блаж. Феодорита и особенно у пр. Симеона Нового Богослова. О Фаворском Свете как о явлении Божества учил еще св. Григорий Богослов, а в творениях св. Григория Критского и пр. Иоанна Дамаскина содержится, в главнейшем, все учение св. Григория Паламы о несозданном Свете Господня Преображения. В учении о благодати наиболее близок ему пр. Макарий Египетский. Наконец, учение о «сущности и энергии Божества» восходит в своих основных положениях и даже терминологии к св. Василию Великому и св. Григорию Нисскому, и пр. Иоанну Дамаскину. Еще большее внутреннее сходство с этим учением при некотором различии в способе выражения встречаем мы в творениях Дионисия Ареопагита, где он символически пишет о «выступлении Бога», о Его сне и бодрствовании и о пребывании в Своей непостижимой «тайной сверхсущности».

 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Да дело не в незнании, а дело в том, что нет того органа, который бы официально это учение признал или подтвердил.

Споры по поводу Божественного света​

Во второй половине 30-х годов XIV века Православная Церковь столкнулась с очередным лжеучением. Его авторство принадлежало Варлааму Калабрийскому. Непосредственным поводом, подтолкнувшим его к формированию ереси, послужили беседы с фессалоникскими монахами-исихастами, свидетельствовавшими, что во время глубокой сосредоточенной молитвы возможно созерцать Божественный свет.

Варлаам, никогда не испытывавший ничего подобного (что вполне соответствовало уровню его духовного возраста), отнёсся к этим свидетельствам с недоверием и даже насмешкой. Монахов он обвинил в ереси мессалианства, не сознавая, что покусился на самое ценное в их аскетическом опыте: на опыт встреч и общения с Богом (сторонники мессалианства тоже созерцали видения, однако не Божественного, а демонического характера).

Не ограничиваясь критикой монахов, Варлаам стал критиковать и некоторые святоотеческие сочинения. Разгоревшиеся споры дошли до Патриарха, и тот, во избежание нарушения церковного порядка, повелел Варлааму не докучать монахам своими «обличениями».

В 1337 году прибывший в Фессалонику Григорий Палама попытался в личном общении вразумить Варлаама, побудить его отказаться от богохульства. Но Варлаам и не думал отказываться. Напротив, он стал излагать свои мысли в письменных трактатах, желая посвятить в них как можно большее количество людей.

Результатом развития этого лжеучения стало отрицание того неоспоримого факта, что в Боге различаются сущность и энергии. Поскольку Божественная сущность невидима, и никакая тварь не может соединиться с Богом по сущности, постольку, по версии еретиков, получалось, что Бога нельзя созерцать ни в свете ни как-либо ещё, и что соединение с Ним невозможно в принципе. И это притом, что соединение с Богом в Царстве Небесном является главным предметом христианской надежды.

Не желая мириться с таким положением вещей, отец Григорий написал против учения Варлаама ряд ответных сочинений. В этих работах он доказал правоту созерцателей Божественного света и разоблачил еретика.

В 1341 году по данному поводу в Константинополе состоялся Собор. Григорий Палама, присутствовавший на Соборе, раскрыл и обосновал свою точку зрения. Его учение было признано верным, а учение Варлаама осуждено (хотя сам он не был анафематствован).

Вскоре в Константинополе состоялось ещё одно Соборное заседание, на котором присутствовал Григорий Акиндин. Поначалу он участвовал в разгоревшихся спорах как примиритель, но затем принял сторону Варлаама. На Соборе же он находился в качестве обвиняемого. Несмотря на его сопротивление и заявление о насилии над совестью, он был осужден.

После названных событий отец Григорий какое-то время оставался в столице. Это было обусловлено трудностями, возникшими в сфере государственного управления после смерти Андроника III. Помимо сановников, в эту ситуацию были втянуты представители высшего духовенства, в том числе Патриарх Иоанн Калека.

Участие в происходящем не соответствовало монашеским устремлениям Григория Паламы. В конце года он отстранился от этих политических событий и удалился в обитель святого Михаила Сосфенийского.

Патриарх, раздосадованный нежеланием Григория поддерживать его политические амбиции, стал действовать против «обидчика». Словно в отместку, он изменил отношение к Акиндину и предоставил ему возможность распространять осужденное на Соборе учение.

В 1342 году Иоанн Калека созвал против святого Григория Синод. Это заседание не имело серьёзных последствий, тем не менее тучи сгущались. Через несколько месяцев Григорий Палама был доставлен в Константинополь, где его заключили под стражу в монастырь. Заточение длилось недолго, и вскоре страдальца перевели в другую обитель.

Некоторое время спустя, Григорий покинул монастырь. Прибыв в храм Святой Софии, он использовал его как более или менее безопасное убежище, оставаясь там, вместе с учениками, в продолжении двух месяцев. Затем Патриарх всё же вынудил Григория покинуть храм, после чего его заточили в дворцовой темнице.

В 1344 году созванный Патриархом Синод постановил отлучить святого Григория от Церкви. Это определение подтвердили главы Иерусалимской и Антиохийской Поместных Церквей.

В том же году, несмотря на осуждение Акиндина (в 1341 г.), Патриарх, к удивлению многих, посвятил его в сан диакона, а затем возвёл во священника. Окрыленный высокой поддержкой и принадлежностью к иерархическому званию, Акиндин с ещё большим ожесточением стал противодействовать Григорию Паламе в борьбе с ересью.

Вскоре Патриарх попал под опалу императорского двора, и ему напомнили о хиротонии еретика. В 1347 году состоялся Собор, низложивший его с патриаршего престола. Собор снял обвинения с Григория Паламы и осудил его идейных противников. Вскоре решение об осуждении Акиндина было подкреплено авторитетом императорской власти.

Избранный на патриаршую кафедру Исидор рукоположил из числа сторонников Григория Паламы несколько епископов, а его самого возвёл на митрополичью кафедру в Фессалонику.
.....
....
В 1351 году был созван очередной Собор, подтвердивший ортодоксальность Григория Паламы. Результатом работы Собора стало окончательное утверждение догматического учения о различии в Боге сущности и энергий, о нетварном происхождении Божественного света; подписан патриархом Каллистом Константинопольским и (тогда митрополитами) Григорием Паламой и Филофеем Коккиным «Соборный томос против единомышленников Варлаама и Акиндина». Также был пополнен «Синодик Торжества Православия».
 
католик
Вот это "буквально против вас" хотелось бы чтобы вы подкрепили цитатами.

***Первоначально полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрийцем началась с опровержения Паламой идеи Варлаама, высказанной им против католического учения о Filioque (учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына). Варлаам считал: если Бог непостижим, значит, и суждения о Боге недоказуемы. То есть невозможно в точности сказать, что именно происходит между Лицами Святой Троицы. Святитель Григорий раскритиковал агностицизм Варлаама.
Варлаам, судя по всему, пытался усидеть на двух стульях и смягчить отрицание Филиокве позицией "а мы не знаем, как там на самом деле".
По остальное части поста - взять учения Отцов и их исказить под свой новодел - это не значит находиться в их русле, даже если при этом использовать их терминологию (придав ей не свойственный ей смысл). Никто из упомянутых Отцов не учил о нетварных энергиях, они учили о тварной благодати.
учение о «сущности и энергии Божества» восходит в своих основных положениях и даже терминологии к св. Василию Великому и св. Григорию Нисскому, и пр. Иоанну Дамаскину.
Ни один из упомянутых не разбивал сущность и энергии на разные субстанции. Особенно Дамаскин, который ясно писал, что Бог - прост. У вышеприведенных отцов энергии - это синоним действия, при том "Бог - есть" эквивалентно "Бог делает". "Есть" - это сущность Бога, "Сущий" - ключевое Его имя. Тварными являются проявляения этих действий в тварном мире, и они именно что тварны. Они об этом писали в основном в полемике с арианами о Святом Духе, а не пытались изобрести учение об отдельной субстанции. Это самое обычное положение о том, что мы можем познавать Бога по его действиям.
Например, Вы можете познать Бога через красоту и упорядоченность тварного мира, при этом он не является никакими нетварными энергиями, тем не менее это проявление "энергии", то есть действия Бога. Действие - не субстанция, а собственно действие, а энергия тут понимается гораздо ближе к энергии в физике, чем к энергии в оккультизме.
 
Православный христианин
Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты, к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.


Если Бог и Его энергия это одно и тоже, то для чего надо было вносить понятие Божьей энергии?
 
Православный христианин
что такое тварная благодать
Католики отвергают православное учение свт. Григория Паламы о том, что в божественных энергиях (=благодать) присутствует Сам Бог. Они считают, что благодать есть творение Бога. Достаточно характерный спор, из которого можно сделать вывод о действенности истинной благодати в РКЦ.
 
Православный христианин
Католики отвергают православное учение свт. Григория Паламы о том, что в божественных энергиях (=благодать) присутствует Сам Бог. Они считают, что благодать есть творение Бога. Достаточно характерный спор, из которого можно сделать вывод о действенности истинной благодати в РКЦ.
Спасибо.
Очень интересно, но как увидеть эту тварную благодать коль она тварна?
 
Прочее
Есть ложное учение, противоречащее буквально базовым положениям, есть его авторы,
которые его изобрели в позднее время буквально против нас и против святых первых веков.
Это Вы своей плотской мудростью мира сего так рассудили, что учение о нетварном Фаворском свете ложное ?
С чего бы нам их признавать святыми? Это православные святые, а не наши.
Мы не признаем ни их самих, ни их учения, которое почитаем как лжеучение.
Благодарю Вас за честное признание неапостольского учения Вашей Церкви.
Тогда как Ап. Павел в 1Тим 6.16 говорит о Свете неприступном, видимом как Фаворский свет.
И еще о вИдении истинного Света (Ин 1.9) говорит Ап. Иоанн в Ин 1.14.

А всем отвергающим благовестие Св. Апостолов сказано:
кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. (Гал 1:9)
 
Православный христианин
Очень интересно, но как увидеть эту тварную благодать коль она тварна?
Мы же видим дневной свет тварный. Католики считали(ют), что свет, который видели исихасты - тоже тварный. Фактически их учение означает отрицание возможности познания Бога. Возможно из-за того, что это им не очень то и нужно. Есть же папа ))
 
Православный христианин
Католики отвергают православное учение свт. Григория Паламы о том, что в божественных энергиях (=благодать) присутствует Сам Бог. О
Тоже пока не очень понимаю, зачем надо было вводить понятие энергий, если энергия это и есть Сам Бог.
 
Православный христианин
Мы же видим дневной свет тварный. Католики считали(ют), что свет, который видели исихасты - тоже тварный. Фактически их учение означает отрицание возможности познания Бога. Возможно из-за того, что это им не очень то и нужно. Есть же папа ))
Для того, чтобы что - то отрицать из видимого, прежде это видиимое надо увидеть, так ведь?
Монахи свидетельствовали о том, что они видели, а как можно отрицать то, что они видели, тому кто это не видел.
Другое дело, если бы и католические монахи видели этот нетварный свет, но не признали его за свет Божественный, тогда бы и дело другое было.
 
Православный христианин
Тоже пока не очень понимаю, зачем надо было вводить понятие энергий, если энергия это и есть Сам Бог.
Нет. Энергия - это не Бог. Это божественное действие, в котором присутствует Бог и которое не сотворено. Не увере, что правильно говорю, но думаю, что само творение есть пример такого действия.
 
католик
У меня не малый пробел по данному вопросу веры, можете пояснить, что такое тварная благодать?
Благодать - это сверхъестественный дар Бога человеку для спасения и освящения, представляющий собой сверхприродное качество (свойство) души для расположения ее к сверхприродной же цели (то есть к Богу). Так как тварная природа не может быть расположена к Богу как к своей цели, просто в силу того, что она не способна достичь такой цели своими средствами.
Нетварная благодать, в свою очередь, это действие Бога по наделению этим качеством, а учитывая, что действие Бога - это Сам Бог, следовательно нетварная благодать - это Бог (как единственное, что может быть во вселенной нетварного). В Боге нет отдельно Бога и отдельно Его действий. Идеальная простота подразумевает, что действия Бога - это Сам Бог.
 
Православный христианин
Для того, чтобы что - то отрицать из видимого, прежде это видиимое надо увидеть, так ведь?
Монахи свидетельствовали о том, что они видели, а как можно отрицать то, что они видели, тому кто это не видел.
Другое дело, если бы и католические монахи видели этот нетварный свет, но не признали его за свет Божественный, тогда бы и дело другое было.
Там же как раз такая история и была. Католики обвиняли исихастов в прелести и подвели под это богословскую основу.
 
Православный христианин
Нет. Энергия - это не Бог.
Энергия сущности нетварна как действие Триипостасного Божества, не вносит разделения в саму сущность и не нарушает ее простоты, к энергии также приложимо имя «Божество», она тоже есть сам Бог.

Прочему тогда Православие утверждает что Бог.
 
Православный христианин
Нетварная благодать, в свою очередь, это действие Бога по наделению этим качеством, а учитывая, что действие Бога - это Сам Бог, следовательно нетварная благодать - это Бог (как единственное, что может быть во вселенной нетварного).
Нетварную благодать Логика и слава Богу принимает, а что такое благодать тварная?
 
Прочее
Католики отвергают православное учение свт. Григория Паламы о том, что в божественных энергиях
(=благодать) присутствует Сам Бог. Они считают, что благодать есть творение Бога.
Тем самым они противоречат Евангелию (Ин 1.9), в котором сказано о Творце (Свете истинном), а не о твари.
Достаточно характерный спор, из которого можно сделать вывод о действенности истинной благодати в РКЦ.
В РКЦ действует только всеобщая благодать, подаваемая даже лукавому и слугам его,
ведь даже глухие аспиды и изворотливые ужи имеют мозги от Бога, Чис 16.22.

Вот только тропос применения этих мозгов весьма далек от идеала (логоса).
 
Сверху