Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
не хотел участвовать в этой теме, но расскажу из опыта отцов, проверенное делом: бесы нападают многообразно: кого навязчивостями, кого страхом, тягой к вину, блуду и т. д. Когда нападение (а Бог всегда даёт бороться и сразу не ждите облегчения ...) читайте ЛЮБУЮ краткую молитву, по мере нападения, в крайности - читайте так, как будто тонете и жизни осталось - минуты ...
Бесы не любят быть ПОВОДОМ к молитве :)
Не понял как это связано с риском от "художества"
 
Православный христианин
Никифор-пустынник, кстати, в своем поучении об умной молитве признает два пути, дает наставление и тем кто горяч в молитвенном настрое, и тем кто иное устроение имеет, более созерцательное, именно "техничный" подход
 
Православный христианин
Православный христианин
Ну вот опять страшилки. Ну какой риск-то? Здесь так: либо метод позволяет открыть раньше времени, либо нет. Вы пишете что нет, так какой риск?) Мое начальное мнение такое же, что "художество" ничего не дает когда мы отталкиваемся от него, напротив только обуза. Когда он открывается, тогда становится понятно как работает, и можно бы действительно было ускорить, если знать заранее, вот только такое знание не получается усвоить.

По "художеству" вот я рассуждаю, можно ли дать какой-то технический ключ, чтобы действительно научиться ему? Такие есть, например как ни странно молитва на дыхание должна ложиться, а не наоборот, - под молитву подстраивать вдохи и выдохи. Однако если бы мне ранее это сказать, то все равно ничего бы не вышло, вот такой парадокс :)
Поймите меня правильно, я не осуждаю тех кто эти методы применяет, я просто высказываю свое отношение к ним на основе своего опыта и того, что я прочитал у отцов. Мое отношение в следующем. Пока благодать не откроет духовное сердце, никаким методом раньше времени мы сами его не сможем открыть. Художественными методами мы не можем понудить Бога даровать нам эту благодать. Когда же благодать открывает сердце, мы без всяких методов это и так явственно почувствуем, если конечно не пренебрежем этим. Поэтому я не вижу практического смысла (по крайней мере для себя) в художественных методах.

Далее, какой риск? Когда человек концентрируется на художествах и на всяких происходящих от них ощущениях и эффектах, происходят две вещи:
- Внимание ума отходит от смиренного предстояния перед Богом и переключается на разные места в теле, на дыхании, на ощущениях и проч, а это уже отклонение от правильного молитвенного устроения.
- Будучи сконцентрированным на "ощущениях", человек может принять различные телесные или душевно-эмоциональные ощущения за благодатные и далее концентрироваться на их дальнейшем усилении путем налегания на художественные методы. Это уже явное уклонение от правильного молитвенного устроения и открытие себя к воздействию демонических сил, поскольку им не составляет труда навести на нас всевозможные телесные и эмоциональные ощущения.

Что касается синхронизацией молитвы с дыханием, это происходит совершенно естественно в свое время в процессе делания молитвы, и нет никакой необходимости это делать специально и ускорять это. Не важно раньше это произойдет или позже, потому что не в этом смысл молитвы. Но вот что действительно может ускорить и посодействовать, так это приобретение смирения, потому что, как утверждают большинство св. отцов, именно за смирение дается благодать. См здесь

" Пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, и лишь смирению дается благодать...Без смирения никто не войдет в небесный чертог " (преп. Исаак Сирин)
 
Последнее редактирование:
Возможно ли любому христианину , при наличие уверенности , взять и заниматься Иисусовой молитвой самому? Вот нравится , хочу , чувствую влечение.
 
Крещён в Православии
Вспомнилось (молодость).

Так получилось, что ехал с знакомым иереем в машине.
Он и жена вслух произносили Господи помилуй и поучали как это полезно.
А у меня эта молитва и днём и ночью была уже лет пять как.

Немного о лике человека и взгляде глаз.

Лик человека отражает его духовность.
И не нужно даже ничего человека распрашивать.

По мере исполнения Заповедей Бога, покаянии, ... лик, деяния, ... преображаются к лучшему.

Пост не о том, что все плохие.
Бог всем помогает и люди с временем становятся ЛЮДЬМИ.

Непрестанную молитву не следует произносить тем кто ищет в ней тайное превозношение над другими.
Такая молитва является разновидностью прелести.
Да и не от Бога она.
Согласен с вами. Превозношение не хорошо во время молитвы, а то в осуждение только.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
- Внимание ума отходит от смиренного предстояния перед Богом и переключается на разные места в теле, на дыхании, на ощущениях и проч, а это уже отклонение от правильного молитвенного устроения.
- Будучи сконцентрированным на "ощущениях", человек может принять различные телесные или душевно-эмоциональные ощущения за благодатные и далее концентрироваться на их дальнейшем усилении путем налегания на художественные методы. Это уже явное уклонение от правильного молитвенного устроения и открытие себя к воздействию демонических сил, поскольку им не составляет труда навести на нас всевозможные телесные и эмоциональные ощущения.
Отмечу здесь три момента.
1. Устал уже наверное цитировать, но приходится)
"Названное свойство [ума] удивительно, и видно, что с ним происходит [нечто] противоположное тому, что [бывает] с материальным местом. Ибо [последнее], чем более пространно, тем бо́льший предмет может вместить. А ум — наоборот: чем больше он себя стесняет и сосредоточивается, тем больше становится способен воспринять. И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога" (там же).
Понимаете в чем последовательность? Стесни ум - узришь Бога. Когда мы воображаем себе предстояние - это не настоящее предстояние, а только один из методов, может быть и другой, главное чтобы было то, о чем пишет прп Каллист. Бесовские способы характеризуются тем, что не ведут к означенной цели.

2. Никифор уединенник пишет о том же. Релевантность, последовательность такая у него: удали все мысли и образы, сведи ум в сердце и зри туда. А чтобы помыслы не одолевали, читай молитву эту -......

3.
- Будучи сконцентрированным на "ощущениях", человек может принять различные телесные или душевно-эмоциональные ощущения за благодатные и далее
Будучи сконцентрированным на чем-либо мы постепенно стесняем ум, и удаляемся от всего телесного и душевного, даже если вначале это именно телесное и душевное, потому что так именно и работает внутрьпребывание. По тому что вы пишете как можно что-то там плохое за что-то благодатное принять, бесовское и прелестное за истинное, - мне очевидно что вы просто повторяете то что было повторено снова и снова, давно потеряв свою основу... Это то что я назвал клубком недоразумений, у которого уже не сыщешь концов.

***

Пожалуй оставлю эту тему тиражирования недоразумений без проверки опытом и попыток даже хоть как-то разобраться. Ибо сказал уже достаточно. Пусть остается на совести тех, кто это распространяет, насколько сам с собой честен и с другими. Бог им судья.
 
Православный христианин
------------------
Единожды Он, следовательно, подает всем людям единое спасительное, действуемое разветвленно и совершаемое многообразно, очевидно, в соответствии с навыком и произволением каждого, — и я бы добавил, что и в соответствии с силою, и особенно с навыком [человека], ведомого к Богу и, как сказано, избравшего поклонение Богу. Ибо бывает так, что из-за отсутствия наставника [человек], даже если по природе он хорош, терпит неудачу в достижении совершенной Божией цели. А некоторым людям, даже приобретшим учителя, опытного в божественных и духовных [вещах], их природная неспособность воспрепятствовала восхождению к совершенству.
Однако и те, и другие, и говоря в общем и целом все, если захотят, будут поклоняться Богу «в истине и в Духе», каждый в соответствии со своим ли чином, или, так сказать, со своей силой и с даром, который человек получил от Бога всяческих. Поэтому, если кто-то, даже будучи невеждой, станет проводить свою жизнь по заповедям и по вере и следовать за другими испытанными людьми со смирением, то очевидно, что он поистине «в Духе и истине поклоняется Богу» (прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае).
-----------------
Все будут спасаться в своем чину и окажутся в разных обителях, Но лицезреть Христа будут те, кто увидел Его в этой жизни (прп. Симеон).
 
Православный христианин
Последнее редактирование:
Православный христианин
Отмечу здесь три момента.
1. Устал уже наверное цитировать, но приходится)

Понимаете в чем последовательность? Стесни ум - узришь Бога. Когда мы воображаем себе предстояние - это не настоящее предстояние, а только один из методов, может быть и другой, главное чтобы было то, о чем пишет прп Каллист. Бесовские способы характеризуются тем, что не ведут к означенной цели.

2. Никифор уединенник пишет о том же. Релевантность, последовательность такая у него: удали все мысли и образы, сведи ум в сердце и зри туда. А чтобы помыслы не одолевали, читай молитву эту -......

3.

Будучи сконцентрированным на чем-либо мы постепенно стесняем ум, и удаляемся от всего телесного и душевного, даже если вначале это именно телесное и душевное, потому что так именно и работает внутрьпребывание. По тому что вы пишете как можно что-то там плохое за что-то благодатное принять, бесовское и прелестное за истинное, - мне очевидно что вы просто повторяете то что было повторено снова и снова, давно потеряв свою основу... Это то что я назвал клубком недоразумений, у которого уже не сыщешь концов.

***

Пожалуй оставлю эту тему тиражирования недоразумений без проверки опытом и попыток даже хоть как-то разобраться. Ибо сказал уже достаточно. Пусть остается на совести тех, кто это распространяет, насколько сам с собой честен и с другими. Бог им судья.
Ну понятно, недоразумение здесь от того что мы с Вами под "художеством" понимаем разные вещи. "Стеснение ума" - это не "художество", а это и есть самое правильное молитвенное устроение, когда ум "стесняется" (то есть отстраняется от всего телесного, воображательного, ощутительного, от дыхания, от мест в теле и проч) и концентририруется на Боге во внутрипребывании. С этим я 100% согласен. Под "художеством" же обычно понимают именно эти методы концентрации на местах в теле (в сердечном месте, в горле и проч), на дыхании, на ощущениях теплоты и проч, что как раз таки противоположно стеснению ума и концентрации его в Боге. Так что мы с Вами говорим об одном и том же.
 
Все будут спасаться в своем чину и окажутся в разных обителях, Но лицезреть Христа будут те, кто увидел Его в этой жизни (прп. Симеон).
Он ошибается. Видеть Его будут все , кто с Ним будет. Не только исихасты , но все верующие.
 
Православный христианин
Ну вот опять страшилки. Ну какой риск-то? Здесь так: либо метод позволяет открыть раньше времени, либо нет. Вы пишете что нет, так какой риск?) Мое начальное мнение такое же, что "художество" ничего не дает когда мы отталкиваемся от него, напротив только обуза. Когда он открывается, тогда становится понятно как работает, и можно бы действительно было ускорить, если знать заранее, вот только такое знание не получается усвоить.

По "художеству" вот я рассуждаю, можно ли дать какой-то технический ключ, чтобы действительно научиться ему? Такие есть, например как ни странно молитва на дыхание должна ложиться, а не наоборот, - под молитву подстраивать вдохи и выдохи. Однако если бы мне ранее это сказать, то все равно ничего бы не вышло, вот такой парадокс :)
По моему мнению раздуть пламя могло бы чтение отцов.

2-е Слово о знании прп. Исаака Сирина:

"Знай, что огонь, ниспадающий в сердце во время молитвы, [в то время, как] конечности расслаблены, чувства пропали, язык ослаб, разум прекратил движения в коленопреклонении, на том же месте в течении длительного времени, — происходит от длительного чтения [Писаний] о ведении, в коем явным образом явлено точное изложение истины. Когда человек приступает к молитве, то память здравых слов о Боге, над которыми он размышлял незадолго до этого, возжигает ум молиться в разумении".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Все будут спасаться в своем чину и окажутся в разных обителях, Но лицезреть Христа будут те, кто увидел Его в этой жизни (прп. Симеон).
По словам того же прп. Симеона, степень Богопознания не имеет отношения к художественным методам концентрации на дыханиях и местах в теле и проч, а напрямую связана только с одним:

"Преуспевание души есть преуспевании её в смирении. Степень самопознания и Боговедения определяется степенью смирения и кротости" (преп. Симеон Новый Богослов Сл. 17)

Сказать по простому, когда мы пользуемся рассудком для решения какой-нибудь задачи, мы концентрируемся вниманием на самой задаче, а не в области головы. Да, рассудок пространственно расположен в области головы, но если мы будем при этом концентрировать внимание в области головы, это только отвлечет нас от решения задачи. Аналогично, когда мы утесняем ум и сердце в концентрации на Боге, мы концентрируем внимание именно на Боге и на словах молитвы, обращенных к Богу, а не на телесном сердечном месте.

По моему скромному мнению, когда отцы говорили о концентрации ума в сердце, или на соединении ума с сердцем, они говорили не о концентрации внимания ума на определенном месте тела где расположено сердце, а о концентрации всего умственного и сердечного внимания на объекте молитвы - на Боге. Но некоторые из них действительно упоминали о концентрации в определенном месте тела, что уже относится к разряду "художественных" методов.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Пс. 102
Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. от Матфея 22:37

" Молитва Иисусова, с верою в простоте сердца творимая, всегда душеспасительна. Вредным может оказаться художество, какое с нею соединяют. От этого остерегаться надо... ".
( Из книги: Спасайтесь, Путеводитель по творениям святителя Феофана Затворника. С. 638-639).
 
Православный христианин
о концентрации всего умственного и сердечного внимания на объекте молитвы - на Боге.
Чтобы сконцентрироваться на объекте, нужно сначала его увидеть. Солнце правды должно взойти в умопостигаемом мире как Царь природы. Ангельские силы должны прийти в волнение... Мы всего этого не видим. Поэтому должен сойти Дух в одному Ему известных мерах благодати и снабдить нас духовным зрением, и собрать нас на духовный Пир. А мы в подобающих одеждах должны выйти Ему навстречу. В этом смысл художественного метода -- вовремя выйти навстречу Христу. А подобающие одежды нужно одеть загодя.
 
Православный христианин
Чтобы сконцентрироваться на объекте, нужно сначала его увидеть. Солнце правды должно взойти в умопостигаемом мире как Царь природы. Ангельские силы должны прийти в волнение... Мы всего этого не видим. Поэтому должен сойти Дух в одному Ему известных мерах благодати и снабдить нас духовным зрением, и собрать нас на духовный Пир. А мы в подобающих одеждах должны выйти Ему навстречу. В этом смысл художественного метода -- вовремя выйти навстречу Христу. А подобающие одежды нужно одеть загодя.
Правильно, а "подобающая одежда", как и говорится в Писании и у всех отцов, - это чистота сердца и смирение. Если в этом и заключается весь художественный метод, то это конечно бесспорно правильно. Но под "художественным методом" обычно понимается нечто другое - концентрация внимания в верхней области сердца, контроль дыхания, определенные позы и прочее. Именно в этом смысле свт. Феофан упоминает о "художестве" ("Вредным может оказаться художество, какое с нею соединяют. От этого остерегаться надо... "), и в этом же смысле свт. Игнатий и другие отцы. И здесь мне действительно непонятно как приобретение чистоты сердца и смирения связано с концентрацией внимания в области сердца, контролем дыхания, определенными позами и т.д. Здесь видимо, как в большинстве споров, проблемы в терминологии, в разном понимании терминов.

Что касается "Чтобы сконцентрироваться на объекте, нужно сначала его увидеть.": на начальных этапах мы не видим Солнце правды, поэтому мы молимся верой, концентрируясь на словах молитвы и на нашем чисто умственном понимании Бога в соответствии с верой (то есть мы верим что Бог есть и внутренне верой обращаемся к Нему, хотя и не видим). После того как мы, облекшись в подобающие одежды, начинаем видеть Солнце правды, то мы уже концентрируемся на том, что мы реально видим.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
«Истинное и непрелестное внимание и молитва состоит в том, чтобы во время молитвы ум хранил сердце, и пребывал бы постоянно внутри его, и оттуда, то есть, из глубины сердца, воссылал молитвы к Богу. И когда внутри сердца вкусит, яко благ Господь, и усладится, то не будет уже исходить из места сердечного. И вместе с Апостолом скажет и он: добро есть нам, зде быти (Мф. 17:4)

Рассмотрим опять такую аналогию: допустим мы решили хранить свой рассудок от появления там определенной мысли, и мы концентрируемся вниманием следя за мыслями, чтобы эта мысль не появилась. Но ведь мы это будем делать путем внимания именно к мыслям, а не путем концентрации внимания в области головы где находится рассудок. То же самое, когда отцы говорят чтобы "ум хранил сердце и пребывал внутри него", имеется в виду пребывания ума в глубине душевного-духовного сердца как сердцевины души и внимание ко всем движениям сердца (то есть к чувствам и помыслам из исходящим из глубин сердца), а не концентрация внимания на определенном месте тела где соединяются душевное и телесное сердце.

Когда речь идет о рассудке, путаницы не возникает, потому что мы понимаем, что хотя рассудок пространственно находится в голове, телесная голова (мозг) и рассудок - это разные вещи. В случае сердца происходит терминологическая путаница, поскольку телесное и духовно-душевное сердце обозначаются одним словом, но не яляются одним и тем же, хотя пространственно и соприкасаются.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Правильно, а "подобающая одежда", как и говорится в Писании и у всех отцов, - это чистота сердца и смирение. Если в этом и заключается весь художественный метод, то это конечно бесспорно правильно. Но под "художественным методом" обычно понимается нечто другое - концентрация внимания в верхней области сердца, контроль дыхания, определенные позы и прочее.
У меня несколько другое. У меня под методом подразумевается не то, что Вы перечисляете, и не одежды, а встречное движение Духа из глубины сердца и внимания ума ему навстречу, о котором пишет прп. Каллист в ключевом для этой темы Слове 20. Начинается оно так:
------------------------
О внимании и молитве [Духа], и [о том], как они помогают друг другу

Желающий сказать сколько-нибудь подобающее о внимании и молитве, пусть знает, что он явно стремится сказать о милости Божией и, очевидно, о таинственном причастии Духа. Ибо ум у того, кто имеет это, неизреченно низводит взор в потаенную клеть (μυχόν) сердца [и взирает] простым видением (ὁράσει ἁπλῇ), если же угодно — [то и] безвидным (ἀνειδέῳ). А из той сердечной потаенной клети тотчас же, духовно или огневидно, я же прибавил бы, что и рачительно (любовно: ἐρωτικῶς), дивно возносится божественная молитва благодатию животворящего Духа.
---------------------
Далее длинный текст о том, как внимание ума (во второй части метода, когда клеть еще не открыта) движется навстречу движению Духа. Здесь нет никакого контроля дыхания или концентрации на каком-либо участке сердца.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вчитайтесь в мой текст, пожалуйста. У меня под методом подразумевается не то, что Вы перечисляете и не одежды, а встречное движение Духа из глубины сердца и внимания ума ему навстречу, о котором пишет прп. Каллист в ключевом для этой темы Слове 20. Начинается оно так:
------------------------
О внимании и молитве [Духа], и [о том], как они помогают друг другу

Желающий сказать сколько-нибудь подобающее о внимании и молитве, пусть знает, что он явно стремится сказать о милости Божией и, очевидно, о таинственном причастии Духа. Ибо ум у того, кто имеет это, неизреченно низводит взор в потаенную клеть (μυχόν) сердца [и взирает] простым видением (ὁράσει ἁπλῇ), если же угодно — [то и] безвидным (ἀνειδέῳ). А из той сердечной потаенной клети тотчас же, духовно или огневидно, я же прибавил бы, что и рачительно (любовно: ἐρωτικῶς), дивно возносится божественна молитва благодатию животворящего Духа.
---------------------
Далее длинный текст о том, как внимание ума (во второй части метода, когда клеть еще не открыта) движется навстречу движению Духа. Здесь нет никакого контроля дыхания или концентрации.
С этим я полностью согласен, здесь у нас нет никаких разногласий.

Я просто говорил, что когда у Каллиста и др. отцов говорится о соединении ума с сердцем (встречное движение Духа из глубины сердца и внимания ума ему навстречу), то имеется ввиду их встречное движение и соединение не в материальном пространстве где находится тело, а в некоем ином "Гильбертовом пространстве" души где находятся ум и духовно-душевное сердце со всеми их мыслями, смыслами и чувствами.

А под художественными методами обычно понимается концентрация внимания в области телесного сердца, то есть в некоей области материального трехмерного пространства. И хотя и говорится, что телесное и духовное сердца связаны, их пространства разные. Я вижу что у Вас иное понимание "метода", и поэтому с Вами в этом не спорю. Я просто говорю о том, что если понимать "художественный метод" как концентрацию внимания в области телесного сердца, как контроль дыхания и проч., то об этом ни прп. Каллист, ни прп. Симеон не учили, эти методы возникли на Афоне позже уже во времена прп. Григория Паламы (за что этих монахов и называли "пуподушники"). Такой художественный метод не является необходимым, он может применяться как пособие, но с ним связаны определенные опасности, поэтому поздние отцы русского православия и предупреждали об осторожности в их использовании.

Но путаница у людей возникает тогда, когда слова Каллиста "встречное движение Духа из глубины сердца и внимания ума ему навстречу" понимаются как движение ума и Духа в телесно-материальном пространстве, как некое движение ума в область телесного сердца, что совершенно не верно, поскольку это встречное движение ума и Духа из сердца происходят совсем в другом пространстве, а именно в пространстве души.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вот например любопытное описание исихазма из книги прот. Сергия Булгакова "Православие" 1912-го года. С одной сторны, видно непонимание сути исихазма согласно учению св. Григория Паламы. Но с другой стороны, эти практики сосредоточения на "пупке" (не только мысленного, но и взглядом глаз) видимо были действительно распространены на Афоне и проникли в русское православие.

"ИСИХАСТЫ (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной
мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия приверженцы этого учения и получили свое название."
 
Вот например любопытное описание исихазма из книги прот. Сергия Булгакова "Православие" 1912-го года. С одной сторны, видно непонимание сути исихазма согласно учению св. Григория Паламы. Но с другой стороны, эти практики сосредоточения на "пупке" (не только мысленного, но и взглядом глаз) видимо были действительно распространены на Афоне и проникли в русское православие.

"ИСИХАСТЫ (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной
мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия приверженцы этого учения и получили свое название."
Не знаю , правы ли они или нет , но от спокойствия я бы точно не отказался. Интересно , почему пупок? Египтяне древние , например , судя по скульптурам фараонов , внимание обращали на область сердца.
 
Сверху