"Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику" (прп.
Каллист Ангеликуд". "Главы о Рае, 16).
Наверно, множество христиан сейчас скажет: как же мы можем видеть Духа, это для нас очень высоко. Но вот что говорит об этом прп. Серафим в "Беседе".
--------------------------------------
"-Батюшка,-сказал я,-вот вы все изволите говорить о стяжании благодати
Духа Святого, как о цели христианской жизни; но как же и где я могу ее видеть?
Добрые дела видны, а разве Дух Святый может быть виден? Как же я буду знать,
со мной Он или нет?
--------------------------------------
-Мы в настоящее время,-так отвечал старец,-по нашей почти всеобщей
холодности к святой вере в Господа нашего Иисуса Христа и по
невнимательности нашей к действиям Его Божественного о нас Промысла и
общения человека с Богом, до того дошли, что, можно сказать, почти вовсе
удалились от истинно христианской жизни. Нам теперь кажутся странными слова
Священного Писания, когда Дух Божий устами Моисея говорит:
И виде Адам Господа, ходящего в раи, или когда читаем у апостола Павла:
идохом во Ахаию, и Дух Божий не иде с нами, обратихомся в Македонию, и Дух
Божий иде с нами. Неоднократно и в других местах Священного Писания
говорится о явлении Бога человекам.
Вот некоторые и говорят, "эти места непонятны: неужели люди так очевидно
могли видеть Бога?" А непонятного тут ничего нет. Произошло это непонимание
оттого, что мы удалились от простоты первоначального христианского ведения и,
под предлогом просвещения, зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется
неудобопостижимым то, о чем древние до того ясно разумели, что им и в
обыкновенных разговорах понятие о явлении Бога между людьми не казалось
странным. Так Иов, когда друзья его укоряли в том, что он хулит Бога, отвечал
им: "Как это может быть, когда я чувствую дыхание Вседержителево в ноздрех
моих?" То есть как-де я могу хулить Бога, когда Дух Святый со мной пребывает?
Если бы я хулил Бога, то Дух Святый отступил бы от меня, а вот я и дыхание Его
ощущаю в ноздрех моих. Таким точно образом говорится и про Авраама и про
Иакова, что они видели Господа и беседовали с Ним, а Иаков даже и боролся с
Ним. Моисей видел Бога и весь народ с ним, когда он сподобился приять от Бога
скрижали закона на горе Синае. Столб облачный и огненный, или, что то же,-
явная благодать Духа Святого, служили путеводителями народу Божию в
пустыне. Бога и благодать Духа Его Святого люди не во сне видели, и не в
мечтании, и не в исступлении воображения расстроенного, а истинно въяве.
Очень уж мы стали невнимательны к делу нашего спасения, отчего и
выходит, что мы и многие другие слова Священного Писания приемлем не в том
смысле, как бы следовало. А все потому, что не ищем благодати Божией, не
допускаем ей, по гордости ума нашего, вселиться в души наши и потому не
имеем истинного просвещения от Господа, посылаемого в сердца людей, всем
сердцем алчущих и жаждущих правды Божией".
---------------------------------