Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
Они и вообще приходят, и в отместку за чтение правила. И эти последние сильнее первых.
Все эти наветы вражьи истребляются смирением. Святой Иоанн Кронштадтский так учил молиться против этих помыслов, что бы прогнать их: ""Всуе ты трудишься во мне, падший архистратиг. Я раб Господа моего Иисуса Христа. Ты, вознесенная гордыня, унижаешь себя, так усиленно борясь со мною слабым". Так мысленно говори злому духу, лежащему тяжким бременем на сердце твоем и нудящему тебя ко злу разного рода. Гордому духу как бич огненный эти слова, и он, посрамленный твоею твердостью и мудростью духовною, убежит от тебя. Ты это сейчас увидишь, осяжешь и удивишься чудной в себе перемене: тяжкого, убийственного для души бремени в сердце не станет, сделается так легко, легко, и убедишься ты осязательно, что есть духи злобы поднебесные, ищущие постоянно погибели нашей, ядом мрачных и злобных помыслов отравляющие сердце наше, усиливающиеся разрушить любовь к людям и общительность с ними."
 
Православный христианин
Я читал богородичное правило лет 35 тому назад, потому не помню что туда входило кроме 150 Богородице. Из длинных правил, я считаю, больше всего мне пользы принесло чтение всей Псалтири за раз. Несколько лет я ее вычитывал. После этого она сама как бы от сердца исходит. А так я вычитывал и суточный круг, вообще, пробовал разные варианты. Тогда мне некому было подсказать, что лучше.
Сейчас богородичное правило боюсь читать, боюсь чтобы не прицепились хульные помыслы. Очень неприятное искушение. Один инок подвергался этой напасти два года, при том что служил в алтаре.

Я читал богородичное правило лет 35 тому назад, потому не помню что туда входило кроме 150 Богородице. Из длинных правил, я считаю, больше всего мне пользы принесло чтение всей Псалтири за раз. Несколько лет я ее вычитывал. После этого она сама как бы от сердца исходит. А так я вычитывал и суточный круг, вообще, пробовал разные варианты. Тогда мне некому было подсказать, что лучше.
Сейчас богородичное правило боюсь читать, боюсь чтобы не прицепились хульные помыслы. Очень неприятное искушение. Один инок подвергался этой напасти два года, при том что служил в алтаре.
 
Православный христианин
Кстати, тут вспомнил интересную вещь. Есть догадка, что хульные помыслы приходят от бесов по ошибке что ли. Помню когда я учился в университете и нужно было готовиться к защите диплома, то приходилось так же и по ночам сидеть, занимаясь целую ночь. И по ночам в голове отчётливо слышал такую ругань, матерщину. Хотя я сам не ругался, это было не по раздражению какому-то, а просто слышал всякое сквернословие в голове, то свистело что-то, то громыхало, лаяло, хрюкало. Наверно подумали, что у меня ночное бдение. Впрочем я тогда всякой эзотерикой увлекался. Сейчас такого нету :)
 
Православный христианин
Я читал богородичное правило лет 35 тому назад, потому не помню что туда входило кроме 150 Богородице. Из длинных правил, я считаю, больше всего мне пользы принесло чтение всей Псалтири за раз. Несколько лет я ее вычитывал. После этого она сама как бы от сердца исходит. А так я вычитывал и суточный круг, вообще, пробовал разные варианты. Тогда мне некому было подсказать, что лучше.
Сейчас богородичное правило боюсь читать, боюсь чтобы не прицепились хульные помыслы. Очень неприятное искушение. Один инок подвергался этой напасти два года, при том что служил в

Они и вообще приходят, и в отместку за чтение правила. И эти последние сильнее первых.
Я правило не читал,но иногда во время чтения Богородицы,хоть редко но бывает и приходят,просто заново перечитываю, в основном,пропадают,но если держатся более 2 3 раз,то читаю Честнейшую Херувим и далее,пропадают махом,может быть потому что уже в самих словах Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим определение и заключено,ну не знаю,мне помогает.
 
Православный христианин
Кстати, тут вспомнил интересную вещь. Есть догадка, что хульные помыслы приходят от бесов по ошибке что ли. Помню когда я учился в университете и нужно было готовиться к защите диплома, то приходилось так же и по ночам сидеть, занимаясь целую ночь. И по ночам в голове отчётливо слышал такую ругань, матерщину. Хотя я сам не ругался, это было не по раздражению какому-то, а просто слышал всякое сквернословие в голове, то свистело что-то, то громыхало, лаяло, хрюкало. Наверно подумали, что у меня ночное бдение. Впрочем я тогда всякой эзотерикой увлекался. Сейчас такого нету :)
Вряд ли по ошибке бес ну типа заблудился,а вот из за эзотерики-это скорее всего.
 
Православный христианин
Я правило не читал,но иногда во время чтения Богородицы,хоть редко но бывает и приходят,просто заново перечитываю, в основном,пропадают,но если держатся более 2 3 раз,то читаю Честнейшую Херувим и далее,пропадают махом,может быть потому что уже в самих словах Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим определение и заключено,ну не знаю,мне помогает.

Я думаю, есть обычное нападение хульных помыслов, его обычно можно просто игнорировать. А есть нашествие этих помыслов, которое посылается подвижнику для испытания. Игнорировать и т. п. в таком случае их не удастся. Здесь основная задача -- выжить. Вообще же, сила этих тварей зависит от уровня молитвы и молитвенника. На этапе сердечной молитвы они сильнее, поэтому и вступать на этот этап нужно подготовленным. Испытание закончится тогда, когда подвижник в достаточной степени возненавидит грех. В достаточной -- чтобы суметь ему противостоять.
 
Православный христианин
На этапе сердечной молитвы они сильнее, поэтому и вступать на этот этап нужно подготовленным.
Наоборот. Святые говорят, что сердечную молитву Бог подаёт крайне редко только очень смиренным людям, возненавидевшим грех, на которых бесы уже не нападают непосредственно через помыслы, не находя в сердце и уме человека места себе, так как там уже живёт Христос, но пытаются уже это сделать через людей
 
Православный христианин
Наверное,оба правы,потому что хоть давно,но было нечто похожее. Тогда молитва и сильнее была и пламеннее,насчет хульных помыслов другого характера не помню может были,может нет,но вот именно этот запомнился-потому что не мог с ним бороться никак. Один знакомый ляпнул в разговоре нечто непотребное,касаемое молитвы богородичной и связал это с одним из слов молитвы. Я то и внимания не обратил,ну не верующий и не верующий. Но только во время богородичной молитвы именно на этом слове это сказанное непотребство на ум всегда и лезло,отогнать не получалось никак. Я понимал что это не мои помыслы, а поэтому просто игнорировал,так то ничего страшного,но мешало сильно,да и просто не приятно.
 
Москва
Православный христианин
Кто-то из Святых о Иисусовой молитве говорил, что для начала нужно читать молитву по 100 раз и так читать понемногу, потому что вначале, пока не развилась в человеке по благодати Божьей любовь к Богу, общению с Ним, то душе несвойственно ещё помногу молиться. Потом со временем, читая молитву по 100 раз, если чувствуешь в себе желание добавить ещё, то только на этот раз, а не вводи эту прибавку в правило. Продолжать держаться 100 и добавлять по влечению сердца благодатью


А именно поэтому у нас есть и молитва, в которой мы испрашиваем у Бога дара молитвы:

"Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовью, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!
Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру дая мне покаяние, яко мытарю воздыхание, яко блуднице слезы, да велием гласом зову Ти, Боже спаси мя, яко Един благоутробен и человеколюбец.
Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен."
Если кто не делает себе правилом Иисусову молитву то может молиться ей сколько раз у него в день получится. Стремясь, как учили святые отцы, ко вниманию к словам молитвы. О чём и говорил Схиигумен Гавриил:

В одной из сегодняшних тем на форуме есть тема в которой размещено видео со Схиигуменом Гавриилом (Виноградовым-Лакербая). Вспомнила, что одно время смотрела (слушала) его проповеди. Сейчас тоже, нашла интервью с ним. Он возглавляет Кавказское подворье Валаамского монастыря. И приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери, в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии.

Немного его опыта об Иисусовой молитве в тему.

- Сегодня многие обращаются к Иисусовой молитве. Что посоветуете ищущим ее мирянам и монашествующим?

- Полагаю, есть разные пути приобретения молитвы. Мне ближе святитель Игнатий (Брянчанинов), который советовал молиться спокойно, внимательно, не допуская помыслов. Так, чтобы ни одна мыслишка не проникла между словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если между слов внедрялся какой-либо помысел, то я не заканчивал молитву, но отбрасывал ее, как слесарь бракованную деталь на переплавку. Делал остановку, настраивал внимание и начинал снова. И только когда произносил все восемь слов без единого помысла, откладывал одну фасолину. Четок в те годы не было, поэтому для счета у меня была горсть фасоли. Ровно сто штук. Или небольшие круглые камушки с реки.

Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10-15 минут напряженнейшего труда. А усталость – будто вагон угля разгрузил! Но через неделю у меня было уже пять камушков. Через месяц - 20, а через три месяца - все 100! Бог, видя желание и труд, по милости Своей оказывает помощь (c)...


Если кто хочет молиться Иисусовой молитвой как правилом то берут на это благословение у священника. Перед этим держать пост (в меру своих сил) и просят у Господа чтобы Он послал священника делателя этой молитвы. В том смысле, что искреннего, хоть и молодого священника, стемящегося жить по заповедям Божиим и идущего по пути делания Иисусовой молитвы. И тогда уже, cо священником решать все вопросы о своей мере ( правиле? когда, как и сколько) по отношению к Иисусовой молитве.

Схиигумен Гавриил ( его слова выше. смысл в его словах был не про фасолины и камушки) упомянул о разных путях приобретения молитвы. Но ни он, ни кто-то из святых отцов, не говорять об Иисусовой молитве как о цели. Все святые отцы говорили и писали что нельзя делать Иисусову молитву целью. Она средство приближающее молящегося к Богу. Поэтому нельзя игнорировать слова, в частности, игумена Никона Воробьёва ( всё святые отцы учили этому), о внутреннем делании:
... Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всем удерживайся от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на делание добра, т. е. хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях. Сказано ведь не даром: Царствие Божие силою берется. К этому деланию прибавляется еще одно: терпение скорбей и болезней...

... Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву – надо смиряться пред Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться. Но не унывай и не отчаивайся, а терпи, жди, считай себя недостойным никаких дарований. Воистину, мы все недостойны не только каких-либо особых милостей, но недостойны и имя Божие произносить...
(Игумен Никон Воробьёв. Письма о Духовной жизни).
Некоторое количество раз уже об этом писала в темах об Иисусовой молитве. При делании Иисусовой молитвы важно послушание, делание заповедей Божиих. Если не принимать волю Божию, а она в заповедях, то о какой молитве Иисусовой можно рассуждать? Важны, в такой же степени, как и делание заповедей, так же - Исповедь, Причастие, контроль за своими помыслами, исповедование их духовнику. Важно, о чём и говорил игумен Никон Воровьёв, выше, и всё святые об этом говорили, и нужно, принятие посылаемых скобрей и болезней, если таковые посылаются.
Нельзя разговаривая об Иисусовой молитве игнорировать это. Нельзя и неправильно.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Один знакомый ляпнул в разговоре нечто непотребное,касаемое молитвы богородичной и связал это с одним из слов молитвы. Я то и внимания не обратил,ну не верующий и не верующий
Господь наказал за безразличие к ближнему. Надо было сразу молиться о нем, ужаснуться его состоянием. Молились ли вы о нем после? Скорее всего нет, потому и помысел хульный был этот принят.
Понимаете, мы в грязной обуви пытаемся зайти в чистый дом, не обращая внимания на то, что обувь наша грязная. Такие хульные помыслы обличают наше состояние сердца.
Потому и говорю, что прежде благодари Бога за откровение о себе, потом и спрашивай исцеления. Не пускают в дом, смирись...не достоин значит.
 
Православный христианин
Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10-15 минут напряженнейшего труда.
Хм... Довольно много времени для одной молитвы.
Впрочем поначалу у каждого человека очень рассеяный ум. Лично у меня выходило вначале 1 молитва за 1 минуту без рассеянности, потом ум привыкает и приобретает опыт, подобно тому, как человек обретает опыт езды на велосипеде. Один раз научившись потом, даже если долго не практиковался, начать будет легче.

Кстати упомянутый Схиигуменом Гавриилом Св. Игнатий Брянчанинов новоначальным полагал 100 иисусовых молитв за 30 минут.

Другой старец давал такой подход: произнеси хотя бы первые 20 молитв или сколько сможешь со вниманием, а как почувствуешь, что устал, то остальные 80 молитв прочитай без сильного напряжения. Пусть даже между словами молитвы будут проскакивать помыслы - а благодать своё дело будет делать. Потом сможешь 30 молитв прочитать, 40 и т.д.

Если кто хочет молиться Иисусовой молитвой как правилом то берут на это благословение у священника. Перед этим держать пост (в меру своих сил) и просят у Господа чтобы Он послал священника делателя этой молитвы. В том смысле, что искреннего, хоть и молодого священника, стемящегося жить по заповедям Божиим и идущего по пути делания Иисусовой молитвы. И тогда уже, cо священником решать все вопросы о своей мере ( правиле? когда, как и сколько) по отношению к Иисусовой молитве.

Да. У кого-то из Святых, помоему у Никифора Уединенника читал, что нужен опытный духовник, который сам проходит этот труд, а искать советов у непрактиков лучше не стоит. Что если не нашёл такого опытного духовника, то Святой учит возложить упование на Бога и Тот будет руководить нами + читать об этом творения Святых Отцов, которые заменят отсутствие опытного наставника. И всегда, что бы не пасть в прелесть, нужно молитву предначинать смиренной мыслью, что без Бога ничего не сможем и с просьбой у Бога помощи, а по завершению благодарить Бога. А так, наличие благословения не гарантирует того, что человек не впадёт в самомнение. Ведь смысл благословения в чём? В том, что бы человека смирить, что бы он не надеялся на себе, потому что все мы гордые, в особенности новоначальные.

При делании Иисусовой молитвы важно послушание, делание заповедей Божиих. Если не принимать волю Божию, а она в заповедях, то о какой молитве Иисусовой можно рассуждать?
Верно. Это касается и вообще дела любой молитвы. Если человек совершает те же утр.-веч. правила, а сердце его двоится, то есть молится о том, чего и не собирается соблюдать, то какой в этом толк? Это же просто лицемерие. О таковых сказал Господь, что приближаются к нему устами, а сердцем далеки от Него.

Вот к примеру я это очень сильно чувствовал, когда читал молитву: "Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам; да́руй ми, Го́споди, да ни сло́вом, ни де́лом, ни помышле́нием прогне́ваю Тя, Созда́теля моего́, но вся́ дела́ моя́, сове́ты и помышле́ния да бу́дут во сла́ву Пресвята́го и́мени Твоего́". Как можно просить о том, чего не намерен исполнять?

Или когда читаем Отче наш: "И прости нам долги наши, яко и мы прощаем должником нашим", то в осуждении себе это говоришь, если не прощаешь других.
 
Москва
Православный христианин
Хм... Довольно много времени для одной молитвы.
"Сказано ведь не даром: Царствие Божие силою берется" (c).
Игумен Никон (Воробьёв)
(Письма о духовной жизни)
+ Милостью Божией человек проходит тот путь по которому идёт. Жизненный и молитвенный.
Cпаси Господи!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я пол года каждое утро молился Богородичным правилом за сестру мусульманку, вставал в 4 утра и просил Богородицу о милости, чтобы привел Господь ее к истине во Христе, как и меня. И это случилось. Потом за брата мусульманина, еще пол года клал поклоны. И это свершилось. Мало того, повенчался и ребенка покрестили. Это бесценный дар...
Добавлю. Я даже с ними не разговаривал на эту тему о смене воры. Бог сам все устроил.
Довольно утешительно. Хотя это не по теме, но всё же не могли бы вы рассказать, как именно вы молились? Просто прочитывали 150 молитв с молитвой своими словами о приведении сестры к вере? Или, как в молитвослове, с тропарями, "Отче наш", "Милосердия двери" и молитвами, которые вкладывал Серафим (Звездинский)?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Довольно утешительно. Хотя это не по теме, но всё же не могли бы вы рассказать, как именно вы молились? Просто прочитывали 150 молитв с молитвой своими словами о приведении сестры к вере? Или, как в молитвослове, с тропарями, "Отче наш", "Милосердия двери" и молитвами, которые вкладывал Серафим (Звездинский)?
Вставал каждое утро в 4 утра, и теперь правда часто просыпаюсь и встаю. Читал Утренние молитвы, молитвы Святым близким мне, Матроне Московской, Иоанну Кронштадтскому и за тем Богородичное правило с поклонами и в конце своими словами о сестре. Так благословил духовник. В течении дня Иисусову молитву. Если был один, то клал поклоны на каждую молитву. Вечером правило и молитвы о упокоении сродников. Потом, так же за брата.
 
Православный христианин
На тему о стадиях молитвенного делания

Общеизвестна Евагривая схема деления стадий, она же наиболее общая: делание-созерцание-обожение. Более подробных схем множество. Поэтому, например, когда отец называет какую-нибудь стадию "умной" или "сердечной", это не значит, что другие отцы называют эту стадию так же.

Самая подробная классификация у русских афонцев 19 в.,
Серия: Русский Афон XIX–XX веков ТОМ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ
-------------------------
"Лестница" (степени восхождения в молитвенном делании):
-------------------------
1-я деятельная молитва (повторение)
2-я трудовая молитва (внимание и трезвение ума, принуждение)
3-я непрестанная самодвижная молитва (внимание к помыслам, безмолвие и мир)
4-я умно-зрительная молитва (предочищение ума и сердца, приводящая к созерцанию)
5-я созерцательная молитва
4,5 пункт характеризуются достижением сердечной области , созерцанием, радостью и любовью, себя же видит грешным и прескверным
6-я духовная молитва (исступленное горение сердца, духовный восторг и радование, высшая степень христианской жизни)
7-я умно-сердечная молитва (свобода от помыслов, празднование покоя)
8-я восхитительная молитва (о ней "нелепо и говорить").
----------------------
Но и она требует глубокой переработки с учетом других схем и другой терминологии.
 
Православный христианин
Лично как по мне, то не стоит всё так систематизировать по уровням, а то на РПГ какое-то становится похоже.

Святой Феофан Затворник о книге "Святые отцы о молитве и трезвении" говорил (что можно сказать и про систематизацию молитвенного восхождения, как будет видно из слов): "Иной, может быть, пожалеет, что сборнику не дана какая-нибудь система. – Об этом была мысль. Но спрошен был один из великих молитвенников, Святитель Божий теперь уже блаженной памяти, – не лучше ли дать систему сборнику? Ответ получен такой: не идет к сему делу система. Система производится такими силами, которые находятся совсем в другой области, нежели в какой действуется молитва. Потому это будет смешение не сродных стихий. Сборник составляется для назидания, а не для умствования. Ищущему же назидания не система нужна, а указание дела. У него свой в сердце созидается молитвенный строй, – и всякое вычитанное указание тотчас в сердце, а не в голове, находит свое место. Система будет ему только мешать, – и даже охлаждать дело молитвы. – Этому нельзя противоречить, – и сборник составлен без системы."
 
Православный христианин
Хм... Довольно много времени для одной молитвы.
Впрочем поначалу у каждого человека очень рассеяный ум. Лично у меня выходило вначале 1 молитва за 1 минуту без рассеянности, потом ум привыкает и приобретает опыт, подобно тому, как человек обретает опыт езды на велосипеде. Один раз научившись потом, даже если долго не практиковался, начать будет легче.

Кстати упомянутый Схиигуменом Гавриилом Св. Игнатий Брянчанинов новоначальным полагал 100 иисусовых молитв за 30 минут.

Другой старец давал такой подход: произнеси хотя бы первые 20 молитв или сколько сможешь со вниманием, а как почувствуешь, что устал, то остальные 80 молитв прочитай без сильного напряжения. Пусть даже между словами молитвы будут проскакивать помыслы - а благодать своё дело будет делать. Потом сможешь 30 молитв прочитать, 40 и т.д.



Да. У кого-то из Святых, помоему у Никифора Уединенника читал, что нужен опытный духовник, который сам проходит этот труд, а искать советов у непрактиков лучше не стоит. Что если не нашёл такого опытного духовника, то Святой учит возложить упование на Бога и Тот будет руководить нами + читать об этом творения Святых Отцов, которые заменят отсутствие опытного наставника. И всегда, что бы не пасть в прелесть, нужно молитву предначинать смиренной мыслью, что без Бога ничего не сможем и с просьбой у Бога помощи, а по завершению благодарить Бога. А так, наличие благословения не гарантирует того, что человек не впадёт в самомнение. Ведь смысл благословения в чём? В том, что бы человека смирить, что бы он не надеялся на себе, потому что все мы гордые, в особенности новоначальные.


Верно. Это касается и вообще дела любой молитвы. Если человек совершает те же утр.-веч. правила, а сердце его двоится, то есть молится о том, чего и не собирается соблюдать, то какой в этом толк? Это же просто лицемерие. О таковых сказал Господь, что приближаются к нему устами, а сердцем далеки от Него.

Вот к примеру я это очень сильно чувствовал, когда читал молитву: "Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам; да́руй ми, Го́споди, да ни сло́вом, ни де́лом, ни помышле́нием прогне́ваю Тя, Созда́теля моего́, но вся́ дела́ моя́, сове́ты и помышле́ния да бу́дут во сла́ву Пресвята́го и́мени Твоего́". Как можно просить о том, чего не намерен исполнять?

Или когда читаем Отче наш: "И прости нам долги наши, яко и мы прощаем должником нашим", то в осуждении себе это говоришь, если не прощаешь других.
 
Православный христианин
Реконструкция:
"непрестанная самодвижная молитва"
это на самом деле трудовая самодвижная, а вся стадия называется "умной"
Тогда первые три стадии совпадают с евагриевой стадией "делание", а четвертая стадия -- "сердечная",
пятая -- "созерцание"
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
не стоит всё так систематизировать по уровням

Возможно, афонские отцы лучше нас знали, стоит или не стоит, поэтому и систематизировали. Но Ваше мнение по этому вопросу я тоже услышал и принял к сведению.
 
Православный христианин
Владимир,с тем что молитва сама учит не грешить, и то что если молитва с делами повседневной жизни расходится то это лицемерие,согласен полностью особенно по Отче Наш. Не много от себя добавлю-в церковнославянском изложении она же чуть по другому читается и там эта строка будет- И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. Слово остави,вобщем то понимается как прости,но можно понимать и в прямом смысле,и когда читаешь то (,если вдруг не простил кому то что то), думаешь так-как я оставил(не простил) грех (кому либо),так и мне Бог его оставит(то же не простит),а если совесть чиста то это слово понимаешь как и нужно,то есть я оставил(простил) и мне так же Бог оставит т.е. простит. Церковнославянский язык в этом плане намного емче русского и не только по молитве Отче Наш,а и по всем вообще,хотя Вы скорее всего по церковнославянски и читаете все. Кстати,насчет опыта навыка нерассеянной молитвы,помимо Иисусовой есть наставления и по обычным молитвам.Одно из них это если при чтении заметил что ум отвлекся-вернись и начни с того места с которого ум убежал. По Иисусовой молитве так делать смысла нет,ее просто повторяешь пока хоть сколько,но получится без рассеяния прочесть. Но я еще и параллельно первый метод в обычных молитвах практиковал. Точно не помню,но что то быстро навык,хоть в обычных,хоть в Иисусовой, года в 2 примерно. Хотя я не знаю быстро это или нет,но то что это как ездить на велосипеде,это да,то же полностью согласен-раз научившись навык не теряется,даже если были в молитве и перерывы.
 
Сверху