Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Смирение и видение своей греховности и общечеловеческой - это тоже дары от Бога. Поэтому не человек их приобретает. А Бог человеку их посылает как Свои дары, cмотря на покаяние человека.
Правильно, это просто такой оборот нашего языка. Прп. Серафим Саровский тоже говорил о "стяжянии Святого Духа", но понятно, что он имел ввиду не приобретении Его своими усилиями, а о получении Его как дара.
 
Православный христианин
прот. Сергей Баранов:
+++Нужно делать перерывы, потому что вы не сможете в полной мере заниматься интеллектуальной работой и молиться пока она у вас не "накаталась" и естественно в сердце не происходит. Поэтому придется говорить. Вот попробуйте, может быть вы "накатаете" устную молитву. И это как бы можно сочетать - заниматься интеллектуальным трудом, а устно говорить. Но опять же, к этому большой труд нужен и время.
+++А вообще, конечно, нужно делать перерывы. Без перерывов в компьютер нельзя погружаться, вы утоните. Я понимаю, что он присутствует в нашей жизни, с этим ничего не поделаешь. Но делайте перерывы на молитву.
--------------------------

Нет такой проблемы, если молитва сама исходит из сердца. Работаешь на компе -- молитва сама подсказывает тебе, когда ты забылся, что нужно прерваться, легким стеснением в груди так же естественно, как мы дышим. Некоторое время она ждет и потом прекращает свое действие. И тогда только стоит бросить свое внимание на потаенную клеть сердца, как оттуда "дивно и плавно" истекает самодвижная молитва, и "ум в молчании созерцает невыразимое".
Если клеть сердца еще не открыта, то тогда, да, нужны перерывы.
 
Православный христианин
Нет такой проблемы, если молитва сама исходит из сердца. Работаешь на компе -- молитва сама подсказывает тебе, когда ты забылся, что нужно прерваться, легким стеснением в груди так же естественно, как мы дышим. Некоторое время она ждет и потом прекращает свое действие. И тогда только стоит бросить свое внимание на потаенную клеть сердца, как оттуда "дивно и плавно" истекает самодвижная молитва, и "ум в молчании созерцает невыразимое".
Если клеть сердца еще не открыта, то тогда, да, нужны перерывы.
Конечно при самодвижной молитве такой проблемы нет, о чем прот. Сергей тоже указал. Но опять же, большинство читателей темы далеки от стадии самодвижной молитвы, поэтому для них этот совет может быть полезен.

Вообще мне кажется в этой теме мы намешали обсуждения и советы относящиеся к разным стадиям из триады делание-созерцание-обожение, и читающим не всегда может быть понятно, что к какой стадии приложимо. Например тексты прп. Каллиста по преимуществу относятся к созерцательной и обожительной стадиям. Людям на стадии делания знать о том, что происходит на более высоких стадиях, возможно и полезно, но применять на деле довольно опасно и выше их меры. То есть, хорошо бы делать пояснения к какой стадии конкретные цитаты или советы относятся. А вообще лучше даже было бы разделить тему на две ветки - практика Иисусовой молитвы на стадии делания и на стадии созерцания (хотя после 104 страниц наверно уже поздно...).
 
Наверное , немаловажно , приобрести соответствующее устроение , мы же вроде как бы милости просим , нет? А то практика ( слово какое) , дыхание , борьба , да что угодно, а сокрушения и ПРОШЕНИЯ о помилования осуждённого грешника нет. Отсюда , смысл молитвы не просительный , а созерцательный. Чего нет в словах и смысле этой молитвы. Так кого можно так досозерцаться?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А вообще лучше даже было бы разделить тему на две ветки - практика Иисусовой молитвы на стадии делания и на стадии созерцания
Не разделяется это. Только условно. Качественные переходы конечно есть, но природа всего этого одна. Делание нужно делать как созерцание, уже приводил чуть выше полезнейший ориентир для осмысления: цель не отделяется от средства. Иначе, как писал ранее Евгений, можно как попугай тараторить и заглушать себя же.
На каждом этапе делания будут приходить небольшие фрагменты созерцания иными словами, вот на этом постепенно выстраивается интеграция в более длительные пребывания в них.
 
Православный христианин
при самодвижной молитве такой проблемы нет, о чем прот. Сергей тоже указал
Если молитвы нет, то нужно ее приобретать. Тому, кому это нужно. Потому что многим это не нужно, они будут спасаться деланием заповедей. Молитва приобретается действием Благодати, но и собственные усилия человека играют некоторую роль.
 
Православный христианин
Отсюда , смысл молитвы не просительный , а созерцательный. Чего нет в словах и смысле этой молитвы. Так кого можно так досозерцаться?
Верно подмечено, потому наверное и считается что формула может быть разной. У сирийцев, как Е. П. ранее отмечал, собссно Христа упоминания не было...
Я тоже на другую перешел, рыдальный настрой русской традиции просто не удержишь все равно, это не начальное на самом деле состояние даже, кмк, когда есть полное осмысление и совершенное покаяние.
 
Православный христианин
Если молитвы нет, то нужно ее приобретать. Тому, кому это нужно. Потому что многим это не нужно, они будут спасаться деланием заповедей. Молитва приобретается действием Благодати, но и собственные усилия человека играют некоторую роль.
Мои "пять копеек".

Без молитвы Заповеди Бога не получится исполнять.
Разве, что какое-то прошение к Господу.
Любое наше духовное преуспевание да и всё хорошее лишь от Господа.
Его Заслуга в наших успехах.
Ему и Слава!
 
Православный христианин
Не разделяется это. Только условно. Качественные переходы конечно есть, но природа всего этого одна. Делание нужно делать как созерцание, уже приводил чуть выше полезнейший ориентир для осмысления: цель не отделяется от средства. Иначе, как писал ранее Евгений, можно как попугай тараторить и заглушать себя же.
На каждом этапе делания будут приходить небольшие фрагменты созерцания иными словами, вот на этом постепенно выстраивается интеграция в более длительные пребывания в них.
Это тоже конечно правильно. Непростой вопрос. Цель не отделяется от средства, и в то же время ошибкой будет принять цель за средство. В общем скажу так - друзья, когда вы пишете здесь о высоких созерцательных состояниях, думайте о тех, кто только начинает или кто проходит деятельный этап, и попытайтесь не запутать их.
 
Православный христианин
и в то же время ошибкой будет принять цель за средство
Почему же, наоборот это самое первое что было... Потом по мере усугубления падения начали появляться всякие остальные развертки, способы, ухищрения, все запутаннее и сложнее
Иногда полезно совлечься и переосмыслить, сразу все разом вымести лишнее
 
Православный христианин
Почему же, наоборот это самое первое что было... Потом по мере усугубления падения начали появляться всякие остальные развертки, способы, ухищрения, все запутаннее и сложнее
Ну давайте на примере: цель - созерцание, обожение. Средство на начальных этапах - покаяние, смирение, деятельная молитва, исполнение заповедей. Начнем сразу пытаться созерцать пренебрегая заповедями, покаянием и смирением - прямая дорога в прелесть. Да, Вы правы, небольшие фрагменты созерцания будут присутствовать и на начальных стадиях, это будет руководство Св. Духа, мы все это испытываем.
 
Мои "пять копеек".

Без молитвы Заповеди Бога не получится исполнять.
Разве, что какое-то прошение к Господу.
Любое наше духовное преуспевание да и всё хорошее лишь от Господа.
Его Заслуга в наших успехах.
Ему и Слава!
Так без Причастия не будет молитвы. Мои пять копеек.
 
Православный христианин
А вообще лучше даже было бы разделить тему на две ветки - практика Иисусовой молитвы на стадии делания и на стадии созерцания (хотя после 104 страниц наверно уже поздно...).
Старая тема долго не проживет. А разделение на две новые требует управления.
 
Москва
Православный христианин
Людям на стадии делания знать о том, что происходит на более высоких стадиях, возможно и полезно, но применять на деле довольно опасно и выше их меры.
А в чём полезность таких знаний? Когда, как говорил о молитве Иисусовой Преподобный Варсонофий Оптинский : "Молитву постичь может только тот, кто удалил из сердца всякие мирские привязанности; только в сердце, свободном от пристрастия к миру, может вселиться Господь"(c).

Что дадут знания о том как это бывает? Когда Бог даст такую молитву, тогда опытно и узнается, как оно бывает.

Преподобный Оптинский Варсонофий Оптинский - " Это состояние – переход к внутренней молитве в сердце, – нельзя передать на словах так, как оно есть на самом деле. Его поймет и может понять только тот, кто сам его испытал... Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий, идущий этим путем, испытывает скорби. Раз решился идти этим путем, – пошел, то не ропщи, если встретятся трудности, скорби, – нужно терпеть... В Козельск нужно пройти. Есть два пути: один лесом, другой полями. Лесом сухая дорога, но в обход идет, а полями, хотя и значительно ближе, но встречаются болота. Ты решаешься идти полями, желая прийти поскорее, то не пеняй на себя, если придешь в Козельск с одной колошей и мокрый. Так и здесь, надо быть готовым на все. В стихотворении говорится:

И ты увидишь, полный изумленья,

иной страны сияющую даль...

Да, именно «весь»... Все существо человека как бы изменится... Он весь исполнится изумленья, увидя иной страны сияющую даль"(c)...

https://www.optina.ru/lec_vars/ (См. Молитва Иисусова)

Если молитвы нет, то нужно ее приобретать. Тому, кому это нужно. Потому что многим это не нужно, они будут спасаться деланием заповедей. Молитва приобретается действием Благодати, но и собственные усилия человека играют некоторую роль.
Приобретать нужно, опять же, по словам (учению) cвятых отцов, не молитву. А прощение от Господа, помилование. Для этого живут в покаянии. Иисусова молитва одна из форм (словесная) покаяния перед Богом, при знании своей греховности, это то знание, и видение своей греховности не возможно обрести не исполняя Заповедей Божиих. Молитва Иисусова - есть просьба о помиловании. Поэтому, это и есть цель этой молитвы. А не - приобретение молитвы хоть какой степени. Это опять же, по святым отцам. Ссылки искать - не хочется. Хотя, можно зайти на сайт Оптиной Пустыни и там почитать у святых отцов Оптиной их поучения об Иисусовой молитве.
 
Православный христианин
А в чём полезность таких знаний? Когда, как говорил о молитве Иисусовой Преподобный Варсонофий Оптинский : "Молитву постичь может только тот, кто удалил из сердца всякие мирские привязанности; только в сердце, свободном от пристрастия к миру, может вселиться Господь"(c).

Что дадут знания о том как это бывает? Когда Бог даст такую молитву, тогда опытно и узнается, как оно бывает.
Это уже здесь обсуждали. Конечно это можно познать только опытно и никакие словесные описания не способны это передать. Но в то же время, если не знать заранее хотя бы по описаниям о том как проявляется в душе благодать и каковы её признаки, то приход ее можно не распознать и пренебречь. Чтобы распознать алмаз до того как его первый раз увидел, надо заранее знать каковы его свойства. Так же полезно знать как распознать подложные прелестные состяния, каковы их признаки и как отличить их от благодатных хотя бы сначала по описаниям.
 
Православный христианин
Ну давайте на примере: цель - созерцание, обожение. Средство на начальных этапах - покаяние, смирение, деятельная молитва, исполнение заповедей. Начнем сразу пытаться созерцать пренебрегая заповедями, покаянием и смирением - прямая дорога в прелесть.
Вы запутываете простое. Хотя неудивительно, простое стало самым сложным. Цель это всегда цель, вы не станете вызывать такси и жадть, если магазин через дорогу. Прямое интуитивное осмысление, это необходимо, как возвращение без всяких методов. Сами же пишете об опасности "художеств", и это правильно, их опасность что они уводят от цели, другой опасности нет, а тем у кого белая горячка от них, можно просто посоветовать обратиться к доктору за лекарствами, тут причина уже не в созерцаниях.
Еще, иными словами, нужно пытаться ясно представлять и помнить для чего применяется то или иное.
 
Москва
Православный христианин
Это уже здесь обсуждали. Конечно это можно познать только опытно и никакие словесные описания не способны это передать. Но в то же время, если не знать заранее хотя бы по описаниям о том как проявляется в душе благодать и каковы её признаки, то приход ее можно не распознать и пренебречь. Чтобы распознать алмаз до того как его первый раз увидел, надо заранее знать каковы его свойства. Так же полезно знать как распознать подложные прелестные состяния, каковы их признаки и как отличить их от благодатных хотя бы сначала по описаниям.
Уже давно писала в теме, что преподобный Амвросий Оптинский запрещал инокам или иноку, вопросившему у него о чтении трудов преподобного Каллиста Ангеликуда(ссылку на его те слова не сохранила). О трудах которого и Вы упоминали в своём предыдущем сообщении и в теме о них писалось много раз.
Поэтому не полезны некоторые знания до поры до времени. А если Господь сподобит сердечной молитвы то с духовным руководителем и распознать можно будет какую молитву молящемуся даровал Господь. И так же, сохраниться от прелести поможет наставник, делатель Иисусовой молитвы, если хотите, да и обычный священник занимающийся ей.
 
Православный христианин
Вы запутываете простое. Хотя неудивительно, простое стало самым сложным. Цель это всегда цель, вы не станете вызывать такси и жадть, если магазин через дорогу. Прямое интуитивное осмысление, это необходимо, как возвращение без всяких методов. Сами же пишете об опасности "художеств", и это правильно, их опасность что они уводят от цели, другой опасности нет, а тем у кого белая горячка от них, можно просто посоветовать обратиться к доктору за лекарствами, тут причина уже не в созерцаниях.
Еще, иными словами, нужно пытаться ясно представлять и помнить для чего применяется то или иное.
Человек не может созерцать логосы и Бога в падшем состоянии никаким прямым интуитивным осмыслением, поскольку очи его ума покрыты пеленой греха. Для этого сначала ему надо как минимум пройти деятельный этап покаяния, исполнения заповедей, трудовой молитвы, и научиться смирению, что ничего общего с художественными способами не имеет.
 
Сверху