Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Елена,мне кажется вы несколько или не разделяете некоторые моменты или же все смешиваете в одно. Одержимость злой силой бывает разная(я не имею ввиду крайние проявления типа бесноватости я о других степенях). Если человек ни с кем не враждует, при мыслях о том или другом человеке ничего против них не имеет,т.е. теоретически он всем желал бы мира и добра. Но при реальных встречах иногда вдруг резко,как бы из ниоткуда на него нападает и раздражительность и гнев и т.п. чуть ли не до драки,какое то время человек еще внутренне распаляется,прокручивает все вновь и вновь и тут уже доходит до осуждения. Но по прошествии всего он успокоившись понимает что конфликт и яйца выеденного не стоил,просто поддался некоему порыву, а сейчас мог бы даже и прощения попросить просто человека этого уже рядом нет. Это один вид "одержимости". Но бывает так что человек доброжелателен бывает только когда его не задевают,и если с кем либо приходится встречаться в повседневной жизни,то поведение других его устраивает только в том случае,если другой человек все делает в рамках к которым привык первый. Если же что то не по его-то сразу же возникает конфликт-не важно как,только мысленно- внутренне, или и вовне переходит. Простой пример-в семье приготовление обеда на вас,но в ваше отсутствие готовит кто то другой,у обоих получается вкусно. Вы пришли домой раньше положенного и увидели как другой варит борщ,варит правильно,но не по вашему-это вам не нравится,не потому что неправильно,а потому что НЕ ПО ВАШЕМУ. Или же пылесосит или моет полы, в результате- пол, кто бы его не мыл, будет чистым,но если другой это делает не так как вы,то это тоже раздражает. Или же наоборот-вас всегда кто то в чем либо упрекает,либо поучает чем сильно раздражает. Может быть не совсем удачные примеры привел,их массу можно и других привести-вы главное суть уловите. Если такие конфликты происходят часто,то они через какое то время переходят в стойкую неприязнь со всеми вытекающими-злоба, осуждение и т.п. Это уже несколько иной вид "одержимости". В первом случае достаточно будет покаяния пред Богом за невоздержность и молитв об избавлении от этого(ну есть и еще средства не буду все перечислять,главное суть поймите). А вот во втором случае одного только внутреннего покаяния и молитв мало. Тут нужно и само свое поведение пересматривать и менять. Вот на какой почве у вас возникла и возникает неприязнь к какому либо человеку?( это не нужно описывать, внутри для себя просто рассмотрите).Ну вот всяко же это не выходит за рамки вероисповедания,это возможно какие то разногласия во взглядах на вопросы повседневной жизни-друзья,работа,быт,досуг,расходы и т.п. Да вы и сами причину наверное давно знаете. Ну так что вам мешает переменить свое поведение так что бы и других не раздражать и самой раздражение сдерживать? Ведь это в вашей власти то. Но если вы так себя не захотите переменить,то без вашего участия одна молитва тут хоть и действенна, но слабже чем если б вы еще и делом пытались как то все исправить. Вспомнилось одно изречение Св. Антония Великого,вот нашел-"""Пришли однажды какие-то братия к святому Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись». Старец отвечал им: «Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас». Но они сказали: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5:39)». Они говорят ему: «Мы не можем сего сделать». Старец сказал: «Если вы не можете подставить другой, то по крайней мере переносите удары в одну». «И этого не можем», – отвечали те. «Если и этого не можете, – сказал старец, – по крайней мере, не платите ударом за удар». Братия сказали: «И сего не можем». Тогда святой Антоний сказал ученику своему: «Приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться (им самим или другим о них), чтобы пробудился в них дух ревности – нравственная энергия» (Дост. сказ. 19).""" Вот и вам нужно так же перестроить свое поведение,не в прямом смысле щеки подставлять,а хотя бы делать все так, как хотят ваши домочадцы,если не выходит,то хотя бы терпеть то что вас в них не устраивает,если и это не выходит,то хотя бы не отвечать грубостью на грубость. Если не получается выполнить два первых условия,то последнее всегда в вашей власти,иначе получится так-этого не могу,а того не хочу. Ну и конечно и молится обязательно нужно и просить у Бога помощи во всем этом-если все будете делать искренне,пусть не сразу но поможет Бог. А какие молитвы именно читать-ну читайте те что в комме привели,но касаемо обидчика-да просто молитесь за него,без всяких добавлений типа - спаси его св. молитвами- не факт что он вообще молится. Длинный получился комм,хватило бы только выдержки из жития Св. Антония,да пяток предложений от себя,но как написал так написал.Помоги вам, Господи.
да все верно, у меня второй случай, я терплю, а потом срывы, поняла, больше здесь навернотписать нет смысла, простите за оффтоп
 
Переславль Залесский
Православный христианин
да все верно, у меня второй случай, я терплю, а потом срывы
такое случается, если есть представление, как это должно быть...но как правило - оно ложное,не верное. потому и разочарование и срыв. этим самым, мы мешаем Богу изменить нас, открыть нам Себя. Даже наше желание быть с Богом, может стать препятствием для этого.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Есть один момент, кажется, в этом переходе от *тишины* к *безмолвию*. При переключении внмании на себя, отсечение должно производиться не только от внешних раздражителей, но и от внутренних, говоря научно. Здесь уже нет какого-то определенного приема, но может помочь осведомленность об этой двойной особенности, чтобы правильно настроиться. Попробовал сформулировать научным языком.
почти так. Это как самому понять, открыть для себя ЭВРИКУ. Потом понимаешь, что все было так просто и почему я раньше этого не замечал.
 
Православный христианин
О Иисусовой молитве
-----------------------------------
Как-то раз вечером, в июле 1968 года, преподобный отец наш Паисий Святогорец начал всенощное бдение в своей келье на Катунаках. После повечерия он стал творить молитву Иисусову, и чем больше творил её, тем быстрее уходила усталость.

Его начала переполнять огромная радость. Около одиннадцати часов вечера келья наполнилась сладким Небесным Светом. Этот Свет был очень сильным, но глаз не слепил. Омываемый этим Божественным Светом, отец Паисий чувствовал себя в ином, духовном мире. Он чувствовал неизреченное радование, тело его стало лёгким, как пушинка, — законам земного притяжения оно уже не подчинялось.

Преподобный чувствовал благодать Божию, Божественное просвещение. Божественные смыслы проходили через его ум, как одновременно вопрос и ответ. Это были Божественные ответы, изложенные в человеческих словах.
-------------------------------
Говоря другим языком: "что бывает, когда чувственный мир пересекается с духовным". Интересно здесь описание Божественных смыслов -- логосов в виде "вопросоответов". Они не всегда выразимы в человеческих словах. Заметим также, что не упоминается Фаворский Свет. Созерцание логосов и Фаворского Света -- явления иного порядка.
 
Православный христианин
+++Как же не упоминается (Фаворский Свет). Вроде начало как раз об этом
--------------------------------
он стал творить молитву Иисусову, и чем больше творил её, тем быстрее уходила усталость.

Его начала переполнять огромная радость. Около одиннадцати часов вечера келья наполнилась сладким Небесным Светом. Этот Свет был очень сильным, но глаз не слепил. Омываемый этим Божественным Светом, отец Паисий чувствовал себя в ином, духовном мире. Он чувствовал неизреченное радование, тело его стало лёгким, как пушинка, — законам земного притяжения оно уже не подчинялось.

Преподобный чувствовал благодать Божию, Божественное просвещение. Божественные смыслы проходили через его ум, как одновременно вопрос и ответ. Это были Божественные ответы, изложенные в человеческих словах.
--------------------------------

Здесь описано созерцание духовного (умопостигаемого) мира, который тоже есть Свет, но Свет иного порядка. Почему?

Во-первых, нет созерцания Самого Спасителя ("на горе преобразился еси"). Затем нет созерцания Славы Божией ("показавши учеником Славу Твою"). Затем Свет "сладкий" (такие эпитеты у отцов свойственны первому уровню созерцания Света). Затем "не слепит глаз" (то же самое).
"...отец Паисий чувствовал себя в ином, духовном мире" -- речь идет о переходе к созерцанию духовного мира, а не о возвышенном созерцании уровня явления Спасителя.
"Божественные смыслы проходили через его ум..." -- здесь прямо пишется о созерцании логосов, а не Фаворского Света, при котором никаких смыслов подвижник не созерцает, оставив это далеко позади.

Смысл всего видения. Подвижник творит молитву -- начинает видеть духовный мир (и соответствующий ему Свет) -- созерцает логосы... До созерцания Фаворского Света еще очень далеко.
 
Православный христианин
Ребят,вопрос по Иисусовой молитве. Когда размышляешь о вещах духовных или о добродетелях или о грехах или о чем подобном,и если во время размышления решаешь прочесть молитву Иисусову,с намерением что бы Бог показал- верны ли мысли или не верны, то после молитвы пропадает все размышление вообще и даже и забываешь ход самой мысли что была при размышлении. По этому эффекту четко просматривается действие имени Иисусова-в падшем уме и мысли не совсем чистые,а некоторые и с примесью бесовских-поэтому от имени Иисусова все и пропадает.Но вот вопрос-если так при размышлении начинать молится,то после молитвы то ум вообще пустой остается,а размышление то нужно. Нужно по простой причине-из него много чего рождается благого. Ну может совершенным это и не нужно-им одной молитвы хватает,но новоначальным то как без размышления то? Вот на притче может будет более понятна суть вопроса-
Брат сказал авве Пимену:
– Когда я подаю своему брату немного хлеба или чего другого, то демоны унижают мою милостыню, будто бы она подается из человекоугодия.
Старец отвечал ему:
– Хотя бы твоя милостыня подавалась из человекоугодия, но мы все же должны подавать нужное, - и рассказал ему следующую притчу:
– Два земледельца жили в одном месте. Один из них посеял и собрал немного хлеба, хотя и нечистого, а другой, поленившись сеять, не собрал ничего. В случае голода, кто из них будет иметь пропитание?
Брат отвечал:
– Тот, кто собрал немного хлеба, хотя и нечистого.
Старец сказал:
– Так будем же и мы сеять немного, хотя бы даже и нечистого, чтобы не умереть от голода.

Т.е. что хочу сказать-в размышлении хоть и нечистый хлеб,но все же есть и перебирая его(мысли) все равно хоть какие то благие выводы,но делаешь. Но если в это время начинать читать молитву Иисусову-вообще все забываешь и не остается вообще ничего-пустой ум. Или может просто во время размышления не стоит прибегать к молитве? Ну в смысле-размышлению-свое время,а молитве-свое. И не стоит во время размышления к молитве прибегать-иначе ничего из размышления вообще не извлечешь и даже и нечистого хлеба и того не будет.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Т.е. что хочу сказать-в размышлении хоть и нечистый хлеб,но все же есть и перебирая его(мысли) все равно хоть какие то благие выводы,но делаешь. Но если в это время начинать читать молитву Иисусову-вообще все забываешь и не остается вообще ничего-пустой ум. Или может просто во время размышления не стоит прибегать к молитве? Ну в смысле-размышлению-свое время,а молитве-свое. И не стоит во время размышления к молитве прибегать-иначе ничего из размышления вообще не извлечешь и даже и нечистого хлеба и того не будет.
по возможности, молитва должна быть постоянной. А все размышления скорее отложить до понимания вопроса. Не стоит торопиться, если есть время для решения. Молитва даст энергию уму чтобы принять (именно принять из Божественной благодати) решение верное. Ответ придет по естеству, само собой. Не знаешь как,но сделаешь. Пример. У меня вчера сломались гаражные ворота. развалился штифт который крут вал. я полез сам разобрал,но не смог починить. Оставил. Стал молиться, вечером, потом утром, даже об этом не помышлял. А потом в какой то момент, пришел образ, что надо сделать. И руки сами сделали это. я лишь наблюдал за тем, что происходит. По сути я был в созерцании, и молился благодаря Бога. Молитвой мы как бы накапливаем некую внутреннюю энергию, силу для понимания и усвоения. По этому, молиться желательно постоянно. Ту же милостыню, лучше подавать с душевным соболезнованием нищему, переживанием, и опять же молитвой...обращением к Богу. Важно именно это - обращение ума и своего внимания.
 
Православный христианин
Согласен в Вадимом. Молитва должна быть, по возможности, постоянной. И тогда решение придет само. И не только решение, но и нужные слова. При постоянной молитве решение уму подсказывает Дух, и слова сами изливаются из сердца. Но иногда и уму приходится самому поработать, тогда возможны и ошибки. Поэтому все надо проверять на соответствие со здравым смыслом.
 
Православный христианин
по возможности, молитва должна быть постоянной. А все размышления скорее отложить до понимания вопроса. Не стоит торопиться, если есть время для решения. Молитва даст энергию уму чтобы принять (именно принять из Божественной благодати) решение верное. Ответ придет по естеству, само собой. Не знаешь как,но сделаешь. Пример. У меня вчера сломались гаражные ворота. развалился штифт который крут вал. я полез сам разобрал,но не смог починить. Оставил. Стал молиться, вечером, потом утром, даже об этом не помышлял. А потом в какой то момент, пришел образ, что надо сделать. И руки сами сделали это. я лишь наблюдал за тем, что происходит. По сути я был в созерцании, и молился благодаря Бога. Молитвой мы как бы накапливаем некую внутреннюю энергию, силу для понимания и усвоения. По этому, молиться желательно постоянно. Ту же милостыню, лучше подавать с душевным соболезнованием нищему, переживанием, и опять же молитвой...обращением к Богу. Важно именно это - обращение ума и своего внимания.
Ну что касается вопросов житейских-тут полностью согласен-если молится,то решение приходит само,если не сразу то позже,но приходит все равно. В вопросах духовных и вообще самой веры то же приходят,но не всегда,не потому что это не нужно,а просто потому что вчистую забываешь вообще все темы размышления. Если другими словами то выглядит так-вот читаешь что то из святоототеческих наставлений-и что то вдруг понравилось или зашло,ну не знаю как верно выразить-суть думаю все равно поняли,вот если в это время начать молится-все пропадает и все в чистую просто забываешь. А если б не молился,а эту запавшую в душу мысль хорошенько обдумал и усвоил,то она при соответствующем ей жизненном случае всплыла бы и помогла и действовать соответствующе-такое было множество раз и очень помогало. Но если начать молится сразу после прочтения и пришествия этой мысли-все пропадает напрочь и мозг остается пустой. Снова начинаешь или читать или из жизни вдруг что то приходит и на ум западает и если то же сразу же начать молится-все повторяется. И получается что чуть ли не вся полезная информация полученная из любого рода источников,будь то святоотеческая литература или Евангелие-впустую пролетает. Ум то несовершенный и любое размышление даже благое именем Христовым попаляется напрочь. Потому что у Него не может быть чистым что то только отчасти- ибо Он Свет и нет в Нем никакой тьмы. Но мозгу то нужна пища то для размышления,и не просто пустая а так чтоб плоды давала. А вот плоды то молитвой и уничтожаются. Не в смысле что молитва плоха или не нужна, а в смысле что не своевременна. Если читаешь и запало что то остановись обдумай эту мысль и прочувствуй. Прочувствовал,запомнил-вот тогда и молись. Я то постоянно молится пока не могу,но и пустым ум не оставишь и если его чем то занимать то чем то полезным,но из этого полезного то же нужно пользу извлекать,а получается все впустую. Я просто много раз отмечал этот эффект-в той или иной ситуации если всплывает какая то полезная но давно забытая мысль,то только та,которую раньше обдумывал просто потом забыл. А вот мысль которую не обдумывал а просто случайно прочитал и озарило-она то же иногда всплывает но значительно реже чем первая. Эх, не получается коротко писать-снова наверное ток запутал читающих....
 
Православный христианин
Но иногда и уму приходится самому поработать, тогда возможны и ошибки. Поэтому все надо проверять на соответствие со здравым смыслом.
Вот именно то это я и хочу узнать. Уму по любому работать надо-это и есть размышление,и пусть оно не совсем чистое,но при правильном рассуждении все же какие то плоды но дает. Но если в это время начинать молится-пропадает все напрочь и снова ум пустой и все по новой начинаешь и все повторяется снова,то есть как воду в решете носишь.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Ну что касается вопросов житейских-тут полностью согласен-если молится,то решение приходит само,если не сразу то позже,но приходит все равно. В вопросах духовных и вообще самой веры то же приходят,но не всегда,не потому что это не нужно,а просто потому что вчистую забываешь вообще все темы размышления. Если другими словами то выглядит так-вот читаешь что то из святоототеческих наставлений-и что то вдруг понравилось или зашло,ну не знаю как верно выразить-суть думаю все равно поняли,вот если в это время начать молится-все пропадает и все в чистую просто забываешь. А если б не молился,а эту запавшую в душу мысль хорошенько обдумал и усвоил,то она при соответствующем ей жизненном случае всплыла бы и помогла и действовать соответствующе-такое было множество раз и очень помогало. Но если начать молится сразу после прочтения и пришествия этой мысли-все пропадает напрочь и мозг остается пустой. Снова начинаешь или читать или из жизни вдруг что то приходит и на ум западает и если то же сразу же начать молится-все повторяется. И получается что чуть ли не вся полезная информация полученная из любого рода источников,будь то святоотеческая литература или Евангелие-впустую пролетает. Ум то несовершенный и любое размышление даже благое именем Христовым попаляется напрочь. Потому что у Него не может быть чистым что то только отчасти- ибо Он Свет и нет в Нем никакой тьмы. Но мозгу то нужна пища то для размышления,и не просто пустая а так чтоб плоды давала. А вот плоды то молитвой и уничтожаются. Не в смысле что молитва плоха или не нужна, а в смысле что не своевременна. Если читаешь и запало что то остановись обдумай эту мысль и прочувствуй. Прочувствовал,запомнил-вот тогда и молись. Я то постоянно молится пока не могу,но и пустым ум не оставишь и если его чем то занимать то чем то полезным,но из этого полезного то же нужно пользу извлекать,а получается все впустую. Я просто много раз отмечал этот эффект-в той или иной ситуации если всплывает какая то полезная но давно забытая мысль,то только та,которую раньше обдумывал просто потом забыл. А вот мысль которую не обдумывал а просто случайно прочитал и озарило-она то же иногда всплывает но значительно реже чем первая. Эх, не получается коротко писать-снова наверное ток запутал читающих....
Много слов это поиск. Часто он нужен человеку, чтобы нащупать нить понимания.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот именно то это я и хочу узнать. Уму по любому работать надо-это и есть размышление,и пусть оно не совсем чистое,но при правильном рассуждении все же какие то плоды но дает. Но если в это время начинать молится-пропадает все напрочь и снова ум пустой и все по новой начинаешь и все повторяется снова,то есть как воду в решете носишь.
Необходимо выработать навык ко внутреннему вниманию. Обращение ума к внутреннему миру по естеству. Это не сложно, но нужно время. Тогда молитва будет проходить по естеству сердца и податливом наученном уме. Просто многие начинают умное делание не с того что нужно. Нужно познать азбуку внимания, у уже после входить в умную молитву.
 
Православный христианин
Просто многие начинают умное делание не с того что нужно. Нужно познать азбуку внимания, у уже после входить в умную молитву.
Кучу литературы перечитал,сама суть понятна,но на практике что то не очень-вернее не совсем понятна своя степень. Если бы сказал,что у меня нет молитвы внимательной-без рассеивания,то соврал бы-она потому что есть,хоть и не всегда,но есть. Но при этом устной механической(как советуют старцы что с нее надо начинать)-вот ее нет ну раньше была немного,но потом перестал практиковать,потому что в душе был страшный разлад от противоречий-с одной стороны-вроде с механики надо начинать,с другой-неуютно было от того что тараторю имя Божие как попало везде и всюду не обращая вообще никакого внимания,т.е. всуе. Поэтому механику и бросил и ударение сделал на внимании к словам молитвы, по принципу-пусть не постоянно,но зато со вниманием. Подвижки то есть,но и неразрешенные вопросы то же.
 
Православный христианин
Вот именно то это я и хочу узнать. Уму по любому работать надо-это и есть размышление,и пусть оно не совсем чистое,но при правильном рассуждении все же какие то плоды но дает. Но если в это время начинать молится-пропадает все напрочь и снова ум пустой и все по новой начинаешь и все повторяется снова,то есть как воду в решете носишь.

Пропадать мысль из головы может по нескольким причинам.
1. медицинским, об этом сейчас не будем;
2. дефицит внимания, как тут правильно пишут;
3. мысли из головы может похищать лукавый, и его не страшит (невнимательная) молитва, даже, скорее, привлекает.

Что в таком случае надо делать? Наверно, молиться внимательно...
И писать тексты не в стиле "поток сознания", так легче похитить мысль из головы, а, по-возможности, кратко и с рассуждением. Но это совет самому себе.
 
Православный христианин
По поводу того или иного забытого что потом само вспоминается. Некоторые забытые молитвы по временам всплывают сами, так же и некоторые места из Отцов или Евангелия,но вспоминаются только те,над которыми размышлял(если иметь ввиду чтение) или которые практиковал(молитвы),если же что то просто читал без размышления или же молитвы,которые хоть и знал наизусть,но не практиковал-то это вспоминается или крайне редко или вообще не вспоминается. Вот поэтому и спросил-если во время размышления читать Иисусову молитву,то размышление пропадает и все впустую. И на основании вышеописаного гарантированно можно сказать что ничего из этого размышления впоследствии никогда не всплывет в уме. Поэтому и спросил-полезно ли во время размышления читать Иисусову молитву Может быть еще степень молитвы недостаточна,может что другое,но пока только это есть.

Пропадать мысль из головы может по нескольким причинам.
1. медицинским, об этом сейчас не будем;
2. дефицит внимания, как тут правильно пишут;
3. мысли из головы может похищать лукавый, и его не страшит (невнимательная) молитва, даже, скорее, привлекает.

Что в таком случае надо делать? Наверно, молиться внимательно...
И писать тексты не в стиле "поток сознания", так легче похитить мысль из головы, а, по-возможности, кратко и с рассуждением. Но это совет самому себе.
Отвечу по порядку-память конечно с годами хуже и хуже,но на момент размышления это не влияет. Дефицит внимания то же не то а вот про лукавого-подходит. Опишу прямо по секундно как все бывает. Пришла на ум мысль(не важна какая-вообще к любой относится)стал размышлять,вроде ниточку размышления ухватил,тут же приходит мысль помолится молитвой Иисусовой-начинаю,результат-после прочтения нескольких молитв-все размышление из ума пропадает напрочь и никаких ниточек уже нет. И это все происходит в считанные минуты.

Есть и еще один вопрос, но он не только по Иисусовой,а вообще по всем видам молитвы.Вот высказанная мысль,по характеру-нейтральная иногда бывает высказана из тщеславия иногда после высказывания тщеславие находит, но эти моменты очень тонки,не всегда получается понять из тщеславия ее высказал или же она потом тщеславием опорочилась. Но во время молитвы чувствуешь себя неуютно и вот непонятно от чего- от того что изначально из тщеславия ее высказывал или же из за того неуютно, что после высказывания начал тщеславиться? Ну после самой молитвы эта неуютность пропадает,но сам факт от чего конкретно эта неуютность возникает хотелось бы узнать. У Св. Иоанна Лествичника что то не нашел таких подробностей...

И писать тексты не в стиле "поток сознания", так легче похитить мысль из головы, а, по-возможности, кратко и с рассуждением. Но это совет самому себе.
Это ответ не только самому себе,это и мне тоже подходит. Очень часто,можно сказать, почти всегда, не получается мысль сформулировать четко и кратко. Самую суть того что хочу сказать понимаю,но на слова переложить не выходит. Так что это не писанина в стиле"потока сознания",это немного другое.В беседе это как то попроще получается,а вот письменно-нет. Поэтому, если не получается четко и кратко о чем то спросить или ответить, тогда лучше наверное молчать,а то длинными путанными "посланиями" только народ баламучу...
 
Православный христианин
Поэтому механику и бросил и ударение сделал на внимании к словам молитвы, по принципу-пусть не постоянно,но зато со вниманием.
Это "механическая" все еще, о ней и говорится, насколько понимал всегда; без внимания хотя бы к словам вообще никакой нет.
Мне кажется у вас превратное понимание и о *рассуждении*, генерировать мыслеконструкции не рассуждение, поэтому на поверхности во многих вопросах имхо остаетесь пониманием, в количество разрастаетесь. Молчание и внимательная молитва напротив, затачивают ум, проясняют мышление, развязывают "узлы," а не *окрадывают*; это вроде бы очевидно из практики.
Путем постоянного обдумывания, кручения в уме мыслей тоже можно к каким-то выводам приходить, но это как бы нерационально, много сил отнимает, да и сами "озарения" другого уровня, формальные, не по сути, моментные.
В качестве вклада своих пяти копеек, к советам выше.
 
Православный христианин
Это "механическая" все еще, о ней и говорится, насколько понимал всегда; без внимания хотя бы к словам вообще никакой нет.
Мне кажется у вас превратное понимание и о *рассуждении*, генерировать мыслеконструкции не рассуждение, поэтому на поверхности во многих вопросах имхо остаетесь пониманием, в количество разрастаетесь.
По тут написанному что то вообще мало понятно но перейду к следующему
Молчание и внимательная молитва напротив, затачивают ум, проясняют мышление, развязывают "узлы," а не *окрадывают*; это вроде бы очевидно из практики.
Ну тут согласен,но нужно уточнить-во время этой внимательной молитвы и молчания как таковое размышление есть или нет? И вообще-мысли какие либо-есть или нет?
Путем постоянного обдумывания, кручения в уме мыслей тоже можно к каким-то выводам приходить, но это как бы нерационально, много сил отнимает, да и сами "озарения" другого уровня, формальные, не по сути, моментные.
В качестве вклада своих пяти копеек, к советам выше.
Ну я примерно так и размышляю-это размышление обычного человека-например при чтении худ литературы,или например при наблюдении за природой и т.д. Примерно похожее размышление и при чтении литературы духовной, и разве это много сил отнимает? Ничуть. Но насчет "озарений",то они разные-какие то сильные-они да не частые,а простенькие типа ну что то новое для себя открыл при чтении-да они почти всегда есть,но не всегда это в памяти остается.
 
Православный христианин
Мне кажется у вас превратное понимание и о *рассуждении*, генерировать мыслеконструкции не рассуждение
Чтоб не было недопонимания приведу определение как я понимаю что такое мышление(по вашему это я как понял-"генерирование мыслеконструкций")и что такое рассуждение. Мышление в моем понимании это-просто прокручивание в уме тех или иных мыслей. А рассуждение это-умение делать правильные выводы из любого мышления даже из негативного.
 
Православный христианин
Мышление в моем понимании это-просто прокручивание в уме тех или иных мыслей. А рассуждение это-умение делать правильные выводы из любого мышления даже из негативного.
Одно другому практически равно, когда на поверхности плаваешь. Одно слово - два значения, при поверхностном "рассуждении", можно этого не осознавать и оперировать как с одним. Напротив, когда за двумя названиями одна сущность.. Это первый порог, абстрагирвоаться от форм при *рассуждении*, больших текстов при этом уже не получится само по себье, имхо.

***Умение отделять понятное от непонятного, а также бессмысленное от имеющего смысл (при определенном наборе данных)

Заумно я тут выдал, но в общем задумываться об основаниях, на которых строятся собственные же рассуждения, а не только сами выводы. В логике есть атомарные высказывания, в реальной жизни нет, вот кроме логических операций раскрывать для себя содержание каждого самого простого на вид неделимого
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Нужно познать азбуку внимания, у уже после входить в умную молитву.
Кучу литературы перечитал,сама суть понятна,но на практике что то не очень-вернее не совсем понятна своя степень. Если бы сказал,что у меня нет молитвы внимательной-без рассеивания,то соврал бы-она потому что есть,хоть и не всегда,но есть.
Ну тут согласен,но нужно уточнить-во время этой внимательной молитвы и молчания как таковое размышление есть или нет? И вообще-мысли какие либо-есть или нет?
Попробуйте направить внимание на собственно процесс внимания,, физически можно сравнить с состоянием замирания и прислушивания, получится типа непрерывного акта восприятия без ответной реакции от ума в виде оценки, обдумывания, выдачи суждения и тп. Потом так же в молитве, к словам, смыслам, или раскаянию-прошению, принцип тот же.
Честно говоря, чем подробнее поясняете, тем менее понятны уже и сами основания, которыми руководствуетесь, может это я заблудился,не знаю. Воздержусь пока от обсуждения.
 
Сверху