Эх, придется длинное писать, вт.ч. по филиокве, так как его отсюда не убрать.
То, что у нас 3 Лица (=Личности) - безусловно да. Но вопрос тяжелее, чем кажется, потому что тут встает вопрос - что такое личность. Если личность понимать по Боэцию, как "индивидуальная субстанция разумной природы" - то безусловно 3 Лица. А вот современного понятия "личность" в древности просто не было. У них велись споры, стоит ли Лицо понимать как "актерская маска" (именно это было главное определение слова "Лицо" в то время). Современное понятие, например, включает в себя отдельную волю. Но у трех Лиц нет трех воль, у Бога - единая воля. И это нельзя понимать как "во всем согласны друг с другом", то есть у Него одна воля, а не одинаковая. То есть попытка приписать Лицам современное значение "Личности" ведет к разбиению Бога на 3 воли. С другой стороны, душа - не лицо. Нет индивидуальной субстанции.
Чуток из ТИПВ (ключевое тут в том, что идея "согласования воль", как трактует ее, напр., митр.
Иларион (Алфеев) - она, в общем, еретическая (это я об этом - "
Бог Отец, желая сотворить человека по образу и подобию Своему, обращается к Сыну, вопрошая Его, готов ли Он взять на Себя ответственность за судьбу человека вплоть до того, чтобы Самому стать человеком и разделить судьбу человечества. Святой Дух также участвует в этом совещании")):
У него - это кого, Боэция, Августина, Фомы?) Нет, не личное, это общее учение Церкви и их всех вместе взятых, на чем вообще строится буквально все. Да и Библия не просто так не раз называет Сына - Идеей ("Логос"), "чрез которую Все начало быть, и ничего не начало быть, что начало быть", что абсолютно описывает Сына как умственное начало. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5,5) - это прям ну нельзя по-другому как-то понимать, кроме прямого смысла. Кроме того - Именно поэтому мы можем ответить, почему Троица необходима, почему Бога (при условии, что он бесконечен и разумен) представить невозможно без Логоса, а также почему, например, Лиц может быть исключительно 3, а не 2, не 5, не 10.
"Да не помыслим мы чего-либо подобного в образе Божием; да не помыслим мы так, будто
Слово Божие или Премудрость Божия (прим. - опять указыватеся на тождество умственной природы со Словом) с одной стороны имеет лицо, а с другой – спину, подобно телу человеческому, или что они вообще изменяемы какими-либо явлениями или движениями в пространстве или времени." (Св. Августин). "Далее, по отношению к Богу слово понимается строго как обозначение понятия ума. Поэтому Августин говорит: «Тот, кто разумеет слово не только прежде его звучания, но и прежде того, как мысль облачит его воображаемым звуком, способен увидеть сходство со Словом, о Котором сказано: в начале было Слово. Представление же в душе само в силу своей природы должно получать начало от чего-то другого, а именно, от знания того, кто дает начало. Поэтому «Слово», каковой термин мы употребляем строго по отношению к Богу, обозначает нечто, что происходит от другого, а это входит в природу наименований лиц в Боге, коль скоро божественные Лица различаются между собой по происхождению (27,3,4,5). Поэтому термин «Слово», поскольку мы употребляем этот термин строго по отношению к Богу, следует понимать не в сущностном смысле, а как обозначение Лица." (св. Фома Аквинский). И далее объяснение, почему "Слово" надо понимать в прямом смысле, так как переносный смысл изобрели ариане.
Собственно почему церковь настаивает, так мертвой хваткой вгрызлась в "и от Сына", и даже включила в Символ, и при том никто не спорит с формулировкой "через Сына", поскольку хотя отражение зеркала в зеркале - это отражение того Вас, что в исходном зеркале, и собственно Ваше, первопричиной обоих являетесь все же Вы. А потому что на первый взгляд ничего не значащая ерунда, а если чуть глубже посмотреть - посыпется буквально все, все сложное, стройное и гениальное учение. Бог станет сложным, у него появится 3 головы (с 3 мозг... простите умами), либо 3 функциональных органа, притом на вопрос почему 3 будет "а потому что так в Библии написано, было б 4 или 5 - вообще против бы ничего не имели", у него вдруг откуда ни возьмись начнут появляться отдельные свойства у Лиц (помимо относительных, относительно происхождения), потому что если Лица различаются исключительно отношением друг ко другу и происхождением, то простите, а как Вы можете различать 2 лица, которые являются одним и тем же Богом, имеющих одинаковое происхождение и одинаково соотносящийся с другими лицами (Что Сын, что Святой Дух исходят от Отца и только от Отца), отдельная от сущности Бога энергия, Отец начнет советоваться с Сыном и Святым Духом, чтоб принимать решения и вот это вот все начнет нарастать снежным комом. Проще говоря, следует примитивизация Бога, сильное упрощение его до полуэллинизированного, ну то есть Он становится ближе к язычеству. И все это ради чего? Чтоб "не унизить Святого Духа до подчиненного состояния"? Так это иллюзорное "унижение" от непонимания, и самое смешное - что не устраняет иллюзорную подчиненность, потому что тогда Отец все равно выходит иллюзорно выше остальных Двух, и чего мы таким образом добились? Не хочется Бога Любовью называть, дескать, "Личность - это не всего лишь какая-то там любовь"? Ну так... "Бог - есть Любовь". Библия почему-то не считает унизительным описывать Бога как "всего лишь Любовь". А что взамен? Россыпь, разнобой теологуменов, и близко не объединенных в систематическое учение и ничего не объясняющих. Вопросов будет гораздо больше, чем ответов, и на все один ответ - «ну… это тайна».
Святой Августин:
Теологуменов тут быть не может, потому что само слово "теологумен" - это чисто российское изобретение позапрошлого века, призванное оправдать разнобой в учении, в католической Церкви, например, "теологуменов" - сильно меньше, потому что КЦ склонна считать авторов большинства теологуменов - еретиками. Потому что зачем они, когда есть истинное понимание, а также понимание того, что это истина? Теологумены - это когда нечто плохо понимается. А тут, простите, 5-й Вселенский Собор, уровня выше не придумаешь:
"Сверх того мы
во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви,
Афанасию,
Иларию, Василию,
Григорию богослову,
Григорию нисскому,
Амвросию,
Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу,
Льву, Проклу, и
приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков".
И это при том, что как минимум выделенные учили прямым текстом об исхождении от Духа от Сына, а все остальные просто не противоречили.
Лев, к примеру: "Ибо, как Сын единороден с Отцом и от Отца, так и Святой Дух – от Отца и Сына, то есть не какое-нибудь творение Отца и Сына, но вместе с обоими существуя и владычествуя, Он вечно исходит из Того, что есть Отец и Сын". Или
Иларий: "Св. Дух «происходит от Отца и Сына и неотделим от Них». Афанасий: "о Духе, иже от Отца исходит и
собственен Сыну". Все они понимали и условные свойства Бога, и Троицу одинаково. И даже Дамаскин, один единственный, на кого можно ссылаться против, но и то, если его из контекста выдирать, потому что он стремился подчеркнуть ту мысль, что первоисточник всех все-таки один, первоисточник всех отражений в зеркале - это тот, кто перед ним стоит. И в этом смысле он первоисточник и третьего тоже. Хотя это самое третье без второго не может существовать.
Если они прям настолько глобально ошибаются в учении, то а) надо предложить другое (этого нет, есть только отрицание), б) тогда все выделенные - еретики. Что нелепо.