Иисусова молитва. Практика и опыт.

Переславль Залесский
Православный христианин
Для вас может быть и цирк,а для меня все серьезно,но так как с практикой внутреннего делания по святоотеческому учению был знаком не понаслышке,то сразу и засомневался. Но написано то на вид как бы соответственно святоотеческому,но не все,поэтому на обсуждение и выставил. Слава Богу все разрешилось.
Материал имеет достаточно высокую интеллектуальную и когнитивную планку и
адресован преимущественно специалистам - психологам, священникам и имеющим
духовное образование по основам православного вероучения, интересующимся
углубленным пониманием святоотеческого наследия и согласного учения отцов
Восточной Церкви о душе.


Боюсь для меня, невежды необразованного, сей труд будет недосягаем.
 
Православный христианин
Да я просто о том как вы фразу построили, по логике подразумевается, знакомы были с некой выской степенью льва, *а тут еще и орла излагают... И повторили потом зачем-то, вот это и вводит в заблуждение.
По книге все же думаю есть и полезные моменты, старался автор, не из головы брал все-таки всё, кое где можно экстраполировать , сравнить, посмотреть под новым уголом...
Но опасность таких новоделов, имхо, повторюсь такая же как у руля на микроволновке, никто от этого никуда не проваливается и не засавывает... вот с этими симулякрами думаю надо реально разбираться, понять что за содержимое за подобными ярлыками, откуда взялось и приклеилось.
А так это вы просто не правильно поняли- я то имел ввиду не себя про степень то льва,а того старца что в книге,а мне какие львы-человека то еле вывожу но может еще чутка вола... Но тем не менее какие то подвижки есть-потому что как бы в книге все не казалось правильным и вроде согласно со святоотеческим,но прочухал что что то тут не то... Если бы вообще ничего не знал по внутреннему деланию-поверил бы и принял за чистую монету,ну и как результат-вперся бы во что нибудь типа прелести. Да уж опасности уже более тоньше стали-чем дальше,тем изощреннее... Но Бог как то невидимо все равно и хранит и направляет.
 
Православный христианин
Боюсь для меня, невежды необразованного, сей труд будет недосягаем.
Сама идея книги не плохая-там раскрывается тема Богопознания,а именно-описываются 2 направления жизни верующего. 1 как внешне обрядово-телесно-душевно-нравственно-моральный и другой душевно-духовный. То есть 1 является просто подготовительной стадией ко 2, но большинство верующих так на 1 этапе и остаются и его конечной целью и считают. Идея то хорошая,да методика подозрительная,неофит запросто может заплутать если слепо следовать пойдет этой методе. Ну первые пару глав можно почитать,но не далее.
 
Православный христианин
Вобщем, я считаю, совместно разобрались. Первая часть книги неожиданно хорошая (за исключением преувеличенной критики внешней религиозности). То есть книга основана на хороших представлениях о деятельности сердца, на более или менее правильной аскетике, описании стадий, как на фундаменте. А далее начинается эзотерика, хорошо если для коммерческого эффекта...
Первую часть, наверно, имеет смысл обсуждать в положительном ключе...
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Из книги
----------------------
Об этом очень хорошо сказал один святой [прп. Исаак Сирин]: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть
и узришь клеть небесную; потому что та и другая – одно и то же, и, входя в одну, видишь
обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей.»
----------------------
По-другому, умопостигаемый мир -- самораскрывающееся по мере входа в него пространство, подобное ступеням лествицы. Каждая ступень это новое созерцание: рая, обителей в нем, земли обетованной... Чем более ум умаляется, тем большее пространство он вмещает. В книге правильно сказано, что уму для этого требуется тренировка. Но все это уже после открытия клети, А до того, сколько не занимайся практикой концентрации вещественного пространства, как я думаю, умопостигаемое само по себе не откроется.
В книге и об этом сказано не очень четко. Тема рождения от Духа, о которой немало написано у отцов, в книге вообще не раскрыта отчетливо. Такое впечатление, что автор этой методики только и занимался что концентрацией внимания. Но как он попал в таком случае в Царство Небесное -- это в книге не описано (я, во всяком случае, таких описаний не встречал).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Первую часть, наверно, имеет смысл обсуждать в положительном ключе...
Это да,в первой части довольно неплохо раскрывается своего рода проблема современного Православия,я в этом ключе как то и не рассматривал жизнь воцерковленную,в какой то степени книга ответила и на мои вопросы. Там и дальше эта тема то же повторяется просто рассмотрение уже как бы с другой стороны,но там уже идет вперемежку с практикой,можно и плутануть, поэтому воздержусь,а практику я лучше у Св. Отцов почитаю.
 
Православный христианин
А до того, сколько не занимайся практикой концентрации вещественного пространства, умопостигаемое само по себе не откроется.
Вот совместно с описанием входа в сердце духовное,там параллельно еще и описывается сама идея Бога по Его действию-своего рода"отрава",хоть и не сразу распознаваемая. Вот ее то я и хапанул,хорошо хоть после молитвы дал Бог мысли правильные как с этим справиться,а то заплутал бы... Если бы привести цитаты того места то поняли бы в чем суть "отравы",но сегодня по ошибке снес браузер со всеми закладками и аккаунтами,что то по памяти восстановил,но в аккаунт ВК уже не зайти,а на память не помню ни пароль ни логин и не восстановить уже-все способы перепробовал,накрылась страничка...
 
Православный христианин
Это да,в первой части довольно неплохо раскрывается своего рода проблема современного Православия,я в этом ключе как то и не рассматривал жизнь воцерковленную,в какой то степени книга ответила и на мои вопросы. Там и дальше эта тема то же повторяется просто рассмотрение уже как бы с другой стороны,но там уже идет вперемежку с практикой,можно и плутануть, поэтому воздержусь,а практику я лучше у Св. Отцов почитаю.
Критика внешней религиозности (вр) в книге, на мой взгляд, преувеличена. Умеренная критика вр православна. Спасаются и те, и другие деланием заповедей.
 
Православный христианин
Православный христианин
Такое впечатление, что автор этой методики только и занимался что концентрацией внимания. Но как он попал в таком случае в Царство Небесное -- это в книге не описано (я, во всяком случае, таких описаний не встречал).
Евгений я нашел то место(а просто загуглил без всяких закладок)что меня смутило,там больше об этом, но я самую суть ток скопировал-
" Бог – это совершенный ум и свет, которому нет равных, и безусловная любовь
одновременно, поэтому Бог не может никого ни миловать ни
наказывать, ибо нелицеприятен, как внутренне солнце. Бог
всем одинаково даёт только свою любовь и свет сознания, как и
земное солнце, а наказание и милование – это то как сам человек
пользуется этим светом и собственным умом.
Постарайся понять, что милость – это лишь правильное использование света
знания и божественной энергии, а наказание – это неправильное
их использование себе во вред, Бог тут совершенно ни при чём. Ощущение душой и
скорби и благодати – это вовсе не личное присутствие Божье, как думают наивные.
Это совершенно естественное действие духовного закона, как закона движения
в душе божественных энергий."

Опишу как это и похожие высказывания на эту тему повредили именно мне. До прочтения я всегда считал Бога вездесущим и всепроникающим,т.е. Он всегда в любой момент знает любое мое движение как ума так и сердца,а уж само внешнее действие(дела)и подавно.(вариант 1). После прочтения сразу же все перевернулось с ног на голову и стал думать примерно так-ааа так Бога то как такового и нет рядом то. И те или другие мысли и разного рода действия и т.п. проявления жизни-это всего лишь правильный или неправильный настрой моего ума и не более,настроюсь правильно-будет все норм,не настроюсь-не будет. (это вариант 2) Ну не знаю,может я что то не так понимаю,но тем не менее при образе мышления как в 1 варианте-страх Божий как то более сильнее в душе проявляется-потому что думаешь что Бог то вот он всегда и везде рядом и каждую мысль самомальскую видит. Это как то более и от грехов то удерживает и веры в то что Он всегда и поддержит и направит, то же придает. Во 2 же варианте этот страх и вера хоть и есть,но уже не в такой мере как в первом,потому что думаешь-если дело лишь в правильном настрое ума,ну ладно,то же пойдет,но уже не с таким рвением в повседневной жизни стараться получается,по принципу- не получилось как нужно настроится,ааа ни чего страшного-в след. раз получится,по поговорке-"не пролезло,да и не надо" ну или примерно так. Более того до прочтения я всегда думал что Бог, независимо от степени грешности человека,если захочет то запросто Себя и проявит, и неважно что это будет-всего лишь какое то Его действие или Он Сам, и это вообще может не зависеть от степени тех или иных настроев и деланий-когда захочет,тогда и проявит Себя. Во втором же варианте стал думать что и сам могу до Него "добраться",все будет зависеть от моих усилий и степени ревности к деланию. Вот такие вот перемены в образе мышления произошли после прочтения книги. Повторю-может я что не верно понял,но тем не менее 1 вариант мне больше по душе чем 2. И если 1 вариант верен,то книгу надо в топку(как проф. Преображенский говорил) потому что если мне это повредило,то и любому другому тоже может повредить. Вот такие вот выводы,почему и назвал в прошлом комме некоторые места книги своего рода "отравой".
 
Православный христианин
Книга так себе , но обложка душевная. Бульба есть , дрова рядом , воды принёс. и порядок. ;)

Закон божественного совершенства содержится не в Евангелие, а в согласном учении отцов. (из книги)
 
Православный христианин
" Бог – это совершенный ум и свет, которому нет равных, и безусловная любовь
одновременно, поэтому Бог не может никого ни миловать ни
наказывать, ибо нелицеприятен, как внутренне солнце. Бог
всем одинаково даёт только свою любовь и свет сознания, как и
земное солнце, а наказание и милование – это то как сам человек
пользуется этим светом и собственным умом.
Постарайся понять, что милость – это лишь правильное использование света
знания и божественной энергии, а наказание – это неправильное
их использование себе во вред, Бог тут совершенно ни при чём. Ощущение душой и
скорби и благодати – это вовсе не личное присутствие Божье, как думают наивные.
Это совершенно естественное действие духовного закона, как закона движения
в душе божественных энергий."
Чтобы оценить этот отрывок (и потом ответить на вопросы) надо обсудить сначала базовые вопросы этой тематики и первый из них: "Какими Именами в Писании именуется Бог", но на обсуждение потребуется некоторое время. Если интересно, обсудим. Но кратко ответить на предложенные вопросы невозможно.
 
Православный христианин
Чтобы оценить этот отрывок (и потом ответить на вопросы) надо обсудить сначала базовые вопросы этой тематики и первый из них: "Какими Именами в Писании именуется Бог", но на обсуждение потребуется некоторое время. Если интересно, обсудим. Но кратко ответить на предложенные вопросы невозможно.
А при чем тут имена то? Не в именах ведь суть то вопроса. Какими бы они не были-одно дело мыслить что Бог всегда и везде и совсем другое-что Он где то в недосягаемости и будет досягаем только когда умишко свой как нужно настрою. Это 2 хоть и схожих,но все же разных образа мышления, а имена-это уже иная тема. Ну да ладно,мне пока не до обсуждений-и тут уже проблемы начались-при каждом входе выскакивает окошко-некорректный пароль. Приходится по новой через почту пароль вводить тогда впускает,но по выходу все повторяется,написал в поддержку-ответили что это много где с доменами проблема,но у них по моему профилю все норм. Дали ссылку через которую зайти надо,но все это же и повторилось,вот снова перепаролил,но каждый раз так заходить что то обламывает,короч чето приключилось не ладное-старый браузер по ошибке снес,а новый глючит,при чем все, что закачал,а не только 1, оставлю как есть,голову забивать проблемами с инетом-оно того не стоит.
 
Православный христианин
Ареопагит, "о Божественных Именах".

Бог именуется преимущественно Именами, взятыми из Писания.
В силу простоты Бога каждое Имя Бога надо (стараться) благочестиво уравновешивать противоположным.

Например, если Бог есть Свет, то Он в такой же степени есть и (божественный) Мрак, так как (бесконечнократно) выше и того, и другого понятия о Нем. Мы этого обычно не делаем для краткости, не уравновешиваем, но подразумеваем это.

Более современный вариант: если Бог есть Личность, то Он в такой же степени есть и Абсолют, так как выше и того, и другого понятия о Нем.

Переходя на язык автора, Бог милует как личность, и наказывает как абсолют.

Каждому самому предоставляется судить, насколько в этой связи автор этого отрывка прав или не прав.
 
Православный христианин
одно дело мыслить что Бог всегда и везде и совсем другое-что Он где то в недосягаемости
А если Он одновременно в недосягаемости и всегда и везде?
Так что не скажите. Правильные представления о Боге здесь очень даже понадобятся.
 
Православный христианин
А если Он одновременно в недосягаемости и всегда и везде?
Так что не скажите. Правильные представления о Боге здесь очень даже понадобятся.
Ну,это то тоже имеет место Он и так и так может быть одновременно, Он то все таки Бог. Но если брать самого человека-то как ему лучше мыслить то? Бог всегда и везде или Он в недосягаемости? Первый вариант мне думается более удачен,и если вдруг Он по каким то причинам Себя не проявляет-ну потерпи,рано или поздно все равно проявит Себя,главное не разувериться, ну так на это Бог человеку всегда силы дает,даже если и отчаяваться начинает-все равно только временно. И если по каким то причинам Он в данный момент недосягаем-силком не притянешь,а второй вариант именно эту "притяжку " силком и подразумевает.
 
Православный христианин
если брать самого человека-то как ему лучше мыслить то? Бог всегда и везде или Он в недосягаемости?

Я думаю так и мыслить: Бог всегда и везде и Он же в недосягаемости. А как это, это тайна Божественного Домостроительства.
Об этой тайне прп. Максим пишет так:

«…Кто способен в точности понять и высказать, как весь Бог всецело и
нераздельно пребывает во всех сущих общим для всех образом (κοινῶς) и в каждом из
них — по-особому, ни многообразно распростираясь соответственно бесконечному
различию сущих, в которых Он присутствует (ἔνεστιν) как Сущий, ни сжимая в
единую объединяющую всех целокупность (τὴν μίαν πάντων ἑνικὴν ὁλότητα)
[взаимные] различия сущих, но истинно является всем во всех, никогда не выходя за
пределы собственной неделимой простоты?» (1257Β).
 
Православный христианин
Я думаю так и мыслить: Бог всегда и везде и Он же в недосягаемости. А как это, это тайна Божественного Домостроительства.
Об этой тайне прп. Максим пишет так:

«…Кто способен в точности понять и высказать, как весь Бог всецело и
нераздельно пребывает во всех сущих общим для всех образом (κοινῶς) и в каждом из
них — по-особому, ни многообразно распростираясь соответственно бесконечному
различию сущих, в которых Он присутствует (ἔνεστιν) как Сущий, ни сжимая в
единую объединяющую всех целокупность (τὴν μίαν πάντων ἑνικὴν ὁλότητα)
[взаимные] различия сущих, но истинно является всем во всех, никогда не выходя за
пределы собственной неделимой простоты?» (1257Β).
Не вижу тут ничего противоречивого или непонятного для понимания Божественной сущности. Но вот прочитал и вспомнилась одна ну как бы лучше выразится,ну версия что ли того как это Бог всегда и во всем. Вот если взять устройство мира физического и разобрать до мельчайших частиц, вот молекулы они много где,но не везде,атомы или электроны с протонами-они уже почти вообще везде,но тоже еще полностью не везде,а самые наимельчайшие частицы(я не физик,не знаю какие именно самые наимельчайшие),ну допустим какие нибудь кварки-вот они практически везде, абсолютно в любой материи. А Бог Сам в Своей Сущности-нематериален, но при этом и материальным быть может запросто-Христос же воплотился и при чем для Него это дело -да вообще без проблем. То есть если самые наимельчайшие частицы могут быть всегда и везде абсолютно в любой материи то Бог и подавно. Просто частицы они все таки по отдельности каждая,а Бог Он не по отдельности-Он просто везде но при этом -целый и неделимый. Ну не знаю в плане догматики,но вроде бы догматам такая трактовка не противоречит. И для тех кто не претендует на какие то более четкие объяснения Божественной природы и Сущности природу и Сущности-такая трактовка вполне подойдет. Людям простого склада достаточно и этого обьяснения. Как пример вспомнился один простой верующий паренек, я его спросил,а как ты понимаешь слова Отче наш Иже еси на небесех? Он просто сказал- Это Бог Отец живущий там где нет бесов. Я было ему хотел про эту молитву рассказать что то и то значит-но после такого ответа,что то опало желание. Ему для веры и этого понимания вполне достаточно было,и у таких людей вера порой бывает крепче чем у десятка ученых. Ну примерно так же кому то и вышеописанного для объяснения вездеприсутствия Божия хватит. Но,повторю, может я не до конца всю догматику знаю,может и ошибаюсь,но пока нигде не вижу что то такого что шло бы в разрез с догматами Церкви.
 
Православный христианин
Сверху