Иисусова молитва. Практика и опыт.

Лучше Заповеди Господа исполнять и "самаряниным" быть по жизни.
Больше пользы будет для души.
Святые уже побывали там и уже рассказали, что смогли. Вывести внимание ума из головы -- это и есть умное делание, за которым (в перспективе) последует вход в сердце и видение земли обетованной. Земля обетованная (наряду с раем и др.) одно из созерцаний Небесного Царства. При этом мед символизирует Сына, млеко -- Дух (потому что Он, пишет прп. Каллист, "светобеловиден"), а сама земля обетованная -- Отца.
Это реальное видение Земли и вместе с тем символическое, в смысле реального символизма. Из земли обетованной сердца подвижника при этом истекает сладость ("мед" и "млеко"), которая временами становится нестерпимой.
Но если сладость распространяется не из сердца, такое "видение" считается под подозрением.
Если рассказали , то не были. Ап. Павлу я верю. Умное делание и есть дело ума. Оторвите внимание Евы от дерева добра и зла и будете восхищены Богом Духом Святым.
 
Православный христианин
Конечно хорошая, потому что оно так и есть. Хотя у отцов конечно именно сердце подразумевается. (За исключением того момента у Паламы, значит все-таки прав Дунаев, который утверждает что в переводе именно - пуп, без разночтений). Ну так вот, если внутрь, то как я уже где-то писал на эту тему - можно сойти и "из головы в голову" :), то есть молитва будет головная формально по местопребыванию, но не рассудочная, ничего общего с умственной. Когда говорят, стоя вниманием в голове - значит рассудком молиться, мне очевидно что нет молитвенного опыта, нет молитвы, раз такое говорят. Цель одна, но в разных местах - разные сугубые венцы от созерцания.
Вон прп. Каллист, я его недавно цитировал, пишет про "потаенную клеть сердца". Десятки святых пишут про сердце. И против только пара сомнительных мест о движении внимания к пупу и о стоянии им в голове. Зачем следовать за сомнительным, когда есть столько надежного. Следуйте за святыми и без помощи не останетесь.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вон прп. Каллист, я его недавно цитировал, пишет про "потаенную клеть сердца". Десятки святых пишут про сердце. И против только пара сомнительных мест о движении внимания к пупу и о стоянии им в голове.
С этим и не спорю. Про "пуп" (перевод) Дунаев АГ кажется убедительно пояснил все же. Здесь надо разбирать что за "венцы" такие от разных клетей кроме сердечной, тогда может станет понятно почему в христианстве именно сердце выбрано.
 
Православный христианин
"потаенную клеть сердца".
Когда мы каемся с болью о содеянных грехах и молим Господа от сердца, то это и есть"потаенная клеть сердца".
Это весьма угодно Господу, так как душа кается в своих грехах и понимает, что лишь Господу возможно помочь ей.

У меня так.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Когда-то я начитавшися Святых Отцов об умном делании, что нужно ум сводить в сердце, думал, что это учение абсолютно для всех и каждый новоначальный может им заниматься. Но Святые ясно говорят, что это только для весьма преуспевших, у которых есть хорошие наставники. Иные, кто берутся за это дело не по чину, делают это гордостно и не избегут обмана бесовского. Так учат все Святые Отцы. Кто же по гордыне своей пренебрежёт учением Святых и скажет, что и без наставников и в миру я буду заниматься художественной молитвой, потому что хочу, те терпят серьёзное падение.

К примеру берут поучения Св. Никифора Уединенника из добротолюбия и не разобравшись начинают практиковать, не ознакомившись с тем, что святой это учение даёт весьма преуспевшему монаху и не дозволяет никому другому, не для всех абсолютно говорит это.
Вот, что говорит Св. Игнатий Брянчанинов о наставлении Никифора:

"Здесь, во-первых, должно обратить внимание на устроение блаженного Отца и на устроение, которое он видел в наставляемом им иноке. Это явствует из статей его слова, предшествующих изложению художества, из которых видно, по ссылке на житие святого Саввы, что наставление о сердечном безмолвии, для которого и в соответственность которому предоставляется и наружное безмолвие по телу, приличествует тем инокам, которые вполне обучились правилу монашеского жительства, могут бороться с сопротивными помыслами и блюсти свой ум. Наставляемому лицу блаженный Никифор говорит: «Знаешь, что словесность каждого человека находится в его персях. Там, при молчании уст, мы говорим, совещаваемся, совершаем молитвы и псалмопение». Явственное ощущение силы словесности в персях так, чтобы там можно было совершать молитвы и псалмопение, имеют очень редкие, значительно преуспевшие, занимавшиеся продолжительное время молением по способу святого Иоанна Лествичника, стяжавшие в значительной степени непарительность и очень внимательной молитвой возбудившие дух, названный здесь словесностью, к обильному сочувствию уму. У человеков, в обыкновенном их состоянии, дух, пораженный падением, спит сном непробудным, тождественным со смертью: он не способен к духовным упражнениям, указанным здесь, и пробуждается для них лишь тогда, когда ум постоянно и усиленно займется возбуждением его при посредстве животворящего имени Иисусова".

Игнатий Брянчанинов приводит слова святого Григория, что бы показать, что художественное делание это не то, что могут практиковать все по своему желанию, когда сами захотят, а только весьма преуспевшие в устной трудовой молитве, когда Бог сам откроет наше сердце и это будет происходить естественно, даже без нашего усилия. Впрочем и говорит, что кто молится устной молитвой со вниманием, тот молится и сердцем. Я думаю, что это чувствуют все, кто молится со вниманием, какая в сердце от того наступает по временам радость.

"Учении святого Григория о молитве замечается та особенность, что он уставляет ум сосредоточивать в сердце. Это и есть то делание, которое Отцы называют художественным деланием молитвы, которое они воспрещают новоначальным инокам и мирянам, к которому нужно значительное приготовительное обучение, к которому и предуготовленные иноки должны приступать с величайшим благоговением, страхом Божиим и осторожностью. Повелев сосредоточивать ум в сердце, Преподобный присовокупляет: «если отверзлось твое сердце». Это значит: соединение ума с сердцем есть дар Божественной благодати, подаваемый в свое время, по усмотрению Божию, а не безвременно и не по усмотрению подвизающегося.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Когда-то я начитавшися Святых Отцов об умном делании, что нужно ум сводить в сердце, думал, что это учение абсолютно для всех и каждый новоначальный может им заниматься. Но Святые ясно говорят, что это только для весьма преуспевших, у которых есть хорошие наставники. Иные, кто берутся за это дело не по чину, делают это гордостно и не избегут обмана бесовского..
Некоторые азов не знают и духовной опытности никакой нет, а уже хотят "созерцать".
Однозначно это разновидность прелести.
Происходит это от того, что некоторые падки на генерирование своих "мнений" и не знакомятся с суждениями Святых.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Некоторые азов не знают и духовной опытности никакой нет, а уже хотят "созерцать".
Однозначно это разновидность прелести.
И ясно это показывают своим раздражением и гордостью, которые не могут быть в достигших в молитве такого преуспевания, что бы взяться за большее. Я сам в такой прелести был. От того по гордости потом по ночам кошмары снились и сонные параличи больше месяца продолжались каждую ночь, пока не прекратил это "художество". Не по Сеньке шапка оказалась
 
Православный христианин
Единственный удовлетворительный способ молитвы иисусовой, вполне безопасный для новоначальных иноков и мирян - это способ Св. Иоанна Лествичника. Тут и наставников не надо, а только читай молитву устно со вниманием и чувством покаяния в присутствии Божьем - и достигнешь им и молитвы сердечной самодвижной, когда Бог даст, если будем усердны и покажем свою твёрдость в благочестии и презрение ко всякому греху.

Св. Игнатий Брянчанинов: "Без всякого сомнения первое место между всеми способами должно дать способу, предлагаемому святым Иоанном Лествичником, как особенно удобному, вполне безопасному, нужному, даже необходимому для действительности молитвы, приличествующему всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам. Великий наставник иночествующих дважды говорит об этом способе в своей Лествице, возводящей от земли на небо: в слове о послушании и в слове о молитве. Уже то, что он излагает свой способ в изложении учения о послушании общежительных иноков, с очевидностью показывает, что этот способ назначается и для новоначальных иноков. Предложение способа повторяется в отдельном, пространном учении о молитве, после наставления для безмолвников, следовательно повторяется для преуспевших иноков: это показывает с очевидностью, что способ очень хорош и для безмолвников, и для преуспевших иноков. Повторяем: величайшее достоинство способа заключается в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен. В слове о молитве святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: «до сего дойдеши, и не прейдеши» (Иов. 38:11). Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему242. Начало молитвы – помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина – когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец – восхищение ума к Богу»243. В слове о послушании святой Иоанн говорит: «Борись с мыслью непрестанно, возвращая ее к себе, когда она улетает: Бог не требует от послушников молитвы непарительной. Не скорби, будучи окрадаем, но благодушествуй, постоянно возвращая ум к самому себе»244. Здесь преподан способ внимательно молиться, молиться и гласно, и одним умом. Во внимательной молитве не может не принять участия сердце, как сказал преподобный Марк. «Ум, молящийся без развлечения, утесняет сердце»245. Таким образом, кто будет молиться по способу, предложенному святым Иоанном Лествичником, тот будет молиться и устами, и умом, и сердцем; тот, преуспев в молитве, стяжает умную и сердечную молитву, привлечет в себя Божественную благодать, как видно из приведенных слов великого наставника иноков. Чего желать более? Нечего. При таком образе упражнения молитвой какая может быть прелесть? Лишь одно увлечение в рассеянность: погрешность, вполне явная, в новоначальных неизбежная, способная к немедленному уврачеванию через возвращение мысли в слова, уничтожаемая милостью и помощью Божией в свое время, при постоянном подвиге. Спросят: неужели такой великий Отец, живший в то время, когда умное делание процветало, ничего не говорит о молитве, совершаемой умом в сердце? Говорит, но так прикрыто, что одни знакомые опытно с деланием молитвы могут понять, о чем говорится. Так поступил Святой, будучи руководим духовной мудростью, с которой написана вся книга его."
 
Православный христианин
И ясно это показывают своим раздражением и гордостью, которые не могут быть в достигших в молитве такого преуспевания, что бы взяться за большее. Я сам в такой прелести был. От того по гордости потом по ночам кошмары снились и сонные параличи больше месяца продолжались каждую ночь, пока не прекратил это "художество". Не по Сеньке шапка оказалась
Ээээээээээээээээээээээээээ, как-то три года в прелести был и знаком с тем насколько это тяжёлая духовная болезнь.
Точнее, то что в прелесть попал понял быстро, но тяжесть от своего "мудрствования" давала о себе знать долго.

Дело было так.

Прочёл о том как одному подвижнику Ангелы косы ночью заплели и дурашлёпу неопытному тоже захотелость того же.
Просыпаюсь утром, а сзади головы заплетена одна толстая коса.
Сразу понял, что "вляпался", но решил в наказание себе не состригать её.
Эта гадость у меня три года была и люди с омерзением смотрели на эту косу.
К тому же коса издавала дурной запах и никакой шампунь не помогал от него избавиться.
Когда духовные силы от недоброжелательности людей иссякли, то пучок волос, который держал косу стал становиться меньше и наконец-то эта гадость сама отпала.

Очень тяжело было.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ээээээээээээээээээээээээээ, как-то три года в прелести был и знаком с тем насколько это тяжёлая духовная болезнь.
Точнее, то что в прелесть попал понял быстро, но тяжесть от своего "мудрствования" давала о себе знать долго.

Дело было так.
Прочёл о том как одному подвижнику Ангелы косы ночью заплели и дурашлёпу неопытному тоже захотелость того же.
Просыпаюсь утром, а сзади головы заплетена одна большая коса.
Сразу понял, что "вляпался", но решил в наказание себе не состригать её.
Эта гадость у меня три года была и люди с омерзением смотрели на эту косу.
Когда силы иссякли, то пучок волос, который держал косу стал становиться меньше и наконец-то эта гадость сама отпала.

Очень тяжело было.
Вот вчера только это видео ютуб предложил. Там этого язычника в индии считают святым старцем. Коса до земли.

 
Православный христианин
Вот вчера только это видео ютуб предложил. Там этого язычника в индии считают святым старцем. Коса до земли.
Многие люди на вид рассудительные и умные, но мирской "ум" обычно никакой духовной опытности не имеет.
Такого рода "ум" любит весьма "поумничать" на религиозные темы.
Эта духовная болезнь именуется - высокоумие.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Многие люди на вид рассудительные и умные, но мирской "ум" обычно ни какого отношения к духовной опытности не имеет.
Зато такого рода "ум" весьма любит "поумничать" на религиозные темы.
Я сам такой по временам бывал. Говорил много о молитве, посте, таинствах, а сам и пальцем не хотел двинуть. Темы просто по опыту приятные и дивные. Сначала с усердием упражнялся в том и познал, как хорошо всё то, а потом по лености отпадаешь в праздное провождение времени, а воспоминание о оставлнном и гордость, высокоумие тянет поговорить о том. Но с другой стороны совесть моя, возбуждаемая духовными разглагольствами о высоком, учит от слов переходить к делу, мол: "Как ты говоришь, а сам обленился и не молишься как раньше. Лицемер. Прежде вернись к оставленному, а потом разглагольствуй о нём и другим о том советы давай. Вспомни, как хорошо тебе было со мною в дружбе".
 
Православный христианин
Ээээээээээээээээээээээээээ, как-то три года в прелести был и знаком с тем насколько это тяжёлая духовная болезнь.
Точнее, то что в прелесть попал понял быстро, но тяжесть от своего "мудрствования" давала о себе знать долго.

Дело было так.

Прочёл о том как одному подвижнику Ангелы косы ночью заплели и дурашлёпу неопытному тоже захотелость того же.
Просыпаюсь утром, а сзади головы заплетена одна толстая коса.
Сразу понял, что "вляпался", но решил в наказание себе не состригать её.
Эта гадость у меня три года была и люди с омерзением смотрели на эту косу.
К тому же коса издавала дурной запах и никакой шампунь не помогал от него избавиться.
Когда духовные силы от недоброжелательности людей иссякли, то пучок волос, который держал косу стал становиться меньше и наконец-то эта гадость сама отпала.

Очень тяжело было.
Ничего себе...Но я верю вам. Как-то проснулась с рисунком на теле. Никто не мог нарисовать, и я лунатизмом вроде не страдаю. Обалдела, конечно...
 
Православный христианин
Ничего себе...Но я верю вам. Как-то проснулась с рисунком на теле. Никто не мог нарисовать, и я лунатизмом вроде не страдаю. Обалдела, конечно...
А у меня помнится было такое, будто сидят возле моей кровати бесы и раздумывают, как меня удивить. И один предлагает другому включить мой компьютер. Второй согласился. Я просыпаюсь и смотрю на загрузку Windows XP. Не в тему конечно, но это тоже происходило со мной, когда я находился в сильной прелести. Но это ещё не страшно. Страшно было, когда по комнате подушка зубастая летала во сне и требовала прекратить читать иисусову молитву. Со стороны забавно, а там было не до смеха :rolleyes: Вот тебе и "художественность". А когда по чину читаешь иисусову молитву, как Иоанн Лествичник учил, сны снятся спокойные. Потом я прочитал в жития Святых об одном монахе, который практиковал иисусову молитву и ему снились блудные наваждения, а его старец выяснил, что у него это было по гордости, потому что обычно на молящихся бесы так не нападают.. Три вещи, по которым бес особенно сильно нападает во сне: чревоугодие с блудом, гнев и гордость.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А у меня помнится было такое, будто сидят возле моей кровати бесы и раздумывают, как меня удивить. И один предлагает другому включить мой компьютер. Второй согласился. Я просыпаюсь и смотрю на загрузку Windows XP. Не в тему конечно, но это тоже происходило со мной, когда я находился в сильной прелести.
Гм., у меня жену Ирину бесы постоянно мучили и даже входили в её тело и через неё говорили.
Постоянно с ними боролся.
И голоса их наяву слышал и лицо и глаза искажённые злобой (и много лет).
Так что имею некоторую духовную опытность в тех вопросах о которых пишу в постах.
И эта нечистить для меня не "теория", так как видел и слышал её наяву.
Ира всех любила, была необычайно доброй и щедрой.
Святая Царица Небесная три раза являлась и вела с Ирой беседу.
 
Православный христианин
Гм., у меня жену Ирину бесы постоянно мучили и даже входили в её тело и через неё говорили.
Постоянно с ними боролся.
И голоса их наяву слышал и лицо и глаза искажённые злобой (и много лет).
Так что имею некоторую духовную опытность в тех вопросах о которых пишу в постах.
И эта нечистить для меня не "теория", так как видел и слышал её наяву.
Ира у меня всех любила и Святая Царица Небесная её три раза являлась и вела с Ирой беседу.

i


Паисий Святогорец: "Брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей."

Святая Царица Небесная три раза являлась и вела с Ирой беседу.
Из Жития Святых знаю, что каким бы не был человек хорошим, даже великим святым, им под видом ангелов являлись бесы, что бы как соблазнить. Тут нужно осмотрительность, с кем общаешься. С Царицей Небесной или с бесами, притворяющиеся и ангелами и самим Христом. Святые учат, что как явится нам нечто такое, то нужно постараться прогнать их, кем бы они не были, молитвой и крестным знамением. И если они ответят молитвой, то может это и действительно Бог послал,но лучше их никак не принимать. Если и Бог явится и по ошибке, движимый осторожностью, ты его прогонишь, говорят Святые, то никак этим Его не оскорбишь, но обрадуешь такой осторожностью.

Св. Игнатий Брянчанинов: "Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение с святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причине, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, – что чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. «Душа оскверненная, – сказал святый Исаак Сирский, – не входит в чистое царство и не сочетавается с духами святых»9. Святые Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение святою жизнью. Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшего обмана, хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы10, хотя они иногда и предсказывают будущее, хотя открывают тайны, но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения. «Сатана преобразуется во Ангела светла и служители его преобразуются, яко служители правды» (2Кор. 11:14, 15), сказал святый Апостол Павел."
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
какие бы художества мы не применяли, мы не можем ускорить и понудить Бога дать нам благодатную сердечную молитву, это произойдет только по милости Божией во время Ему известное, и произойдет это не раньше, чем мы приобретем глубочайшее смирение и видение своей глубочайшей греховности.
Смирение и видение своей греховности и общечеловеческой - это тоже дары от Бога. Поэтому не человек их приобретает. А Бог человеку их посылает как Свои дары, cмотря на покаяние человека.
 
Православный христианин
Из Жития Святых знаю, что каким бы не был человек хорошим, даже великим святым, им под видом ангелов являлись бесы, что бы как соблазнить.
Видите ли Ирина имела Дар Божий любви к всем, была очень щедрой, доброй, как могла всем людям помогала, постоянно молилась и каялась, ходила часто в церковь, причащалась, часами помогала в церкви навести порядок, ...
Она была не "теоретиком" и "богословом", а тем чему от нас ждёт Господь.
Лести у меня по жизни никогда ни к кому не было и поверьте, что Ирина была достойна того, чтобы к ней
явилась Святая Царица Небесная.
Ирину все люди любили и самые зловредные относились к ней как к своему лучшему другу.
Бог Даровал мне быть рядом с ней, чтобы увидел в человеке духовность угодную Господу.

Кстати умерла она девственницей потому, что последние пятнадцать лет её жизни у нас с ней не было телесной связи.

Господи, Даруй Ирине прощения грехов и Царствия Небесного.
Святая Царица Небесная, даруй Ирине Свой Святой Покров!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
прот. Сергей Баранов:
>> Как сохранить молитву во время умственной работы с компьютером - переписка, работа с текстом, программирование. Стараться ли сердцем молиться, что пока, наверное не моя мера или делать перерывы на молитву, хотя и тяжело оторвать себя от дела, когда втянулся уже и сосредоточился.

Нужно делать перерывы, потому что вы не сможете в полной мере заниматься интеллектуальной работой и молиться пока она у вас не "накаталась" и естественно в сердце не происходит. Поэтому придется говорить. Вот попробуйте, может быть вы "накатаете" устную молитву. И это как бы можно сочетать - заниматься интеллектуальным трудом, а устно говорить. Но опять же, к этому большой труд нужен и время.
А вообще, конечно, нужно делать перерывы. Без перерывов в компьютер нельзя погружаться, вы утоните. Я понимаю, что он присутствует в нашей жизни, с этим ничего не поделаешь. Но делайте перерывы на молитву.
 
Сверху