Чувство собственного недостоинства, может мимикрировать (то-есть маскироваться) в
самомнение и гордыню.
Только не мимикрировать, а сопутствовать с гордыней, которая и извращает это чувство, это известный факт. Но вы в вашем прошлом комментарии почему-то взяли на себя смелость ставить между этими понятиями знак равенства.
Пимен Великий не думал, что осознавая свое недостоинство и греховность, он приближается к Богу! Я об этом пишу. А из Ваших слов следует, что можно приблизиться к Богу, но для этого нужно осознавать свое недостоинство и греховность и еще ряд условий. Вы употребили слово "приближаться", написав как о неоспоримом факте, но при определенных условиях.
А это не так.
Святые именно осознавали умом свою греховность, потому что были обучены Богом и другими святыми православному взгляду на себя. Благодатное восприятие своей греховности присуще посещениям Благодати, в остальное же время человек должен правильно понимать, кто он на духовной шкале. Тем более если он не святой, а человек грешный. Речь не об экзальтации по поводу своей греховности, как вы почему-то считаете. Вы в попытке отсечь прелесть, отсекаете основу правильного духовного устроения. Не уверен, что вы видели хоть одного прельщенного на позициях великого грешника, этот вид прелести довольно примитивный. Термин "приближаться к Богу" это термин вполне святоотеческий, многие святые его использовали, тот же преп.
Исаак Сирин. Мера приближения к Богу это причастность человека Духу Святому, и для этого действительно есть целый ряд условий.
Мы произносим слова подобные, убеждению
Пимена Великого, молясь молитвами Утреннего и Вечернего Правила. Они почти все об этом, просто это не всегда напрямую написано.
Например -
мы осознаем свою греховность и недостоинство (умом) и мы молимся Богородице о ходатайстве за нас, это вообще основа обращения к Богородице.
.
..Изба́ви мя огня́ ве́чнующаго, и че́рвия же зла́го, и та́ртара....
Или вот, святой
Иоанн Дамаскин, осознает свое недостоинсво и греховность, но совершенно не считает, что это осознание приближает его к Богу, он считает, что он достоин ада.
Собственно, это и есть осознание собственной греховности, а не подделка под осознание собственной греховности.
Спрошу ещё раз. Почему вы пишете,
"мы осознаём греховность (умом)", собственно повторяя мою изначальную мысль, и при этом упорно отказываете всем другим людям в правильном отношении к своей греховности и считаете, что у всех подделка? Вам не кажется, что вы сами себе противоречите?
Всё верно, и святые знали свою греховность, и мы знаем. И не надо это отрицать, как что-то ведущее прямиком в прелесть. Непризнание своей греховности это прямой признак гордыни, в которой нельзя приблизиться к Богу. Смиренное же сознание своей греховности, духовной повреждённости, даёт нам состояние устойчивого покаяния.