Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Вот ваш ключик. Не надо много правил. Что то одно даже, но возьмите благословение и строго выполняйте его. В благословении будет ваше семя в деле послушания, а за ним и смирение. По себе знаю: 50 поклонов в послушании тяжелее бывало сделать, чем без него 1000...
Но в этом и кроется проявления твердости намерения своего в сторону Бога. Поймите. вы себя обкрадываете. Молитва может приносить куда больше радости и даже порой житейских плодов, Господь печься о вас будет. То есть - Его рука будет всегда видна в вашей жизни, что приносит неизреченную радость на сердце.
Вот теперь вижу-понят правильно,более того,полностью согласен,даже и 50 поклонов,благословленных священником на тот или иной срок,и то с борьбой придется делать-что нибудь всегда мешать да будет. На исповедь пойду когда заодно и этот вопрос решим.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот теперь вижу-понят правильно,более того,полностью согласен,даже и 50 поклонов,благословленных священником на тот или иной срок,и то с борьбой придется делать-что нибудь всегда мешать да будет. На исповедь пойду когда заодно и этот вопрос решим.
Послушание в деле молитвы, очень большое подспорье, когда молишься не самочинно, а по правилу которое тебе дал духовник. По послушанию делать куда сложнее, даже более простые вещи. Отец Павел,(Пасечник)дал мне как-то послушание,читать правило утреннее и вечернее в конкретное время с конкретным количеством поклонов. Их было куда меньше, чем я раньше делал... "Две недели читай,потом приходи". Это было что-то. Мне казалось, что я мешки с цементом таскаю и поднимаю и кладу. Ломка была большая. Как так??? Послушание шло на перекор с моим внутренним стремлением...то есть, не было смирения. Через две неделе случилось чудо, вИдение утром в 4 часа Богородицы. После этого отношение к молитве стало иным. Во мне будто что-то сломалось или точнее появилась брешь,через которую я получаю силы для молитвы. Понимаю, что это скорее всего по его молитвам все случилось.
 
Православный христианин
Послушание в деле молитвы, очень большое подспорье, когда молишься не самочинно, а по правилу которое тебе дал духовник. По послушанию делать куда сложнее, даже более простые вещи. Отец Павел,(Пасечник)дал мне как-то послушание,читать правило утреннее и вечернее в конкретное время с конкретным количеством поклонов. Их было куда меньше, чем я раньше делал... "Две недели читай,потом приходи". Это было что-то. Мне казалось, что я мешки с цементом таскаю и поднимаю и кладу. Ломка была большая. Как так??? Послушание шло на перекор с моим внутренним стремлением...то есть, не было смирения. Через две неделе случилось чудо, вИдение утром в 4 часа Богородицы. После этого отношение к молитве стало иным. Во мне будто что-то сломалось или точнее появилась брешь,через которую я получаю силы для молитвы. Понимаю, что это скорее всего по его молитвам все случилось.
Вот ведь то же много раз читал о похожих случаях,да и наставлений по этой теме то же много читал,но сам что то ни разу так не пробовал,а надо бы,учту на будущее.
 
Православный христианин
Вопрос: "Обязательно ли что бы исполнять ежедневно то или иное молитвенное правило, скажем: богородичное, или пяточисленное, или 100 иисусовых молитв, нужно благословение. Некоторые говорят, что без благословения точно впадёшь в прелесть"

Отвечает Иеромонах Макарий Маркиш: "См. об этом "Многие говорят...", http://www.convent.mrezha.ru/_text/qnaBull.htm#38 " :)

"Личная молитва предоставлена _личному_ благоусмотрению каждого, включая музыкальную составляющую (когда читают молитвы нараспев, как приведу внизу примеры): «Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его… Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею» - свт. Феофан Затворник".

А благословение - оно хоть и предполагается, как для смирения, но порабощает благословению, так что если уж взял благословение, то исполняй. Лучше же, как говорят Святые, взять ориентировочное число, какое сам должен себе определить, которое не было бы слишком малым и не вызывало излишнюю усталость и так понемногу добавляй, как чувствуешь, как благодать даст. Можно просто попросить благословение на молитву вообще без числа: "благословите меня на молитву иисусову". Опытных духовников, как я выше писал, в иисусовой молитве сейчас не отыщешь, а у непрактиков что спрашивать? Есть у нас творения Святых для научения этому делу. Но лучше уделять внимание, как учили старцы более близкие к нам по времени, наиболее актуальные. К примеру ранее я приводил слова Паисия Святогорца, что в иисусовой молитве не нужно искать никаких дарований, а только что бы было с покаянием, что бы мы исправно жили, без этих стремлений к сердечным, самодвижным и т.д. Будет покаяние со смирением - Бог даст в своё время. Нам об этом думать не стоит.



Вопрос: "Обязательно ли что бы исполнять ежедневно то или иное молитвенное правило, скажем: богородичное, или пяточисленное, или 100 иисусовых молитв, нужно благословение. Некоторые говорят, что без благословения точно впадёшь в прелесть"

Отвечает Иеромонах Макарий Маркиш: "См. об этом "Многие говорят...", http://www.convent.mrezha.ru/_text/qnaBull.htm#38 " :)

"Личная молитва предоставлена _личному_ благоусмотрению каждого, включая музыкальную составляющую (когда читают молитвы нараспев, как приведу внизу примеры): «Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его… Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею» - свт. Феофан Затворник".

А благословение - оно хоть и предполагается, как для смирения, но порабощает благословению, так что если уж взял благословение, то исполняй. Лучше же, как говорят Святые, взять ориентировочное число, какое сам должен себе определить, которое не было бы слишком малым и не вызывало излишнюю усталость и так понемногу добавляй, как чувствуешь, как благодать даст. Можно просто попросить благословение на молитву вообще без числа: "благословите меня на молитву иисусову". Опытных духовников, как я выше писал, в иисусовой молитве сейчас не отыщешь, а у непрактиков что спрашивать? Есть у нас творения Святых для научения этому делу. Но лучше уделять внимание, как учили старцы более близкие к нам по времени, наиболее актуальные. К примеру ранее я приводил слова Паисия Святогорца, что в иисусовой молитве не нужно искать никаких дарований, а только что бы было с покаянием, что бы мы исправно жили, без этих стремлений к сердечным, самодвижным и т.д. Будет покаяние со смирением - Бог даст в своё время. Нам об этом думать не стоит.


Вообще первый раз вижу чтоб Иисусову молитву распевом пели,но я правда и не интересовался специально,просто думал что ее вообще не поют. Но все равно немножко не мое-у меня ритм чтения чуть быстрее,перестраиваться тяжело будет. По Богородице-так везде по разному,у меня то же несколько ритм другой. А так на распев я частенько ирмосы пою,гласов то хоть и 8,но мне 6 всех больше нравится,да и привык к нему,а любой ирмос любым гласом петь и можно,главное наизусть помнить,а само содержание в них то же ни чуть не слабже чем и в обычных молитвах из правил.
 
Православный христианин
Вообще первый раз вижу чтоб Иисусову молитву распевом пели,но я правда и не интересовался специально,просто думал что ее вообще не поют. Но все равно немножко не мое-у меня ритм чтения чуть быстрее,перестраиваться тяжело будет. По Богородице-так везде по разному,у меня то же несколько ритм другой. А так на распев я частенько ирмосы пою,гласов то хоть и 8,но мне 6 всех больше нравится,да и привык к нему,а любой ирмос любым гласом петь и можно,главное наизусть помнить,а само содержание в них то же ни чуть не слабже чем и в обычных молитвах из правил.
Дело в том, что нараспев читать легче. У Давида все псалмы пелись под игру на музыкальных инструментах. Почему? Потому что тогда не сошёл ещё Дух Святой, хотя благодать некая была, но не такая, как в новозаветное время - потому и пели под музыкальные инструменты. А сейчас они не требуются. Бывает, что и в церквях уж очень концертно исполняют богослужебные тексты. На Афоне, слышал, это не особо одобряют у нас, говоря в укор нам: "Что вы там из служб за концерты устроили". Пение должно быть более лёгким, если уж оно есть. А у нас бывает, как закричат, как завопят во всю глотку, что аж в дрожь иногда бросает. Впрочем не всегда. Видно кто-то у нас в церкви сказал, что так нельзя на службах петь. А кроме того в некоторых церквях перед причастием вместо специальных канонических молитв читают мирские песни. Это тоже многими осуждается, но так уж захотел правящий. Однако лучше, если можно, искать храмы, где такого нет.

Впрочем, мы отступили от темы.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Дело в том, что нараспев читать легче. У Давида все псалмы пелись под игру на музыкальных инструментах. Почему? Потому что тогда не сошёл ещё Дух Святой, хотя благодать некая была, но не такая, как в новозаветное время - потому и пели под музыкальные инструменты. А сейчас они не требуются. Бывае
Вообще то, псалтырь, - это и есть инструмент, практика пения в Ветхом Завете уходит далеко в древность, но в Новозаветной Церкви, эта практика была прекращена в Восточных Церквях, по причине того, что флейты и кифары обычно звучали во время языческих жертвоприношений, поэтому христиане решительно не желали использовать эти языческие музыкальные инструменты в богослужении.
Климент Александрийский писал: «Кто участие принимает в хороводах, плясках, египетском битье в ладили и тому подобном неприличном и легкомысленном препровождении времени, тот скоро доходит и до больших неприличий и разнузданности» (отрывок из «Педагога»)
А у нас бывает, как закричат, как завопят во всю глотку, что аж в дрожь иногда бросает. Впрочем не всегда. Видно кто-то у нас в церкви сказал, что так нельзя на службах петь.
Не знаю, откуда такое пренебрежение к пению? Насчет излишней артистичности, да, согласен, но в остальном, наши хоры поют, уподобляясь ангельскому пению.
А псалмы лучше всего петь. Очень полезно и развивает правильное произношение и понимание текста. Наверное, все поют на службе 50 псалом, иногда очень красиво поется 33 псалом и многие другие. Это наша православная очень красивая традиция, которая особенно хорошо звучит в правильно построенном храме. Пение всегда составляло необходимую принадлежность Церковного Богослужения, как в ветхом, так и в новом завете. По примеру Церкви Небесной, в которой тмы тем Ангелов предстоят окрест престола Господа славы и немолчно воспевают трисвятую песнь Триединому Богу и воинствующая Церковь на земле совершает свое Богослужение посредством чтения и пения.
 
Православный христианин
Вообще то, псалтырь, - это и есть инструмент, практика пения в Ветхом Завете уходит далеко в древность, но в Новозаветной Церкви, эта практика была прекращена в Восточных Церквях, по причине того, что флейты и кифары обычно звучали во время языческих жертвоприношений, поэтому христиане решительно не желали использовать эти языческие музыкальные инструменты в богослужении.
Климент Александрийский писал: «Кто участие принимает в хороводах, плясках, египетском битье в ладили и тому подобном неприличном и легкомысленном препровождении времени, тот скоро доходит и до больших неприличий и разнузданности» (отрывок из «Педагога»)

Не знаю, откуда такое пренебрежение к пению? Насчет излишней артистичности, да, согласен, но в остальном, наши хоры поют, уподобляясь ангельскому пению.
А псалмы лучше всего петь. Очень полезно и развивает правильное произношение и понимание текста. Наверное, все поют на службе 50 псалом, иногда очень красиво поется 33 псалом и многие другие. Это наша православная очень красивая традиция, которая особенно хорошо звучит в правильно построенном храме. Пение всегда составляло необходимую принадлежность Церковного Богослужения, как в ветхом, так и в новом завете. По примеру Церкви Небесной, в которой тмы тем Ангелов предстоят окрест престола Господа славы и немолчно воспевают трисвятую песнь Триединому Богу и воинствующая Церковь на земле совершает свое Богослужение посредством чтения и пения.
Полностью согласен,да и вообще муз инструменты тут ни при чем,распевы из 8 гласов это просто определенные ритмы чтения тех или иных молитв,псалмов ирмосов и т.д.даже символ веры и тот пропевается,а не читается,ну может где в храмах и переусердствуют,не знаю,у нас все очень спокойно и умиротворяюще.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Полностью согласен,да и вообще муз инструменты тут ни при чем,распевы из 8 гласов это просто определенные ритмы чтения тех или иных молитв,псалмов ирмосов и т.д.даже символ веры и тот пропевается,а не читается,ну может где в храмах и переусердствуют,не знаю,у нас все очень спокойно и умиротворяюще.
Это, да....
Как -то перед причастием, в Казанском соборе, одна прихожанка запела "Царица моя преблагая...." и голос ее моментально распространился на весь храм и все прихожане за ней подхватили слова молитвы; а она пела, не напрягаясь, прислонившись к колоне, сложив руки на груди, голос чистейший, ангельский..... И все вместе, объединились в этом пение, объединившись в едином прошении к Пресвятой нашей Заступницы.
 
Православный христианин
духовное сердце -- это некоторое ... пространство. Как пишет один аскет: "чем больше подвижник входит в него, тем большее пространство открывается перед ним".
Вероятно, это парафраз на Макария Великого о небесных обителях: "входишь в одну дверь, а перед тобой открываются еще сто".
 
Крещён в Православии
У меня есть вопрос не по теме, но который логично задавать людям, собирающимся в таких темах.
Придумал одну аналогию(которая, впрочем, может мне не пригодится).
В ней содержится мысль, что даже если бы человек превратился(как в сказках) в кота, он не смог бы одновременно оставаться вполне человеком.
Хотя в сказках возможно, когда человек стал котом полностью сохраняя сознание, "органом" самого познание является сердце, а сердце после превращения в кота кошачье.
И тут у меня возник вопрос, а дейстительно ли это "физическое сердце", вдруг я что-то не так понял(никогда особо не было интересно), вдруг речь о каком-то "духовном аналоге" физического сердце.
Не знаю, насколько сейчас медицина продвинулась в пересадке сердца, возможно ли воаще полностью(ни оставив ни одной клеточки) заменить сердце человека на сердце животного, то есть не знаю, есть ли реальный опыт.
Но в сказке, когда человек стал котом, такой опыт имеется, отсюда и вопрос, сердце, про которое вы тут говорите, это физический орган, или не физический но не может быть без физического органа, или это прото "психическое сердце", вполне себе гипотетически может быть и при отсутсвии физического органа?
Когда то показывали по ТВ, человек ждал пересадки сердца и вместо него был чемодан насос который он носил с собой несколько месяцев. Это духовное сердце.
 
Крещён в Православии
ключевой ответ в слове ПРИДУМАЛ. Пока есть такие фантазии - истина будет пребывать в другом месте...Потому как ум будет занят этой мечтой.
А о том, насколько "духовное сердце" нуждается/зависит/нерасширяется без телесного сердца что скажете?
В общем многое можно сказать о духовном сердце, но в целом это тайна,
Если бы я разговаривал с атеистами материалистами, у которых орган познания мозг, то спросил бы у исследователей мозга, может ли кошачий мозг "заменить" человеческий. И они, отвечая мне, конечно бы рассказали многое о нейросетях мозга человека и кота.

Но меня интересеут познание в рамках православного мировозрения, где отрган познания - сердце а не мозг.
Вы много сказали о том что такое духовное сердце но без связи с телесным орагном сердце.
А меня интересует именно в связи с телесным органом. Потому что в моем примере(для пояснения совсем других вещей) человек вокошачивается. Подобно как для атеиста был бы вопрос, может ли мозг кота "думать" мысли человека, может ли не человеческое сердце вмещать человеческое "духовное сердце"?
Мне казалось, что не может.
Что называемое "духовным сердцем" идентично телесному органу.
Но я сомневаюсь.
Никогда не думал о роли телесного органа.

Поэтому и спрашиваю у Вас, как то, что Вы знаете о сердце мне может помочь быть уверенными(ну, или отказаться от ложной мысли, если окажется, что духовное сердце отдельно, телесный орган отдельно, просто "звучат слова одинаково").

Практики то такой ни у кого нет
Это да, такая практика невозможна)))

Когда то показывали по ТВ, человек ждал пересадки сердца и вместо него был чемодан насос который он носил с собой несколько месяцев. Это духовное сердце.
Мне бы пригодилась ссылка на подробности, медицинские (все ли сердце отсутсовало) и персональные (запись как он выглядит, как он разговаривает, кто он).
 
Православный христианин
Символ, но в смысле реального символизма, когда в образе присутствует сам первообраз. А также это "земля обетованная" для подвижника, которую он должен возделывать, и из которой "течет мед и млеко"...

Свт. Григорий Богослов:
----------------------------------------------------------------
«Что для чувственных солнце, то для мысленных (духовных) Бог. Он будет и будущий век, и невечерний день, и царство небесное, и брачный чертог, и земля кротких, и божественный рай, и Царь, и Послужитель, как Сам сказал: блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им» (Лк.12:37).
----------------------------------------------------------------

В мире духовной сердечной молитвы Бог Сам становится для подвижников и Царством Небесным, и землей обетованной, и медом и млеком, и Сам для них источает сладость меда, истекающую из сердца, и Сам послужит им. А умная молитва является образом этой сладости, но образом, который носит энергии первообраза.
 
Крещён в Православии
Свт. Григорий Богослов:
----------------------------------------------------------------
«Что для чувственных солнце, то для мысленных (духовных) Бог. Он будет и будущий век, и невечерний день, и царство небесное, и брачный чертог, и земля кротких, и божественный рай, и Царь, и Послужитель, как Сам сказал: блажени раби тии, ихже пришед Господь обрящет бдящих. Аминь, глаголю вам, яко препояшется и посадит их и приступив послужит им» (Лк.12:37).
----------------------------------------------------------------

В мире духовной сердечной молитвы Бог Сам становится для подвижников и Царством Небесным, и землей обетованной, и медом и млеком, и Сам для них источает сладость меда, истекающую из сердца, и Сам послужит им. А умная молитва является образом этой сладости, но образом, который носит энергии первообраза.
Соль(нота), соль(пищевая добавка) - это омонимы, ничего общего кроме звучания.
Я уже понял Ваше мнение, духовное и физическое сердце, конечно, не омонимы, так как первое где-то в области второго, откуда и соименность, но все таки это разное, по своему смыслу, то есть Бог создал одно для одного, другое для другого(кровь качать и все, например), и первое никак не пользуется вторым.
Спасибо.
Жаль, конечно, что это мнение никак не аргументировано, но я думаю, будет польза и просто от мнения без аргументации, для меня.
Если все что Вы пишите как-то Вашу мысль аргументирует, то я не понимаю как, не откажусь от пояснений, если есть желание.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
А о том, насколько "духовное сердце" нуждается/зависит/нерасширяется без телесного сердца что скажете?
как таковое не нуждается, потому как духовное сердце - это скорее место обитания души. Умирая душа продолжает жить, осознавать, чувствовать. Границы души, ее "размер" определяется силой сострадания и любви к ближним.
 
Православный христианин
Зеркало, в котором отражается духовный мир
О зеркале у сирийцев:
«Бог... открывается малому числу тех, которые устремляют взоры внутрь себя и сами себя делают зеркалом, в котором бывает видим Невидимый. Он привлекает их неизреченными сияниями, проистекающими от Его изумительной красоты...: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”».
 
Крещён в Православии
как таковое не нуждается, потому как духовное сердце - это скорее место обитания души. Умирая душа продолжает жить, осознавать, чувствовать. Границы души, ее "размер" определяется силой сострадания и любви к ближним.
Как мнение - понятно.
Видимо поскольку рассуждение(рассудок) прям сильно сильно нуждается в мозге, я и был уверен, что орган познания - телесный орган сердце, хорошо что возникли сомнения/подозрения, наверн откажусь от аналогии. Не принцииально.
Как аргументация, знаете ли, по такой логике коль душа не умирает со смертью тела, то тело и вовсе не нужно душе. Факт временной разлуки души и тела никак не доказывает независимость "духовного сердца" от "телесного сердца".
Но мне не особо принципиально, если это "разные органы", то и ладно, поверю на слово. Легко обойду этот момент.
Спсибо за участие.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Как мнение - понятно.
Видимо поскольку рассуждение(рассудок) прям сильно сильно нуждается в мозге, я и был уверен, что орган познания - телесный орган сердце, хорошо что возникли сомнения/подозрения, наверн откажусь от аналогии. Не принцииально.
Как аргументация, знаете ли, по такой логике коль душа не умирает со смертью тела, то тело и вовсе не нужно душе. Факт временной разлуки души и тела никак не доказывает независимость "духовного сердца" от "телесного сердца".
Но мне не особо принципиально, если это "разные органы", то и ладно, поверю на слово. Легко обойду этот момент.
Спсибо за участие.
в духовном сердце останется навык ума, его способность направлять внимание... а где-то и способность с замиранием внимания помнить о дыхании или стуку сердца физического, которое похоронят с телом физическим... духовное сердце все помнит.
 
Православный христианин
что такое духовное сердце но без связи с телесным орагном сердце.
А меня интересует именно в связи с телесным органом.
По Сердцу очень специфическая заморочка христианства имхо, особенно нашего православного исихазма. "Источник", как тут называют, находится везде ,,, апокриф Фомы, изначальное высказываение Христа: "Царствие небесное внутри нас и снаружи нас",,,,
Если брать внутри тела, то опять же в любой точке есть "зеркало", везде отражение общего сознания со своей спецификой обсуловленной особенностями психофизики, как смотреть на одно и то же в разноцветных очках, спецэффекты разные, суть одна. В сердце эмоциональная сфера, что особо отвечает христианской специфике. - в этом связь "духовного Сердца" и физического. В других традициях могут использоваться другие области. Останется два вопроса, один скорее физиологический - о психических переживаниях в различных областях тела, и другой - что есть сознание вообще, и "что" именно в нас позволяет все это созерцать.
 
Православный христианин
На мой взгляд, духовное сердце - это место освещаемое сокровищем сердца, такая вот как будто тавтология.
Когда тело умирает, духу не в чем вновь проявиться, а душе неоткуда воспринять новые впечатления, и остаётся им только возобновление уже имеющегося.
Плотское сердце как-то связано с духовным, иначе бы оно не замирало и не кувыркалось, ни от ужасов, ни от радости, по любому всё земное как-то образы небесного.
Сознание, возможно, отблеск зеркала. )
 
Сверху