Иисусова молитва. Практика и опыт.

Москва
Православный христианин
В начале воцерковления начала молиться "Господи, открой забытые грехи", так молилась два года, почти без остановки, стала так бороться с гордыней и другими грехами, сначала с одним, потом с другим, но по факту, сил хватало только лежать в кровати.
Господь открывает человеку его грехи когда человек готов что-то увидеть. Готов раскаяться в содеянном и исправиться.

Цель была, стать святой, уйти в монастырь
К святости человек призван. Но это не должно быть целью. Святые отцы стали святыми не потому что они хотели стать святыми.
На исповедь приносила как раз кипы (тетради) с грехами, то есть, каждый грешок в течение дня расписывала.
Кипы тетрадей как раз и не нужны. Ещё священник Вам такой попался что выслушивал такие длинные исповеди долгое время. Есть генеральные исповеди. Там да, пишут что вспомнят за всю жизнь в тетрадь и исповедуются. Только это другие случаи. Да и бывает такая исповедь раз а может два, в жизни. Когда понадобится генеральная исповедь то священник скажет об этой нужности.
После таких исповедей шли сильнейшие нападки помыслами, я прочитала, что их не надо принимать, и гордилась, что не принимаю, хотя, по сути, себя обманывала, много помыслов плохих напринимала, мысленно фантазировала тоже грехи. В семье святой стать хотела...через силу в страхе нападок таскала эти исповеди, а потом, в ковид не выдержала, пошла дикая агрессия, которую я не выдержпла, поехала в больницу (психиатрическую) и сидела там, закрывая голову руками от страха бесов. Это было несколько лет назад.
Чтобы жить в семье нужно уметь любить...
Около года как батюшка в храме перестал принимать подробные исповеди. И у меня после этого пошло и отвращение к исповеди и страх покаяться (правда, очень страшно именно каяться теперь), и вера стала пропадать, сильно уменьшилась. Этой агрессии своей я настолько боялась, что просто ложилась и лежала, старалась себя контролировать. Сейчас до исповеди никак не дойду, кажется, что она и не помогает или что батюшка не поможет.
Подробные исповеди (подробный рассказ произошедшего) у батюшек нет времени принимать. Исповедую обычно на Всенощной или на Литургии. Не один же человек исповедуется. Поэтому лучше исповедоваться в том за что сердце болит. И кратко. Каюсь, празднословила по телефону, например. Или, каюсь, опять же, например, в осуждении. - Осуждала, мысленно и во время разговора по телефону, и в разговорах с соседями.
На исповеди отпускаются исповеданные грехи. И даётся сила к ним не возвращаться. А батюшка лишь принимает исповедь. Рядом с ним и исповедующимся незримо стоит Господь. Он то и помогает.
Антидепрессанты стала пить по совету родных. Тогда дело дошло до дикой ненависти к себе. На исповедь когда ходила, наверно, не думала о том, что прекратить грешить, а о том, что нужно как можно больше грехов исповедать, сейчас пишу и понимаю, что да, как соревнование было, эти исповеди. Достичь чего-то, найти Бога. И да, как писал выше
Антидепрессанты же, на сколько понимаю, без назначения психотерапевта (психиатра) не выпишут. Вы наверное, послушали совета родных и обратились к врачу.
Желание исповедовать как можно больше грехов, с мыслью что это скорее приблизит к Богу, думаю, имеет место быть среди приходящих в церковь. Только Бог потихонечку открывается человеку. По мере движения к Нему человека. Все грехи всё равно не получится исповедать. Потому что многое за грехи-то не считаем, поэтому не видим в чём исповедоваться.
 
Православный христианин
Господь открывает человеку его грехи когда человек готов что-то увидеть. Готов раскаяться в содеянном и исправиться.
ХОчется исправиться, но не могу.
Святые отцы стали святыми не потому что они хотели стать святыми.
Я Хотела быть хорошей для общества и семьи, это наверно. Любить хотела, а это оказалось сташно. Антидепр сейчас потому что апатия и нет смысла в жизни. Было с Богом такое искреннее живое общение, а сейчас все пропало, я не хочу его потерять, я уже это делала в жизни и больше не хочу. Что вижу в себе, так это свою гордыню и самость. Очень одиноко
 
Православный христианин
О Иисусовой молитве
------------------------------------
Из жития св. Максима Капсокаливита:

"Божественный Григорий Синаит, встретив святаго Максима и беседуя с ним, между прочим спросил его: прошу тебя, отче мой честнейший, скажи мне: держишь ты умную молитву? Тот, поникши немного главою, ответил ему: не хочу скрывать от тебя, честный отче, чуда Пресвятыя Богородицы, которое было со мною. От юности моей имел я великую веру к Госпоже моей Богородице и умолял Ее со слезами, да подаст мне сию благодать умной молитвы. В один день, пришедши в храм, как имел обычай, просил я Ее о сем с безмерною теплотою сердца, и когда потом с любовию целовал святую икону Ея, вдруг ощутил в груди моей и в сердце моем некую особенную теплоту и пламя, изшедшее от святой иконы, которое не жгло меня, а орошало и услаждало, и вносило в душу мою великое умиление. С этого момента, отче мой, сердце мое начало из-внутрь себя говорить молитву, и ум мой услаждается памятованием Господа моего Иисуса Христа и Пресвятыя Владычицы моей Богородицы и всегда пребывает в сем памятовании о них; и с того времени молитва не пресекалась в сердце моем".
----------------------------------
Похожий случай был с прп. Иосифом Исихастом, когда на него снизошла благодать сердечной молитвы от храма на вершине горы Афон.

Признак сердечной молитвы -- исходящее из сердца прохлаждающее пламя:

"вдруг ощутил в груди моей и в сердце моем некую особенную теплоту и пламя, изшедшее от святой иконы, которое не жгло меня, а орошало и услаждало, и вносило в душу мою великое умиление".

Заметим, что отец называет (самодвижную) молитву то молитвой, то (бессловесным) памятованием:

"сердце мое начало из-внутрь себя говорить молитву, и ум мой услаждается памятованием Господа моего Иисуса Христа и Пресвятыя Владычицы моей Богородицы и всегда пребывает в сем памятовании о них; и с того времени молитва не пресекалась в сердце моем".

Но от этого она не перестает быть самодвижной (Источником).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
С точки зрения науки, что такое самодвижная молитва?
Если с точки зрения патрологии, то что-нибудь вроде этого:
"определенный способ бытия Духа в подвижнике, соответствующий стадии созерцания".
Если с точки зрения условно говоря "естественных наук", то что-нибудь вроде:
"поток энергий в умопостигаемом пространстве наподобие источника".
 
Москва
Православный христианин
Хорошо когда есть занятия. Хобби. Если их нет то можно посмотреть какие (компьютор же есть), хобби есть у других людей. что они умеют. Не противоречащие заповедям Божиим, конечно. Цветоводство, вышивка, флористика, чтение святых отцов или классиков, Денискины рассказы почитайте... и т.д. Не знаю какие у Вас интересы. Вы себя лучше знаете.
И получится, как учили святые отцы, помолился, потрудился, отдохнул. Cнова помолился. Потом на службу пошёл. Cо службы пришёл, чай попил. Перед тем или пирог испёк, или в магазине чего к чаю чего купил. Так и время будет идти. И дни проходить. Слава Богу! Не будет одиноко. Уметь организовывать свой досуг - большое дело.

р.s: автору темы- прошу прощение за отступление от темы.
 
Православный христианин
Если с точки зрения условно говоря "естественных наук", то что-нибудь вроде:
"поток энергий в умопостигаемом пространстве наподобие источника".
Не очень понятно.., энергии опять же не совсем научное понятие, хотя можно бы и через них определить, но они и так присутствуют, во всех состояниях, тогда в чем отличие именно при самодвижной молитве. Но лучше в терминах когнитивных знаний, или даже нейрофизиологии, если есть какие-то сопоставления (заметки). С точки зрения психофизики.
 
Православный христианин
Можно ли .самому,без благословения священника .взять себе за правило 33 раза молиться Иисусовой молитвой? Спасибо
На непрестанную молитву есть благословение от апостола. Про 33 раза не знаю. Мое мнение что можно.
 
Православный христианин
Не очень понятно.., энергии опять же не совсем научное понятие, хотя можно бы и через них определить, но они и так присутствуют, во всех состояниях, тогда в чем отличие именно при самодвижной молитве. Но лучше в терминах когнитивных знаний, или даже нейрофизиологии, если есть какие-то сопоставления (заметки). С точки зрения психофизики.
Мое мнение: от психологии надо держаться подальше. Она уместна при лечении болезней, а святоотеческая аскетика это не болезнь. Когда психология берется за не свойственное ей дело и вмешивается в аскетику, это примерно та же ситуация, когда аскетика пытается вмешиваться в психологию и лечить болезни. Каждый должен заниматься своим делом. Психология лечить людей, а аскетика их духовно окормлять.
 
Православный христианин
Мое мнение: от психологии надо держаться подальше. Она уместна при лечении болезней, а святоотеческая аскетика это не болезнь. Когда психология берется за не свойственное ей дело и вмешивается в аскетику, это примерно та же ситуация, когда аскетика пытается вмешиваться в психологию и лечить болезни. Каждый должен заниматься своим делом. Психология лечить людей, а аскетика их духовно окормлять.
Психология с эмоциями вроде разбирается, тут в другом вопрос, соматические факторы и режим работы нервной системы в этом состоянии. Духовности не противоречит, рассмотрение с внешней стороны.

Сравнительно, *внешней, конечно. Ну нет так нет :)
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Не очень понятно.., энергии опять же не совсем научное понятие, хотя можно бы и через них определить, но они и так присутствуют, во всех состояниях, тогда в чем отличие именно при самодвижной молитве. Но лучше в терминах когнитивных знаний, или даже нейрофизиологии, если есть какие-то сопоставления (заметки). С точки зрения психофизики.
чтобы замолчать уму - ты направляешь свое внимание на это,то есть это действие опять же сводиться на переключение внимания на себя. А при вхождении в безмолвие - ум естественно замолкает и внимание всё целиком переключается на благодатное проявление духа Святого. В первом случае, главенствует ум или мозг человека, через собственную волю. Во втором - сердце умолкает по естеству, но позволяет внутреннему движению духа проявлять его волю. Тишина ума или молчание ума, забирает внимание человека, отнимает,отвлекает от истинной цели... Безмолвие же - его дает. Безмолвие - как бы возвращает внимание в сто крат приумножив его, будто у тебя не два глаза, 10 пар... Самодвижная молитва всегда начинается с безмолвия сердца. А за тем оно скорее подпевает тому, кто внутри тебя зовет к Богу.
 
Православный христианин
Тут недавно читал слова Паисия Святогорца, что Божьей Матери молиться легче, чем прямо Богу. И вот почему.
_________________________

– Геронда, Божией Матери мне проще молиться, чем Господу. Может это не совсем благочестиво?

– Я чувствую то же самое. Безмерно почитаю Христа, а потому, обращаясь к Богородице, чувствую большую лёгкость; как дети – даже взрослые парни – с большей смелостью обращаются к матери, нежели к отцу, из-за большого к нему почтения.

Люди, по-настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она принадлежит к человеческому роду.
 
Православный христианин
Люди, по-настоящему благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет, а к Божией Матери обращаются смелее, потому что Она принадлежит к человеческому роду.
Скорее так, что Христос -- Родоначальник рода христиан и Ипостась Св. Троицы, и потому "благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет" как перед Царем даже в присутствии Царицы.
 
Православный христианин
Спасибо, форум да, я вижу, что с годами стал роднее, наверно, единственное место, где могу быть так откровенна в духовности.
Покаяния нет сейчас вообще, обида наверно на человека, кто научил тем исповедям...
А за обидами, там и осуждение, и я боюсь его потому что осуждаю мысленно за тяжелые грехи и Господь дает в них падать.
Елена,я понимаю ваше состояние,сам в похожих был. Однозначно что то советовать наверное не получится,но что то все же напишу. Попробуйте просто пожить обычной человеческой жизнью. Бросьте разного рода "подвиги"в виде долгих молитвенных правил и каких то излишних умственных напряжений в молитве Иисусовой,на данный момент это не только не ваше-это крайне вредно. Оставьте себе молитву Отче наш Богородице,Дево,ну и может пару тройку еще каких что на душу ложатся,ну и несколько молитв Иисусовых. А в обычной повседневной жизни просто старайтесь делать и поступать так как учат заповеди. Вам на землю надо спустится-вы лишнего на себя набрали,ну и как следствие-улет в самомнение и самообольщение. Касаемо множества тетрадей с кучами написанных грехов-ну простите того человека,ну он ведь не зла вам желал-наоборот как лучше хотел и наверное от души желал этого. Ну просто по неопытности неправильно объяснил суть исповеди в деталях,отчего все так и получилось. Я вам скину ссылочку на видео с проповедью-там как раз есть много чего касаемо именно вашего и вопроса и состояния .Это проповедь игумена Никона.

 
Православный христианин
чтобы замолчать уму - ты направляешь свое внимание на это,то есть это действие опять же сводиться на переключение внимания на себя. А при вхождении в безмолвие - ум естественно замолкает и внимание всё целиком переключается на благодатное проявление духа Святого. В первом случае, главенствует ум или мозг человека, через собственную волю. Во втором - сердце умолкает по естеству, но позволяет внутреннему движению духа проявлять его волю. Тишина ума или молчание ума, забирает внимание человека, отнимает,отвлекает от истинной цели... Безмолвие же - его дает. Безмолвие - как бы возвращает внимание в сто крат приумножив его, будто у тебя не два глаза, 10 пар... Самодвижная молитва всегда начинается с безмолвия сердца. А за тем оно скорее подпевает тому, кто внутри тебя зовет к Богу.
Спасибо. Выражаясь научно, пока не переступить порог сенсорной депривации, поддержка внимания будет с усилием.
это действие опять же сводиться на переключение внимания на себя
Есть один момент, кажется, в этом переходе от *тишины* к *безмолвию*. При переключении внмании на себя, отсечение должно производиться не только от внешних раздражителей, но и от внутренних, говоря научно. Здесь уже нет какого-то определенного приема, но может помочь осведомленность об этой двойной особенности, чтобы правильно настроиться. Попробовал сформулировать научным языком.
 
Православный христианин
Скорее так, что Христос -- Родоначальник рода христиан и Ипостась Св. Троицы, и потому "благочестивые и почитающие Христа, приходят перед Ним в трепет" как перед Царем даже в присутствии Царицы.
Продолжая научные параллели, Христа объять сложнее умом, как сложную идею, тогда можно прибегать к более простым, подводящим.
 
Православный христианин
Мое мнение: от психологии надо держаться подальше. Она уместна при лечении болезней, а святоотеческая аскетика это не болезнь.
Я всего лишь уточню терминологию(да вы и сами этот вопрос терминологии ставили,только тема другая была),а то уже несколько раз термин "психология"применяете не к месту. Психология и психиатрия-это не одно и то же-это 2 разные вещи. Психология не лечит вообще ничего,она только корректирует восприятие тех или иных вопросов жизни и поведение человека за счет изменения образа мышления. А вот психиатрия именно лечит. И психиатрия относится к разделам медицины,а психология-нет. И вот если проводить параллели с аскетикой, то именно аскетика,а так же изменение мышления и восприятие жизни с точки зрения Православного вероисповедания и будет относится к вопросам психологии,только психологии христианской а не мирской. Мирские психологи хоть и могут что то,но дальше мирских целей это не идет. Кстати православные психологи то же есть,при чем довольно успешные в своем деле,более того- абсолютно все Св. Отцы-это именно психологи и есть. В вашем случае-если вы имели психологию мирскую,то вы правы,просто слово "лечение болезней"тогда будет неуместно. Касаемо же психиатрии, чтоб была более понятна разница, приведу просто пару примеров. Олигофрения, болезни Паркинсона,Альцгеймера,органические поражения головного мозга и тп.(их масса-все не перечислить)-это именно заболевания из раздела психиатрии и неврологии,что то медикаментозно лечится полностью,что то только ослабляет течение болезни. А вот такое понятие как кризис среднего возраста или синдром хронической усталости-это уже не заболевания и вот они уже относятся к вопросам психологии.
 
Православный христианин
И про кризис среднего возраста вы правильно написали и про состояние вражды...только оно в семье много лет. И с моей стороны тоже, поэтому и убежала в духовность. Так как же примириться со всеми? Есть у отца Саввы Остапенко молитва, может ее читать? Я начала и все ухудшилось. Может и правда, причина во враждебном отношении к близким?

Схиигумен Савва советовал «одержимым злою силой» (гнев, раздражительность, осуждение) читать канон Кресту и целовать свой крестик с Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, освети мя светом Креста Твоего, удали от меня эту нечистую силу, которая меня мучает». И этот свет проникнет в совесть, сердце, душу, характер и вытеснит злую силу – одержимость, и, по неотступности, через 2–3 месяца самый одержимый человек может стать здоровым. Так как человек может стать одержимым вследствие того, что он осуждает других, то ему нужно начать отставать от этой привычки. Здесь помощь окажет молитва от неприязни, которую советовал читать упомянутый старец. Он говорил, что за своего обидчика надо целовать крестик и молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне любить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Если тот, к кому испытывается неприязнь, не был крещен, то слова «спаси меня его святыми молитвами» не говорятся. До тех пор пока сердце не освободится от неприязни, оно не ощутит покоя. Человеку не удастся освободиться от навязчивых демонических внушений и состояний. Они могут проявлять не только, как беснование, но и как чувства сильнейшей ненависти и нечеловеческой гордости.
 
Православный христианин
И про кризис среднего возраста вы правильно написали и про состояние вражды...только оно в семье много лет. И с моей стороны тоже, поэтому и убежала в духовность. Так как же примириться со всеми? Есть у отца Саввы Остапенко молитва, может ее читать? Я начала и все ухудшилось. Может и правда, причина во враждебном отношении к близким?

Схиигумен Савва советовал «одержимым злою силой» (гнев, раздражительность, осуждение) читать канон Кресту и целовать свой крестик с Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, освети мя светом Креста Твоего, удали от меня эту нечистую силу, которая меня мучает». И этот свет проникнет в совесть, сердце, душу, характер и вытеснит злую силу – одержимость, и, по неотступности, через 2–3 месяца самый одержимый человек может стать здоровым. Так как человек может стать одержимым вследствие того, что он осуждает других, то ему нужно начать отставать от этой привычки. Здесь помощь окажет молитва от неприязни, которую советовал читать упомянутый старец. Он говорил, что за своего обидчика надо целовать крестик и молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне любить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». Если тот, к кому испытывается неприязнь, не был крещен, то слова «спаси меня его святыми молитвами» не говорятся. До тех пор пока сердце не освободится от неприязни, оно не ощутит покоя. Человеку не удастся освободиться от навязчивых демонических внушений и состояний. Они могут проявлять не только, как беснование, но и как чувства сильнейшей ненависти и нечеловеческой гордости.
Елена,мне кажется вы несколько или не разделяете некоторые моменты или же все смешиваете в одно. Одержимость злой силой бывает разная(я не имею ввиду крайние проявления типа бесноватости я о других степенях). Если человек ни с кем не враждует, при мыслях о том или другом человеке ничего против них не имеет,т.е. теоретически он всем желал бы мира и добра. Но при реальных встречах иногда вдруг резко,как бы из ниоткуда на него нападает и раздражительность и гнев и т.п. чуть ли не до драки,какое то время человек еще внутренне распаляется,прокручивает все вновь и вновь и тут уже доходит до осуждения. Но по прошествии всего он успокоившись понимает что конфликт и яйца выеденного не стоил,просто поддался некоему порыву, а сейчас мог бы даже и прощения попросить просто человека этого уже рядом нет. Это один вид "одержимости". Но бывает так что человек доброжелателен бывает только когда его не задевают,и если с кем либо приходится встречаться в повседневной жизни,то поведение других его устраивает только в том случае,если другой человек все делает в рамках к которым привык первый. Если же что то не по его-то сразу же возникает конфликт-не важно как,только мысленно- внутренне, или и вовне переходит. Простой пример-в семье приготовление обеда на вас,но в ваше отсутствие готовит кто то другой,у обоих получается вкусно. Вы пришли домой раньше положенного и увидели как другой варит борщ,варит правильно,но не по вашему-это вам не нравится,не потому что неправильно,а потому что НЕ ПО ВАШЕМУ. Или же пылесосит или моет полы, в результате- пол, кто бы его не мыл, будет чистым,но если другой это делает не так как вы,то это тоже раздражает. Или же наоборот-вас всегда кто то в чем либо упрекает,либо поучает чем сильно раздражает. Может быть не совсем удачные примеры привел,их массу можно и других привести-вы главное суть уловите. Если такие конфликты происходят часто,то они через какое то время переходят в стойкую неприязнь со всеми вытекающими-злоба, осуждение и т.п. Это уже несколько иной вид "одержимости". В первом случае достаточно будет покаяния пред Богом за невоздержность и молитв об избавлении от этого(ну есть и еще средства не буду все перечислять,главное суть поймите). А вот во втором случае одного только внутреннего покаяния и молитв мало. Тут нужно и само свое поведение пересматривать и менять. Вот на какой почве у вас возникла и возникает неприязнь к какому либо человеку?( это не нужно описывать, внутри для себя просто рассмотрите).Ну вот всяко же это не выходит за рамки вероисповедания,это возможно какие то разногласия во взглядах на вопросы повседневной жизни-друзья,работа,быт,досуг,расходы и т.п. Да вы и сами причину наверное давно знаете. Ну так что вам мешает переменить свое поведение так что бы и других не раздражать и самой раздражение сдерживать? Ведь это в вашей власти то. Но если вы так себя не захотите переменить,то без вашего участия одна молитва тут хоть и действенна, но слабже чем если б вы еще и делом пытались как то все исправить. Вспомнилось одно изречение Св. Антония Великого,вот нашел-"""Пришли однажды какие-то братия к святому Антонию и говорят ему: «Дай нам наставление, как спастись». Старец отвечал им: «Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас». Но они сказали: «Мы и от тебя, отец, хотим что-нибудь услышать». Тогда старец сказал им: «В Евангелии сказано: аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую (Мф. 5:39)». Они говорят ему: «Мы не можем сего сделать». Старец сказал: «Если вы не можете подставить другой, то по крайней мере переносите удары в одну». «И этого не можем», – отвечали те. «Если и этого не можете, – сказал старец, – по крайней мере, не платите ударом за удар». Братия сказали: «И сего не можем». Тогда святой Антоний сказал ученику своему: «Приготовь им немного варева: они больны. Если вы одного не можете, а другого не хотите, то что я вам сделаю? Нужно молиться (им самим или другим о них), чтобы пробудился в них дух ревности – нравственная энергия» (Дост. сказ. 19).""" Вот и вам нужно так же перестроить свое поведение,не в прямом смысле щеки подставлять,а хотя бы делать все так, как хотят ваши домочадцы,если не выходит,то хотя бы терпеть то что вас в них не устраивает,если и это не выходит,то хотя бы не отвечать грубостью на грубость. Если не получается выполнить два первых условия,то последнее всегда в вашей власти,иначе получится так-этого не могу,а того не хочу. Ну и конечно и молится обязательно нужно и просить у Бога помощи во всем этом-если все будете делать искренне,пусть не сразу но поможет Бог. А какие молитвы именно читать-ну читайте те что в комме привели,но касаемо обидчика-да просто молитесь за него,без всяких добавлений типа - спаси его св. молитвами- не факт что он вообще молится. Длинный получился комм,хватило бы только выдержки из жития Св. Антония,да пяток предложений от себя,но как написал так написал.Помоги вам, Господи.
 
Сверху