- Православный христианин
Мы увидим новый мир, открывающийся постепенно. Обычные чувства безмолвствуют, открываются духовные. И в их свете постепенно развертывается духовный мир. Важное свойство этого мира что он исходит из сердца, а не извне него, как это бывает с мечтаниями навеянными сопротивниками. И при безмолвии чувств, а не при их нестройном разжжении.Эту идею я уже уяснил, благодарю. Но на какой мысли теперь акцент, на самом принципе, или на том, что оно не доступно непосредственно? По-моему это по-прежнему одна природа,.. на начальном уровне всем доступно как обыкновенная способность к рефлексии, внимание направленное внутрь. Вопрос только в том, что мы увидим? Поначалу вообще ничего не видим, нельзя сказать что либо конкретного, там все бесформенно и безвидно.. - и что же, получается мы не имеем ни тела ни ума, если не можем ухватить это нетренерованым вниманием? Все происходит при углублении, и в конце концов то, о чем пишет Гр. Палама.
Или еще проще, если перефразировать это как Молчание, безмолвие. Монах безмолвствует по своей воле, деятельно можно сказать.. Для того чтобы обрести плод - тоже Безмолвие, или его иное качество, отличное конечно же от семени.
Мир этот огромен. В основном (как его описывают отцы) это рай и большое количество небесных обителей. Подвижник видит их по одному и сразу несколько на облаках. Чем больше подвижник входит в сердце, тем большее пространство открывается перед ним. Опять же важно, мир этот виден внутри подвижника, а не извне него. Между тем, духовный мир как бы проницает вещественный. И оба они как колесо в колесе в видении пр. Иезекииля, пишет прп. Максим.