Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
И то и другое конечно лучше, еще лучше часто и подолгу) . Я лишь подчеркиваю то, что полезно для освоения именно созерцательной молитвы. Разделять пришлось потому что такой выбор действительно возникает, отсюда и вопросы что все же лучше.
На счет созерцательной согласен
Памятование оно может быть и в непристанной молитве, "самдвижной трудовой", при этом не вижу уже никакой отдельной пользы часто вставать на отдельную 5-минутную молитву, нужно держать ум ТАМ в течении дня и возвращать.
В идеале да, но это уже самодвижная, ей как раз и способствуют развиться частые 5-минутки. И даже когда она идет но может ослабевать от вовлеченности в повседневные дела, то 5-минутки позволяют ее поддержать и восстановить.
А вот необходимость долгой молитвы есть всегда.
Снова тут тема конфликта в русском исихизме, я думаю сердечно-рыдальный способ по свтт Игнатию/Феофану, это все же другой способ, не созерцательный, он не является самодостаточным истинно исихастским.
Тоже верно, "сердечно-рыдальный" способ - это как бы вспомогательный промежуточный этап, он помогает разогреть и вовлечь сердце, но это все-таки еще душевные эмоции человеческого естества. То есть ничего плохого в этом нет, но это конечно еще не созерцание.
 
Православный христианин
Я там ответил здесь и здесь, то есть хорошо делать и то и другое. Я согласен что длительные молитвы имеют свою пользу.
В общем здесь нет каких-то жестких правил, все индивидуально, нужно пробовать разные способы и смотреть по результатам. Но частые молитвы полезны в том что они помогают установиться в непрерывной памяти Божией и постоянном внутреннем предстоянии перед Богом. См здесь.

Сам я придерживаюсь такого порядка - в течении занятого дня делаю краткие прерывы на молитву, минут по 5-10 каждые полчаса или час, как получится, а по утрам и вечерам, когда есть возможность, молюсь подолгу, но тоже с перерывами на чтение. Если молюсь с закрытыми глазами, то минут через 20 просто проваливаюсь в сон, так что приходится делать перерывы хотя-бы просто на молитву с поклонами - сразу сон разгоняет.
Для моего распорядка обе молитвы плохие, длительные и короткие. Они означают самовольный переход на предыдущий уровень, что считается у отцов падением. Другое дело невольный переход, когда истекающая из сердца молитва промыслительно ослабевает, нужно встать, пройтись, почитать псалмы и др. И скорее вниманием за прежнее дело. На словах все просто, но на практике не все так хорошо. Молитва очень неустойчива на ранних этапах и удобопоползновенный грех, как пишут отцы, нет-нет да и найдет себе лазейку.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Для моего распорядка обе молитвы плохие, длительные и короткие. Они означают самовольный переход на предыдущий уровень, что считается у отцов падением. Другое дело невольный переход, когда истекающая из сердца молитва ослабевает, нужно встать, пройтись, почитать псалмы и др. И скорее вниманием за прежнее дело. На словах все просто, но на практике не все так хорошо. Молитва очень неустойчива на ранних этапах и удопоползновенный грех, как пишут отцы, нет-нет да и найдет себе лазейку.
Конечно когда идет самодвижная и созерцательная, эти распорядки уже не нужны и означают отход на предыдущий уровень. У меня все идет приодами, и в периоды сухости сердца приходится прибегать к распорядкам.
 
Православный христианин
Для моего распорядка обе молитвы плохие, длительные и короткие. Они означают самовольный переход на предыдущий уровень, что считается у отцов падением. Другое дело невольный переход, когда истекающая из сердца молитва промыслительно ослабевает, нужно встать, пройтись, почитать псалмы и др. И скорее вниманием за прежнее дело. На словах все просто, но на практике не все так хорошо. Молитва очень неустойчива на ранних этапах и удобопоползновенный грех, как пишут отцы, нет-нет да и найдет себе лазейку.
Вообще для работающего и семейного мирянина (каким и я являюсь) такое состояние постоянного самодвижного созерцания практически недостижимо, слишком много отвлечений в течении дня, и для таких людей подобный распорядок очень помогает. Для пенсионеров да, это возможно.
 
Православный христианин
Нашел Слово на тему. Местами высокое, но и практическое.
--------------------------
...когда ум просвещен [бывающим] в сердце, как Я сказал, соединением его с благодатью.
Тогда, стало быть, в таковых сокращается мера псалмопения и чтения, и всякое законоположение о количестве их враз далеко отодвигается, и один лишь неписаный канон и закон молитвы – это премирное единение в сердце ума с Духом благодати и его преестественное,- благодаря Духу или вместе с Духом,- видение и расположение. И никак иначе, когда, то есть, имеющий ум [свой расположенным] таким образом в келлии сидит или, зачастую, даже лежит и предается покою и безмолвию, до тех пор, пока почему-либо – или от немощи тела, или по причине чего-либо из внешнего, или по беспечности ума – не отступит оная животворящая сила Святого и просвещающего Духа. Когда же она отступит и ослабнет, делаясь неотчетливой, то должно оживлять и воздвигать ее чем-либо одним,- если возможно, то лишь единственным псалмом,- ибо практикующим при условии благодати исихию весьма помогает молчание. Если же по причине какого бы то ни было недостатка это кому-нибудь будет невозможно, то ему необходимо немногословствовать (βραχυλεκτεῖν), насколько хватит сил и твердости, как Я уже говорил при разборе одного псалма. Затем, таким образом, если снова не достиг вершины и нуждается в некоем развлечении, то, походив немного вне келлии на свободе и скорее вернувшись, пусть [снова] войдет [в нее] и снова берется за дело с мужеством и помощью Духа или, пожалуй, с бόльшим. Чтение, конечно, хорошо и всегда в любое время, когда кто хочет освежить и вновь раздуть божественную энергию, в высшей степени полезно, как ничто иное,для ума, впадшего в некое смятение и склоняющегося к рассеянию, однако и оно должно быть в достаточной мере сокращено и к тому же быть подходящим для должным образом безмолвствующего. Ведь и сидящий [в безмолвии] всегда, согласно прежде сказанному, созерцает и богословствует поистине равно ангелам, и молчит, и Дух, при помощи Которого он созерцает, и Я прибавил бы, что и очищается, в основание его видения положил единое начало, согласно богослову Григорию, в высшей степени точных выражениях называющему безмолвие таковых [подвижников] обоживающим, [так что он] созерцает единовидно и боговидно.
И в чтении он нуждается вовсе не из потребности в чем-либо, то есть не для того, чтобы узнать что-то, чего, возможно, не знает, или научиться [чему-то] из божественных вещей, чего он не умеет. Ибо единожды приявшие помазаніе отъ Святаго имеют его пребывающимъ въ нихъ, [и оно] учит их всему, и яко само учитъ я о всемъ, и истинно есть, и нѣсть ложно. Посему не требуютъ да кто учитъ я, когда с ними пребывает благодать. Нужно, однако, читать для утешения, подобного получаемому от друзей и знакомых, ради отдохновения и восстановления в случающихся [напастях], как было сказано (прп. Каллист Ангеликуд, Слово 8).
------------------
 
Православный христианин
Нашел Слово на тему. Местами высокое, но и практическое.
--------------------------
...когда ум просвещен [бывающим] в сердце, как Я сказал, соединением его с благодатью.
Тогда, стало быть, в таковых сокращается мера псалмопения и чтения, и всякое законоположение о количестве их враз далеко отодвигается, и один лишь неписаный канон и закон молитвы – это премирное единение в сердце ума с Духом благодати и его преестественное,- благодаря Духу или вместе с Духом,- видение и расположение. И никак иначе, когда, то есть, имеющий ум [свой расположенным] таким образом в келлии сидит или, зачастую, даже лежит и предается покою и безмолвию, до тех пор, пока почему-либо – или от немощи тела, или по причине чего-либо из внешнего, или по беспечности ума – не отступит оная животворящая сила Святого и просвещающего Духа. Когда же она отступит и ослабнет, делаясь неотчетливой, то должно оживлять и воздвигать ее чем-либо одним,- если возможно, то лишь единственным псалмом,- ибо практикующим при условии благодати исихию весьма помогает молчание. Если же по причине какого бы то ни было недостатка это кому-нибудь будет невозможно, то ему необходимо немногословствовать (βραχυλεκτεῖν), насколько хватит сил и твердости, как Я уже говорил при разборе одного псалма. Затем, таким образом, если снова не достиг вершины и нуждается в некоем развлечении, то, походив немного вне келлии на свободе и скорее вернувшись, пусть [снова] войдет [в нее] и снова берется за дело с мужеством и помощью Духа или, пожалуй, с бόльшим. Чтение, конечно, хорошо и всегда в любое время, когда кто хочет освежить и вновь раздуть божественную энергию, в высшей степени полезно, как ничто иное,для ума, впадшего в некое смятение и склоняющегося к рассеянию, однако и оно должно быть в достаточной мере сокращено и к тому же быть подходящим для должным образом безмолвствующего. Ведь и сидящий [в безмолвии] всегда, согласно прежде сказанному, созерцает и богословствует поистине равно ангелам, и молчит, и Дух, при помощи Которого он созерцает, и Я прибавил бы, что и очищается, в основание его видения положил единое начало, согласно богослову Григорию, в высшей степени точных выражениях называющему безмолвие таковых [подвижников] обоживающим, [так что он] созерцает единовидно и боговидно.
И в чтении он нуждается вовсе не из потребности в чем-либо, то есть не для того, чтобы узнать что-то, чего, возможно, не знает, или научиться [чему-то] из божественных вещей, чего он не умеет. Ибо единожды приявшие помазаніе отъ Святаго имеют его пребывающимъ въ нихъ, [и оно] учит их всему, и яко само учитъ я о всемъ, и истинно есть, и нѣсть ложно. Посему не требуютъ да кто учитъ я, когда с ними пребывает благодать. Нужно, однако, читать для утешения, подобного получаемому от друзей и знакомых, ради отдохновения и восстановления в случающихся [напастях], как было сказано (прп. Каллист Ангеликуд, Слово 8).
------------------
Спасибо, это вдохновляет. Но следует понимать, что это относится к стадии созерцания. Думаю не ошибусь что подавляющее большинство участников и читателей в этой теме пока далеки от этого.

Вообще это проблема для читающих св. отцов об аскетике и молитве, потому что не всегда понятно к какой стадии их слова относятся. Если не принимать это во внимание, то часто происходит серьезная путаница, и люди пытаются или применить на себя то, что выше их меры, или наоборот, то что уже им не нужно и тормозит.
 
Православный христианин
Спасибо, это вдохновляет. Но следует понимать, что это относится к стадии созерцания. Думаю не ошибусь что подавляющее большинство участников и читателей в этой теме пока далеки от этого.
Это конец стадии делания и самое начало стадии созерцания. Доступно теоретически любому христианину. Ты родился от Духа мановением Божиим и вот ты уже здесь. Но практически это 40 лет на стадии делания (новоначальное покаяние, смирение...), а там как угодно Промыслу. Некоторые техники снижают, вероятно, это время. Родиться можно по молитвам старца и т. д., по особому Промыслу Божиему и т. д.
 
Православный христианин
Но практически это 40 лет на стадии делания (новоначальное покаяние, смирение...), а там как угодно Промыслу.
Ну это вы уж лишнего прибавили. Конечно, если по 3 ИМ как у Ильи-2, то и 40 лет не хватит. Потому что не приступаешь даже, а думаешь что что-то делаешь. Важнее не техники имхо, а удержание мотивации все это делать. Санкция сверху есть - можно в короткие сроки созерцательность обрести. Закончилась - все развалится.

*Сверху, когда все устремления собраны, подчинены одному, нет разброда
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Конечно, если по 3 ИМ как у Ильи-2, то и 40 лет не хватит. Потому что не приступаешь даже, а думаешь что что-то делаешь.
Михаил, принял камушек) ну, у меня пока так и чувствую, что этого мне достаточно.
 
Православный христианин
Михаил, принял камушек) ну, у меня пока так и чувствую, что этого мне достаточно.
Да не камушек это, наверное лучше без имен было бы.. Это просто превратное понимание сути делания ИМ (уже распространенное по-видимому), её первая стадия в подчинении ума. О достаточности можно говорить когда приступили, и нашли какой-то свой предел. А если не приступали, то и говорить не о чем.
 
Крещён в Православии
Да не камушек это, наверное лучше без имен было бы.. Это просто превратное понимание сути делания ИМ (уже распространенное по-видимому), её первая стадия в подчинении ума. О достаточности можно говорить когда приступили, и нашли какой-то свой предел. А если не приступали, то и говорить не о чем.
Я понимаю, о чем вы говорите, что есть целая практика молитвы Иисусовой, может, когда время придет, смогу ее осуществлять, как вы говорите. Я вообще хотел бы, для начала, каждый день утром и вечером на постоянной основе молиться, утренние и вечерние молитвы и чтобы чувствовал себя нормально потом, без головной боли. Поэтому ещё и не прибегаю так усиленно к ИМ, потому что основное не делается, как положено.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Что то очень растянуто. Если без земных поклонов, то можно уложиться в 20-25 мин.
Можно. Но как знаю на опыте, лучше с поклонами неспешно поклоняясь Богу до земли с тем же вниманием и благоговением, с каким и молимся, заключая ум в слова молитвы. Пока выпрямляешься неспешно, помышляешь о Господе, перед которым предстоишь и тогда самое начало молитвы будет глубоким, внимательным и благоговейным. Равно сопровождать каждую молитву крестным знамением, отгоняющее от ума помыслы бесовские, праздные.
 
Православный христианин
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! ДЛЯ ТЕХ, КТО БЕРЁТСЯ ЗА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЛО МОЛИТВЫ И КАКОЕ ЕЁ СОВЕРШЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗОПАСНЫМ!

Паисий Величковский в письме к старцу Феодосию говорит: «Отеческие книги, в особенности те из них, которые научают истинному послушанию, трезвению ума и безмолвию, вниманию и умной молитве, то есть, той, которая совершается умом в сердце, исключительно приличествует только одному монашескому чину, а не всем вообще православным христианам. Богоносные Отцы, излагая учение об этой молитве, утверждают, что ее начало и непоколебимое основание есть истинное послушание, от которого рождается истинное смирение, а смирение хранит подвизающегося в молитве от всех прелестей, последующих самочинникам. Истинного монашеского послушания и совершенного во всем отсечения своих воли и разума отнюдь не возможно стяжать мирским людям. Как же возможно будет мирским людям, без послушания, по самочинию, которому последует прелесть, понуждаться на столь страшное и ужасное дело, то есть, на такую молитву, без всякого наставления? Как им избежать многоразличных и многообразных прелестей вражиих, наводимых на эту молитву и ее делателей прековарно? Так страшна эта вещь, то есть молитва — молитва, не просто умная (умственная), то есть, совершаемая умом нехудожно, но действуемая художественно умом в сердце — что и истинные послушники, не только отсекшие, но и совершенно умертвившие волю свою и рассуждение перед отцами своими, истинными и преискусными наставниками деланию этой молитвы, всегда находятся в страхе и трепете, боясь и трепеща, чтобы не пострадать в этой молитве какой-нибудь прелести, хотя и хранит их всегда от нее Бог, за истинное смирение их, которое они стяжали благодатью Божией при посредстве истинного послушания своего. Тем более мирским людям, жительствующим без послушания, если они от одного чтения таких книг понудятся на молитву, предстоит опасность впадения в какую-либо прелесть, приключающуюся начинающим самочинно подвиг этой молитвы. Эту молитву святые назвали художеством художеств: кто же может научиться ей без художника, то есть, без искусного наставника? Эта молитва есть духовный меч, дарованный от Бога, на заклание врага наших душ. Молитва эта просияла как солнце, только среди иноков, особенно в странах Египетских, также в странах Иерусалимских, в горе Синайской и Нитрийской, во многих местах Палестины, и на иных многих местах, но не повсюду, как явствует из жития святого Григория Синаита. Он обошел всю святую (Афонскую) гору и, сделав тщательное разыскание делателей этой молитвы, не нашел в ней ни одного, который бы имел хотя малое понятие об этой молитве[88]. Отсюда явствует: если в таком святом месте преподобный Григорий не нашел ни одного делателя молитвы, то и во многих местах делание этой молитвы было не известно между иноками. А где и занимались им, где она просияла между иноками подобно солнцу, там хранилось делание этой молитвы, как великая и неизреченная тайна, известная лишь Богу и ее делателям. Мирскому народу делание этой молитвы было вполне не известно. Но ныне, по напечатании отеческих книг, узнают о нем не только иноки, но и все христиане. По поводу этого боюсь и трепещу, чтобы по вышесказанной причине, то есть, за самочинное вступление в подвиг этой молитвы, без наставника, таковые самочинники не подверглись прелести, от которой Христос Спаситель да избавит Своей благодатью всех, хотящих спастись»[89]. Признаем обязанностью своей изложить здесь, по мере скудного разумения нашего и скудной опытности, учение святых Отцов о художественном возделании молитвы Иисусовой, с ясным обозначением, какой образ упражнения молитвой и какого вида умная и сердечная молитва приличествует всем без исключения христианам и новоначальными инокам, и какой образ делания свойствен преуспевшим, возведенным в преуспеяние Божиим благоволением и Божией благодатью.

Без всякого сомнения первое место между всеми способами должно дать способу, предлагаемому святым Иоанном Лествичником, как особенно удобному, вполне безопасному, нужному, даже необходимому для действительности молитвы, приличествующему всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам. Великий наставник иночествующих дважды говорит об этом способе в своей Лествице, возводящей от земли на небо: в слове о послушании и в слове о молитве. Уже то, что он излагает свой способ в изложении учения о послушании общежительных иноков, с очевидностью показывает, что этот способ назначается и для новоначальных иноков. Предложение способа повторяется в отдельном, пространном учении о молитве, после наставления для безмолвников, следовательно повторяется для преуспевших иноков: это показывает с очевидностью, что способ очень хорош и для безмолвников, и для преуспевших иноков. Повторяем: величайшее достоинство способа заключается в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен. В слове о молитве святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши[90]. Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему[91]. Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу»[92]...

(Св. Игнатий Брянчанинов "Аскетические подвиги том 2. Слово о молитве иисусовой")
Вообще всё это слово Св. Игнатия Брянчанинова (а так же в первом томе аскетических подвигов) наиболее полно описывает практику иисусовой молитвы, подходит для прочтения всем христианам, что бы научиться и обойти все подводные рифы, которые встретятся на пути.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
И вот ещё у Нила Сорского читаем о том, что ждёт человека, который занимается художественным делом иисусовой молитвы, не будучи в своём чину для этого, то есть не монашествующий и не имеет духовника (в какую прелесть вводит книга "Откровенные рассказы странника", запрещённая к чтению Св. Игнатием Брянчаниновым и Св. Феофаном Затворником по этой причине):

«Память Божия, то есть, умная молитва выше всех деланий, добродетелей глава, как любовь Божия. Кто бесстыдно и дерзко захочет войти к Богу и беседовать с Ним чисто, кто нудится стяжать Его в себе, тот удобно умерщвляется бесами (знаю людей, которые занимаясь художественным деланием молитвы иисусовой в миру - потом зарабатывали проблемы с сердечно сосудистой системой с летальным исходом), если будет попущено, как взыскавший достигнуть того дерзостно и гордостно, превыше своего достоинства и устроения»
 
Православный христианин
.... святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши[. Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему[. Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу»
Думаю, добавить к своим утренним молитвам соточку-полторы Иисусовой молитвы может каждый. При это зело полезна вначале - Молитва Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий! И́мени Твоему́ покланя́ются а́нгели и челове́цы, Твоего́ и́мени трепе́щут а́дския си́лы, Твое́ и́мя ве́рное ору́жие на прогна́ние супоста́та, Твое́ и́мя попаля́ет грехи́ и стра́сти, Твое́ и́мя подае́т си́лу в по́двигах, собира́ет воеди́но разсе́янный у́м и, во исполне́нии за́поведей Твои́х, обогаща́ет доброде́телями, Твое́ и́мя твори́т чудеса́ и соединя́ет на́с с Тобо́ю, да́рует ми́р и ра́дость о Ду́хе Свято́м, а в жи́зни бу́дущей — Ца́рство Небе́сное.

Сего́ ра́ди я́, недосто́йный ра́б Тво́й, молю́ся Тебе́: прожени́ от на́с неве́дение духо́вное, просвети́ позна́нием Боже́ственной и́стины и научи́ на́с незаблу́дно, во смире́нии, внима́тельно, с чу́вством покая́ннаго сокруше́ния, уста́ми, умо́м и се́рдцем твори́ти непреста́нно моли́тву сию́: «Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя́, гре́шнаго».

Ты́ бо ре́кл еси́, Го́споди, пречи́стыми уста́ми Твои́ми: «А́ще что́ про́сите во и́мя Мое́, А́з сотворю́». Се́, моли́твами Пречи́стыя Ма́тери Твоея́, святи́теля Иоаса́фа Белогра́дскаго, святи́теля Никола́я Мирлики́йскаго, преподо́бнаго Серафи́ма Саро́вскаго и все́х преподо́бных оте́ц на́ших о дарова́нии прошу́ моли́твы Иису́совой, моли́твы Пресвята́го и Всемогу́щаго И́мени Твоего́.

Услы́ши мя́, обеща́вый услы́шати все́х призыва́ющих Тя́ во и́стине. Твое́ бо е́сть е́же ми́ловати и спаса́ти, и дарова́ти проси́мое моля́щемуся во сла́ву Твою́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом. Ами́нь.

(Если молитва прочитана невнимательно, прочитать еще раз.)
 
Православный христианин
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! ДЛЯ ТЕХ, КТО БЕРЁТСЯ ЗА ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЛО МОЛИТВЫ И КАКОЕ ЕЁ СОВЕРШЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ БЕЗОПАСНЫМ!

Паисий Величковский в письме к старцу Феодосию говорит:
Без всякого сомнения первое место между всеми способами должно дать способу, предлагаемому святым Иоанном Лествичником, как особенно удобному, вполне безопасному, нужному, даже необходимому для действительности молитвы, приличествующему всем благочестиво жительствующим и ищущим спасения христианам, и мирянам и инокам. Великий наставник иночествующих дважды говорит об этом способе в своей Лествице, возводящей от земли на небо: в слове о послушании и в слове о молитве. Уже то, что он излагает свой способ в изложении учения о послушании общежительных иноков, с очевидностью показывает, что этот способ назначается и для новоначальных иноков. Предложение способа повторяется в отдельном, пространном учении о молитве, после наставления для безмолвников, следовательно повторяется для преуспевших иноков: это показывает с очевидностью, что способ очень хорош и для безмолвников, и для преуспевших иноков. Повторяем: величайшее достоинство способа заключается в том, что он, при всей удовлетворительности своей, вполне безопасен. В слове о молитве святой Иоанн Лествичник говорит: «Подвизайся возвращать, точнее, заключать мысль в словах молитвы. Если по причине младенчествености, она изнеможет и уклонится, опять введи ее. Свойственна уму нестоятельность. Может же установить его Тот, Кто уставляет все. Если стяжешь это делание и постоянно будешь держаться его, то придет Определяющий в тебе границы морю твоему и скажет ему при молитве твоей: до сего дойдеши, и не прейдеши[90]. Невозможно связывать дух, но где присутствует Создатель этого духа, там все покоряется Ему[91]. Начало молитвы — помыслы, отгоняемые молитвой при самом их начале; середина — когда ум пребывает в одних словах, произносимых гласно или умом, конец — восхищение ума к Богу»[92]...

(Св. Игнатий Брянчанинов "Аскетические подвиги том 2. Слово о молитве иисусовой")
Вообще всё это слово Св. Игнатия Брянчанинова (а так же в первом томе аскетических подвигов) наиболее полно описывает практику иисусовой молитвы, подходит для прочтения всем христианам, что бы научиться и обойти все подводные рифы, которые встретятся на пути.
Я думаю можно подитожить:
- Умная молитва, заключающаяся в держании ума в словах молитвы, св. отцами рекомендуется всем, и мирянам и инокам. Но ноеобходимым условием является её делание в смиреном и покаянном предстоянии перед Богом.
- Сердце открывается только по действию благодати. Художественные приемы для сведения ума в сердце не рекомендуются для мирян и даже иноков без духовного руководства.
- В принципе, если иноку и даже мирянину возможно найти опытного и непрельщеного духовника, то под его руководством можно прибегать к "художественному" деланию, но это на страх и риск подвизающихся.
- Крайне опасно творить молитву с целью получить какие-то особые духовные опыты и состояния, это прямая дорога в прелесть. Для демонов не составляет труда навести на нас всевозможные экстатические духовные состояния и видения если мы готовы их принять.

Мое частное мнение - художественные методы не стоят того риска который с ними связан. Все равно, какие бы художества мы не применяли, мы не можем ускорить и понудить Бога дать нам благодатную сердечную молитву, это произойдет только по милости Божией во время Ему известное, и произойдет это не раньше, чем мы приобретем глубочайшее смирение и видение своей глубочайшей греховности.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
------------------
Единожды Он, следовательно, подает всем людям единое спасительное, действуемое разветвленно и совершаемое многообразно, очевидно, в соответствии с навыком и произволением каждого, — и я бы добавил, что и в соответствии с силою, и особенно с навыком [человека], ведомого к Богу и, как сказано, избравшего поклонение Богу. Ибо бывает так, что из-за отсутствия наставника [человек], даже если по природе он хорош, терпит неудачу в достижении совершенной Божией цели. А некоторым людям, даже приобретшим учителя, опытного в божественных и духовных [вещах], их природная неспособность воспрепятствовала восхождению к совершенству.
Однако и те, и другие, и говоря в общем и целом все, если захотят, будут поклоняться Богу «в истине и в Духе», каждый в соответствии со своим ли чином, или, так сказать, со своей силой и с даром, который человек получил от Бога всяческих. Поэтому, если кто-то, даже будучи невеждой, станет проводить свою жизнь по заповедям и по вере и следовать за другими испытанными людьми со смирением, то очевидно, что он поистине «в Духе и истине поклоняется Богу» (прп. Каллист Ангеликуд. Главы о Рае).
-----------------
 
Православный христианин
Я понимаю, о чем вы говорите, что есть целая практика молитвы Иисусовой, может, когда время придет, смогу ее осуществлять, как вы говорите. Я вообще хотел бы, для начала, каждый день утром и вечером на постоянной основе молиться, утренние и вечерние молитвы и чтобы чувствовал себя нормально потом, без головной боли. Поэтому ещё и не прибегаю так усиленно к ИМ, потому что основное не делается, как положено.
Вспомнилось (молодость).

Так получилось, что ехал с знакомым иереем в машине.
Он и жена вслух произносили Господи помилуй и поучали как это полезно.
А у меня эта молитва и днём и ночью была уже лет пять как.

Немного о лике человека и взгляде глаз.

Лик человека отражает его духовность.
И не нужно даже ничего человека распрашивать.

По мере исполнения Заповедей Бога, покаянии, ... лик, деяния, ... преображаются к лучшему.

Пост не о том, что все плохие.
Бог всем помогает и люди с временем становятся ЛЮДЬМИ.

Непрестанную молитву не следует произносить тем кто ищет в ней тайное превозношение над другими.
Такая молитва является разновидностью прелести.
Да и не от Бога она.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мое частное мнение - художественные методы не стоят того риска который с ними связан. Все равно, какие бы художества мы не применяли, мы не можем ускорить и понудить Бога дать нам благодатную сердечную молитву, э
Ну вот опять страшилки. Ну какой риск-то? Здесь так: либо метод позволяет открыть раньше времени, либо нет. Вы пишете что нет, так какой риск?) Мое начальное мнение такое же, что "художество" ничего не дает когда мы отталкиваемся от него, напротив только обуза. Когда он открывается, тогда становится понятно как работает, и можно бы действительно было ускорить, если знать заранее, вот только такое знание не получается усвоить.

По "художеству" вот я рассуждаю, можно ли дать какой-то технический ключ, чтобы действительно научиться ему? Такие есть, например как ни странно молитва на дыхание должна ложиться, а не наоборот, - под молитву подстраивать вдохи и выдохи. Однако если бы мне ранее это сказать, то все равно ничего бы не вышло, вот такой парадокс :)
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ну вот опять страшилки. Ну какой риск-то? Здесь так: либо метод позволяет открыть раньше времени, либо нет. Вы пишете что нет, так какой риск?) Мое начальное мнение такое же, что "художество" ничего не дает когда мы отталкиваемся от него, напротив только обуза. Когда он открывается, тогда становится понятно как работает, и можно бы действительно было ускорить, если знать заранее, вот только такое знание не получается усвоить.
Я не хотел участвовать в этой теме, но расскажу из опыта отцов, проверенное делом: бесы нападают многообразно: кого навязчивостями, кого страхом, тягой к вину, блуду и т. д. Когда нападение (а Бог всегда даёт бороться и сразу не ждите облегчения ...) читайте ЛЮБУЮ краткую молитву, по мере нападения, в крайности - читайте так, как будто тонете и жизни осталось - минуты ...
Бесы не любят быть ПОВОДОМ к молитве :)
 
Сверху