На тему: важно не только зреть Бога, но и зримым быть.
Для того, чтобы быть зримым Богом и услышанным Им, надо молиться в потайной клети сердца, как Он сам заповедовал в Евангелии. Поэтому задача любого подвижника -- найти потайную клеть сердца и вступить с Богом в (безмолвное) общение, зреть (безОбразно) и быть зримым Им.
------------------------------------------
Об этом в несколько ином ключе пишет о. Эмилиан (Вафидис) в Толковании на прп. Исихия Синаита.
----------------------------------------------------------
"9. Если ведаешь, и дано тебе «заутра представать пред Господа», – и не только зриму быть, но и зреть (Пс. 5, 4); то ты разумеешь, о чем я говорю. Если же нет, трезвенствуй, и получишь" (прп. Исихий Синаит).
В комментарии на эти строки о. Эмилиан (Вафидис) говорит важные вещи.
Прежде всего надо "предстать" перед Богом,. И не надеясь Его увидеть, а с той только мыслью, чтобы Он тебя увидел, чтобы ты ощутил присутствие Божие. Иначе ощущение присутствия Божия не возникнет, Бог не взглянет на молящегося с не смиренными мыслями: "На кого воззрю, только на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес Моих" (Ис.)
"«Если ты имеешь ведение и дано тебе заутра
предстоять пред Богом и не только зримым быть, но и
самому зреть...». Предстоять перед Господом в бодр-
ствовании и терпении зависит от меня, а то, чтобы
Господь узрел меня, — от Бога. Преподобный Исихий
использует здесь пассивную форму «быть зримым»
не случайно. Мы, люди, обычно хотим сами зреть,
видеть Бога и для этого изо всех сил напрягаем свое
зрение. Но святой Исихий, равно как и Псалмопевец,
смиренно говорили: «Боже, я хочу, чтобы Ты увидел
меня, а не я Тебя». Тому учат и все святые отцы.
Слова «быть яримым» означают личный духов-
ный опыт человека, ясно ощутившего присутствие
Божие. Такой человек ищет только Бога и обраща-
ется к Нему с верой и полным сознанием, что Бог
здесь, рядом с ним. Да и можно ли себе представить,
чтобы Бог, видящий все, не видел меня, когда я стою
перед Ним? Но если я сам хочу увидеть Бога, тогда
я лишаюсь того ощущения Божия присутствия, в ко-
тором нуждается моя душа. Кроме того, когда я го-
ворю: «Боже мой. вот я предстою перед Тобой, Ты
Сам взгляни на меня», это показывает мое смирение
Я стою перед Ним, осознавая, что я ничтожество,
земляной червь, недостойный видеть Бота. Мне. не-
достойному, достаточно предстоять перед Ним и
незримо поклоняться Ему. Важно лишь то, что Он
видит меня. Это преисполняет меня радостью, лико-
ванием, я становлюсь словно пьяный. И меня уже не
интересует, вижу ли я сам Бога или нет".
Но что такое "ощутить присутствие Божие", что такое "быть зримым Им"? Лик Христов безвиден, в другом месте о. Эмилиан пишет о безвидном виде Христа ("Значит. и мы тоже видели Его таинственно, безвидно"). Это видение и ощущение исходящего от Него невидимого Света, заставляющее душу кроткого трепетать (см. ранее Ис.). Смирение молящегося -- тот выключатель, которым этот Свет включается.
"И если пока у нас этого нет. значит, мы недостаточно по-
трудились..., не захотели бороться; образно го-
воря. не нашли того выключателя, с помощью кото-
рого мгновенно зажигается свет, приходит Христос
и ты сразу же видишь Его".
"Что же, собственно, означает то, что Бог смо-
трит на меня и я оказываюсь «зримым» Им? Взгляд
Божий — это сияние Его очей, свет Его лица, прого-
няющий тьму. Стало быть, я знаю, что Бог взирает на
меня и Его взгляд просвещает меня Божественным
светом, поэтому «быть зримым» означает, что я на-
хожусь в общении с Самим Богом, в свете Божией
благодати.
Когда я пойму, как это важно — «быть зримым
Богом», тогда я всей душой начну искать мысленно-
го вйдения и ощущения Бога. И тогда, предстоя Ему,
постепенно я смогу просветиться и наполниться я Его
светом Ведь если я знаю, что Бог смотрит на меня, то возможно ли мне не почувствовать, как излива-
ющийся из Него свет омывает меня всего? Потому,
и не видя Бога, я могу сказать, что вижу Его. Но даже
если нет у меня пока такого ведения, если не обрел я
еще духовной опытности, если мои духовные чувства
еще грубы и дебелы, то все равно — «опьянение», ис-
ходящее от Бога, таково, что я говорю: «Да, я вижу
Его, вижу Бога!»".
"Так что не спрашивай меня, говорит святой, мо
жешь ли и ты получить все эти дарования. Одно толь-
ко делай:..., совершай свою молитву пе-
ред Богом, чтобы «быть зримым- Им. чтобы Бог ви
дел тебя Стой перед Ним. чтобы Он рассмотрел тебя
Тогда и сам ты «узришь», то есть твое предстояние
перед Богом станет одновременно и твоим видением,
твоим сокровенным опытом созерцания Божествен-
ного света. Только постарайся в это время быть с во
бодным от всевозможных забот, так чтобы ничто не
возмущало твоей внутренней тишины и спокойствия,
и тогда твоя душа будет способна чувствовать и со-
зерцать Бога".