Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Предположу три вида ИМ внимательной молитвы. Никакая из них не выше других (дискутируемо), качество определяется силой устремления.
1 молитва с поиском сердечного места
2 молитва покаянная вовне, (к отцу)
3 Молитва с устранением самости, внимание везде, стирание границ (назвал ранее - впусканием Христа)
Думаю все ведут к одному, опробовал все три по баловству. У отцов можно найти объяснения каждому из них, но нет самой классификации
На мой взгляд.
1. Поиск места, откуда исходит молитва сама по себе. Самый важный тип молитвы и стадия делания из тех, что предшествуют созерцанию.
2. Начальная стадия делания.
3. Не понял, о чем это.

Молитва состоит из трех стадий: делание-созерцание-обожение. Каждая разбивается на более мелкие стадии. Например, покаяние -- это начальная стадия стадии делания. Такова (очень условно и схематично) классификация аскетического молитвенного делания у отцов.

Стадия новоначального покаяния может занимать у подвижника десятки лет (но может промыслительно закончиться гораздо раньше или, наоборот, только при конце жизни). И заканчивается она переходом на стадию самодвижной, исходящей из сердца молитвы, предшествующей созерцанию.
При этом, кто не увидит Бога в этой жизни, не увидит Его и в будущей (пишет прп. Симеон).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
3. Не понял, о чем это.
жаль, я подробно пытался описывать, повторяться только. Честно говоря между 1 и 3 есть конфликт, над этим сейчас рассуждаю постоянно, пока не нашел разрешения. Чисто технически там разница в восприятии пространства, 3 это как напрямую стяжать благодать пытаться, поэтому доверие к этому методу. Но 1 проверен отцами
 
Переславль Залесский
Православный христианин
но где азбуку раздобыть?
Я давал методу. Это ведение дневника и вечерний перепросмотр дня про дневнику. От настоящего назад, от вечера к утренним событиям. Именно это и помогает включить внутреннее внимание к вниманию, как вы сказали, и привести в последствии к навыку. Кто практиковал это, тот уже на пятый день увидели результат. А одна сестра из монастыря, инвалид, уже на третий день нашла для себя много нового в себе. Где в обычной рутинной жизни в монастыре, обнаружила для себя много прегрешений, которых раньше не замечала. По сути, уже через неделю, такой практики меняется качество внимания к духовным вещам. Даже во сне... Многие говорят, что вспоминают о молитве там.
Вот ссылка https://rutube.ru/video/16956a70e9760e3f9668ba5d3cff33d7/
 
Переславль Залесский
Православный христианин
1 молитва с поиском сердечного места
Это как раз определяется очень быстро, в практике внимания по этому методу. Это не самое сложное. Сложнее привести туда ум, без понуждения. А этому должен служить именно неподдельный интерес ума к нему. Метод и помогает заинтересовать ум, привлечь его к диалогу с сердцем.
 
Православный христианин
Православный христианин
Я давал методу. Это ведение дневника и вечерний перепросмотр дня про дневнику. От настоящего назад, от вечера к утренним событиям. Именно это и помогает включить внутреннее внимание к вниманию, как вы сказали, и привести в последствии к навыку. Кто практиковал это, тот уже на пятый день увидели результат. А одна сестра из монастыря, инвалид, уже на третий день нашла для себя много нового в себе. Где в обычной рутинной жизни в монастыре, обнаружила для себя много прегрешений, которых раньше не замечала. По сути, уже через неделю, такой практики меняется качество внимания к духовным вещам. Даже во сне... Многие говорят, что вспоминают о молитве там.
Вот ссылка https://rutube.ru/video/16956a70e9760e3f9668ba5d3cff33d7/
Видео смотрел все, благодарю. Мне кажется не совсем мне подходит, и так слишком много самокопанием занимаюсь, по запчастям все разобрано давно, а вот просто заставить себя замолчать на дни ... это бы сработало. Но тут мешает отстутствие санкции на это действо. Не туда устремления.
Сердечное место тоже нахожу, технический навык внимания не проблема, но там "пусто" обычно оказывается, даже когда в самую середку входишь минут через 10, благодать как бы есть, но не та что описывается отцами, не сердечная не духовная, скорее умная. Пока не слишком стараюсь понуждать этот метод, больше привлекает то что написал под п3, но они как-то связаны чувствую.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Видео смотрел все, благодарю. Мне кажется не совсем мне подходит, и так слишком много самокопанием занимаюсь, по запчастям все разобрано давно, а вот просто заставить себя замолчать на дни ... это бы сработало. Но тут мешает отстутствие санкции на это действо. Не туда устремления.
Сердечное место тоже нахожу, технический навык внимания не проблема, но там "пусто" обычно оказывается, даже когда в самую середку входишь минут через 10, благодать как бы есть, но не та что описывается отцами, не сердечная не духовная, скорее умная. Пока не слишком стараюсь понуждать этот метод, больше привлекает то что написал под п3, но они как-то связаны чувствую.
Память это место, где мы храним нечто самое ценное. Обращаемся туда без принуждения, потому что там наше сердце. Вопрос, а есть ли там Бог и мысли о Нем?
В этом подсказка к духовному вниманию.
 
Православный христианин
Память это место, где мы храним нечто самое ценное. Обращаемся туда без принуждения, потому что там наше сердце. Вопрос, а есть ли там Бог и мысли о Нем?
В этом подсказка к духовному вниманию.
Мне все же требуется удержание, но думаю понял о чем вы, самый внутренний слой. Чаще по натитию приходит, а когда получается удержать, то лучшая молитва получается. Еще думаю само произношение слов может быть этим местом, не только сердечная область, откуда исходит, глубже мыслей, там и место. Получается батюшки которые учат не искать именно сердца правы тоже.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Мне все же требуется удержание, но думаю понял о чем вы, самый внутренний слой. Чаще по натитию приходит, а когда получается удержать, то лучшая молитва получается. Еще думаю само произношение слов может быть этим местом, не только сердечная область, откуда исходит, глубже мыслей, там и место. Получается батюшки которые учат не искать именно сердца правы тоже.
Чтобы найти сердечное место, нужно просто включить память душевных переживаний. При воспоминании переживаний, место само отдает теплотой. Эта область и есть сердечное место молитвы. Частота обращения к этому месту памятью, прокладывает путь к нему, а молитва освещает его. Итог, память о Боге по естеству.
 
Москва
Православный христианин
- "Для мира душевного нужно быть воздержанным *, потому что и от нашего тела теряется мир. Не должно быть любопытным, не нужно читать ни газет, ни мирских книг, которые опустошают душу и приносят уныние и смущение. Не осуждай других… не старайся знать чужих дел, кроме своего. Кто послушлив и во всем воздержан * : в пище, в слове, в движениях, в смотрении, в помыслах, – тому Сам Господь дает благодать и молитву, и она легко совершается в сердце". (c)
Преподобный Силуан Афонский

* О воздержании - https://azbyka.org/otechnik/Nikolaj_...raktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-2/2_6
 
Православный христианин
Когда пытался осмыслить что конкретно не допускает до этого способа молитвы, - пришел к такому выводу, собственное нежелание. Нежелание брать ответственность. Покаянный способ основан на эмоциях, раскаиваются и сожалеют все, это легко. А тут надо перестать плакать и себя оставлять, крест брать. Крест вроде и не тяжел, а самость дороже все равно) Вот такие дела.
 
Православный христианин
Недаром Святые Иисусову молитву называли высшей из всех молитв, превосходящей всякую другую молитву, которые служат лишь преддверием и вводят в первую, которой следует заменить всякое другое молитвословие.
На моём личном опыте иисусова молитва - является единственной молитвой, посредством которой мне открывался Господь ( Два раза было это в виде ощущения Его присутствия благого, милосердного, любящего; святого, так что начинал в этот момент склоняться, опустив голову, и плакать, чувствуя своё абсолютное ничтожество и недостоинство; и вместе с тем радость такая, что и описать невозможно, но поскольку во мне много гордости, то это утешение и было редким) по слову: "Блаженны чистые сердцем, яко те Бога узрят". Именно таково свойство этой молитвы, что она намного скорее очищает сердце, учат Оптинские Старцы. Если мы даже ничего такого не переживаем, то значит пока не на пользу. Однако следует терпеливо молиться. Дейсствие молитвы иногда незримо. И не нужно в молитве искать ничего, а только трудиться и смиряться, иметь покаяние.

"...Как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души" (преп. Варсонофий).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Хорошо для очищения сердца читать с иисусовой молитвой так же Евангелие по завещанию Преп. Парфения Киевского:

"Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с Небесе, попаляет терние, покрывшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: «Терние, покрывшее поле, — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — слово Божие, тобою за нее чтомое»".

«Вот тебе передаю благодать — святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу четырех евангелистов единожды, да сподобишися благодати и разума Божия истиннаго и добрую кончину получити, вечнаго наслаждения, видением трех ипостасей, сияющих в Божестве единосущнем, не лишишися».

«Сию книгу — Евангелие святое дарю за послушание мне чаду моему духовному... Прийми сию заповедь от мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех Евангелистов. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы».
 
Православный христианин
Из одного письма. В тему.
_______
+++ Какую ситуацию отцы называют сердечной молитвой?

Я полагаю, это видение в сердце (а не извне) Небесного Царства. То есть Бога в виде Солнца правды, огня не обжигающего, воды текущей в жизнь вечную (о чем мы не раз уже говорили). Такого рода проявлений в сердце самого Богоначалия.

Ареопагит. О небесной иерархии, 2.5:

5. И мы откроем, что мистические богословы священно применяют таковое не только для выявления небесных порядков, но бывает что — и к самим проявлениям Богоначалия[92]. И иногда воспевают Его, черпая образы у чтимых явлений[93], как-то Солнце правды[94] (Мал. 4:2), как-то утренняя звезда (2 Пет. 1:19; Откр. 22:16), в уме священно восходящая, и как свет, неприкрыто умственно озаряющий; а иногда — у средних, как-то огонь, светящий, не причиняя вреда (см. Исх. 3:2), как-то вода, подательница живительного наполнения (ср. Иер. 2:13; Откр. 7:17), во чрево, говоря символически, проникающая и реками вытекающая, неудержимо текущими (Ин. 7:38; Откр. 22:1); а иногда — у предельных, как-то миро благовонное (ср. Песн. 1:2), как камень краеугольный (Еф. 2:20).

Эти видения истинны, и коль скоро они проявились, можно (с известной долей уверенности) утверждать, что сердце приступило к сердечной молитве.
Это характерные ее признаки. Другие признаки, том числе из числа приведенных Вами, могут соответствовать и другим стадиям молитвы.
Место, где проявляются эти видения, -- сердечное.

+++Когда говорят: «Господь открыл сердце» или «нашёл сердечное место» - что люди имеют обычно ввиду?

Обычно — призывающую благодать.
Когда люди ощущают действие сердечной молитвы, они его так и описывают, например, не обжигающий огонь, источник воды, живой, говорящий, солнце Правды, через которое просвечивает Лик Спасителя, земля обетованная, из которой истекает мед и млеко, умопостигаемый Рай, небесные обители… И все это в сердце, а не где-нибудь извне него. По этим описаниям можно понять, что речь идет о сердечной молитве, а не о действии призывающей благодати, кратковременных озарениях и новоначальном безмолвии (о действиях сопротивника отдельный разговор).
У кого чем сердце живет, о том и говорит.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Пришел для себя к выводу, что данную молитву лучше отложить пока, слишком боюсь прелестных моментов, а они, порой, бывают и без молитвы. Решил попробовать молитву акафистами. В любом случае, молитву надо практиковать, потому что это нам заповедано.
Если с молитвой можно попасть в прелесть. А молитва - это защита от прелести: " помилуй мя" То без молитвы тем более. Во вторых , зачем их боятся , этих моментов. Прелесть так или иначе себя выдаст. Так навыкните различению духов. В прелесть впадал и Св. Силуан Афонский. Есть большая опасность, под предлогом боязни прелести не стяжать Благодать.
 
Православный христианин
Из одного письма. В тему.
_______
+++ Какую ситуацию отцы называют сердечной молитвой?

Я полагаю, это видение в сердце (а не извне) Небесного Царства. То есть Бога в виде Солнца правды, огня не обжигающего, воды текущей в жизнь вечную (о чем мы не раз уже говорили). Такого рода проявлений в сердце самого Богоначалия.

Ареопагит. О небесной иерархии, 2.5:

5. И мы откроем, что мистические богословы священно применяют таковое не только для выявления небесных порядков, но бывает что — и к самим проявлениям Богоначалия[92]. И иногда воспевают Его, черпая образы у чтимых явлений[93], как-то Солнце правды[94] (Мал. 4:2), как-то утренняя звезда (2 Пет. 1:19; Откр. 22:16), в уме священно восходящая, и как свет, неприкрыто умственно озаряющий; а иногда — у средних, как-то огонь, светящий, не причиняя вреда (см. Исх. 3:2), как-то вода, подательница живительного наполнения (ср. Иер. 2:13; Откр. 7:17), во чрево, говоря символически, проникающая и реками вытекающая, неудержимо текущими (Ин. 7:38; Откр. 22:1); а иногда — у предельных, как-то миро благовонное (ср. Песн. 1:2), как камень краеугольный (Еф. 2:20).

Эти видения истинны, и коль скоро они проявились, можно (с известной долей уверенности) утверждать, что сердце приступило к сердечной молитве.
Это характерные ее признаки. Другие признаки, том числе из числа приведенных Вами, могут соответствовать и другим стадиям молитвы.
Место, где проявляются эти видения, -- сердечное.

+++Когда говорят: «Господь открыл сердце» или «нашёл сердечное место» - что люди имеют обычно ввиду?

Обычно — призывающую благодать.
Когда люди ощущают действие сердечной молитвы, они его так и описывают, например, не обжигающий огонь, источник воды, живой, говорящий, солнце Правды, через которое просвечивает Лик Спасителя, земля обетованная, из которой истекает мед и млеко, умопостигаемый Рай, небесные обители… И все это в сердце, а не где-нибудь извне него. По этим описаниям можно понять, что речь идет о сердечной молитве, а не о действии призывающей благодати, кратковременных озарениях и новоначальном безмолвии.
У кого чем сердце живет, о том и говорит.
Так описываются действие Благодати, но чувственные образы вызывать нельзя. Даже если они привидятся следует их отогнать. Благодать неописуема и сама по себе образа не имеет . Это попытка катафатического , то есть через земные образы, описания того что само по себе превыше всякого образа.
Хотя сам я такого опыта не имею.
 
Православный христианин
Так описываются действие Благодати, но чувственные образы вызывать нельзя. Даже если они привидятся следует их отогнать. Благодать неописуема и сама по себе образа не имеет . Это попытка катафатического , то есть через земные образы, описания того что само по себе превыше всякого образа.
Хотя сам я такого опыта не имею.
Да, благодать неописуема по божеству, но описуема по ее действию в творении. Поэтому Ареопагит пишет выше об образах, в которых описывают Богоначалие знающие это на практике богословы.
 
Последнее редактирование:
Сверху