Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Господь наказал за безразличие к ближнему. Надо было сразу молиться о нем, ужаснуться его состоянием. Молились ли вы о нем после? Скорее всего нет, потому и помысел хульный был этот принят.
Понимаете, мы в грязной обуви пытаемся зайти в чистый дом, не обращая внимания на то, что обувь наша грязная. Такие хульные помыслы обличают наше состояние сердца.
Потому и говорю, что прежде благодари Бога за откровение о себе, потом и спрашивай исцеления. Не пускают в дом, смирись...не достоин значит.
Вадим,а ведь точно,при чем даже и мыслей таких не было,если бы были, то молился бы, а если б молился,то запомнил.Но я на тот момент молился только за единоверцев,за неверующих очень редко. Но сама мысль такой связки интересна,я как то так ни разу не связывал,приму к сведению,спасибо.
 
Православный христианин
Возможно, афонские отцы лучше нас знали, стоит или не стоит, поэтому и систематизировали. Но Ваше мнение по этому вопросу я тоже услышал и принял к сведению.
Скажем так - систематизация здесь просто является попыткой описать процесс молитвенного роста не потому что оно того стоит, для назидания, или для того что бы человек видел, где он находится, а для чего-то иного, возможно для укрепления ревности. Большинство Святых об этой системе вообще не знали и не говорили, а просто росли и всё. Именно нам эти системы особо ни к чему. Наше дело только труд молитвы. Вот я о чём.

Паисий Святогорец говорил о молитве просто: "
Для творения непрестанной молитвы, если хочешь, используй простой способ, если ты сам человек простой и можешь не понять действительный смысл писаний отцов-исихастов «Добротолюбия» и впасть в прелесть. Ибо некоторые, к несчастью, не ставят своей целью совлечение с себя ветхого человека, покаяние, смирение и не пользуются аскезой как вспомогательным средством для освящения души, чтобы глубоко почувствовать свою греховность, ощутить великую нужду в милости Божией и чтобы со сладкой болью произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», но начинают с сухой аскезы и стремятся к божественным наслаждениям и свету, постоянно умножая количество четок и в помыслах представляя себя святыми от математического подсчета прочитанных четок. Они, само собой разумеется, сооружают себе скамейку точно по сантиметрам, и все остальное, то есть склонение головы и дыхание, у них точно такое, о каком пишут святые Каллисты и Григории в «Добротолюбии», тогда как это всего лишь вспомогательные средства. После этого они начинают думать, что находятся уже почти рядом со святыми, и непрерывно молятся по четкам. Как только они начинают верить, что стали святыми, приходит лукавый (враг) и ставит перед ними «телевизор», а затем следуют внушенные врагом пророчества и т.д.

Поэтому, брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств – и вообще никаких дарований, но только покаяния. Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей.

Эти вещи очень простые, и нет причин их усложнять.
Следуя этому, мы будем ощущать молитву как потребность и будем произносить ее часто, и наше сердце будет ощущать сладостную боль, произнося молитву, и Сам Христос будет источать в нашем сердце Свое сладкое утешение."

Ко всему прочему система эта такова, что иной получает от Господа сердечную молитву через год, а иному через 10, 20, 30 лет. О чём это говорит? Система для нас не имеет никакого принципиального значения. Бог не подчиняется системе, которую составили люди, а в своё время подаёт что хочет по своей премудрости . Вот, о чём говорит и Св. Феофан Затворник: "Система производится такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Если кто не делает себе правилом Иисусову молитву то может молиться ей сколько раз у него в день получится. Стремясь, как учили святые отцы, ко вниманию к словам молитвы. О чём и говорил Схиигумен Гавриил:



Если кто хочет молиться Иисусовой молитвой как правилом то берут на это благословение у священника. Перед этим держать пост (в меру своих сил) и просят у Господа чтобы Он послал священника делателя этой молитвы. В том смысле, что искреннего, хоть и молодого священника, стемящегося жить по заповедям Божиим и идущего по пути делания Иисусовой молитвы. И тогда уже, cо священником решать все вопросы о своей мере ( правиле? когда, как и сколько) по отношению к Иисусовой молитве.

Схиигумен Гавриил ( его слова выше. смысл в его словах был не про фасолины и камушки) упомянул о разных путях приобретения молитвы. Но ни он, ни кто-то из святых отцов, не говорять об Иисусовой молитве как о цели. Все святые отцы говорили и писали что нельзя делать Иисусову молитву целью. Она средство приближающее молящегося к Богу. Поэтому нельзя игнорировать слова, в частности, игумена Никона Воробьёва ( всё святые отцы учили этому), о внутреннем делании:

Некоторое количество раз уже об этом писала в темах об Иисусовой молитве. При делании Иисусовой молитвы важно послушание, делание заповедей Божиих. Если не принимать волю Божию, а она в заповедях, то о какой молитве Иисусовой можно рассуждать? Важны, в такой же степени, как и делание заповедей, так же - Исповедь, Причастие, контроль за своими помыслами, исповедование их духовнику. Важно, о чём и говорил игумен Никон Воровьёв, выше, и всё святые об этом говорили, и нужно, принятие посылаемых скобрей и болезней, если таковые посылаются.
Нельзя разговаривая об Иисусовой молитве игнорировать это. Нельзя и неправильно.
Сегодня перед входом были некоторые вопросы по сердечной Иисусовой молитве,потому что немного запутался,просто думал как правильно сформулировать вопрос,но войдя на сайт и почитав этот и другие коммы и ответы нашел,так что можно и не спрашивать,спасибо.
 
Православный христианин
В итоге схема выглядит (с учетом более полного описания стадий из 14 т.) так.
-------------------------
"Лестница" (степени восхождения в молитвенном делании):
-------------------------
1-я деятельная молитва (повторение)
2-я трудовая молитва (внимание и трезвение ума, принуждение)
3-я умная молитва (внимание к помыслам, безмолвие и мир)
---1-3 пункты -- стадия делания по Евагрию

4-я умно-зрительная, сердечная молитва (предочищение ума и сердца, приводящее к созерцанию)
5-я созерцательная молитва
---4, 5 -- стадия созерцания по Евагрию, пункты характеризуются достижением сердечной области , созерцанием, радостью и любовью, себя же видит грешным и прескверным

6-я духовная молитва (исступленное горение сердца, духовный восторг и радование, высшая степень христианской жизни)
7-я умно-сердечная молитва (свобода от помыслов, празднование покоя)
8-я восхитительная молитва (о ней "нелепо и говорить").
----------------------
Пп. 1-3 мы все знаем достаточно хорошо.
П. 4 - об этом имеют представление не все и недостаточно. Связано это с тем, что для спасения, в принципе, достаточно и делания заповедей, то есть стадии делания. Но чтобы увидеть Бога в будущей жизни, надо увидеть Его и в этой (прп. Симеон), то есть достичь п. 4, стадии созерцания. Не будем сейчас останавливаться на разнице между двумя этими состояниями подробно, но она есть. Кроме того, надо родиться от Духа, чтобы достичь стадии 4, а это случается опять же не со всеми христианами. Это тоже отдельная тема. В итоге не все достигают п. 4, то есть сердечной молитвы, но не всем это и нужно.

Каков же признак сердечной молитвы, который описывают все ее достигающие, если кратко.

"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд". "Главы о Рае", 16).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп. Каллист Ангеликуд". "Главы о Рае, 16).

Наверно, множество христиан сейчас скажет: как же мы можем видеть Духа, это для нас очень высоко. Но вот что говорит об этом прп. Серафим в "Беседе".
--------------------------------------
"-Батюшка,-сказал я,-вот вы все изволите говорить о стяжании благодати
Духа Святого, как о цели христианской жизни; но как же и где я могу ее видеть?
Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать,
со мной Он или нет?
--------------------------------------
-Мы в настоящее время,-так отвечал старец,-по нашей почти всеобщей
холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по
невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и
общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе
удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова
Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит:
И виде Адам Господа, ходящего в раи, или когда читаем у апостола Павла:
идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух
Божий иде с нами. Неоднократно и в других местах Священного Писания
говорится о явлении Бога человекам.
Вот некоторые и говорят, "эти места непонятны: неужели люди так очевидно
могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание
оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и,
под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется
неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в
обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось
странным. Так Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал
им: "Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех
моих?" То есть как-де я могу хулить Бога, когда Дух Святый со мной пребывает?
Если бы я хулил Бога, то Дух Святый отступил бы от меня, а вот я и дыхание Его
ощущаю в ноздрех моих. Таким точно образом говорится и про Авраама и про
Иакова, что они видели Господа и беседовали с Ним, а Иаков даже и боролся с
Ним. Моисей видел Бога и весь народ с ним, когда он сподобился приять от Бога
скрижали закона на горе Синае. Столб облачный и огненный, или, что то же,-
явная благодать Духа Святого, служили путеводителями народу Божию в
пустыне. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели, и не в
мечтании, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве.
Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и
выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том
смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не
допускаем ей, по гордости ума нашего, вселиться в души наши и потому не
имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем
сердцем алчущих и жаждущих правды Божией".
---------------------------------
 
Москва
Православный христианин
Сегодня перед входом были некоторые вопросы по сердечной Иисусовой молитве,потому что немного запутался,просто думал как правильно сформулировать вопрос,но войдя на сайт и почитав этот и другие коммы и ответы нашел,так что можно и не спрашивать,спасибо.
Не спорю, форум может быть полезным. Только в том, что касается личного делания - лучше советоваться со священником. Если
есть искреннее желание делания, то - Бог пошлёт священника с которым можно будет советоваться. Если Бога попросить об этом. Правда, может не сразу. Так учат святые отцы.
Не люблю писать о себе, но иногда пишу. Как и сейчас, напишу. Когда мы только с мужем приходили в церковь нам священник сказал: Мы (он не только про себя говорил) должны видеть как вы идёте к Богу. Т.е. опытные священники могут многое понять и
по простому разговору c пасомым или c просто приехавшим в паломническую поездку, по многим вещам могут понять и услышать ... что с человеком.

Другие священники, в процессе исповеди, на протяжении церковной жизни пасомого, по его исповедям, видят что с ним. Если что будет нужно сказать ему, то они скажут. Вразумят, поправят. Причём, как святые отцы говорят, что по вере вопрошающего (пасомого; какие у него будут вопросы), через священника на все вопросы ему ответит Бог. В доступной для него форме.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не спорю, форум может быть полезным. Только в том, что касается личного делания - лучше советоваться со священником. Если
есть искреннее желание делания, то - Бог пошлёт священника с которым можно будет советоваться. Если Бога попросить об этом. Правда, может не сразу. Так учат святые отцы.
Не люблю писать о себе, но иногда пишу. Как и сейчас, напишу. Когда мы только с мужем приходили в церковь нам священник сказал: Мы (он не только про себя говорил) должны видеть как вы идёте к Богу. Т.е. опытные священники могут многое понять и
по простому разговору c пасомым или c просто приехавшим в паломническую поездку, по многим вещам могут понять и услышать ... что с человеком.

Другие священники, в процессе исповеди, на протяжении церковной жизни пасомого, по его исповедям, видят что с ним. Если что будет нужно сказать ему, то они скажут. Вразумят, поправят. Причём, как святые отцы говорят, что по вере вопрошающего (пасомого; какие у него будут вопросы), через священника на все вопросы ему ответит Бог. В доступной для него форме.

Не спорю, форум может быть полезным. Только в том, что касается личного делания - лучше советоваться со священником. Если
есть искреннее желание делания, то - Бог пошлёт священника с которым можно будет советоваться. Если Бога попросить об этом. Правда, может не сразу. Так учат святые отцы.
Не люблю писать о себе, но иногда пишу. Как и сейчас, напишу. Когда мы только с мужем приходили в церковь нам священник сказал: Мы (он не только про себя говорил) должны видеть как вы идёте к Богу. Т.е. опытные священники могут многое понять и
по простому разговору c пасомым или c просто приехавшим в паломническую поездку, по многим вещам могут понять и услышать ... что с человеком.

Другие священники, в процессе исповеди, на протяжении церковной жизни пасомого, по его исповедям, видят что с ним. Если что будет нужно сказать ему, то они скажут. Вразумят, поправят. Причём, как святые отцы говорят, что по вере вопрошающего (пасомого; какие у него будут вопросы), через священника на все вопросы ему ответит Бог. В доступной для него форме.
С вопросами к священнику понятно,есть священник у которого постоянно исповедовался,знакомы лет 15. Беда в том,что не очень то прислушиваюсь. Он говорит,что у меня слишком много самомнения,но я все равно на своем стою. Может просто не могу верно донести мысль,может действительно нет четкого взаимопонимания,не знаю,но искать другого что то желанием не горю. По крайней мере он хотя бы меня по исповеди знает. А касаемо вопросов на форуме,тут священник и не нужен был,я ж написал-вопросы то появились,просто не знал как сформулировать,зашел на сайт-а там уже и ответы есть,можно и не спрашивать. Но если конкретно,то это вопросы именно по сердечной Иисусовой молитве. Выше приведенные коммы(например степени делания)относятся же к непрестанной молитве то,а я ее не практикую,давно отказался от такого делания-не вытягиваю потому что. Но почитав,несколько запутался и молитва что была пошла наперекосяк,вот вопросы то и появились,зашел,а вот они и ответы. В общем то мне вполне хватает и того,что написал мне Евгений на 64 стр. Непрестанная мне лишняя будет(по крайней мере на данный момент),а без нее и сердечной не стяжать,ну значит и не нужно пока. Я творю Иисусову какое то количество в день,меня это вполне устраивает,более того-в этом то бы устоять,какие уж там непрестанные:)
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
С вопросами к священнику понятно,есть священник у которого постоянно исповедовался,знакомы лет 15. Беда в том,что не очень то прислушиваюсь. Он говорит,что у меня слишком много самомнения,но я все равно на своем стою. Может просто не могу верно донести мысль,может действительно нет четкого взаимопонимания,не знаю,но искать другого что то желанием не горю. По крайней мере он хотя бы меня по исповеди знает. А касаемо вопросов на форуме,тут священник и не нужен был,я ж написал-вопросы то появились,просто не знал как сформулировать,зашел на сайт-а там уже и ответы есть,можно и не спрашивать. Но если конкретно,то это вопросы именно по сердечной Иисусовой молитве. Выше приведенные коммы(например степени делания)относятся же к непрестанной молитве то,а я ее не практикую,давно отказался от такого делания-не вытягиваю потому что. Но почитав,несколько запутался и молитва что была пошла наперекосяк,вот вопросы то и появились,зашел,а вот они и ответы. В общем то мне вполне хватает и того,что написал мне Евгений на 64 стр. Непрестанная мне лишняя будет(по крайней мере на данный момент),а без нее и сердечной не стяжать,ну значит и не нужно пока. Я творю Иисусову какое то количество в день,меня это вполне устраивает,более того-в этом то бы устоять,какие уж там непрестанные:)
Это Вам священник говорит что-то на исповеди, а Вы ещё и спорите... Тогда получается Вы Бога не слушаете. И с тем что Он вам через священника говорит, не соглашаетесь. Обычно святые отцы и старцы учили священника не перебивать.

Есть такие священники, что если начинаешь спорить c ними или настаивать на своём, то они вообще прекращают что либо говорить. Смысл говорить? Если человек на своём настаивает значит не готов принять то что ему говорят. Остаётся за него только молиться.

По поводу Иисусовой молитвы... всё таки, посоветовала бы Вам, советоваться со священником. Опять же, святые отцы учат что выбирать себе в советники нужно священника. Не вдруг и сразу. А подумав. Голова ведь на то и дана. А ещё сердце.
Ещё раз, Бог Вам в помощь! И покрова Богородицы!
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Я творю Иисусову какое то количество в день,меня это вполне устраивает,более того-в этом то бы устоять,какие уж там непрестанные
Анатолий,не большой анализ... обратите внимание на эти слова. "меня это вполне устраивает..." ваше состояние пребывания во грехе вас устраивает и далее, даже находите оправдание себе "более того-в этом то бы устоять,какие уж там непрестанные." Вы вошли в зону комфорта,а это опасное для души состояние. В таком состоянии появляется слепота душевная, глухота, а потом и пренебрежение Духовным. Говорю из опыта. Последняя строчка ваша вроде благоразумная и вполне в духе трезвения и смирения,но в купе с предыдущим переворачивает суть вверх ногами. Это ложное смирение. Простите если что.
Очень похоже, что вас останавливает страх и душевная боль разочарования. Это несбывшиеся ложные надежды на молитву. Но причина была не в молитве, а во внутреннем отношении к ней. Молитва была инструментом торга с Богом,хотя вы себе в этом не признавались или отгоняли эту мысль, потому и неудача и душевная боль. Сейчас же вы подкованы более и имеете разумение. Думаю стоит быть более мужественным и отважным. Не бояться утеснений, а порой радоваться им. Если после молитвы есть скорби или утеснения, искушения - значит молитва получила отклик у Бога, и теперь надо приложить еще не много усилий для утверждения в преданности Истине. Бог верит вам, а вы Ему.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Это Вам священник говорит что-то на исповеди, а Вы ещё и спорите... Тогда получается Вы Бога не слушаете. И с тем что Он вам через священника говорит, не соглашаетесь. Обычно святые отцы и старцы учили священника не перебивать.

Есть такие священники, что если начинаешь спорить c ними или настаивать на своём, то они вообще прекращают что либо говорить. Смысл говорить? Если человек на своём настаивает значит не готов принять то что ему говорят. Остаётся за него только молиться.

По поводу Иисусовой молитвы... всё таки, посоветовала бы Вам, советоваться со священником. Опять же, святые отцы учат что выбирать себе в советники нужно священника. Не вдруг и сразу. А подумав. Голова ведь на то и дана. А ещё сердце.
Ещё раз, Бог Вам в помощь! И покрова Богородицы!
Ну,Татьяна,ну с каких моих слов вы взяли что я со священником именно на Исповеди то спорю???На Исповеди все строго,все что есть высказал,что высказал,то и разрешилось. Это не на Исповеди, а в обычной беседе иногда бывают разногласия,но,повторю, другого что то нет желания искать. А по Иисусовой молитве,то если ее читать просто как обычную,без всяких там установок типа стяжать сердечную и т.п.,для этого что тоже нужно советоваться что ли??? Это ж просто как добавить себе в правило ну например несколько псалмов или каких просто других молитв ну и т.п. Нет,ну посоветоваться то наверное и нужно даже,я спутал с благословлением.
 
Крещён в Православии
У меня есть вопрос не по теме, но который логично задавать людям, собирающимся в таких темах.
Придумал одну аналогию(которая, впрочем, может мне не пригодится).
В ней содержится мысль, что даже если бы человек превратился(как в сказках) в кота, он не смог бы одновременно оставаться вполне человеком.
Хотя в сказках возможно, когда человек стал котом полностью сохраняя сознание, "органом" самого познание является сердце, а сердце после превращения в кота кошачье.
И тут у меня возник вопрос, а дейстительно ли это "физическое сердце", вдруг я что-то не так понял(никогда особо не было интересно), вдруг речь о каком-то "духовном аналоге" физического сердце.
Не знаю, насколько сейчас медицина продвинулась в пересадке сердца, возможно ли воаще полностью(ни оставив ни одной клеточки) заменить сердце человека на сердце животного, то есть не знаю, есть ли реальный опыт.
Но в сказке, когда человек стал котом, такой опыт имеется, отсюда и вопрос, сердце, про которое вы тут говорите, это физический орган, или не физический но не может быть без физического органа, или это прото "психическое сердце", вполне себе гипотетически может быть и при отсутсвии физического органа?
 
Москва
Православный христианин
Ну,Татьяна,ну с каких моих слов вы взяли что я со священником именно на Исповеди то спорю???На Исповеди все строго,все что есть высказал,что высказал,то и разрешилось. Это не на Исповеди, а в обычной беседе иногда бывают разногласия,но,повторю, другого что то нет желания искать. А по Иисусовой молитве,то если ее читать просто как обычную,без всяких там установок типа стяжать сердечную и т.п.,для этого что тоже нужно советоваться что ли??? Это ж просто как добавить себе в правило ну например несколько псалмов или каких просто других молитв ну и т.п. Нет,ну посоветоваться то наверное и нужно даже,я спутал с благословлением.
Не так Вас, скорее всего, поняла. По поводу Иисусовой молитвы - ведь не трудно спросить у батюшки, мол так и так... хочу добавить себе к правилу (Какое у Вас? отвечать мне не нужно это для батюшки) Иисусову молитву. Благословите батюшка. Я уже не раз писала на форуме что один поклон положенный с благословения священника ценнее в глазах Бога нежели самовольно на себя возложенные подвиги.
Я так отношусь к этому. Кто-то думает по другому. Но как сама поступаю, так и пишу об этом. Это же не обозначает что по каждому малому делу, которое могу решить сама или с мужем, иду за советом к батюшке.
На все молитвенные делания лучше брать благословение. А совет это и есть благословение. Поговорили, спросили, батюшка сказал делай и ... делайте. С батюшкиного благословения.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
У меня есть вопрос не по теме, но который логично задавать людям, собирающимся в таких темах.
Придумал одну аналогию(которая, впрочем, может мне не пригодится).
В ней содержится мысль, что даже если бы человек превратился(как в сказках) в кота, он не смог бы одновременно оставаться вполне человеком.
Хотя в сказках возможно, когда человек стал котом полностью сохраняя сознание, "органом" самого познание является сердце, а сердце после превращения в кота кошачье.
И тут у меня возник вопрос, а дейстительно ли это "физическое сердце", вдруг я что-то не так понял(никогда особо не было интересно), вдруг речь о каком-то "духовном аналоге" физического сердце.
Не знаю, насколько сейчас медицина продвинулась в пересадке сердца, возможно ли воаще полностью(ни оставив ни одной клеточки) заменить сердце человека на сердце животного, то есть не знаю, есть ли реальный опыт.
Но в сказке, когда человек стал котом, такой опыт имеется, отсюда и вопрос, сердце, про которое вы тут говорите, это физический орган, или не физический но не может быть без физического органа, или это прото "психическое сердце", вполне себе гипотетически может быть и при отсутсвии физического ор
ключевой ответ в слове ПРИДУМАЛ. Пока есть такие фантазии - истина будет пребывать в другом месте...Потому как ум будет занят этой мечтой.
 
Православный христианин
Вопрос: "Обязательно ли что бы исполнять ежедневно то или иное молитвенное правило, скажем: богородичное, или пяточисленное, или 100 иисусовых молитв, нужно благословение. Некоторые говорят, что без благословения точно впадёшь в прелесть"

Отвечает Иеромонах Макарий Маркиш: "См. об этом "Многие говорят...", http://www.convent.mrezha.ru/_text/qnaBull.htm#38 " :)

"Личная молитва предоставлена _личному_ благоусмотрению каждого, включая музыкальную составляющую (когда читают молитвы нараспев, как приведу внизу примеры): «Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его… Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею» - свт. Феофан Затворник".

А благословение - оно хоть и предполагается, как для смирения, но порабощает благословению, так что если уж взял благословение, то исполняй. Лучше же, как говорят Святые, взять ориентировочное число, какое сам должен себе определить, которое не было бы слишком малым и не вызывало излишнюю усталость и так понемногу добавляй, как чувствуешь, как благодать даст. Можно просто попросить благословение на молитву вообще без числа: "благословите меня на молитву иисусову". Опытных духовников, как я выше писал, в иисусовой молитве сейчас не отыщешь, а у непрактиков что спрашивать? Есть у нас творения Святых для научения этому делу. Но лучше уделять внимание, как учили старцы более близкие к нам по времени, наиболее актуальные. К примеру ранее я приводил слова Паисия Святогорца, что в иисусовой молитве не нужно искать никаких дарований, а только что бы было с покаянием, что бы мы исправно жили, без этих стремлений к сердечным, самодвижным и т.д. Будет покаяние со смирением - Бог даст в своё время. Нам об этом думать не стоит.


 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Анатолий,не большой анализ... обратите внимание на эти слова. "меня это вполне устраивает..." ваше состояние пребывания во грехе вас устраивает и далее, даже находите оправдание себе "более того-в этом то бы устоять,какие уж там непрестанные." Вы вошли в зону комфорта,а это опасное для души состояние. В таком состоянии появляется слепота душевная, глухота, а потом и пренебрежение Духовным. Говорю из опыта. Последняя строчка ваша вроде благоразумная и вполне в духе трезвения и смирения,но в купе с предыдущим переворачивает суть вверх ногами. Это ложное смирение. Простите если что.
Очень похоже, что вас останавливает страх и душевная боль разочарования. Это несбывшиеся ложные надежды на молитву. Но причина была не в молитве, а во внутреннем отношении к ней. Молитва была инструментом торга с Богом,хотя вы себе в этом не признавались или отгоняли эту мысль, потому и неудача и душевная боль. Сейчас же вы подкованы более и имеете разумение. Думаю стоит быть более мужественным и отважным. Не бояться утеснений, а порой радоваться им. Если после молитвы есть скорби или утеснения, искушения - значит молитва получила отклик у Бога, и теперь надо приложить еще не много усилий для утверждения в преданности Истине. Бог верит вам, а вы Ему.
Вадим,насчет несбывшихся ложных надежд и то что молитва была инструментом торга с Богом-очень точное определение. Я об этом то же размышлял. Но вот в остальном-ошибка. И это не вы не правильно рассудили-это я не правильно формулирую мысль. Попробую чуть иначе. Слова-"в этом то бы устоять",именно в них ключевое значение,а не в "меня это вполне устраивает". Это далеко не зона комфорта,мне и это то с трудом дается и даже то что есть делаю далеко не всегда. А даже без приведения каких либо ссылок и вы то же знаете,что успех любого молитвенного делания именно в ПОСТОЯНСТВЕ. Будь то хоть Богородичное правило или даже просто утреннее и вечернее,не говоря уж о непрестанной. Пока у меня есть то что уже выше описывал,вот в этом если хотя бы с полгода (без перерывов)продержусь,тогда можно что то и дальше предпринимать,а пока меня это вполне устраивает-вот в каком ключе эти слова надо понимать. Если еще точнее,то вот так можно описать-ну могу я сейчас набрать себе кучу правил и добавить еще и какое то количество Иисусовой,и что на неделю? Просто через какое то время брошу вообще все и ничего хорошего не получится,было и такое раньше и не раз,потом по другому стал делать-бери ровно столько сколько месяц можешь делать,получилось-добавь,не получается-оставайся как и есть,вот примерно так,но никогда нельзя набирать на себя много-не держится это долго,а уж тем более постоянно. Не спорю,может когда нибудь и придет желание делания непрестанной,но пока даже и в обычной то нет должного постоянства. Раньше было,но ни разу не было дольше 2 лет,всегда перерывы какие то. Так то молитва всю жизнь есть(как к Православию пришел),но она не постоянная,вот в чем и суть.
 
Православный христианин
сердце, про которое вы тут говорите, это физический орган, или не физический но не может быть без физического органа, или это прото "психическое сердце", вполне себе гипотетически может быть и при отсутсвии физического органа?

Есть физическое сердце, а есть духовное. Вход в духовное сердце расположен где-то в районе физического. Почему так устроено -- это одна из тайн творения. Если говорить простым языком (и неточно), то духовное сердце -- это некоторое (бесконечномерное гильбертово) пространство. Как пишет один аскет: "чем больше подвижник входит в него, тем большее пространство открывается перед ним". А еще можно сказать, что духовное сердце -- это часть Небесного Царства. Зеркало, в котором отражается духовный мир. Символ, но в смысле реального символизма, когда в образе присутствует сам первообраз. А также это "земля обетованная" для подвижника, которую он должен возделывать, и из которой "течет мед и млеко"... В общем многое можно сказать о духовном сердце, но в целом это тайна, которая лишь частично описывается символически и не видима для обычных чувств, и открывается только духовным. Сердечная молитва (постепенно) открывает его устройство и тем самым приводит подвижника к созерцанию. И не только к созерцанию духовного мира, но и бытию в нем.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Есть физическое сердце, а есть духовное. Вход в духовное сердце расположен где-то в районе физического. Почему так устроено -- это одна из тайн творения
Может как вся наша жизнь ведёт нас к Богу, так и духовное сердце Господь устроил возле сердца телесного, к которому ведут все сосуды
 
Православный христианин
Не так Вас, скорее всего, поняла. По поводу Иисусовой молитвы - ведь не трудно спросить у батюшки, мол так и так... хочу добавить себе к правилу (Какое у Вас? отвечать мне не нужно это для батюшки) Иисусову молитву. Благословите батюшка. Я уже не раз писала на форуме что один поклон положенный с благословения священника ценнее в глазах Бога нежели самовольно на себя возложенные подвиги.
Я так отношусь к этому. Кто-то думает по другому. Но как сама поступаю, так и пишу об этом. Это же не обозначает что по каждому малому делу, которое могу решить сама или с мужем, иду за советом к батюшке.
На все молитвенные делания лучше брать благословение. А совет это и есть благословение. Поговорили, спросили, батюшка сказал делай и ... делайте. С батюшкиного благословения.
Да я тоже соглашусь-в молитвенном любом деле все же лучше советоваться,по поводу Иисусовой периодической даже и не помню советовался или нет,но при встрече конечно спрошу.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
успех любого молитвенного делания именно в ПОСТОЯНСТВЕ
Вот ваш ключик. Не надо много правил. Что то одно даже, но возьмите благословение и строго выполняйте его. В благословении будет ваше семя в деле послушания, а за ним и смирение. По себе знаю: 50 поклонов в послушании тяжелее бывало сделать, чем без него 1000...
Но в этом и кроется проявления твердости намерения своего в сторону Бога. Поймите. вы себя обкрадываете. Молитва может приносить куда больше радости и даже порой житейских плодов, Господь печься о вас будет. То есть - Его рука будет всегда видна в вашей жизни, что приносит неизреченную радость на сердце.
 
Православный христианин
У меня есть вопрос не по теме, но который логично задавать людям, собирающимся в таких темах.
Придумал одну аналогию(которая, впрочем, может мне не пригодится).
В ней содержится мысль, что даже если бы человек превратился(как в сказках) в кота, он не смог бы одновременно оставаться вполне человеком.
Хотя в сказках возможно, когда человек стал котом полностью сохраняя сознание, "органом" самого познание является сердце, а сердце после превращения в кота кошачье.
И тут у меня возник вопрос, а дейстительно ли это "физическое сердце", вдруг я что-то не так понял(никогда особо не было интересно), вдруг речь о каком-то "духовном аналоге" физического сердце.
Не знаю, насколько сейчас медицина продвинулась в пересадке сердца, возможно ли воаще полностью(ни оставив ни одной клеточки) заменить сердце человека на сердце животного, то есть не знаю, есть ли реальный опыт.
Но в сказке, когда человек стал котом, такой опыт имеется, отсюда и вопрос, сердце, про которое вы тут говорите, это физический орган, или не физический но не может быть без физического органа, или это прото "психическое сердце", вполне себе гипотетически может быть и при отсутсвии физического органа?
«Они (силы души – ум, чувство, воля) отражаются своею деятельностию в сердце, и, обратно, сердце отражает себя в них. Посему оно (сердце) справедливо почитается корнем существа человеческого, фокусом всех его сил духовных, душевных и животно-телесных. Имея такое значение в человеке, оно исключительное значение должно иметь и в отношении ко всему, что вне его, ибо человек состоит в связи со всем сущим.» (Св. Феофан Затворник, Воплощённое домостроительство, опыт христианской психологии, О силах чувствующих или о сердце, с. 425) Есть и определения расположения духовного сердца относительно физического,но не помню где. Но если непосредственно по вопросу,то даже и не знаю,какое бы сердце стало-человеческое осталось или в кошачье превратилось. Практики то такой ни у кого нет,все это из области фантазий и сказок. А там же дальше вопрос то продолжается, то же точно не скажу,мне кажется может существовать и без физического. Но я в этом деле не сильный спец.
 
Последнее редактирование:
Сверху