На тему о Евхаристии. Из старых записей
+++Например, наверное были (я не знаю точно, но предполагаю) подвижники - отшельники, столпники, которые никогда не приходили не то что в приходские храмы, но даже и в монастырские, скитские. Наверное, они причащались каким-то недоведомым нам образом. Может быть Литургию им служили ангелы. Как думаете? где-то в житиях это встречается по-моему.
...А некоторые, чтобы не нарушать своего безмолвия, пытались не приходить к причащению, но их заставляли. Насколько я помню, у преп. Серафима возник по этому поводу конфликт с его монастырским начальством. Братия стала соблазняться его долгим не причащением, и ему пришлось, по указанию своего игумена, оставить, в конце концов, свою пустынь и переселиться обратно в монастырь, в затвор (где Дары ему приносили в келью).
Дамаскин пишет о "духовном" причащении в будущем веке: "Образами же будущего (хлеб и вино) называются не в том смысле, будто они не суть поистине тело и кровь Христова, но потому, что теперь мы приобщаемся Божества Христа через них, а тогда будем приобщаться духовно, — через одно только лицезрение" (ТИПВ 4, 13).
Надо полагать, что (некоторые) святые уже в этом веке жили как в будущем и могли причащаться духовно.
В книге Никодима Святогорца "О частом причащении" на возражение, мол, пустынники редко причащаются, написано в том духе, что для таковых правил не существует.
Смысл причастия заключается в том, что сделаться "телом Христа и причастником Его Божества" (Дамаскин) через Его видимое, ощутимое вселение в нас. Если подвижник видит, что "живет в его сердце Христос", и через причастие Его Божества и его тело ощутимым образом делается телом Христа, и это состояние в нем постоянно действующее, то ему, по-видимому, нет нужды причащаться образами (см. выше Дамаскин), если в нем присутствует Сам Первообраз.