Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Ст. Ефрем Катунакский:
"Бог хочет от нас чистого сердца, чтобы мы отдали его только Ему. Бог не хочет компании в нашем сердце. Он хочет править в нем один".
"Нет ничего больше и величественнее, чем чистое сердце. Ведь чистое сердце становится престолом Самого Бога. А что может быть славнее, чем престол Бога? Ну конечно, ничего. Сам Бог говорит о чистых сердцем: «Вселюсь в них, и буду ходить в них , и буду их Богом, и они будут Моим народом». (2 Кор.6, 16)" (из Жития святителя Нектария Эгинского).

А как это "сердце становится престолом" и каким образом будет это вселение?
--------------------------
Прп. Каллист Ангеликуд. На слова: «Распростер крылья свои, принял их и понес их на спине своей»

75. Осмысли же, придя в умное чувство, все то, что я тебе теперь говорю. И совершенно точно знай, что, изумившись [пришествию к тебе Духа Святого], ты исполнишься духовной радостью, или, право же, божественным наслаждением. Ибо изрек Святой Дух через Давида: «Сидящий на Херувимах, явись», и еще: «Зрящий бездны, сидящий на Херувимах», и еще: «Взошел на Херувимов».
А что [ты скажешь, если Он «восходит»] и на верных? Это несравненно более изумительно, многократно превосходя только что названное! Ведь Бог не просто «восходит», как «птица крыльями покрывает птенцов своих», оживотворяя, согревая и сохраняя нас и дивным образом доставляя нам великое утешение. Но — о изумление, [сопровождающее] божественную любовь! Бог принимает нас на Себя! Он делает Себя для нас, от избытка беспредельной любви, словно новозданной колесницей, превышающей всякую мысль. Он хранит нас надежнейше и переносит неизреченным образом к несказанным надмирным сокровищам наднебесной жизни.
------------------------------
 
Православный христианин
Святитель Игнатий (Брянчанинов):

"С помыслами никогда не должно рассуждать. Может враг представить много логического, неопровержимого, склонить наш ум к принятию лукавых... помыслов, замаскированных личиной добродетелей и благочестия. Пробным камнем помыслов для тебя да будет твое сердце. Как бы ни благовиден был помысл, но если отнимает «мир» у сердца, тонко приводит к нарушению «любви с ближними» – он вражеский. Не спорь с ним, не рассуждай, а то уловит и заставит вкусить от запрещенного дерева; вооружайся скорее против него, гони прочь от себя оружиями духовными: «славословием Бога», «благодарением Бога», «преданием себя Его воле», «укорением и осуждением себя», «молитвой»".
 
Православный христианин
не рассуждай, а то уловит и заставит вкусить от запрещенного дерева; вооружайся скорее против него, гони прочь от себя оружиями духовными: «славословием Бога», «благодарением Бога», «преданием себя Его воле», «укорением и осуждением себя», «молитвой»".
Или, напротив, внимание и правильное рассуждение, особенно внимание к переходам,, держать в памяти состояние при молитве и наблюдать непрерывно, сразу отлавливать моменты когда начинается отступление.
Новолуния и полнолуния даже влияют сильно на некоторых людей, можно весь контроль потерять, вчера новолуние было вроде.
 
Православный христианин
О помыслах

С помыслами никогда не должно рассуждать

Я бы даже сказал, не надо давать им и приближаться. Мир сердца святых источается созерцаниями, у нас же сердце, если оно в порядке, просто пребывает в мире, и приближение прилога сердце, скорее, чувствует, чем видит, издалека. По ощущению смущения в сердце, а затем и скорби, видит приближающийся прилог. И не только видит, но слышит, что замышляют враги.

Прилог -- это что-то вроде обрывка речи, или образа, или текста, приближающегося к сердцу с разных сторон. И пока он не превратился в полноценный диалог, его надо уничтожить противоречием, разбить о камень молитвы. Или просто не обращать на него внимания, как это делают святые, пребывающие в источающихся из сердца созерцаниях, обжигающих прилоги и не дающих им приблизиться к сердцу.

Это тоже одно из всеоружий Божиих, о которых пишет свт. Игнатий, но применимо это оружие только тогда, когда в сердце установится мир.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
На тему о сердце. Продолжение
--------------------------------------
Есть физическое сердце, а есть духовное. Вход в духовное сердце расположен где-то в районе физического. Почему так устроено -- это одна из тайн творения. Если говорить простым языком (и неточно), то духовное сердце -- это некоторое (бесконечномерное гильбертово) пространство. Как пишет один аскет: "чем больше подвижник входит в него, тем большее пространство открывается перед ним". А еще можно сказать, что духовное сердце -- это часть Небесного Царства. Зеркало, в котором отражается духовный мир. Символ, но в смысле реального символизма, когда в образе присутствует сам первообраз. А также это "земля обетованная" для подвижника, которую он должен возделывать, и из которой "течет мед и млеко"... В общем многое можно сказать о духовном сердце, но в целом это тайна, которая лишь частично описывается символически и не видима для обычных чувств, и открывается только духовным. Сердечная молитва (постепенно) открывает его устройство и тем самым приводит подвижника к созерцанию. И не только к созерцанию духовного мира, но и бытию в нем.

Говоря околонаучным языком, духовное сердце образует в районе около физического сердца некое подпространство. Оно ни в коем случае не совпадает с физическим сердцем, хотя и пересекается с ним. Область пересечения называется дверью. Духовное сердце намного больше физического, но открывается постепенно. В отличие от 4-х размерного физического пространства оно бесконечномерно. В математическом смысле напоминает гильбертово пространство волновых функций. Но надо понимать, что все такого рода описания не точны и являются не более чем отдаленными аналогиями.
----------------------------------------
 
Переславль Залесский
Православный христианин
На тему о сердце. Продолжение
--------------------------------------
Есть физическое сердце, а есть духовное. Вход в духовное сердце расположен где-то в районе физического. Почему так устроено -- это одна из тайн творения. Если говорить простым языком (и неточно), то духовное сердце -- это некоторое (бесконечномерное гильбертово) пространство. Как пишет один аскет: "чем больше подвижник входит в него, тем большее пространство открывается перед ним". А еще можно сказать, что духовное сердце -- это часть Небесного Царства. Зеркало, в котором отражается духовный мир. Символ, но в смысле реального символизма, когда в образе присутствует сам первообраз. А также это "земля обетованная" для подвижника, которую он должен возделывать, и из которой "течет мед и млеко"... В общем многое можно сказать о духовном сердце, но в целом это тайна, которая лишь частично описывается символически и не видима для обычных чувств, и открывается только духовным. Сердечная молитва (постепенно) открывает его устройство и тем самым приводит подвижника к созерцанию. И не только к созерцанию духовного мира, но и бытию в нем.

Говоря околонаучным языком, духовное сердце образует в районе около физического сердца некое подпространство. Оно ни в коем случае не совпадает с физическим сердцем, хотя и пересекается с ним. Область пересечения называется дверью. Духовное сердце намного больше физического, но открывается постепенно. В отличие от 4-х размерного физического пространства оно бесконечномерно. В математическом смысле напоминает гильбертово пространство волновых функций. Но надо понимать, что все такого рода описания не точны и являются не более чем отдаленными аналогиями.
----------------------------------------
Сердечное место скорее похоже по строению на строение черной дыры, где пространство имеет совершенно иной объем и движение, а вход в него - это и есть, сердце наше. Мы вылазеем, как бы из собственного пузыря, во внешнее пространство, перерождаясь и выходя на свет, где границы перестают иметь значение...Где энергии текут не внутри пузыря, а вокруг него распространяясь в бесконечность.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
В мире духовном все в гармонии, и все дела направлены ко благу. По тому и благоденствует тот мир. И ни что это не изменит.
Бытие управляется или точнее направляется Божественными Логосами. Это как река, по которой плывут лодки. Лодки могут плыть к берегу, по своему желанию, или плыть даже против течения... но все будет происходить в русле реки. Пока они в русле реки, они находятся в воле Божьей. А вот сходить на берег, им нельзя. Тогда неизбежно, путники в лодке погибнут. Потому как, на берегу их ждут множество хищников. Образ понятен? Таких рек множество в жизни человека. Святые их воспринимали нитями света, потому могли безошибочно сказать о воле Божьей. Насколько человек находиться в русле реки жизни и на сколько он послушен Богу. Чем больше человек послушается Господу и исполняет заповеди по сердцу, тем больше этих нитей имеет. Но даже одна нить , может дать шанс на спасение. И святые радовались этому, что что-то человек делает по Божьему.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В продолжение. О повторяемости молитвы
молитва в силу удобопреклонности души ко греху не действует... постоянно, иногда промыслительно усиливает свое действие, иногда ослабляет, но никогда не прекращается.
То есть прекращается на некоторое время, но вновь начинается. И когда начинается, то кажется, что уже более никогда не прекратится. А когда отступает на время, то кажется что очень надолго:)
Таково, наверно, свойство молитвы. Она начинается самопроизвольно и промыслительно на время прекращается. И никто не может установить ей пределы.
 
Православный христианин
Никто не может установить ей пределы, но можно угасить невниманием к ней. И потому ап. Павел пишет об этой молитве Духа: "Непрестанно молитесь" и "Духа не угашайте".
"Непрестанно молитесь" -- это не заповедь о непрестанном повторении слов молитвы (хотя и это, наверно, тоже), а заповедь о стяжании духовной самодвижной молитвы, которая течет самопроизвольно, но которую, тем не менее, можно угасить невниманием к ней.
 
Православный христианин
У кого-нибудь есть собственный опыт Иисусовой молитвы, какой срок вы молились и какие изменения стали в себе замечать. Какие молитвенные навыки появились. Спасибо.
Опыт есть. Изменения есть.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Администратор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я не открывал ни одной ссылки,мне просто по одним названиям уже понятно про что там. У меня просто вопрос-а вы с какой целью их здесь выложили?
Просьба жаловаться на такие сообщения, как у некоего "Пана" чтобы модераторы могли вовремя отреагировать на подобный "экстремизм"
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
+++о непрестанной самодвижной трудовой молитве

Серия: Русский Афон XIX–XX веков ТОМ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ Афонское Добротолюбие о безмолвии и молитве Издание Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне, 2015
-----------------------------------------
«1-я, деятельная — общеупотребительная, состоящая из чтения положенных церковных молитв или молитвы художественной Иисусовой (если тебя нет на службе, то повторяешь означенную молитву за службу необходимое количество раз); 2-я, трудовая — которая должна совершаться со вниманием и трезвением; 3-я, непрестанная — самодвижная, от принуждения непрестанно трезвиться она прививается; 4-я, умозрительная — бывает от великого безмолвия и мира и глубокой трезвенности; 5-я, созерцательная молитва — бывает, когда ум достигнет места сердечного, где, возненавидев злые помыслы, будет разбивать их о камень, т. е. Христа Иисуса, и ум будет восходить на созерцание тварей, в радости сердца своего познает и Бога, тогда открывается и любовь ко всему окружающему его; 6-я, духовная молитва — творится сама собой в сердце...»
----------------------------------------
«3-я, непрестанная — самодвижная, от принуждения непрестанно трезвиться она прививается» — по описанию («от принуждения… прививается») видно, что это молитва трудовая и, вместе с тем, «самодвижная». Из описания я и взял название этой стадии: «трудовая самодвижная молитва». Она, разумеется, сильно отличается от той, что «творится сама собой в сердце» (см. внизу цитаты).
 
Православный христианин
«3-я, непрестанная — самодвижная, от принуждения непрестанно трезвиться она прививается» — по описанию («от принуждения… прививается») видно, что это молитва трудовая и, вместе с тем, «самодвижная». Из описания я и взял название этой стадии: «трудовая самодвижная молитва». Она, разумеется, сильно отличается от той, что «творится сама собой в сердце» (см. внизу цитаты).
Ну вот немного понятнее теперь что за "трудовая самодвижная", по более общей классификации, наверное просто "умная". Технически не очень сложно достигается, я даже прихожу к выводу что и большое кол-во повторений не ключевой фактор, а как замечено *непрестанно трезвиться* важнее. Тут было ранее высказано сомнение, что можно без самодвижной стадии внимательную молитву держать и умственной деятельностью заниматься, но это вполне реально, если из молитвы производить дело (работу, чтение, и тп), то бишь ИМ замещает привычное самоосознавание, и как бы она делом управляет, поэтому никакого раздвоения внимания нет, и это не автоматическое. Если почаще так молиться с делом, думаю можно настоящую самодвижную в более быстрые сроки стяжать. Предоположительно именно эта техника способствует.
 
Православный христианин
Ну вот немного понятнее теперь что за "трудовая самодвижная"...

Тут главное, на мой взгляд, в этом отрывке, в переходе от 3-й стадии к 6-й. В неявном указании как это нужно делать.

3-я, непрестанная — самодвижная, от принуждения непрестанно трезвиться она прививается; 4-я, умозрительная — бывает от великого безмолвия и мира и глубокой трезвенности; 5-я, созерцательная молитва — бывает, когда ум достигнет места сердечного, где, возненавидев злые помыслы, будет разбивать их о камень, т. е. Христа Иисуса, и ум будет восходить на созерцание тварей, в радости сердца своего познает и Бога, тогда открывается и любовь ко всему окружающему его; 6-я, духовная молитва — творится сама собой в сердце..

Прививается трудовая молитва, она стучит в двери сердца, и наконец, она, по мановению Божию, переходит в умозрительную стадию. То есть ум начинает кое-что зреть внутри сердца, зрение становится духовным, и наступает в нем великое безмолвие и мир. Открывается в сердце как бы вход в него, раздвигаются пространственные границы, ум достигает созерцательной стадии и видит в этих границах умопостигающих тварей и умопостигаемое нетварное, все то, что наполняет духовный мир. Злые же помыслы, приходящие издалека и со стороны, отгоняет, разбивая их о камень невидимого пока еще присутствия Иисуса Христа. Это утро, Солнце правды пока еще не взошло. Наконец, восходит Солнце правды, подвижник в радости сердца своего познает Бога, и ему открывается любовь к Нему и ко всему окружающему. И духовная молитва творится сама собой в сердце... Подвижник достигает духовной стадии, то есть стадии видения и непосредственного общения с Богом.

На 3-й стадии нужно, на мой взгляд, искать источник безмолвия, исходящий из глубины сердца.
 
Православный христианин
Прочитал такую цитату Св. Феофана Затворника: "– Сие святейшее таинство, сие всепобедительное орудие, паче же Христос, сущий в сем таинстве, может быть действенно приемлемо двояким образом: во-первых, таинственно – в таинстве Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, то есть сокрушением, исповедью, очищением чрез епитимию и потребным пощением; во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце. Первое может иметь место столь часто, сколько это возможно по обстоятельствам внешним, внутреннему состоянию и по усмотрению духовного отца; а второе – каждое мгновение, так что тебе можно всегда иметь в руках сие всемощное оружие и ограждаться им от врагов непрестанно. Внемли же сему и Св. Христовых Тайн причащайся как можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего; мысленно же и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно"

Я так понимаю таинственное принятие - это, собственно, таинство Евхаристии.
А что значит "духовно и мысленно в душе и сердце"? Интуитивно я понимаю, что имеется в виду некая непрестанная в сердце произносимая молитва с памятью Божьей, будь то иисусова молитва, утр.-веч. молитвенные правила, акафисты, каноны и другие молитвословы. То есть нужно, что бы мы причащались не только таинственно в таинстве Евхаристии, но совместили его с причащением духовным; что бы не сразу бежали на всякого рода дела после таинства Евхаристии, но сколько нибудь после него воспользовались силой этого таинства и помолились Богу дома разными молитвословиями и почитали Писание, Псалмы.

Вот, как пишет Преп. Исихий:

– Когда мы, недостойные, сподобимся со страхом и трепетом причаститься Божественных и Пречистых Тайн Христа Бога и Царя нашего, тогда наиболее покажем трезвения, хранения ума и строгого внимания, да огнь сей Божественный, то есть Тело Господа нашего Иисуса Христа, потребит грехи наши и наши большие и малые скверны. Ибо, входя в нас, оно тотчас прогоняет из сердца лукавых духов злобы и отпущает нам прежде бывшие грехи; и ум наш тогда оставляется свободным от беспокойной докучливости лукавых помыслов. Если после сего, стоя у дверей сердца, будем тщательно сохранять ум свой, то, когда опять будем сподобляться Святых Тайн, Божественное Тело более и более будет просвещать ум наш и делать его блестящим, подобно звезде.
 
Православный христианин
сие всепобедительное орудие, паче же Христос, сущий в сем таинстве, может быть действенно приемлемо двояким образом:... во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце.
А что значит "духовно и мысленно в душе и сердце"? Интуитивно я понимаю, что имеется в виду некая непрестанная в сердце произносимая молитва с памятью Божьей

Я думаю, что не только непрестанная молитва с памятью Божией, но и вместе с памятью Божией Сам Христос тогда приемлется в сердце и "духовно и мысленно", как точно выразился отец. Мысленно в виде умопостигаемого образа, и духовно -- под видом того же образа, соединенного с действием Духа, подающего причастнику обожение. Простой умопостигаемый образ подается памятью Божией, соединенной с молитвой, и это то, что еще можно достичь собственными усилиями при содействии благодати.

Если говорить проще, надо молиться и памятовать Бога (в том числе и) с целью достижения простого умопостигаемого образа. Так как ум чем проще, тем более вмещает, и будучи простым, может вместить Самого Бога ("Блаженны нищие духом..."). Молясь таким образом, ум достигает мирного устроения, соединяющего небо и землю. И через это сподобляется действия Духа в сердце, подающего обожение и вход в Небесное Царство. Вместо простого умопостигаемого образа Христос является подвижнику Сам, вводя его в Царствие Божие.

Это и значит, на мой взгляд, что Сам Христос тогда приемлется в сердце и "духовно и мысленно". И не только приемлется, но и приемлет.
 
Православный христианин
Вот на ту же тему, но более сложно.

Триады 1 3 3:
"Свет знания, конечно, никто не назовет умным и духовным97, а божественный свет является и умным, когда действует, и умопостигаемым, когда созерцается нашим умом через умное чувство; и он же, входя в разумные души, освобождает их от случайного незнания98, приводя их от многих правдоподобий к единому и цельному знанию".

Что значит "божественный свет является умным"? То и значит, что он мыслит, это мыслящий Свет, живой и говорящий. Бог -- это Мышление, Ум -- одно из Имен Божиих (см. Ареопагит). Он непостижим. Но когда созерцается нашим умом, Он становится ради нас умопостигаемым, оставаясь непостижимым.
И никто не скажет при этом что нетварное созерцается тварным, так как созерцается (не тварное или нетварное, а) умопостигаемое.

Впрочем, читаю сейчас статью, в которой именно это и утверждается, со ссылкой на эту цитату.
 
Православный христианин
В Писании есть очень утешительная цитата, которую теперь всегда вспоминаю, когда найдёт линь на молитву или уныние: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7)

Этим Господь стимулирует нас на иисусову молитву, которая является ничем иным, как покаяние грешника. Другие молитвы так же нужны, как то прославляющие Бога, благодарственные, просительные, а эта молитва вся - покаяние

И ещё очень утешительные вчера прочитал слова у Св. Ефрема Сирина:

"– Покаяние – праздник Богу, ибо Евангелие говорит, что Бог радуется более о едином грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках (Лк. 15, 7).

– Покаяние, творя праздник Богу, призывает и небо на пир. Ангелы радуются, когда покаяние приглашает их на вечерю. Все небесные чины торжествуют, возбуждаемые к веселью покаянием.

– Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра"
________________________________


Когда на земле наступает праздник, то в тот один день все празднуют и веселятся. А покаяние грешника является непрекращающимся днём празднования о нём на небе. Разве это не утешительно? А если мы с покаянием и плоды покаяния приносим и, восхищая наказание Божье, сами наказываем себя за грехи, то бывает великое Бога к нам благоволение.

Преп. Исаак Сирин

"– Некто был спрошен: что есть покаяние? И ответил: оставление прежнего и печаль о нем, также – сердце сокрушенное и смиренное.

– Когда человек, памятуя прежние грехи свои, наказывает себя, тогда Бог благоволительно взирает на него. Бог радуется, что за уклонение от пути Его сам человек наложил наказание, что служит знаком покаяния. И чем более принуждает душе своей, тем более приумножается Богом благоволение к нему"
 
Православный христианин
Одна из двух главных тайн Домостроительства -- тайна милости Божией, явившейся нам в Воплощении Иисуса, а значит и тайна Иисусовой молитвы.
 
Сверху