Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Потому ,что для прп. Антония надо было именно так
Читайте описание внимательнее-там совет дан для всех а не только для Св. Антония,а если бы даден был бы только конкретно для него то и он бы на всеобщее не стал бы выставлять а оставил бы только для себя.

Но я вам выше описал пример, что можно даже читать текст (и переводить!), т.е. заниматься умственной деятельностью, что по идее высшая сложность в плане сочетаемости. Но и это не настолько сложно, даже на моем деятельном уровне получается.
Я так то же могу,но без сердечной молитвы-это будет самообман,то есть я смогу и внимательно что то делать и молится,но это будет парение ума а не молитва. Кстати если какое то дело отработано до автоматизма(конвейер)то можно и то и то,но я не конвейер имел ввиду. Ну да ладно-каждому свое-я что то перестраиваться вообще желанием не горю-мне достаточно видеть что Бог и через такой образ делания меня ведет пусть потихонечку,но ведет,че все бросить и погнаться за стяжанием сердечной и созерцательной что ли?

Делай так и спасёшься - не для всех.
Ну делайте по другому-я что навязываю что ли? Мне например именно такой вариант самое то.
 
Православный христианин
Я так то же могу,но без сердечной молитвы-это будет самообман,то есть я смогу и внимательно что то делать и молится,но это будет парение ума а не молитва. Кстати если какое то дело отработано до автоматизма
В том-то и дело что нет, не парение. Автоматическую, механическую про которую вы ранее говорили, её вообще никто из отцов за молитву не рассматривает. Они говорили механическая - это без сердечного настроя, но всегда со вниманием.
 
Православный христианин
Делай так и спасёшься - не для всех. Кстати, а почему бы Вам не спросить у своего ангела- хранителя ,что Вам необходимо?
Кстати,я имел ввидку вариант самого делания,то есть-молитва отдельно,дело отдельно,а само спасение-это у всех по разному.
 
Православный христианин
Если есть вера .то самое то .Под верой я понимаю безусловную вере ,без условий ,рассуждений ,сомнений ,даже советов. Верую и на этом все. Такой человек врядле на форуме будет вступать в какие - то обсуждения.Он делает.
Согласен с вами,но все ли сразу к такой вере то пришли? Были и промежуточные этапы-вот в этих промежуточных этапах форум и посещаем и тот кого вы подразумеваете-то же ибеседовал и еще что то делал по мимо дел веры,а по вашему выходит-как только уверовал так сразу кроме дел веры больше уж ничего и не делал-таких единицы,так что можно вообще не брать в расчет.

Кстати, а почему бы Вам не спросить у своего ангела- хранителя ,что Вам необходимо?
Прикольный совет-если б все так было простенько-давно бы все верующие еще при жизни Святыми стали, а да,кстати,а вы спрашивали у своего Ангела что вам нужно? Я что то сильно сомневаюсь что он вам советовал на форумах время проводить;)

Я к тому ,что если кто нибудь определился .то пусть делает и будет ему по вере. Но надо же всё-таки определится ,Решиться.. Иисусова молитва - интимное дело. ,во всяком случае я так думаю.Да и вообще ,это дело монахов . Я знаю ,что писали и по другому и монах в миру и.т. п. Но все же в первую очередь .дело монашествующих . Но если решились ,и ангел Ваш говорит ,делай , делайте
Да я и иду насколько веры хватает и вижу что ведет Бог,можно бы и большего чего то,но что то не думаю что смирения хватит на большее-полечу ведь в облака превозношения и ой ой как полечу-летал уже и не раз,поэтому лучше потихонечку на сколько смирения хватает...
 
Москва
Православный христианин
Может кому пригодиться.

Молитва Иисусова

...(c)...Святой Симеон Новый Богослов пишет в Слове о третьем образе молитвы: "надобно хранить совесть в трех вещах: к Богу, духовному отцу, к людям и к вещам" и прочее.

И все вообще святые отцы повелевают иметь в молитве сей крайнее смирение; ибо когда мы понуждаемся на делание заповедей Божиих, то невольно видим себя недостаточными в оных и смиряемся, а смирение есть оружие противу врагов сильнейшее; и потому все отцы велят желающим проходить молитву понуждать себя на заповеди Божии.

У врага нашего много козней против нас, а особо против тех, кои проходят умную молитву; а ежели чуть ум уклонится во мнение о себе, то уже введут в прелесть, и в неисцелимую. Святой Исаак Сирин во 2 Слове пишет о сугубом кресте: "и кто хощет взойти на оный не первою частию - делания скорбей, а второю - видения, приснопоучением молитвы и прочее, на того находит гнев Божий"...

"...Молитва умная высша всех деланий есть и какое бывает наказание дерзающим самочинно проходить оную... Сие я вам написал, не отводя вас от молитвы, но предлагая, как опасно искать дара ее прежде времени и самочинно и выше своей меры; видите, какая бывает прелесть от сего. Ибо, по словам святого Макария: "чем кто о большем даре прилежит, тем большим усилием нападение чинит лукавый, почему и нужно пещись о плодах любви, смиренномудрия и прочих" (Слово 3, гл.2). А как, думаю, вы сознаетесь в неимении еще смирения, то и опасно высоких искать...

Молитесь просто в определенное время, количеством со смирением, отчего рождается и качество, понуждая себя к молитве; о чем пишет св. Зосима: "еже бо с нуждею <понуждением> молитися и терпети, раждает и с покоем молитися. И еже с нуждею молитися от произволения есть; а еже с покоем, се от благодати есть""(c)...

Остальное, если кому интересно, по ссылке на сайте Оптиной Пустыни:

 
Православный христианин
О Славе и логосах
-------------------------
1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
-----------------------

+++Так логосы видели ученики или...?


О логосах здесь не упоминается. (Если я правильно помню) согласно тропарю Праздника

"На горе преобразился еси, Христе Боже,
Показавши учеником Славу Твою,
Яко же можаху..."

Христос показал ученикам Свою Славу, а это видение гораздо выше созерцания логосов.
Слава (евр. Кавод) -- созерцание высших энергий вокруг Божества.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
О технике умной молитвы...
У меня опытно, приемом не могу это назвать, так как это не механически или шаблонно не выходит... Внимание погружаю внутрь себя, как в воду ныряю, глубоко... при этом, как бы погружаюсь в легкий сон или легкую дремоту, так что мысли или образы остаются на поверхности и ум уже не затрагивают, будто в колодец. И там, из этого колодца, я смотрю на верх и вижу иногда многогранный Божественный свет... звезды, луну... который наполняет душу и сердце теплотой, радостью и любовью.
f09f988a.png
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Чем ближе к сердечному центру , тем внутреннее внимание увеличивается в объеме, хотя ты его и не увидеть и не поймёшь, но по некоторым признакам уловить это состояние можно. Необходимо быть лёгкими на подъем и иметь неуклонную духовную цель. Как птицы взлетает, так и мы должны позволить духу вести нас к исполнению своей цели. Молитва помогает сделать разбег перед полетом в тишину и безмолвие.потом наступает созерцание с высоты этого полета, на красоту мира и восхищение совершенством Его. А за тем и радость, от осознания, что и для тебя есть место в этой гармонии Бытия.
мы это по сути приблизить не можем сами. Приближает Бог. Но подозреваю ,что все дело в смирении и готовности с лёгкостью и без сомнения исполнять волю Божью, быть не злобным, то есть свободным от осуждения и одновременно тактично внимательным...не отвлекаясь от цели на мимолётные помыслы.
Тактично внимательным это значит, чтобы этом состоянии мы видим грех, возможно у других людей, это нормально. Но мы тактично отходим от осуждения, понимая, что так поступать не стоит, мы по естеству избегаем греха. Потому как Благодать просвещает и показывает, где грех и несовершенство, а где путь Господа, по которому нам надо идти в доверии со смирением.
 
Православный христианин
О технике умной молитвы...
У меня опытно, приемом не могу это назвать, так как это не механически или шаблонно не выходит... Внимание погружаю внутрь себя, как в воду ныряю, глубоко... при этом, как бы погружаюсь в легкий сон или легкую дремоту, так что мысли или образы остаются на поверхности и ум уже не затрагивают, будто в колодец. И там, из этого колодца, я смотрю на верх и вижу иногда многогранный Божественный свет... звезды, луну... который наполняет душу и сердце теплотой, радостью и любовью.

Прекрасное, на мой взгляд, описание того, что называется у отцов Источником. Ум погружается в него, и помыслы его уже не затрагивают. Он созерцает в реально-символическом виде объекты Небесного Царства и Самого Иисуса в виде Солнца правды.

Прп. Исихий Синаит:

"166. Когда, возмогая о Христе Иисусе, начнем мы тещи в трезвении твердо установившемся, тогда сперва является нам в уме – как бы светильник какой, держимый нами рукой ума и руководящий нас на стези мысленные, потом, как бы луна в полном свете, вращающаяся на тверди сердечной, наконец, как солнце, – Иисус, подобно солнцу сияющий правдою, т.е. показующий Себя Самого и Свои всесветлые светы созерцаний".

Светильник - это Источник, потому что он может быть в виде прохлаждающего огня, подсвечивающего умопостигаемый мир и предваряющего зарю мысленного Солнца. Это особенное действие Духа в подвижнике, веющее как ветер в море различными созерцаниями.

"156. Сердце, совершенно отчуждившись от мечтаний, станет рождать помышления Божественные и таинственные, играющие внутри его, как играют рыбы и скачут дельфины в спокойном море. Море веется тонким ветром, и бездна сердца – Духом Святым. «И понеже есте сынове», говорит Апостол, «посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща, Авва Отче» (Гал. 4. 6)!"
 
Православный христианин
+++Так логосы видели ученики или...?


О логосах здесь не упоминается.
Возможно, с точки зрения науки они все логосы, одной природы, только разного уровня. Например самый низший уровень - плотный, когда любой человек уже может щупать в виде материи.
Мне кажется это более логичным чем каждый раз совершенно обособленные сущности.
 
Православный христианин
ныряю, глубоко... при этом, как бы погружаюсь в легкий сон или легкую дремоту, так что мысли или образы остаются на поверхности и ум уже не затрагивают, будто в колодец.
По научному, это сенсорная депривация, переход который у отцов не выделяется в отельную степень достижения, потому что его непонятно было как направленно тренировать. Сейчас, когда много разных знаний о психических процессах, уже более понятно.
 
Православный христианин
Возможно, с точки зрения науки они все логосы, одной природы, только разного уровня.
Логосы -- энергии-воления Божества, то есть энергии-действования с определенным способом действия.
 
Православный христианин
Может проще ,разнообразные проявления Духа Святого? То ,что видел Палама?
Именно. Вобще даже для исключительно религиозного воззрения, подобное разделение на логосы и не-логосы что-то не очень вразумительное.
Я же с научной точки зрения, даже вся материя сводится к некой единообразным сущностям, логично сделать вывод что и с логосами так же. Некая волновая природа логосов с разными характеристиками.
 
Православный христианин
Может проще ,разнообразные проявления Духа Святого?
Может. Но в научной литературе сложилось такое (краткое) определение логосов: "энергии-воления". Разнообразные проявления Духа Святого могут быть и не логосами, например, схождение Духа на апостолов.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Логосы -- энергии-воления Божества, то есть энергии-действования с определенным способом действия.
Не знаю, за какие заслуги, не достойному,но были явлены они два раза. И этот Свет воспринимается основой всего сущего, нити света пронизывающие все и имеющие в себе одновременно силу жизни и внутреннее послушание воле общего Бытия. По крайней мере они для меня так воспринимались. Они были в постоянном движении,создавали движения и двигали все во круг, наполняя жизнью,но для каждого несли свою наполненность светом. И понималось, что источник всего это Один Бог. Воление - достаточно точное слово для описания.
 
Православный христианин
+++а Сам Спаситель использовал ли подобную технику?

Ему Самому это было не нужно, но в воспитательных целях, может быть. Учил же Он учеников молиться во внутренней клети сердца ("втайне"), и, наверно, Сам молился вместе с ними.
 
Православный христианин
мы это по сути приблизить не можем сами. Приближает Бог. Но подозреваю ,что все дело в смирении
Вадим,ну если сравнивать с Евгением,то сами подходы по стяжанию сердечной или созерцательной молитвы у вас может и как то различаются,но по самому результату-если судить по описанным вами обоими состояниям,то вполне у обоих схожи и почти одинаковы. Но во первых-неважно какой подход именно применять-время получения результата будет у каждого человека всегда разное- у кого то месяц у кого годы у кого и вся жизнь. Во вторых-касаемо меня-я не вижу в себе достаточного смирения для стяжания подобной молитвы,по крайней мере на данный момент такового не вижу. На данный момент я подобные попытки стяжания понимаю как несвоевременные. Это примерно как бы насильно притянуть Благодать. Не так как-ты главное делай,а Бог Сам в свое время даст тебе эту молитву(и такие описания случайного получения молитвы сердечной в святоотеческой литературе встречал). Но я на данный момент подобные подходы понимаю так-делай как учат и если правильно будешь делать то ГАРАНТИРОВАННО получишь. У кого то читал что если специально подобного искать-оно всегда будет убегать. А в третьих-довольно точное определение привел Евгений словами Исихия Синаита,я просто капсом выделю слова которые для меня есть ключевые- "Когда, возмогая о Христе Иисусе, начнем мы тещи в ТРЕЗВЕНИИ ТВЕРДО УСТАНОВИВШЕМСЯ, тогда сперва является нам в уме – как бы светильник какой, держимый нами рукой ума и руководящий нас на стези мысленные, потом, как бы луна в полном свете, вращающаяся на тверди сердечной, наконец, как солнце, – Иисус, подобно солнцу сияющий правдою, т.е. показующий Себя Самого и Свои всесветлые светы созерцаний". Я подобной степенью трезвения еще не обладаю,но постепенно все к этому и идет,но если начну что то "убыстрять",то скорее наоборот замедлю,а не ускорю. Вот как иду так иду-вижу что Бог ведет,пусть медленно,но хотя бы на это хватает смирения,начну что то ускорять-ни чем хорошим это не кончится. Вам может быть это стяжание далось по степени вашего смирения,но это не значит,что то же самое и у меня. Я лучше останусь в понимании-когда Бог захочет,тогда и Сам и даст ежели мне это полезно,но возможно и вредно,потому что впоследствии могу возгордится,тогда вообще может и не дать-Ему лучше знать -когда и что кому дать,а кому-нет. По вашему же выходит что если все делать верно,то даст абсолютно любому,я в этом плане мыслю несколько иначе.
 
Православный христианин
И этот Свет воспринимается основой всего сущего, нити света пронизывающие все и имеющие в себе одновременно силу жизни и внутреннее послушание воле общего Бытия.
Почитал последние коммы комменты о Логосах и т.п. размышлениях и для себя просто сделал вывод-вам это может и доступно,поэтому и обсуждаете меж собой и делитесь мнением,но мне это пока не доступно,а может даже на данный момент и вредно. Да и Христос на гору взял не всех учеников,а только троих. Ме бы пока чего попроще,вот появился вопросик-вот по нему мнение других было бы интересно узнать. Вчера перед сном слушал проповеди на ютубе,ну и уснул,а там же ролики автоматом один за другим идут,когда проснулся шла распевная Иисусова молитва в исполнении монахов Валаамского монастыря,а там ролик идет полтора часа,уже самый конец был. Ну сам ритм молитвы хоть немножко и не тот к которому привык,но на душу запал и частенько в уме всплывал,что побуждало на продолжение молитвы. Но вот непонятно-мне сам ритм нравится или молитва как таковая-это ведь все таки не одно и то же. Если читаю только из за понравившегося ритма,то это как бы и не Христу молюсь,а просто ритм понравился и не более того,ну что то типа самообмана выходит,вот и хотелось бы узнать мнение других.
 
Сверху