Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Человек не может созерцать логосы и Бога в падшем состоянии никаким прямым интуитивным осмыслением, поскольку очи его ума покрыты пеленой греха. Для этого сначала ему надо как минимум пройти деятельный этап покаяния, исполнения заповедей, трудовой молитвы, и научиться смирению, что ничего общего с художественными способами не имеет.
Это, да.
220 не перепрыгнешь если и семьдесят сантиметров с трудом перепрыгиваешь.

Вообще то бывают и те, которым Даровано умение сразу 220 перепрыгивать, но это скорее исключение из правила.
Здесь всё зависит от нашей духовности и твёрдости в вере.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Уже давно писала в теме, что преподобный Амвросий Оптинский запрещал инокам или иноку, вопросившему у него о чтении трудов преподобного Каллиста Ангеликуда(ссылку на его те слова не сохранила). О трудах которого и Вы упоминали в своём предыдущем сообщении и в теме о них писалось много раз.
Поэтому не полезны некоторые знания до поры до времени. А если Господь сподобит сердечной молитвы то с духовным руководителем и распознать можно будет какую молитву молящемуся даровал Господь. И так же, сохраниться от прелести поможет наставник, делатель Иисусовой молитвы, если хотите, да и обычный священник занимающийся ей.
Да, некоторые отцы давали такие рекомендации. Конечно, если человек имеет духовником прп. Амвросия, ему вообще никакие книги не нужны. Но в наше время тексты касающиеся состояний созерцания и обожения (прп. Каллиста, Симеона Н.Б и других) опубликованы и доступны, люди их читают и с этим ничего не сделаешь, никто уже не может ввести цензуру и запретить их читать. Люди все равно читают, и это их мотивирует и вдохновляет на продолжение их труда в молитве и покаянии, то есть в этом есть определенная польза. Можно лишь предупреждать о рисках и о том, что они напрямую не относятся к этапу покаяния и делания, на котором большинство из нас находится.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот именно что пространство сердца - это целый "океан", а Хаззайя вообще говорил что оно безгранично. «Что за удивительное явление: человек ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично! В самом деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается перед ним» (Иосиф Хаззайя). Как же безграничное пространство духовного сердца умещается в маленькой ограниченной области телесного сердца? Я думаю пространство духовного сердца, будучи безграничным "Гильбертовым" духовным пространством, неким образом лишь граничит с телесным сердцем в его области материального пространства. Вопрос в том, как найти "вход" или путь в это пространство духовного сердца? Является ли сосредоточение на пупе необходимым и единственным способом пути в это пространство? Я думаю нет, иначе бы нам об этом сообщили и Спаситель и св. отцы раннего христианства. Духовное пространство сердца открывается очам ума по благодати, и это в принципе никак не связано с телесным сердцем и пупом.

Однако возможно, что практика сосредоточения на пупе или верхней части телесного сердца (у кого как получается) действительно способствует открытию духовного сердечного пространства. Я сам не пробовал и спорить не буду. Если кому-то это помогает, я очень рад за них. Но при всем при том мы знаем о предупреждениях русских отцов о рисках и опасностях этих телесных методик.

Рискну предположить, что эти практики проникли в Византию с востока. Именно такие практики - концентрация внимания на сердечной чакре, пранаяма (манипуляции с дыханием) были более чем за тысячу лет до афонцев разработаны в йоге и буддизме, где конечно же было замечено, что они способствуют успокоению умственной деятельности, развитию осознанности, "расширению" пространства ума и проч.
все дело в том, что мы не научены вниманию. Оно не способно замечать область духовного образования, область сердца. "Художественные" способы - это способы обратить свое внимание на нечто другое в себе и не через понуждение, а через естество. Потому и включается часто благодать, что видит в человеке настрой на познание внутреннего внимания по естеству...по любви.
 
Москва
Православный христианин
Да, некоторые отцы давали такие рекомендации. Конечно, если человек имеет духовником прп. Амвросия, ему вообще никакие книги не нужны.
Причина запрета чтения книг преподобного Каллиста Ангеликуда была другая, не наставничество инока именно преподобным Амвросием Оптинским. Как раз, если почитать ответы Оптинских старцев на вопросы о Иисусовой молитве, то они всегда отказывались от наставничества в Иисусовой молитве. Например, преподобный Амросий Оптинский говорил: "…себе же не похвалюся, токмо о немощех моих"(c) .
Поэтому, чтение святоотеческой литературы без руководства в Иисусовой молитве и вообще в духовной жизни, хотя бы приходским батюшкой, опасно.

Хотя, вот, нашла сейчас, но не те слова иноку, о которых упоминала выше, в своих сообщениях, а нашла слова преподобного Амросия Оптинского одной монахине, о труде Каллиста Ангеликуда ( Каллист Ангеликуд (? - XIV) - выдающийся богослов-исихаст второй половины XIV в. Неясно, впрочем, о каком сочинении Антиликуда идет речь) :

"Каллиста Антиликуда - это ведь очень высокая книга, да ты там едва ли и что поймешь; это обычное дело у врага - мажет и размазывает возношением, а потом и дурные помыслы нашлет: возношусь до небес, - а дальше как?.. знаешь? - так: и ниспадешь до бездн.

Пожалуй, разок прочитай, только ты там ничего не поймешь. Это за тщеславие. Вот и выйдет: прыг, прыг, прыг. Не идет человек, а прыгает: прыг, прыг, прыг; так и ты, понимаешь сладость и возносишься, значит не идешь, а прыгаешь"(c)...

"(c)" - https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_ispoved_1/

Пользуясь случаем, на основании учения святых отцов, хотелось бы сказать читающим эту тему, что всё - что касается духовной жизни, а Иисусова молитва - её часть (кто захочет ею заниматься или занимается), всё - лучше делать с совета духовника. И подбирать себе чтение, тоже, нужно с совета с духовником. Чтобы не быть, как сказал преподобный Амвросий Оптинский - прыгающим. Если у кого нет руководителя, то Господь, если нужно будет и полезно для человека, пошлёт ему руководителя. О чём я и пишу в теме уже в который раз.
 
Православный христианин
Человек не может созерцать логосы и Бога в падшем состоянии никаким прямым интуитивным осмыслением, поскольку очи его ума покрыты пеленой греха. Для этого сначала ему надо как минимум пройти деятельный этап покаяния, исполнения заповедей, трудовой молитвы, и научиться смирению, что ничего общего с художественными способами не имеет.
Никак не можете меня понять, не можете соединить два, видите только что-то одно одновременно... Интуитивное осмысление это как тончайшая нить, её нужно постоянно искать и придерживаться, это кристальная честность, иначе не знаю тогда как еще назвать... Например много говорим о этапах и прочем, а мы остановились хотя раз задуматься к чему и каким образом оно ведет? Да можно выдать теорию, но в сущности не хватает честности признать что кривыми путями ходим. А вот если задумываться, тут и простота возникает (не примитив). Участник Вадим описывал случай когда пришлось рискнуть жизнью и тогда получил благодатное состояние молитвы.. Сам тоже себя постоянно обманываю, двоение помыслов испытываю всегда.. Ну пытаюсь это держать на виду, поучая других не учимся ли сами))
 
Православный христианин
Никак не можете меня понять, не можете соединить два, видите только что-то одно одновременно... Интуитивное осмысление это как тончайшая нить, её нужно постоянно искать и придерживаться, это кристальная честность, иначе не знаю тогда как еще назвать... Например много говорим о этапах и прочем, а мы остановились хотя раз задуматься к чему и каким образом оно ведет? Да можно выдать теорию, но в сущности не хватает честности признать что кривыми путями ходим. А вот если задумываться, тут и простота возникает (не примитив). Участник Вадим описывал случай когда пришлось рискнуть жизнью и тогда получил благодатное состояние молитвы.. Сам тоже себя постоянно обманываю, двоение помыслов испытываю всегда.. Ну пытаюсь это держать на виду, поучая других не учимся ли сами))
"Интуитивное осмысление", или способность к созерцанию на православном языке, приходит (или точнее восстанавливается) обычно постепенно по мере труда очищения сердца, покаяния и смирения. Это как постепенно оттирать зеркало от грязи. Нельзя сказать что оно присутствует только на стадии созерцания, проблески его появляются и на стадии делания и постепенно возрастают при правильном трудовом делании. Границей между этими этапами является "рождение в Духе" о котором здесь ранее говорили, явственное явление Св. Духа в сердце.
 
Православный христианин
Пользуясь случаем, на основании учения святых отцов, хотелось бы сказать читающим эту тему, что всё - что касается духовной жизни, а Иисусова молитва - её часть (кто захочет ею заниматься или занимается), всё - лучше делать с совета духовника. И подбирать себе чтение, тоже, нужно с совета с духовником. Чтобы не быть, как сказал преподобный Амвросий Оптинский - прыгающим. Если у кого нет руководителя, то Господь, если нужно будет и полезно для человека, пошлёт ему руководителя. О чём я и пишу в теме уже в который раз.
Это правильно, спасибо за напоминания.
 
Православный христианин
научиться смирению, что ничего общего с художественными способами не имеет.
Еще крайне важный момент, наверное нужно отметить
Правильное применение художества тоже должно обучать смирению понемногу. Когда внешне исполняем, уподобляемся снаружи и пытаемся постепенно обрести подобие, а в телесном методе преобразуемся изнутри. С этой точки зрения никто не смотрит на все эти "художества", а зря. У меня тут был несколько стр. ранее пост о "впускании Христа" во время молитвы, так приблизительно и работает. Даже чем-то хорошо когда бывает тяжело молиться, опора для поиска смирения через тело появляется
"бремя мое легко"
 
Православный христианин
О созерцании:
Первая степень или ступень созерцания - зрение умными очами своего внутреннего состояния. .
УМ мысленным зрением видит все свои безсознательные глубокие движения, все мотивы ,стремления и состояния,все страстное что держит дух в рабстве и подчиненности плоти.А также он замечает и приходящие извне, прилоги помышлений, понимает в чем состоит искус. То есть видит сети врага.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
"УМ мысленным зрением видит все свои безсознательные глубокие движения, все мотивы ,стремления и состояния,все страстное что держит дух в рабстве и подчиненности плоти.А также он замечает и приходящие извне, прилоги помышлений, понимает в чем состоит искус. То есть видит сети врага."
хотел бы добавить и последствия видит, как влияют дела и мысли еще и на других людей, а не только применимые к себе. От того и ужас и плач от бессилия своего, что-то исправить. Только надежда на Бога.
 
Православный христианин
УМ мысленным зрением видит все свои безсознательные глубокие движения, все мотивы ,стремления и состояния,все страстное что держит дух в рабстве и подчиненности плоти.А также он замечает и приходящие извне, прилоги помышлений, понимает в чем состоит искус. То есть видит сети врага."
хотел бы добавить и последствия видит, как влияют дела и мысли еще и на других людей, а не только применимые к себе. От того и ужас и плач от бессилия своего, что-то исправить. Только надежда на Бога.
А следующая стадия какая? После того как он (ум) осознал это
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А следующая стадия какая? После того как он (ум) осознал это
Открываются первопричины в созерцании дел Божьих. Понимание попускания греха в ситуациях, страданий, смерти,но в свете Божественной благости и невмещаемой премудрости Его. Иногда ужасаешься этой милости, на сколько любовь Божья может смириться и снизойти до грешных людей. В этом проявлении всегда видишь Христа, ибо только Он так может себя проявлять по отношению к людям. Его воля видна и ни с чем другим не перепутать Ее. Через это бывает и открывается Ангельский мир, потому как все сплетено и связано. Каждое дело имеет свою основу в начале в духовном мире, и лишь потом отражается в нашем.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Администратор
Православный христианин
Ну давайте на примере: цель - созерцание, обожение. Средство на начальных этапах - покаяние, смирение, деятельная молитва, исполнение заповедей. Начнем сразу пытаться созерцать пренебрегая заповедями, покаянием и смирением - прямая дорога в прелесть. Да, Вы правы, небольшие фрагменты созерцания будут присутствовать и на начальных стадиях, это будет руководство Св. Духа, мы все это испытываем.
А теперь давайте почитаем, что пишет преподобный Паисий Величковский. Эти святой не относящийся к широко известным, но тем не менее, это величайший святой. Он возродил старчество на Руси. Ценность его книг в том, что он изначально писал по русски, что исключает неточность перевода, которая всегда присутствует при переводе с иностранных языков.

Обратите пожалуйста внимание, на его выводы. Что бы монахи, (а писано это для монахов), не делали, это все относится к молитве новоначальных - принадлежащих деланию. Он пишет....весь монашеский подвиг...То-есть, вообще все!

.................. пусть будет известно, что по писанию святых и Богоносных отцов наших, есть две умные молитвы: одна новоначальных, принадлежащая деянию, а другая совершенных, принадлежащая видению; та – начало, а эта – конец, потому что деяние есть восхождение видения...............................................................
Предложив это, извещаю по мере худости моего немощного разума, в какой силе должно разуметь деяние и видение.
Пусть будет известно (говорю к подобным мне препростым), что весь монашеский подвиг, которым, при помощи Божией, понуждался бы кто-нибудь на любовь к ближнему и Богу, на кротость, смирение и терпение, и на все прочие Божии и святоотеческие заповеди, на совершенное душою и телом по Богу повиновение, на пост, бдение, слезы, поклоны и прочие утомления тела, на всеусердное совершение церковного и келейного правила, на умное тайное упражнение молитвы, на плач и размышление о смерти: !!!весь такой подвиг, пока еще ум управляется человеческим самовластием и произволением, с достоверностью называется деянием: но никак не видением.!!!

!!!!!Если же таковой умный подвиг молитвы и назывался бы где в писании святых отцов зрением: то это по обыкновенному наречию, потому что ум, как душевное око, называется зрением.!!!!!


Когда же кто Божиею помощью и вышесказанным подвигом, а более всего глубочайшим смирением очистит душу свою и сердце от всякой скверны страстей душевных и телесных: тогда благодать Божия, общая всех мать, взяв ум, ею очищенный, как малое дитя за руку, возводит, как по ступеням в вышесказанные духовные видения, открывая ему, по мере его очищения, неизреченные и непостижимые для ума Божественные тайны. И это воистину называется истинным духовным видением, которое и есть зрительная, или, по святому Исааку, чистая молитва, от которой – ужас и видение. Но войти в эти видения не может никто самовластно своим произвольным подвигом, если не посетит кого Бог, и благодатию Своею введет в них. Если же кто без света благодати дерзнет восходить на такие видения: тот, по святому Григорию Синаиту, пусть знает, что он воображает мечтания, а не видения, мечтая и мечтаясь мечтательным духом (Григ. Син. гл. 130).
Об умной или внутренней молитве
преподобный Паисий (Величковский)
Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства Богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания


Примечание.
Духовным видением, святой Паисий Величковский называет то состояние, когда монах настолько очистился, что уже не руководствуется в своей жизни умом, в нашем его применении!!! Именно тем умом, без которого невозможна жизнь в миру!
Теперь несколько слов о том, что жить в миру, как монахи, не возможно. Монах - человек, корой ушел от мира в монастырь. А монастырь, это не отшельничество как таковое, это отсечение любой своей воли, через послушание духовному наставнику, в первую очередь.
Не живет в деревне, пусть даже в глухой, не заперся в своей комнате в единении от всех, не живет в лесу. Все эти ухищрения не дают полного отсечения своей воли!
А ушел в монастырь, получил разрешение от священноначалия и был подстрижен. Другого монашества не бывает, да были отшельники, но это отдельная тема беседы.
То-есть, то о чем пишет святой Паисий - о искоренении самовластия и произволения - невозможно в миру. А очищение ума, без искоренения самовластия и произволения не возможно.
Оно возможно частично, к чему нас и призывает Церковь, но полного отсечения, невозможно без монашеской жизни.

 
Последнее редактирование:
Православный христианин
!!!!!Если же таковой умный подвиг молитвы и назывался бы где в писании святых отцов зрением: то это по обыкновенному наречию, потому что ум, как душевное око, называется зрением.!!!!!
Совершенно верно, это просто путаница с терминами. На деятельном этапе мы молимся верой, мы как бы видим Бога верой умными очами без всякого образа и ощущения. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( к Евреям 11:1 ) Некоторые отцы называли это также видением или созерцанием, но это начальное созерцание в корне отличается от созерцания опытного на этапах созерцания и обожения. Все отцы предупреждали об опасности какого либо воображения при молитве.

Также, даже на начальном деятельном этапе, мы мало по малу приобретаем дары Духа, которые есть по ап. Павлу "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание." Гал. 5:22. Эти дары мы испытываем в себе явно, то есть мы их в себе созерцаем, но не как что-то что мы своими трудами в себе выработали, а как дар благодати.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Предположу три вида ИМ внимательной молитвы. Никакая из них не выше других (дискутируемо), качество определяется силой устремления.
1 молитва с поиском сердечного места
2 молитва покаянная вовне, (к отцу)
3 Молитва с устранением самости, внимание везде, стирание границ (назвал ранее - впусканием Христа)
Думаю все ведут к одному, опробовал все три по баловству. У отцов можно найти объяснения каждому из них, но нет самой классификации
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Важно навыкание ума к молитве, к духовному своему миру. Внимание не по понуждению, а по естеству. Когда присутствует неподдельный интерес к переживанию своего сердца. Но без азбуки внимания нельзя подходить к умному деланию...все равно что без знания всех букв пытаться читать книгу , а недостоющие слова подставлять по собственному логическому умозаключению. В итоге, текст и смысл меняется. Так и тут, в деле молитвы. Духовное внимание отличается от повседневного внимания. Но этого многие не понимают и пытаются сварить суп по рецепту, из ингредиентов которые не знают.
 
Православный христианин
Важно навыкание ума к молитве, к духовному своему миру. Внимание не по понуждению, а по естеству. Когда присутствует неподдельный интерес к переживанию своего сердца. Но без азбуки внимания нельзя подходить к умному деланию...все равно что без знания всех букв пытаться читать книгу , а недостоющие слова подставлять по собственному логическому умозаключению. В итоге, текст и смысл меняется. Так и тут, в деле молитвы. Духовное внимание отличается от повседневного внимания. Но этого многие не понимают и пытаются сварить суп по рецепту, из ингредиентов которые не знают.
я про это постоянно и твержу, на своем примере: нет искреннего интереса, двоедушие, интерес к миру дольнему сохраняется, но можно и через это имхо постепенно двигаться
 
Православный христианин
Но без азбуки внимания нельзя подходить к умному деланию...все равно что без знания всех букв пытаться читать книгу , а недостоющие слова подставлять по собственному логическому умозаключению. В итоге, текст и смысл меняется. Так и тут, в деле молитвы. Духовное внимание отличается от повседневного внимания. Но этого многие не понимают и пытаются сварить суп по рецепту, из ингредиентов которые не знают.
Соглашусь, что проблема существует, но где азбуку раздобыть? у отцов все предельно просто - оставить все, не для всех, и возможно даже не для нашего века имхо. В то же время не все так плохо имхо, во первых любое внимание направленное длительно все же приведет к нужному вниманию) Есть и определенные зацепки, хотя и не любят их обсуждать (у меня недумение по этому поводу всегда, а есть ли тогда хотя бы внимательная молитва у тех кто осуждает?)
Такие зацепки как переживание сенсорной депривации столь нелюбимой, её механический плод - сразу ощущается в теле, как будто в доспех облачаешься и слова молитвы обретают осязаемость, с первых произнесений. Вторая зацепка - внимание к вниманию) это не абсурд, а отличие от обычного внимания, когда мы не присутствуем в том что делаем, здесь нужно наблюдать процесс как бы немного со стороны.
Достаточно оповещений об этих простых ориентирах, чтобы не слишком долго блуждать.
 
Сверху