Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10-15 минут напряженнейшего труда.
Хм... Довольно много времени для одной молитвы.
Впрочем поначалу у каждого человека очень рассеяный ум. Лично у меня выходило вначале 1 молитва за 1 минуту без рассеянности, потом ум привыкает и приобретает опыт, подобно тому, как человек обретает опыт езды на велосипеде. Один раз научившись потом, даже если долго не практиковался, начать будет легче.
Кстати упомянутый Схиигуменом Гавриилом Св. Игнатий Брянчанинов новоначальным полагал 100 иисусовых молитв за 30 минут.
Другой старец давал такой подход: произнеси хотя бы первые 20 молитв или сколько сможешь со вниманием, а как почувствуешь, что устал, то остальные 80 молитв прочитай без сильного напряжения. Пусть даже между словами молитвы будут проскакивать помыслы - а благодать своё дело будет делать. Потом сможешь 30 молитв прочитать, 40 и т.д.
Если кто хочет молиться Иисусовой молитвой как правилом то берут на это благословение у священника. Перед этим держать пост (в меру своих сил) и просят у Господа чтобы Он послал священника делателя этой молитвы. В том смысле, что искреннего, хоть и молодого священника, стемящегося жить по заповедям Божиим и идущего по пути делания Иисусовой молитвы. И тогда уже, cо священником решать все вопросы о своей мере ( правиле? когда, как и сколько) по отношению к Иисусовой молитве.
Да. У кого-то из Святых, помоему у Никифора Уединенника читал, что нужен опытный духовник, который сам проходит этот труд, а искать советов у непрактиков лучше не стоит. Что если не нашёл такого опытного духовника, то Святой учит возложить упование на Бога и Тот будет руководить нами + читать об этом творения Святых Отцов, которые заменят отсутствие опытного наставника. И всегда, что бы не пасть в прелесть, нужно молитву предначинать смиренной мыслью, что без Бога ничего не сможем и с просьбой у Бога помощи, а по завершению благодарить Бога. А так, наличие благословения не гарантирует того, что человек не впадёт в самомнение. Ведь смысл благословения в чём? В том, что бы человека смирить, что бы он не надеялся на себе, потому что все мы гордые, в особенности новоначальные.
При делании Иисусовой молитвы важно послушание, делание заповедей Божиих. Если не принимать волю Божию, а она в заповедях, то о какой молитве Иисусовой можно рассуждать?
Верно. Это касается и вообще дела любой молитвы. Если человек совершает те же утр.-веч. правила, а сердце его двоится, то есть молится о том, чего и не собирается соблюдать, то какой в этом толк? Это же просто лицемерие. О таковых сказал Господь, что приближаются к нему устами, а сердцем далеки от Него.
Вот к примеру я это очень сильно чувствовал, когда читал молитву: "Сподо́би, Го́споди, в день сей без греха́ сохрани́тися нам; да́руй ми, Го́споди, да ни сло́вом, ни де́лом, ни помышле́нием прогне́ваю Тя, Созда́теля моего́, но вся́ дела́ моя́, сове́ты и помышле́ния да бу́дут во сла́ву Пресвята́го и́мени Твоего́". Как можно просить о том, чего не намерен исполнять?
Или когда читаем Отче наш: "И прости нам долги наши, яко и мы прощаем должником нашим", то в осуждении себе это говоришь, если не прощаешь других.