О происхождении зла

Санкт Петербург
Православный христианин
1. Адам должен был через исполнение заповеди засвидетельствовать любовь к Богу.
«До преступления они были облечены Божией славою … Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю … Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков...» (преподобный Макарий Великий).
«Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, другого Ангела...» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Святой Иоанн Кронштадтский о прародителях: - «Ум их был светел и без труда знал все окружающее. Сам Господь Бог был светом их разума, и самое первое — животворнейшее для них знание было знание Господа Бога.
Сердце их было полно любви к Богу и друг к другу и блаженно сею любовью; предметы же мирской суеты, например: богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения, нимало не удовлетворяющие бессмертного духа человеческого и сильно занимающие людей нынешнего света, — тогда не могли иметь ни малейшего места в их чистом сердце: мир и радость о Духе Святом — неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью — Сам Господь Бог.
Воля была у них святая; она стремилась прилепляться к Господу Богу, она хотела делать только угодное Ему. Как невинные дети, первые люди жили Богом, — Богом утешались, Богом дышали: и началом и концом их мысли и желания и дела — был Господь Бог
» (Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 102-111).

Но, тем не менее, несмотря на такую связь с Богом и любовь к Нему, прародители согрешили. Почему?
Наверное
потому, что не осознали своей нищеты духа и немощности перед Богом.
Преподобный Петр Дамаскин уверяет, что «ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение и ничего нет хуже, как не сознавать этого» (греч. «Добротолюбие» стр. 611).
Св. Максим Исповедник учит, что «основание всякой добродетели есть познание человеческой немощности» (греч. «Добротолюбие», стр. 403).
Апостол Павел: - «Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:9,10).
А как бы выполнением заповеди в райском саду, полном различных даров Бога, первозданный Адам познал бы свою немощность, чтобы не согрешить?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Именно поэтому волнуюсь, здесь столько глубоко и основательно верующих, а хулу - никто не усмотрел ...
Дед Сергей, отвечать за это будешь именно ты, а не Марья Петровна и Семен Семеныч, которые тебе ничего не говорят????
 
Крещён в Православии
«До преступления они были облечены Божией славою … Адам, пока держался заповеди, был другом Божиим и с Богом пребывал в раю … Человек был в чести и чистоте, был владыкою всего, начиная от неба и до дольнего, умел различать страсти, чужд был демонам, чист от греха или пороков...» (преподобный Макарий Великий).
«Итак, Бог сотворил человека непричастным злу, прямым, нравственно добрым, беспечальным, свободным от забот, весьма украшенным всякою добродетелью, цветущим всякими благами, как бы некоторый второй мир — малый в великом, другого Ангела...» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Святой Иоанн Кронштадтский о прародителях: - «Ум их был светел и без труда знал все окружающее. Сам Господь Бог был светом их разума, и самое первое — животворнейшее для них знание было знание Господа Бога.
Сердце их было полно любви к Богу и друг к другу и блаженно сею любовью; предметы же мирской суеты, например: богатство, слава, излишние житейские удобства, прихоти, увеселения, нимало не удовлетворяющие бессмертного духа человеческого и сильно занимающие людей нынешнего света, — тогда не могли иметь ни малейшего места в их чистом сердце: мир и радость о Духе Святом — неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью — Сам Господь Бог.
Воля была у них святая; она стремилась прилепляться к Господу Богу, она хотела делать только угодное Ему. Как невинные дети, первые люди жили Богом, — Богом утешались, Богом дышали: и началом и концом их мысли и желания и дела — был Господь Бог
» (Полное собрание сочинений. Т. 1. С. 102-111).

Но, тем не менее, несмотря на такую связь с Богом и любовь к Нему, прародители согрешили. Почему?
Наверное
потому, что не осознали своей нищеты духа и немощности перед Богом.
Преподобный Петр Дамаскин уверяет, что «ничего нет лучше, как познать свою немощность и неведение и ничего нет хуже, как не сознавать этого» (греч. «Добротолюбие» стр. 611).
Св. Максим Исповедник учит, что «основание всякой добродетели есть познание человеческой немощности» (греч. «Добротолюбие», стр. 403).
Апостол Павел: - «Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12:9,10).
А как бы выполнением заповеди в раю Адам познал бы свою немощность?
Что я должен понять?
 
Крещён в Православии
Да, трудновато для меня конечно....
Есть пять природных разделений, которые должны были быть преодолены Адамом. Адам сотворён, как двухприродное существо, которое своими природным краями (душа и тело) касается духовной природы (небо) и чувственной природы (земля). Адам создан как посредник, в этом тоже есть образ Иисуса Христа. Через свое посредничество, а посредник тот, кто одновременно принадлежит двум крайностям, Адам должен был в себе устранить природные разделения. После этого Адам должен был свою человеческую природу, в которой соединен весь тварный мир, принести в жертву (в дар) Святой Троице. Адам не выполнил свое предназначение. Он предал себя одной крайности (чувственной) и внес еще больше разделений в мир, где разделения есть смерть. Поэтому и сказано, что грехом Адама в мир вошла смерть - вошли разделения, которых не должно было быть по замыслу Бога. Миссию Адама выполнил Бог Слово через воплощение и вочеловечение с именем Иисус Христос.

Природные разделения следующие.
1. Между тварным и нетварным.
2. Между небом и землей.
3. Между раем и ойкуменой.
4. Между чувственным и умопостигаемым.
5. Между мужским и женским (данное разделение не природное, ибо муж и жена одной природы, а домостроительное).
 
Православный христианин
А как бы выполнением заповеди в райском саду, полном различных даров Бога, первозданный Адам познал бы свою немощность, чтобы не согрешить?
Адам, как первый МАЖОР:
мысль интересная ...
 
Санкт Петербург
Православный христианин
1. Адам должен был через исполнение заповеди засвидетельствовать любовь к Богу.
Что я должен понять?
Понять то, что одной той любви, которая была у Адама, и о которой говорят святые отцы (#662), было недостаточно для того, чтобы не согрешить. Чтобы не согрешить, необходимо было иметь также познание человеческой немощности. А в результате выполнения заповеди в раю Адам не осознал бы своей немощности перед Богом, своей неспособности сделать что-либо благое без Бога. Не испытал бы потребности в Боге для того, чтобы сделать что-либо благое. Поэтому и сохранил способность согрешить.
 
Крещён в Православии
Понять то, что одной той любви, которая была у Адама, и о которой говорят святые отцы (#662), было недостаточно для того, чтобы не согрешить. Чтобы не согрешить, необходимо было иметь также познание человеческой немощности. А в результате выполнения заповеди в раю Адам не осознал бы своей немощности перед Богом, своей неспособности сделать что-либо благое без Бога. Не испытал бы потребности в Боге для того, чтобы сделать что-либо благое. Поэтому и сохранил способность согрешить.
Не согласен. Первозданному Адаму этого не нужно было. Падшему Адаму и всем его потомкам это нужно.
 
Крещён в Православии
Мог, не мог... Причина уклонения есть?
Гордыня. Расчувствовался там в раю, от обилия благ и решил что он великий сам по себе. Распёрло и забыл что он тварь, а не Творец.
Действительно, какая причина?
В гордыню трудно поверить, маловероятно.
Ева предложила. Ну как отказать любимой женщине? "Она мне Богом дана". Всё-таки плоть от плоти...
И потом интересно: 1.Ева уже съела и не умерла !?. 2. Какого вкуса плод? 3. И, главное: что же такое добро и зло ? Ну ОЧЕНЬ хочется узнать...
 
Крещён в Православии
Действительно, какая причина?
В гордыню трудно поверить, маловероятно.
Ева предложила. Ну как отказать любимой женщине? "Она мне Богом дана". Всё-таки плоть от плоти...
И потом интересно: 1.Ева уже съела и не умерла !?. 2. Какого вкуса плод? 3. И, главное: что же такое добро и зло ? Ну ОЧЕНЬ хочется узнать...
Ева захотела первенствовать над Адамом, став первым богом - захотела стать главой того, кто является первым человеком, сделав его вторым богом. Разве это не гордыня и тщеславие?
Адам решил в себе, что Бог позавидовал Адаму, скрыв от него, что вкушение плода познания сделает ег , Адама таким же Богом, которым является Тот, который его, Адама сотворил. Разве это не гордыня и тщеславие?
 
Крещён в Православии
Ева захотела первенствовать над Адамом, став первым богом - захотела стать главой того, кто является первым человеком, сделав его вторым богом. Разве это не гордыня и тщеславие?
В тексте Писания у Евы причина другая: Быт.3:6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание...
Адам решил в себе, что Бог позавидовал Адаму, скрыв от него, что вкушение плода познания сделает ег , Адама таким же Богом, которым является Тот, который его, Адама сотворил. Разве это не гордыня и тщеславие?
А у Адама виновата жена: Быт.3:12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

Думаю, что причина нарушения заповеди- непреодолимая жажда познания, свойственная всем людям.
 
Последнее редактирование:
Санкт Петербург
Православный христианин
Не согласен. Первозданному Адаму этого не нужно было. Падшему Адаму и всем его потомкам это нужно.
Если Вы не согласны с тем, что первозданный Адам в результате испытания в раю должен был осознать свою немощность перед Богом, чтобы не согрешить, то объясните, почему первозданный Адам, чистый от всякого греха и пороков, "весьма украшенный всякою добродетелью", имея святость и "сердце полное любви к Богу... и блаженное сею любовью", имея "мир и радость о Духе Святом, которая неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью — Сам Господь Бог" (#662), все-таки согрешил?

Почему Адам и Ева, несмотря на такие свои добродетели, дары Бога и блага рая, уклонились в грех, и лишь после грехопадения прародители наши и святые потомки их, осознавшие нищету своего духа и познавшие страдательные последствия зла, стали способны по причастности к Плоти и Крови воплотившегося Сына Божия и по любви к Богу не грешить в вечности в Царстве Небесном?
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
В тексте Писания у Евы причина другая: Быт.3:6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание...

А у Адама виновата жена: Быт.3:12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

Думаю, что причина нарушения заповеди- непреодолимая жажда познания, свойственная всем людям.
Прп Ефрем Сирин.
«Поскольку Ева поверила змию, то поспешила и вкусила прежде мужа, надеясь, что уже облеченная божеством возвратится к тому, от кого произошла человеком. Она поспешила вкусить прежде мужа, чтобы стать главой того, кто был ее главой, соделаться повелительницей того, от кого должна была принимать повеления, явиться по божеству старее того, пред кем моложе по человечеству.....».

Прп Симеон Новый Богослов.
«Адам подумал, что Бог позавидовал ему и не хотел, чтоб и он знал доброе и лукавое, и для того заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла, чтоб и он не стал богом, подобным Богу, создавшему его. ...».
 
Крещён в Православии
Если Вы не согласны с тем, что первозданный Адам в результате испытания в раю должен был осознать свою немощность перед Богом, чтобы не согрешить, то объясните, почему первозданный Адам, чистый от всякого греха и пороков, "весьма украшенный всякою добродетелью", имея святость и "сердце полное любви к Богу... и блаженное сею любовью", имея "мир и радость о Духе Святом, которая неизменно, постоянно обитали в сердцах прародителей, а с миром и радостью — Сам Господь Бог" (#662), все-таки согрешил?

Почему Адам и Ева, несмотря на такие свои добродетели, дары Бога и блага рая, уклонились в грех, и лишь после грехопадения прародители наши и святые потомки их, осознавшие нищету своего духа и познавшие страдательные последствия зла, стали способны по причастности к Плоти и Крови воплотившегося Сына Божия и по любви к Богу не грешить в вечности в Царстве Небесном?
Уклонились по свободной воле. Причины уклонения прошу смотреть в моем сообщении выше (#673)
 
Крещён в Православии
А как бы выполнением заповеди в райском саду, полном различных даров Бога, первозданный Адам познал бы свою немощность, чтобы не согрешить?
Здравствуйте Юрий. Мир Всем!

Адаму не было необходимости познавать свою немощь. Зачем? Ему облечённому силой и используя эту силу, нужно было лишь показать самостоятельное и добровольное стояние в этой силе. Ему незачем было выпускать меч из рук (что-бы понять, как плохо без оружия), ему нужно было лишь, покрепче ухватить меч, и крушить врагов.
Все эти понятия и мысли о необходимости падения Адама, сформированы уже самим падением, Новым Заветом. " Блудным сыном и проч...). Всё что после падения, не нужно осмысливать применительно к той ситуации, другие уже категории мышления после падения. Иначе не понять.
 
Православный христианин
Выражение «добро и зло» в древнееврейском языке является идиомой со смыслом «всё», может показаться, что речь идёт о различении, но на самом деле смысл касается покрытия всего спектра без зазора (и хорошего, и худого/и доброго, и злого) ...
 
Сверху