Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Умеете вы кратко, не залезая в дебри отсечь софистику и демагогию

благодать неописуема по божеству, но описуема по ее действию в творении

Византийская полемика эпохи второго иконоборчества. Детали забываются, а смысл, кажется, остается:)
 
Православный христианин
Пришел для себя к выводу, что данную молитву лучше отложить пока, слишком боюсь прелестных моментов, а они, порой, бывают и без молитвы. Решил попробовать молитву акафистами. В любом случае, молитву надо практиковать, потому что это нам заповедано.

Св. Игнатий Брянчанинов говорит, что мы все находимся в прелести. А в величайшей прелести находится тот, кто мнит себя свободным от прелести.

Сама по себе молитва не вводит в прелесть. Прелесть начинается, когда человек начинает о себе высоко мнить. Посему, говорят Святые Иисусова молитва более безопасна даже, если ты молишься ей искренне, с покаянием, смирением. "Помилуй мя, грешного" - какая же тут прелесть. Прелесть, это когда человек лишь механически молится этой сильнейшей всех прочих молитв и забывает, о чем, собственно молитва. То есть, говорит: "Помилуй мя", а в сердце: "Какой я хороший, я уже спасён только потому что так молюсь и не нуждаюсь в помиловании". Тоже самое происходит и с причастием, когда человек причащается Тела и Крови Христа и когда получает посредством сих таинств некое утешение, начинает мнить себя, что он уже нечто из себя представляет. А человек всю жизнь должен держать ум свой во аде. Сокрушаться и не надмеваться. Немного возгордится - и весь дом молитвы рассыпется. Тут начинает действовать Благодать. Бог попускает нам впасть в прелесть, что бы потом лишив благодати, научить человека всегда смиряться. Это школа, через которую человек обязан пройти, иначе будет неблагонадёжен для Царства Небесного. Он должен учиться смирению. А путь к тому, через постоянные искушения. Все Святые через это проходят. Даже уже достигнув высокого преуспевания, они говорят, что постоянно до самой смерти дьявол ведёт брань. Помолишься - дьявол старается внушить помысел гордости, попостишься - тоже, дашь милостыню - тоже, скажешь в смирении, что хуже всех - и тут дьявол найдёт лазейку, внушая, мол, ах, какой ты смиренный. Паисию Святогорцу он говорил, мол, ах, ты рассудиль лучше Христа. А тот отсекает помысел, сказав, что он шут, заглядевшийся на дьявола.

Точка зрения, что не нужно молиться иисусовой молитвой, якобы под благовидным предлогом - что бы не впасть в прелесть - это, как сказал кто-то из святых, очередная уловка дьявола и уже является прелестью.
 
Православный христианин
Помнится как-то общался с одним парнем о молитве. А он мне рассказывает, что вот Бог удостоил его во сне увидеть летящего ангела в каком-то фиолетовом свете. И сколько не пытался его переубедить, что скорее всего это от бесов, чему свидетельствует и упёртость и отсутствие малейшего смирения, сомнения, критического мышления, нет говорит, это ангел. Одним из признаков прелести, что человек при молитве начинает искать и верить в чувственные ощущения, видения, свет, благоухание, явление на яву и во сне ангелов и слышание "ангельского пения" - последним я сам как-то искусился и рассказывал всем, мол, ах, какое это было чудное пение, что на земле этого не услышишь. Да видно дьявол с падшими ангелами своими не разучились тому, как прекрасно пели Богу в раю, когда были там. Они могут всё что угодно изобразить, воздействуя на мозг и вызывая посредством его ложное ощущение света, благоухания и наиприятнейшие ощущения в теле. Теже эзотерики, практикующие медитации, йоги хорошо знают об этих ощущениях. В сектах дьявол повергает людей в нечистую радость, веселье, а потом вводит в любовь друг к другу, почему же они там так обнимаются напоказ - потому что их переполняет это ложное наслаждение, подобно тому, как пьяно обнимается после знатной выпивки. Так и в иисусовой молитве обстоят дела, когда человек ищет эктаза. А дьявол не дурак, читает это по глазам и подаёт с попущения Божьего.

Из жития Мученика Трифона:

"– Тебе говорю, дух нечистый, во имя Господа моего Иисуса Христа, явись воочию перед находящимися здесь, и покажи им свой мерзкий и бесстыдный образ, и яви немощь свою.

И тотчас диавол предстал пред всеми в виде черного пса, которой имел огненные глаза, а голову влачил по земле.

Святой обратился к нему с вопросом:

– Кто послал тебя, демон, сюда, чтобы войти в отроковицу, и как ты дерзнул войти в созданную по образу Божию, сам будучи столь безобразен и немощен, и исполнен всякой мерзости?

Диавол отвечал:

– Я послан отцом моим – сатаною, начальником всякого зла, пребывающим в аде, от которого я получил повеление мучить эту отроковицу.

Тогда святой спросил его опять:

– Кто же дал вам власть посягать на создание Божие?

Демон, хотя и против своего желания, но принужденный невидимою силою Божией, должен был сказать истину.

– Мы не имеем власти над теми, – сказал он, – которые знают Бога и веруют в Единородного Его Сына – Христа, за Которого Петр и Павел умерли здесь, – от этих людей мы со страхом бежим, и, только когда нам бывает попущено, мы причиняем им совне лёгкие искушения. Которые же не веруют в Бога и Сына Божия и, будучи послушны своим похотям, творят угодные нам дела, над теми мы получаем полную власть, чтобы мучить их. Угодны же нам дела такие: идолопоклонение, хула, прелюбодеяние, чародейство, зависть, убийство, гордость; этими и им подобными делами люди, как бы сетями, опутываются, отчуждаются от Бога, Своего Создателя, и самовольно делаются друзьями нам, и вместе с нами принимают вечные муки.

Услыхав это, царь и окружающие его были поражены великим страхом и пришли в ужас; и многие, оставив нечестие, уверовали во Христа; а верующие получили еще большее утверждение в своей вере, и прославили Бога."
 
Православный христианин
Кстати. Хочется ещё одну вещь сказать. Иисусова молитва не только духовное сердце очищает, но и, успокаивая душу, успокаивает и телесное сердце. Это я, как сердечник, говорю. Предположительно нарушение ритма сердца у огромного числа людей в мире находится в некоей связи с нарушением духовной жизни, как одна из причин. Человек, нерадиво живущий, в некоторой мере чувствует, что его ждёт после смерти, душа волнуется, мучается, нарастает тревога, стресс и тело начинает человека наказывать. Кто-то из Святых говорил, что наше тело имеет как бы некий личный разум. И когда человек живет нерадиво, его душа, сердце чернеют, тело воспринимает такого внутреннего человека за своего врага и нападает на него болезнями.

"Тут был челове́к, находи́вшийся в боле́зни три́дцать во́семь лет.
Иису́с, уви́дев его́ лежа́щего и узна́в, что он лежи́т уже́ до́лгое вре́мя, говори́т ему́: хо́чешь ли быть здоро́в?
Больно́й отвеча́л Ему́: так, Го́споди; но не име́ю челове́ка, кото́рый опусти́л бы меня́ в купа́льню, когда́ возмути́тся вода́; когда́ же я прихожу́, друго́й уже́ схо́дит пре́жде меня́.
Иису́с говори́т ему́: встань, возьми́ посте́ль твою́ и ходи́.
И он то́тчас вы́здоровел, и взял посте́ль свою́ и пошёл. Бы́ло же э́то в день суббо́тний.
...
Пото́м Иису́с встре́тил его́ в хра́ме и сказа́л ему́: вот, ты вы́здоровел; не греши́ бо́льше, что́бы не случи́лось с тобо́ю чего́ ху́же"
(Ин. 5:5-9; 14)
 
Православный христианин
Читал у Святых, напримеер Парфения Киевского, что чтение Евангелие очищает сердце от грехов. До этого я неоднократно сам замечал, что после чтения Евангелия как-то по особенному собраннее и глубже молишься. А другие Святые говорили, что и чтение Псалтирь тому способствует, как бы усиливая иисусову молитву. Потому лучше всего иисусову молитву читать утром и вечером по такой схеме: Вначале прочитать одну кафизму Псалтирь, или просто 2-3 псалма, скажем 50 и 90, после прочитать 1 главу Евангелия и 20 иисусовых молитв, ещё 1 главу евангелия, снова 20 иисусовых молитв. И так, сколько сможем. Желательно даже до 7 глав. Тогда получится прочитывать всё Евангелие за 2 седмицы. А в совершенстве, кто может и 13 глав - тогда в одну седмицу прочтёшь. И иисусовых молитв порядком будет. Ну и так конечно же на работе, особенно если ничего тому не мешает, постоянно про себя читать иисусову молитву, поддерживая этот огонь до вечера.

Парфений Киевский:

«Вот тебе передаю благодать — святое Евангелие. Совершай прочтение в седмицу четырех евангелистов единожды, да сподобишися благодати и разума Божия истиннаго и добрую кончину получити, вечнаго наслаждения, видением трех ипостасей, сияющих в Божестве единосущнем, не лишишися».

«Прийми сию заповедь от мене недостойнаго: совершай прочтением в две недели всех четырех Евангелистов. Сия книга есть мати всех книг, также она есть молитва над молитвами, и есть управитель в Царствие Небесное, и в разум истинный на земле человеков приводит, и сподобляет зрети Бога сердцем еще во плоти, а лицем к лицу в грядущем веце удостоивает наслаждатися сладким видением Святыя Троицы».

«Вот вам, чада Божия, страстная Евангелия. Прочитывайте, когда прилучится, а паче в скорбное время, да утешит Господь тогда. Любящему Господа вся поспешествуют, и хорошо с Богом быти, а скучно без Него, и вся тогда злая нам».

«Чтение Псалтири укрощает страсти, а чтение Евангелия попаляет терние грехов наших: ибо слово Божие огнь поядаяй есть. Однажды в продолжение сорока дней читал я Евангелие о спасении одной благотворившей мне душе, и вижу во сне поле, покрытое тернием. Внезапу спадает огнь с Небесе, попаляет терние, покрывшее поле, и поле остается чисто. Недоумевая о сем видении, я слышу глас: «Терние, покрывшее поле, — грехи благотворившей тебе души; огнь, попаливший его, — слово Божие, тобою за нее чтомое».
 
Православный христианин
И вот выше привел два упражнения к очищению сердца.

Но одной иисусовой молитвы и чтения Евангелия не достаточно.

Нужно и чаще участвовать в таинствах
И разбирать в конце дня все предметы (дела, что делали; слова, что говорили и слышали; что видим и мыслим; духовные предметы) в свете Евангелия и Святых Отцов, что встречаются на нашем пути, как к ним относиться. Очень советую вообще прочитать "Невидимую брань" Никодима Святогорца и Игнатия Брянчанинова об иисусовой молитве. Вот, как у первого написано об этом упражнении рассматривания предметов. И многое иное найдёте, о чём следует рассуждать:

"Именно, что почести, удовольствия и богатства мира суть не что иное, как суета и смерть души; что поношения и злохуления, какими преследует нас мир, доставляют истинную нам славу, а его скорби – радость; что прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие – одна из величайших черт богоподобия; что больше являет силы и власти тот, кто презирает мир, чем тот, кто властвует над целым миром; что охотное послушание есть действие, более обнаруживающее мужества и твердости духа, чем подчинение себе великих царей и повелевание ими; что смиренное самопознание должно предпочитать всем другим самым высоким познаниям; что победить и умертвить свои недобрые склонности и похотения, как бы они ни были незначительны, больше достойно похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разбитие сильных полчищ, добре вооруженных, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых."

А главное практиковать и молиться о даровании того, ибо это божий дар, ненадеяние на себя и упование на Бога. Можно много говорить и практиковать иисусову молитву, но без этих двух пребывать в самообольщении, которая столь ненавистна Богу. Потому и происходит с людьми то, что и тут замечал на форуме, которые много умничают про иисусову молитву, а стоит указать на какие ошибки в понимании этого дела, сразу впадают в раздражение и спорят, что означает только то, что построили свой духовный дом на песке:

"
Но, с другой стороны, эти же добродетели тем, которые в них полагают всю основу своей жизни и своего упования, могут причинить больший вред, нежели явные их опущения – не сами по себе, потому что они благочестны и святы, а по вине тех, которые не как должно пользуются ими, – именно когда они, внимая только сим добродетелям, внешне совершаемым, оставляют сердце свое тещи в собственных своих волениях и в волениях диавола, который, видя, что они соступили с правого пути, не мешает им не только с радостью подвизаться в этих телесных подвигах, но и расширять и умножать их по суетному их помыслу. Испытывая при сем некоторые духовные движения и утешения, делатели сии начинают думать о себе, что возвысились уже до состояния чинов ангельских и чувствуют в себе присутствие Самого Бога; иной же раз, углубившись в созерцание каких-либо отвлеченных, не земных вещей, мечтают о себе, будто совсем выступили из области мира сего и восхищены до третьего неба.

Но как погрешительно действуют таковые и как далеко отстоят от истинного совершенства, это всякий может уразуметь, судя по жизни их и по их нраву. Они обыкновенно желают, чтоб их предпочитали другим во всяком случае; они любят жить по своей воле и всегда упорны в своих решениях; они слепы во всем, что касается их самих, но весьма зорки и старательны в разбирательстве дел и слов других; если кто начнет пользоваться почетом у других, какой, как им думается, имеют они, они не могут этого стерпеть и явно делаются немирными к нему; если кто помешает им в их благочестивых занятиях и подвижнических деланиях, особенно в присутствии других, – Боже сохрани! – они тотчас возмущаются, тотчас кипятятся гневом и становятся совсем другими, на себя не похожими.

"
 
Православный христианин
И разбирать в конце дня все предметы (дела, что делали; слова, что говорили и слышали; что видим и мыслим; духовные предметы) в свете Евангелия и Святых Отцов, что встречаются на нашем пути, как к ним относиться.
У меня не так.
Сразу покаяние и просьба помощи Господа и Святой Царице Небесной.
Зачем мне на душе грязь держать ...
 
Православный христианин
Владимир.Я ответил вам в личке!
Евгений, знаю что я очень дрянной человечешко, но Господа действительно люблю и на колесование за Него пойду.
Просто Господь мне как Отец и Бог всю жизнь (хотя и не достоин этого).
Да Святая Царица Небесная для меня Мати Любимая и моя Царица (хотя и знаю, что не гож).
Так бывает.

Простите, от всех личек отписался, так что не смогу прочитать, а так поругайте меня в своём посте.
Знаю, что достоин этого (да и весьма полезно для души).
Простите за предыдущий пост к Вам.
Просто смирение это и есть духовность угодная Господу.
Может быть и ко мне оно придёт как Дар Божий.
Сам то его не смогу обрести.


Покаяние - с грехом расставание.

Моя душа только и просит того, чтобы Господь и ВсеСвятая Владычице усыновили (всю жизнь это прошу).
Такова селяви моей души.
Большего мне на этой земле ничего не нужно.


Когда в форуме бывают посты с хулой на Господа или Святой Царице Небесной, то мне просто больно ...
Ребята, таких постов не должно быть.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Евгений, знаю что я очень дрянной человечешко, но Господа действительно люблю и на колесование за Него пойду.
Просто Господь мне как Отец и Бог всю жизнь (хотя и не достоин этого).
Да Святая Царица Небесная для меня Мати Любимая и моя Царица (хотя и знаю, что не гож).
Так бывает.

Простите, от всех личек отписался, так что не смогу прочитать, а так поругайте меня в своём посте.
Знаю, что достоин этого (да и весьма полезно для души).
Простите за предыдущий пост к Вам.
Просто смирение это и есть духовность угодная Господу.
Может быть и ко мне оно придёт как Дар Божий.
Сам то его не смогу обрести.


Покаяние - с грехом расставание.

Моя душа только и просит того, чтобы Господь и ВсеСвятая Владычице усыновили (всю жизнь это прошу).
Такова селяви моей души.
Большего мне на этой земле ничего не нужно.


Когда в форуме бывают посты с хулой на Господа или Святой Царице Небесной, то мне просто больно ...
Ребята, таких постов не должно быть.
Вы мне написали,я вам ответил!Зачем столько много букв?
О колесовании не спешите говорить!Это не так просто,быть мучеником!Апостола Петра вспомните!
И о какой хуле вы говорите?
Только руками развести остается!
 
Православный христианин
О колесовании не спешите говорить!Это не так просто,быть мучеником!Апостола Петра вспомните!
Я тоже споткнулся на этой фразе ...
Евгений, знаю что я очень дрянной человечешко, но Господа действительно люблю и на колесование за Него пойду.

Извините.
Были от атеистов такого рода посты.
Коэффициент полезного действия от темы - нулевой, участники больше теряют, чем приобретают, случайные зрители увидят только раздражённых, склочных старикашек:

1735317417194.png
1735317488122.png
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Активности нет по этому вопросу смотрю. Как говорит один мой знакомый исизаст, с опытом молитвы 20лет, у костра греться народ всегда найдётся, вот только за дровами в лес ходить, желающих мало.
 
Православный христианин
Скорость произнесения Иисусовой молитвы -важный вопрос? И какова у вас она? Свои пояснения дам позже. Хотя некоторые уже его знают.
Уже обсуждалось здесь.. А с чего снова поднимать? Вроде предпосылок не было, разошлись по своим противоборствующим лагерям). Объяснения не помню ваши правда, если не затруднит дайте.
Свое мнение тоже повторю, слишком медленная не является в полной мере собственно Иисусовой Молитвой, ибо есть аспекты не только непосредственно самого смысла, но и некоторого переживания телом. Тогда медленный темп этому препятствует (за исключением специальных или непроизвольных остановок). А быстрый ум отвлекает, но годится в напастях, скорбях, страхованиях (от помыслов), об этом и отцы говорили. Поэтому средний темп яавляется Иисусовой Молитвой, это 600-700 за 1 час, для 5-частной формулы (Господи Иисусе Христе, помилуй мя). Для полной- несколько меньше, но темп тот же естественно.
***Еще видео с чтением ст. Фаддеем прилагалось. У него даже немного побыстрее молитва идет.
****
100 за 30 минут,,,, это и *перестраховкой* какой-то сложно назвать, больше похоже на чинение себе же препятствий.
Вот снова то чтение
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Уже обсуждалось здесь.. А с чего снова поднимать? Вроде предпосылок не было, разошлись по своим противоборствующим лагерям). Объяснения не помню ваши правда, если не затруднит дайте.
Свое мнение тоже повторю, слишком медленная не является в полной мере собственно Иисусовой Молитвой, ибо есть аспекты не только непосредственно самого смысла, но и некоторого переживания телом. Тогда медленный темп этому препятствует (за исключением специальных или непроизвольных остановок). А быстрый ум отвлекает, но годится в напастях, скорбях, страхованиях (от помыслов), об этом и отцы говорили. Поэтому средний темп яавляется Иисусовой Молитвой, это 600-700 за 1 час, для 5-частной формулы (Господи Иисусе Христе, помилуй мя). Для полной- несколько меньше, но темп тот же естественно.
***Еще видео с чтением ст. Фаддеем прилагалось. У него даже немного побыстрее молитва идет.
****

Вот снова то чтение
Вот тут делюсь пониманием.
 
Православный христианин
У кого-нибудь есть собственный опыт Иисусовой молитвы, какой срок вы молились и какие изменения стали в себе замечать. Какие молитвенные навыки появились. Спасибо.
Есть некоторый опыт, когда грех стал до отвращения коварным и мерзостным, когда готов был выйти из мира, скрыться в пустыне или затворе, вот тогда Иисусова молитва отсекает все греховные поползновения уже на мысленном уровне, к сожалению, духовные раны затягиваются, грехи забываются, молитва угасает, вожделения возрастают.
 
Сверху