Мой разум - это далеко не тоже самое, что разум Бога. Как и бытие - не тоже, что бытие Бога. У нас это все есть, но это не Мы сами, в то время, как в Боге - не так. Ит.д. Это далекие подобия (в силу бесконечности Бога), хотя и все-таки подобия. Я бы не абсолютизировал понятие "образ", иначе мы дойдем до того, что мы и есть Боги в миниатюре (как иной раз утверждает Вячеслав, кстати). Тут хорошо подходит такая аналогия. Как думаете, разница между Лениным и памятником (образом) Ленину насколько значительная? Вот с человеком примерно тоже самое (
"Там где образ - не всегда есть равенство"). Тем не менее - "по образу и подобию". Тут надо учитывать, что под образом не может пониматься идея Троицы, так как человек - не Троица, более того - даже не может понять до конца эту идею. Образ все-таки заключается в разумной душе. Вот, например, мнение святых на этот счет. Св. Августин :
«У Божества Пресвятой Троицы единая сущность, и потому образ, по которому был сотворен человек, также един». Св.
Иларий Пиктавийский:
«Человек сотворен по образу, общему всей Троице". Св.
Иоанн Дамаскин:
"Образ божий - умное бытие, наделенное свободной волей и произвольным движением". И только
Григорий Нисский дает отличное определение, которое впрочем вписывается в концепт еще лучше:
«человек был сотворен по образу Божию, это означает, что человеческая природа была создана причастной ко всякой благости, поскольку Бог есть изобилие блага». И тем не менее,
учитывая, что у нас Бог один и тот же в каждом лице, то есть существо у Лиц одно - можно говорить, что человек сотворен по образу любого лица. Собственно отвечая на вопрос "Присутствует ли образ Божий в человеке согласно Троице Лиц?" Фома дает такой ответ:
А в другом месте, на счет "Как на счет того, что тогда человеческий ум тоже должен рождать Себя самого?" еще конкретнее:
Тут не до конца ясно, что понимается под духом. Хорошее или плохое расположение духа относится к эмоциональному состоянию, которого а) у Бога нет (у Бога нет страстей (как синонима эмоций), как впрочем и у любых других нематериальных сущностей, включая душу в отрыве от тела), б) он неизменен и вечен, посему у него не может быть разных расположений духа, по той же причине и слова у него не разные. Сын рождается "
прежде всех век" (Никео-Константинопольский Символ Веры), поэтому Бог всегда рождает свое Слово, и им же является, это же онтологический момент, даже в идее времени Бога нет без своего Слова. Вот всегда ли Бог - Творец или Господь (в идее) - это уже отдельный интересный вопрос, "Творец" предполагает наличественное творение, которое имеет начало, а "Господь" - рабов.
Однако:
Не знаю, верно ли сформулирую, но наверное не очень верно говорить, что Сын - сам по себе свойство. Он - тот же Бог, что и Отец, различающийся от первого по относительному (личному) свойству. Это ведь и православная трактовка. Например:
"Будучи едиными по природе, Лица Святой Троицы различаются лишь личными свойствами: нерождённость у Отца, рождение – у Сына, исхождение у Св. Духа." (сайт Пермской митрополии
https://www.pravperm.ru/duhovnyj-istochnik/o-svyatoj-troicze/). Или "Догматическое богословие" Булгакова -
"Первое: как едино по существу, три Лица в Боге равны между собой и единосущны: и Отец есть Бог, и Сын есть Бог, и Святой Дух есть Бог, но не три бога, а один Бог. Второе: как, однако, три Лица, Они различны между собой по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден от Отца, Дух Святой исходит от Отца."