Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Не знаю , правы ли они или нет , но от спокойствия я бы точно не отказался. Интересно , почему пупок? Египтяне древние , например , судя по скульптурам фараонов , внимание обращали на область сердца.
Ну буддисты и йоги тоже достигают в медитации спокойствия и остановки ума. Для них это и есть окончательная цель практики - нирвана, мокша. В исихастском делании такое успокоение мыслительной деятельности ума - это лишь побочный эффект, а не самоцель.
 
Православный христианин
Вот например любопытное описание исихазма из книги прот. Сергия Булгакова "Православие" 1912-го года. С одной сторны, видно непонимание сути исихазма согласно учению св. Григория Паламы. Но с другой стороны, эти практики сосредоточения на "пупке" (не только мысленного, но и взглядом глаз) видимо были действительно распространены на Афоне и проникли в русское православие.

"ИСИХАСТЫ (т. е. спокойные). Так называлось в Греции в XVI в. монашествующее сословие мистиков, которые отличались самой странной
мечтательностью. Они почитали пупок средоточием душевных сил и, следовательно, центром созерцания и думали, что, положив подбородок на грудь и беспрестанно смотря на пуп, можно видеть райский свет и наслаждаться лицезрением небожителей. Это спокойное сосредоточие на одном пункте, отвлекающее мысль от всего внешнего, представлялось необходимым условием восприятия несозданного света. От внутреннего спокойствия приверженцы этого учения и получили свое название."

Я как раз тут про исихастов пишу.
------------------
Пространство сердца интересная тема. Я предлагаю такую модель-аналогию. Обычно сердце, как бы, закрыто облаками. Но вот в облаках показывается просвет и открывается... у сирийцев это небо цвета сапфира... у Иоанна Дальятского это океан... у прп. Каллиста это рай. Тут надо сразу сказать, чем эти подвижники мотивируют, что это все не обычные видения, а созерцания. Обычные видения приходят извне тела, а созерцания из глубины сердца. Созерцания безвидные, безОбразные, но не лишенные сложности, так как в них просвечивает слово. Умопостигаемый мир состоит из логосов.
-------------------
Но что-то без сосредоточия на пупе плохо получается...
(на всякий случай: это шутка)
 
Последнее редактирование:
Ну буддисты и йоги тоже достигают в медитации спокойствия и остановки ума. Для них это и есть окончательная цель практики - нирвана, мокша. В исихастском делании такое успокоение мыслительной деятельности ума - это лишь побочный эффект, а не самоцель.
Разве не благословенная суббота , мир от Бога? После чего , так надо понимать , воскресение духовное. Я за другое , почему пупок?
 
Православный христианин
Я как раз тут про исихастов пишу.
------------------
Пространство сердца интересная тема. Я предлагаю такую модель-аналогию. Обычно сердце, как бы, закрыто облаками. Но вот в облаках показывается просвет и открывается... у сирийцев это небо цвета сапфира... у Иоанна Дальятского это океан... у прп. Каллиста это рай. Тут надо сразу сказать, чем эти подвижники мотивируют, что это все не обычные видения, а созерцания. Обычные видения приходят извне тела, а созерцания из глубины сердца. Созерцания безвидные, безОбразные, но не лишенные сложности, так как в них просвечивает слово. Умопостигаемый мир состоит из логосов.
-------------------
Но что-то без сосредоточия на пупе плохо получается...
Вот именно что пространство сердца - это целый "океан", а Хаззайя вообще говорил что оно безгранично. «Что за удивительное явление: человек ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично! В самом деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается перед ним» (Иосиф Хаззайя). Как же безграничное пространство духовного сердца умещается в маленькой ограниченной области телесного сердца? Я думаю пространство духовного сердца, будучи безграничным "Гильбертовым" духовным пространством, неким образом лишь граничит с телесным сердцем в его области материального пространства. Вопрос в том, как найти "вход" или путь в это пространство духовного сердца? Является ли сосредоточение на пупе необходимым и единственным способом пути в это пространство? Я думаю нет, иначе бы нам об этом сообщили и Спаситель и св. отцы раннего христианства. Духовное пространство сердца открывается очам ума по благодати, и это в принципе никак не связано с телесным сердцем и пупом.

Однако возможно, что практика сосредоточения на пупе или верхней части телесного сердца (у кого как получается) действительно способствует открытию духовного сердечного пространства. Я сам не пробовал и спорить не буду. Если кому-то это помогает, я очень рад за них. Но при всем при том мы знаем о предупреждениях русских отцов о рисках и опасностях этих телесных методик.

Рискну предположить, что эти практики проникли в Византию с востока. Именно такие практики - концентрация внимания на сердечной чакре, пранаяма (манипуляции с дыханием) были более чем за тысячу лет до афонцев разработаны в йоге и буддизме, где конечно же было замечено, что они способствуют успокоению умственной деятельности, развитию осознанности, "расширению" пространства ума и проч.
 
Последнее редактирование:
Вот именно что пространство сердца - это целый "океан", а Хаззайя вообще говорил что оно безгранично. «Что за удивительное явление: человек ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично! В самом деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается перед ним» (Иосиф Хаззайя). Как же безграничное пространство духовного сердца умещается в маленькой ограниченной области телесного сердца? Я думаю пространство духовного сердца, будучи безграничным "Гильбертовым" духовным пространством, неким образом лишь граничит с телесным сердцем в его области материального пространства. Вопрос в том, как найти "вход" или путь в это пространство духовного сердца? Является ли сосредоточение на пупе необходимым и единственным способом пути в это пространство? Я думаю нет, иначе бы нам об этом сообщили и Спаситель и св. отцы раннего христианства. Духовное пространство сердца открывается очам ума по благодати, и это в принципе никак не связано с телесным сердцем и пупом.

Однако возможно, что практика сосредоточения на пупе или верхней части телесного сердца (у кого как получается) действительно способствует открытию духовного сердечного пространства. Я сам не пробовал и спорить не буду. Если кому-то это помогает, я очень рад за них. Но при всем при том мы знаем о предупреждениях русских отцов о рисках и опасностях этих телесных методик.

Рискну предположить, что эти практики проникли в Византию с востока. Именно такие практики - концентрация внимания на сердечной чакре, пранаяма (манипуляции с дыханием) были более чем за тысячу лет до афонцев разработаны в йоге и буддизме, где конечно же было замечено, что они способствуют успокоению умственной деятельности, развитию осознанности, "расширению" пространства ума и проч.
Пирамидон Аменемхета 3 , надпись. В Хаваре.
 
Православный христианин
Разве не благословенная суббота , мир от Бога? После чего , так надо понимать , воскресение духовное. Я за другое , почему пупок?
Нет, в православии обожение вовсе не есть остановка всякой активности сознания подобная буддийской нирване, и вовсе не развоплощение. Это есть лишь остановка падшего ума, заблудшего человеческого рассудка, но это есть полноценная жизнь в Боге полная движения. В будущем веке нам обещано, что мы воскреснем в новых телах. А для чего нам тела если не будет активности сознания?

"Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком." от Иоанна 10:10
"Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю." от Иоанна 5:10
 
Нет, в православии обожение вовсе не есть остановка всякой активности сознания подобная буддийской нирване. Это есть лишь остановка падшего ума, заблудшего человеческого рассудка, но это есть полноценная жизнь в Боге полная движения.

"Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком." от Иоанна 10:10
"Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю." от Иоанна 5:10
Мир даю вам Но я о другом . Повторю , почему именно пуп?
 
Православный христианин
Про пупок это была шутка.
Конечно, место сердечное расположено примерно посередине верхней части левой груди и оттуда вглубь сердца.
 
Православный христианин
Про пупок это была шутка.
Конечно, место сердечное расположено примерно посередине верхней части левой груди и оттуда вглубь сердца.
Ну понятно :) Я все же придерживаюсь мнения русских отцов (свт. Феофана и Игнатия) что эта практика во-первых не обязательна в молитвенном делании, а во-вторых рискована.

Для меня несомненно, что и свт. Феофан, и свт. Игнатий имели высокую степень умно-сердечной молитвы. Но они достигли этого без примения телесных методов концентрации и предостерегали против них, а значит эти методы не являются необходимыми.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Внутрь чего? "Внутрь" бывает разная :)
Себя Опустить внимание с закрытыми глазами. Заметьте , не ум , это не умное делание , а наоборот , вывести внимание из головы. Выйти из Египта в землю обетованную , убежать от фараона(;ума), и через пустыню ( спокойствие).в Землю обетованную ( сами увидите) текущую медом и молоком ( простотой Премудрости) .А может быть , и нет. Кто там был , кто расскажет о непроизносимом?
 
Последнее редактирование:
Внутрь чего? "Внутрь" бывает разная :)


Духовный мир - это свобода от греховных страстей, а не полная остановка сознания.
Сознание не ум. Слово ,,созерцание"" относится к сознанию. Надо оторвать внимание от феноменального мира , от чувства и ума. Тогда все будет делаться естественно.
 
Православный христианин
Думаю, добавить к своим утренним молитвам соточку-полторы Иисусовой молитвы может каждый. При это зело полезна вначале - Молитва Оптинских старцев о даровании молитвы Иисусовой
Варсонофий Великий: "В псалмопении и молитве устной не связывай себя, но делай, сколько Господь даст тебе".
То есть нужно руководиться своими духовными силами на этот момент, когда молишься. Просто читаешь иисусову молитву по чёткам и когда устанешь, тогда и определить для себя, что вот это предел, который Бог дал и поблагодарить Его. В следующий раз может даст больше. Но 100 это действительно каждый может. Это минимум. Игнатий Брянчанинов говорил, что если после 100 чувствуешь, что ещё можешь прочитать, то прочитай, но только на этот раз, когда чувствуешь, что можешь больше, не делая это в правило. А там с Божьей помощью правило само станет больше. Главное тут внимание, потому что во внимательной молитве участвует сердце и хорошо тогда человеку весь день и к молитве тянет сильно. А кто без внимания молится, тому всегда тягостно на молитву становиться, что-то прибавлять к ней, потому то это и не молитва вовсе.
 
Православный христианин
Как только человек начнёт молиться иисусовой молитвой, то бесы начинают нападать с попущения Божьего с удвоенной силой, чем раньше, особенно любят внушать лень к этой молитве, её бесполезность, сухость и усиливают имеющиеся страсти, что бы только сорвать человека с молитвы. Потому как начнёт кто иисусову молитву, пусть будет готов и не боится от того, что в нём вскипят страсти. Это бесы вооружились против делателя этой священной молитвы. И если кто останется непоколебим этими наветами, тогда они отступают и начинают нападать на человека извне, через других людей. Тут нужно смириться и принимать все нападки от людей с терпением, не отвечая на них ни мыслью какой осуждающей, ни чувством гнева, ни словом укоризны. Человеку дарится венец терпения за это, чего бесы очень боятся и потом совсем отступают нападать подобным образом. И дальше мы уже должны сохранять это до смерти, потому что бесы до самой смерти не оставляют человека и всячески будут стараться совратить, от чего и преуспевшие падали.

Об этом всём с ясностью говорит Св. Игнатий Брянчанинов: "Св. Игнатий Брянчанинов: "Сила сатаны, пребывающая в человеке при его рассеянной жизни непримечаемой и непонимаемой, когда услышит имя Господа Иисуса, призываемое молящимся, приходит в смятение. Она воздвизает все страсти в человеке, посредством их приводит всего человека в страшное колебание, производит в теле различные, странные болезни. В этом смысле сказал преподобный Иоанн Пророк: «Нам немощным остается только прибегать к имени Иисуса: ибо страсти, как сказано, суть демоны – и исходят от призывания сего имени»218. Это значит: действие страстей и демонов – совокупное: демоны действуют посредством страстей. Когда увидим при упражнении Иисусовой молитвой особенное волнение и воскипение страстей, не придем от этого в уныние и недоумение. Напротив того, ободримся и уготовимся к подвигу к тщательнейшему молению именем Господа Иисуса, как получившие явственное знамение, что молитва Иисусова начала производить в нас свойственное ей действие"

__________________________________________


Об этих встречающихся нападениях внешних и внутренних, встречающихся при молитве Иисусовой (в особенности при ней) говорят оптинские старцы:

"Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не поропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби. Раз решился идти этим путем — пошел, то не ропщи, если встретятся трудности, скорби, — нужно терпеть" (преп. Варсонофий).

"Будь готова встретить скорби. Ибо всех, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не оставит без отмщения, но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворит.

Говорю о молитве Иисусовой. И слава Тебе, Господи, снисходящему нашим немощам! Постоянно творить ее тебе еще нельзя. Ибо, пока не вкусит человек, яко благ Господь, трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но и за то, что есть, слава Богу! Значит, пока держится молитва, не оставляй ее. А главное — во время молитвы окаивай себя, как недостойную произносить имя, непрестанно славословимое на небеси и на земли Ангелами и человеками. А скорби собирай, как сокровище, ибо это очень способствует Иисусовой молитве. А потому враг и научает и подстрекает всех, кто только может, досадить тебе. Я тебя предупреждал давно, что всякий христианин чем больше держится за эту молитву, тем больше озлобляет диавола, не терпящего имени Иисусова и направляющего на такого людей, даже и близких"
(преп. Анатолий).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Возможно ли любому христианину , при наличие уверенности , взять и заниматься Иисусовой молитвой самому? Вот нравится , хочу , чувствую влечение.
Можно и нужно. Прочитайте Св. Игнатия Брянчанинова в первом томе о иисусовой молитве (там найдёте три раздела о молитве иисусовой вообще, о прелести и упражнении), но сначала лучше во втором томе о том же прочитать подробное слово:

 
Православный христианин
Себя Опустить внимание с закрытыми глазами. Заметьте , не ум , это не умное делание , а наоборот , вывести внимание из головы. Выйти из Египта в землю обетованную , убежать от фараона(;ума), и через пустыню ( спокойствие).в Землю обетованную ( сами увидите) текущую медом и молоком ( простотой Премудрости) .А может быть , и нет. Кто там был , кто расскажет о непроизносимом?
Святые уже побывали там и уже рассказали, что смогли. Вывести внимание ума из головы -- это и есть умное делание, за которым (в перспективе) последует вход в сердце и видение земли обетованной. Земля обетованная (наряду с раем и др.) одно из созерцаний Небесного Царства. При этом мед символизирует Сына, млеко -- Дух (потому что Он, пишет прп. Каллист, "светобеловиден"), а сама земля обетованная -- Отца.
Это реальное видение Земли и вместе с тем символическое, в смысле реального символизма. Из земли обетованной сердца подвижника при этом истекает сладость ("мед" и "млеко"), которая временами становится нестерпимой.
Но если сладость распространяется не из сердца, такое "видение" считается под подозрением.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
А может быть спуститься вниманием внутрь?
Конечно хорошая, потому что оно так и есть. Хотя у отцов конечно именно сердце подразумевается. (За исключением того момента у Паламы, значит все-таки прав Дунаев, который утверждает что в переводе именно - пуп, без разночтений). Ну так вот, если внутрь, то как я уже где-то писал на эту тему - можно сойти и "из головы в голову" :), то есть молитва будет головная формально по местопребыванию, но не рассудочная, ничего общего с умственной. Когда говорят, стоя вниманием в голове - значит рассудком молиться, мне очевидно что нет молитвенного опыта, нет молитвы, раз такое говорят. Цель одна, но в разных местах - разные сугубые венцы от созерцания.
 
Сверху