Понятно, что понятия "ближе" и "дальше" здесь условные. Вот почему делатель сердечной молитвы на просьбу показать, где находится сердечный вход, ткнет пальцем в левую половину груди и скажет: "Примерно здесь", когда умом пребывает вне сердца. Но когда сердечная молитва действует, он точно знает откуда она исходит, пребывая умом в обоих мирах, в чувственном мире сердца извне него и в умопостигаемом внутри. Понятия "ближе" и "дальше" здесь условные...
Показать точно он все равно не сможет, но уже по другой причине. Потому что он находится внутри.
Евгений по первому вопросу вот скопировал что читал то, это проповеди иеромонаха Сергия (Ситикова) из ВК «Всякий христианин пусть занимается своим делом, а во время работы дома, или на пути куда-нибудь, пусть читает тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И в этом да будет все твое внимание и обучение. С призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святый Дух, источник всех благ, и Он управит тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте» (Житие старца Серафима). Да и многие святые отцы давали те же наставления всем – и инокам, и людям мирским. Ибо заповедь о «бодрствовании», то есть о непрестанной молитве, дана Господом Спасителем не только близким ученикам, но и всем верующим в Него. Многие же из чувства ложного смирения почитают себя недостойными заниматься сей молитвой, говоря, что это занятие более приличествует людям святым. Но это понятие превратное, неправильное, погрешительное. Блаженной памяти старец схимонах Василий Поляномерульский, весьма опытный делатель «умной молитвы», так и говорит: «Многие, не зная опытно «умного делания», погрешительно судят, что «умное делание» принадлежит одним бесстрастным и святым мужам». Иные же боятся приступать к сему труду, страшась впасть в прелесть от сей молитвы. Эта боязнь основана на духовном невежестве. И если строже рассматривать эту боязнь, то это уже и есть прелесть. Да разве это не прелесть, разве это не обольщение, разве это не повреждение душевное – считать молитвенное призывание святого и спасительного имени Божия опасным для себя? Что может быть пагубнее такого самообольщения! Это наиболее утонченная и наиболее душевредная форма прелести. От сей молитвы никто и никогда не повреждался и не впадал в прелесть. Впадали в прелесть и повреждались душевно не от «умного делания», а от неразумного, от безумного, гордостного устремления ума к высоким состояниям, не свойственным человеку, пребывающему в страстях __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________По второму вопросу-суть понимаю,но на словах как то тяжело описать,не в плане что это не понятно,а просто не очень красноречив и мысль иногда просто сформулировать правильно не получается,у кого другого может и запросто получилось бы,а у меня с этим проблемы... Но,как то на днях читал про Богооставленность и вспомнился случай,лет 15 назад было. Очень сильно разжигался внутри злобными мыслями об одном человеке. В какой то момент прямо резко из ниоткуда в душе появилось такое чувство тоски,да такой что ой ой.На внешнем это особо не отразилось,но внутри было нечто страшное. По силе ощущений чуть ли не телесно чувствовал,но это не телесная боль,например язва желудка знают как болит,но это было не то. Почему про желудок упомянул-потомучто эта тоска где то в районе желудка и чувствовалась,отвлекаясь просто дополню что в то время я когда в уединении молился-слезы текли градом,но только все было безрезультатно. Вот на том моменте я прочухал что такое наказание за злобу и что такое Богооставленность("И не будет Избавляющего","там будет ПЛАЧ и скрежет зубов"). К чему пишу-да думаю в какой области тела эту тоску чувствовал-вот это место духовного сердца и есть,в благодатных состояниях примерно то же место,но точно не описать,область груди на уровне желудка,но правее или левее не помню уже,как то специально не отмечал,ничего не могу сказать-просто не помню уже,но на будущее надо будет зафиксировать,хотя это и не суть важно-главное что есть,а где не очень то и важно.