Адам не был совершенным существом.
А кто в этом виноват, как не тот, кто его сотворил?
1. Совершенство первозданного Адама состояло в том, что
он был создан Богом как совершенная заготовка для создания совершенного человека. Адам был создан из праха земного подобно тому, как горшечник создает из глины прекрасный горшок и как кузнец делает совершенный меч.
Сначала горшечник и кузнец создают совершенную заготовку, пригодную для того, чтобы из нее создать законченное изделие.
Затем эта заготовка подвергается отжигу в огне, в результате которого горшок приобретает свойства сохранения своей формы и покрывается защитной глазурью. А после отжига горшок украшается росписью и прочее. Таким образом, горшок приобретает совершенство, как законченное изделие.
Также и кузнец подвергает закалке совершенную заготовку меча, чтобы из нее создать совершенное законченное изделие. Затем закаленный меч, как совершенное изделие украшается бриллиантами и прочее.
Так и Бог создал Адама, как совершенную заготовку –
создал первозданного Адама, пригодного для того, чтобы путем испытаний и искушений Адам понял, что без Бога он ничего не может сделать благое. Формирование совершенного человека зависит не только от Бога, но и от человека. Без желания человека стать совершенным по подобию Сына Божия человек не может стать совершенным.
О необходимости испытания для создания совершенного человека, как законченного изделия, пишут святые отцы. Священномученик
Ириней Лионский: - «
Чтобы человек не возомнил о себе слишком много и не превозносился, будто бы он, вследствие данного ему господства и свободы, не имел (над собой) владыки и, таким образом, согрешил бы против Бога, своего Творца, переступая свой предел, и не пришел бы к гордой мысли против Бога, ему Богом была дана заповедь, чтобы он знал, что его владыка – Господь всего».
Человек должен был на опыте познать кто является Творцом всего и Владыкой. «
Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это. Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это. Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?" Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел [меня] на свет?", а матери: "зачем ты родила [меня]?" Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я… Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного» (
Ис.45:7-25).
Преподобный
Иоанн Дамаскин: - «
Для человека не было полезно, чтобы он неискушенным и неиспытанным получил нетление, дабы он не впал в гордость и не подвергся осуждению, одинаковому с дьяволом; ибо последний после своего произвольного падения нераскаянно и неизменно утвердился во зле» (Точное изложение Православной Веры).
Из высказываний святых отцов видим, что
испытание у дерева познания проводилось для того, чтобы человек, испытав богооставленность и всяческие искушения, чувственно познал тяжкие последствия греха и понял, что без Бога он ничто и подвержен смерти. И только жизнь в единстве с Божией волей может быть жизнью без страданий.
Этим испытанием выжигались те ростки гордости, которые зарождались у прародителей от своих успехов, добродетелей и самодовольства собой. И одновременно
создавалась преграда к зарождению гордости и развитию ее при постепенном совершенствовании человека в вечности. И только в результате таких испытаний в огне, неся каждый свой крест, человек может приобрести совершенство, при котором он по единству с волей Божией становится стойким в добре и неспособным согрешить.
2. Говоря о совершенстве первозданного Адама, можно обратиться и к словам апостола Павла: -
«
Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного… Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою»
(1Кор.15:44-58).
Из этих слов следует, что
первозданный Адам был всего лишь совершенным семенем, из которого по вере в воплощенного Бога Иисуса Христа Сына Божия и причастности к Его любви, Плоти и Крови должен вырасти совершенный человек, в котором живет Христос и который пребывает в Боге.
3. Первозданный человек, созданный Богом, хотя и был безгрешен, но еще не был обОжен и поэтому мог согрешить. Человек призван к более высшему состоянию, чем первозданное состояние. Обожения, то есть богоуподобления, надо стяжать. Совершенство человека, достойное пребыванию его в раю в состоянии неспособности к греху, явлено в воплощенном Сыне Божием, который своим воплощением обОжил первозданную человеческую природу и, тем самым, открыл путь к обОжению человека. Это путь во Христе. Поэтому я предполагаю, что без воплощения Сына Божия даже первозданный Адам, созданный чистым от всякого греха, сохранял бы способность согрешить при выполнении заповеди у дерева познания.
Не осознав своей нищеты духа перед Богом, не познав отвращения к греху, не имея преграды к зарождению гордости, а также, не познав потребности в спасении Богом от страданий и смерти и не познав жертвенную любовь Бога, Адам, выполнив эту заповедь, потом, когда-нибудь в вечности, возгордился бы своим совершенством, знаниями и добрыми делами.