Для Адама - смертность - акциденция. То есть для нас - это сущностное, а для него - привходящее.
Человек смертен по природе.
Адам был сотворён для бессмертия, но бессмертие должен был получить в дар по исполнению заповеди.
Смертность Адама не акциденция.
Скорее поддержу Ирину. Адам потенциально смертен. Адам смертен в значении сложен. Будучи сложным он потенциально мог распадаться.
Я как-то отвечал одному мусульманину:
он цитировал Августина:
Свт.
Аврелий Августин:" До грехопадения человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть (quia poterat mori), бессмертным, ибо оно могло не умереть (quia poterat non mori). Одно дело: не мочь умереть (non posse mori), — какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть (posse non mori), — в каком смысле создан бессмертным первый человек. Это подавалось ему от древа жизни, а не от устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, тотчас был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть (ut posset mori); тогда как если бы не согрешил, то мог бы не умереть (posset non mori). Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бессмертен по благодати (beneficio) Творца"
Я отвечал:
Давайте же прежде всего разберём, что значит быть смертным и бессмертным, что значит жить, а что значит умереть.
1) прежде всего в подлинном, самом прямом смысле Бессмертен только Бог. Он единственный, Кто Существует без всякой причины, имеет Жизнь в Самом Себе, и Живёт в подлинном смысле слова.
2) всё, что сотворено существует уже "только за счёт" воли Бога. Только потому существует мир, существуют ангелы, существует человек, что Бог хочет, чтобы всё это существовало.
3) следовательно, никто не может иметь независимого бессмертия, кроме Бога, в принципе. Так не только бессмертие, но само существование всех тварей зависимо от воли Бога.
4) наконец стоит сказать о смерти и смертности.
смерть ни в коем случае нельзя понимать как уничтожение. Это противоречит закону сохранения энергии и материи (чисто физический закон), а также противоречит воле и Благости Творца.
Так преп.
Иоанн Дамаскин отвечая на вопрос "Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?", отвечает:
Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие все существующее и о том, что будет, имеет предведение. Итак. если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение — к тому, что непременно будет. Но сперва — бытие (вообще), а потом уже — бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем, по благости Божией, бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: добрее было бы человеку тому, аще не бы родился (Марк XIV, 21), то Он говорил это, порицая не свое собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие ее собственного произволения и нерадивости. Ибо нерадивость ее собственной воли сделала для нее бесполезным благодеяние Творца. Так, если кто-нибудь, кому вверены царем богатство и власть, употребит их против своего благодетеля, то царь, усмирив его, достойно накажет, если увидит, что он до конца остается верен своим властолюбивым замыслам [1].
В самом деле, брошенный из бытия в небытие, лишится и жизни и мысли и свободы. И окажется, что Бог зря и напрасно творил его. Притом оказалось бы, что Бог не верен даже Самому Себе, и Сам хулит Своё же творчество, сначала создаёт, а потом разрушает, как несовершенный художник, недовольный результатом своих трудов. Бог же когда творит, доволен сотворённым, как и сказано: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.
5) Итак, смерть невозможно понимать как уничтожение. Что же такое смерть?
Как я уже говорил, смерть это распад.
Посмотрим на ангелов, в силу чего они бессмертны? Существуют они по воле Творца, но бессмертны в силу того, что природа их простая, там нечему распадаться.
6) Адам же сотворён как существо духовно-материальное. Природа Адама сложная, человек имеет душу и тело, а само тело, как любая материя, состоит из множества атомов и элементарных частиц. Всё сложное потенциально может распасться до более простого. Так смерть есть отделение души и тела. Душа проста, ей дальше некуда распадаться. Тело распадается дальше, будучи более сложным.
7) Из этого следует, что Адам называется смертным в том смысле, что его природа была способна к распаду. Бессмертным же Адам называется в силу того, что до грехопадения у него не было причины к такому распаду.
И не распадаться было для Адама естественно именно по природе, он был создан, чтобы жить, а не чтобы распадаться, такова была его здоровая программа бытия.
Грех внёс разлад в бытие человека, программа была испорчена, связь с Богом прервана и как итог Адам перешёл в противоестественное состояние и стал распадаться.
Воскресение же есть восстановление человека в его нормальном состоянии.