Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин

Эта тема?
Нет,не то,там не было напрямую ссылки на бесов,а еще запомнилось,что девушка здороваясь со всеми опечаталась и вместо форумчане написала-фомурчане. Уменя просто есть совет что помогает в таких случаях,но ладно,может и встречу еще- я то сегодня 1 день всего тут.

У меня лет 20 тому назад вышла в Вестнике ПСТБИ (если я правильно помню) большая статья под названием "Имяславие и византийская теория образа", в которой я доказываю, что имяборчество -- разновидность иконоборчества. Некоторые патрологи утверждают, что эта статья основополагающая по данной тематике:)

Я предпочитаю не спорить на эту тему. Пусть каждый читает отцов и делает собственные выводы.
Евгений,утра доброго! Я прочитал статью об Имяславии и с нашего сайта и с некоторых других Православных. В тонкости вдаваться не стану,просто лишь уточню некоторые ключевые моменты. На нашем сайте статья основывалась,в основном на выписках из Дневника Св. Праведного Иоанна Кронштадтского, я не мало читал его трудов,вот уж и близко даже никогда и мысли не допускал о его причастии к какой либо ереси. Но вот вопрос-а все ли имябожники рассуждали именно так как он? Но оставим это. Среди противников были,в основном приверженцы богословских школ,среди сторонников-больше последователи монашеских практик и традиций. Наиболее авторитетные и те и другие после смерти были причислены к лику Святых. Что хочу сказать? Вы читали вчерашние мои комменты по молитвенному деланию,точно так же можете прочесть и мой ответ Елене НО. Все таки в них больше от монашеских практик,нежели от богословских школ. Оно и не мудрено-я хоть и не избегал богословских трудов и толкований,но основное ударение все таки делал на монашеские практики. Это труды таких Св. Отцев как Св. Иоанн Лествичник, Св. Антоний Великий, Св. Авва Дорофей, Св. Феофан Затворник, Св. Игнатий Брянчанинов, Св. Оптинские Старцы и много еще кто. Это ведь,в основном,монахи,хотя и богословы тоже не слабые. Но как бы ни прав был Св. Иоанн Кронштадтский, я все равно не буду сокращать Иисусову молитву до одного лишь Имени- ну мало мне одного Имени то, таков уж я есть... Иначе можно было бы вообще убрать все домашние молитвы-правила каноны,акафисты,псалмы и множество других и все свести только к молитве Иисусовой, и оставить только одни лишь Богослужебные тексты,для молитв в Церкви,однако ж этого не происходит и вряд ли произойдет когда либо. Ну вот,пожалуй,и все что хотел уточнить.

Эта тема?
Вадим,нет,но я нашел еще вчера,это тема из раздела Помыслы от Елены НО.
 
Православный христианин
Большое сообщение и много пунктов для обсуждения. Не знаешь какой и выбрать. А все вместе плюс имяславие -- это совершенно неподъемная тема. Выберу для начала последний тезис.

Но как бы ни прав был Св. Иоанн Кронштадтский, я все равно не буду сокращать Иисусову молитву до одного лишь Имени- ну мало мне одного Имени то, таков уж я есть...

На мой взгляд, не надо ничего сокращать специально. Молитва сама сократится в те моменты, когда от изобилия исходящей от нее сладости невозможно будет ничего произнести, кроме имени Иисус, недаром Он называется Сладчайшим.

ответ Елене НО

Я в темы связанные с психологией стараюсь не заходить, так как я в психологии ничего не понимаю и отношусь к ней с подозрением. Я приветствую психологию связанную с медициной, а не тогда, когда она пытается подменять собой христианскую аскетику.
 
Москва
Православный христианин
В одной из сегодняшних тем на форуме есть тема в которой размещено видео со Схиигуменом Гавриилом (Виноградовым-Лакербая). Вспомнила, что одно время смотрела (слушала) его проповеди. Сейчас тоже, нашла интервью с ним. Он возглавляет Кавказское подворье Валаамского монастыря. И приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери, в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии.

Немного его опыта об Иисусовой молитве в тему.

- Сегодня многие обращаются к Иисусовой молитве. Что посоветуете ищущим ее мирянам и монашествующим?

- Полагаю, есть разные пути приобретения молитвы. Мне ближе святитель Игнатий (Брянчанинов), который советовал молиться спокойно, внимательно, не допуская помыслов. Так, чтобы ни одна мыслишка не проникла между словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если между слов внедрялся какой-либо помысел, то я не заканчивал молитву, но отбрасывал ее, как слесарь бракованную деталь на переплавку. Делал остановку, настраивал внимание и начинал снова. И только когда произносил все восемь слов без единого помысла, откладывал одну фасолину. Четок в те годы не было, поэтому для счета у меня была горсть фасоли. Ровно сто штук. Или небольшие круглые камушки с реки.

Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10-15 минут напряженнейшего труда. А усталость – будто вагон угля разгрузил! Но через неделю у меня было уже пять камушков. Через месяц - 20, а через три месяца - все 100! Бог, видя желание и труд, по милости Своей оказывает помощь (c)...

 
Православный христианин

Хорошая статья по ссылке, спасибо.

"Христианам следует знать назубок основной принцип православной антропологии и психологии, о котором писал еще святитель Василий Великий. В человеке действует не одна, а три воли: первая – воля Божия, другая – демоническая, а между ними – воля человеческая. Каждый из нас реализует свободу воли, выбирая одно из двух внушений".

Кажется, мы эту тему уже обсуждали.

И про молитву "с фасолинами" интересно. Не первый раз встречаю, дискутируемый метод...
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Хорошая статья по ссылке, спасибо.

Кажется, мы эту тему уже обсуждали.
Не за что. И да, интервью мне тоже - понравилось.
Разместила эту ссылку здесь, - из-за опыта Иисусовой молитвы (чтобы было видно откуда взяла), которым поделился схиигумен Гавриил. Подумала что этот опыт может быть полезным в этой теме.
 
Православный христианин
Большое сообщение и много пунктов для обсуждения. Не знаешь какой и выбрать. А все вместе плюс имяславие -- это совершенно неподъемная тема. Выберу для начала последний тезис.



На мой взгляд, не надо ничего сокращать специально. Молитва сама сократится в те моменты, когда от изобилия исходящей от нее сладости невозможно будет ничего произнести, кроме имени Иисус, недаром Он называется Сладчайшим.
Хорошая оговорка-"На мой взгляд", я пожалуй, то же так же оговорюсь,ибо ссылок по этому поводу на учения тех или иных Св. Отец не знаю,но есть некоторый собственный опыт,но само направление темы мне понравилось-есть о чем по рассуждать. Ну в плане что Он называется Сладчайшим,то это название акафиста и если его иметь ввиду,то там Иисус не только Сладчайший,но и Претихий и Пречудный и Пресильный и много еще Какой. Но,на мой взгляд,это все таки относится не к одному только Его Имени в молитве,а по большему счету-к Его действию внутри человека после Причастия. Можно,конечно,возразить-не у всех(особенно мучеников)была возможность Причаститься,а значит только от молитвы силу и крепость они получали,на что скажу-не всегда для обретения Благодати,требуется и Причастие(вот на это у меня точно есть доказательства),но и к одному только Имени это никак не сводится,к молитве как таковой это да,но не к одному только Имени. Что хочу сказать-возможно при наивысших ступенях непрестанной сердечной Иисусовой молитвы,сама молитва и сокращается до одного лишь Имени,но ни у кого именно такой конкретики не встречал. Да,много у кого говорится что в сердечной молитве призвание Имени Его само течет,но нигде не сказано что только одного лишь Имени и все. Что же касаемо благодатных состояний,то из собственного опыта скажу-когда Бог посещает душу(да что говорить душу-всего полностью),то молитва льется рекой и в таких состояниях акафист Иисусу Сладчайшему полностью понимаешь не только на веру и умом,но и всем сердцем чувствуешь и с легкостью понимаешь как Он проявляет Себя в человеке в любом случае из приведенных в акафисте.Ну может как то косноязычно пишу или может дерзко,но это тяжело передать на словах,самому надо чувствовать. Но тут хотелось бы отметить-в таких состояниях молитва хоть и льется рекой,но тоже до поры,как все что нужно(ну например тот же акафист,иногда канон умилительный хвалебные псалмы)пропел,просто ничего неохота больше,а просто хочется бесконечно петь Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и все и не нужны больше никакие лишние слова и молитвы. Вот тут не спорю- может будь у меня стяжена непрестанная молитва сердечная,может быть и вообще бы ничего не надо было кроме как одного Имени Его,ничего не могу сказать по этому поводу,но мне хорошо и так очень достаточно того что есть. Кстати,я давно отказался от стремления стяжания именно непрестанной сердечной Иисусовой молитвы,это было только по началу,а так-не мое это,это действительно монашеское делание,я не вытягиваю,поэтому эти пустые мечтания и оставил, и сейчас главная цель -это спастись бы,а какие то дары более большие,это нет. Да думаю что я далеко не один такой,кто впоследствии отказался от стяжания непрестанной сердечной. Так что сокращать 10 словную Иисусову молитву не вижу смысла,она меня вполне устраивает,более того-она мне иногда даже правило заменяет,а что?в ней все есть,просто смысловое качество правила заменяю количеством Иисусовой молитвы. Ну вот,пожалуй,и все мое рассуждение...

Я в темы связанные с психологией стараюсь не заходить, так как я в психологии ничего не понимаю и отношусь к ней с подозрением. Я приветствую психологию связанную с медициной, а не тогда, когда она пытается подменять собой христианскую аскетику.
Евгений,вы про вопрос Елены НО чтоли? какая там психология то? там девушку просто помыслы замучили,не знает как с ними бороться,вот и дал ей как мог несколько советов из обычной аскетической практики.

Евгений,вы про вопрос Елены НО чтоли? какая там психология то? там девушку просто помыслы замучили,не знает как с ними бороться,вот и дал ей как мог несколько советов из обычной аскетической практики.
ааа не дочитал до конца то ваш комм,вы вон в каком ключе подумали,ну может быть я тут тоже не провидец,ну что смог то ей и написал,хуже не будет.
 
Православный христианин
возможно при наивысших ступенях непрестанной сердечной Иисусовой молитвы,сама молитва и сокращается до одного лишь Имени,но ни у кого именно такой конкретики не встречал.

Я встречал минимум два раза. В Добротолюбии (по-моему, у св. Феолипта Филадельфийского, но это надо проверять). И в одном старинном трактате по Иисусовой молитве, неоконченный перевод которого я видел, но он еще не издан. Там именно то самое говорится, что я сказал. Что молитвенник при нашествии благодати иногда бывает в состоянии произнести только имя Иисус. И такое состояние (говорится в трактате) длится несколько часов, сколько подвижник может выдержать.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Я встречал минимум два раза. В Добротолюбии (по-моему, у св. Феолипта Филадельфийского, но это надо проверять). И в одном старинном трактате по Иисусовой молитве, неоконченный перевод которого я видел, но он еще не издан. Там именно то самое говорится, что я сказал. Что молитвенник от нашествия благодати иногда бывает в состоянии произнести только имя Иисус. И такое состояние (говорится в трактате) длится несколько часов, сколько подвижник может выдержать.
А,нет,такого автора точно не читал, если читаю,то обычно запоминаю авторов фундаментальных трудов,да и Добротолюбие то не все читал,там же не 1 том,а даже и один как целая Библия,но я и не особо успорял,а просто лишь рассуждал,но у тех у кого про Иисусову молитву читал у них точно не было.
 
Православный христианин
Евгений,вы про вопрос Елены НО чтоли? какая там психология то? там девушку просто помыслы замучили,не знает как с ними бороться,вот и дал ей как мог несколько советов из обычной аскетической практики.

Я увидел в заглавном сообщении что-то про окр и не стал заходить, я все равно в этой теме ничего не понимаю. Можно только помолиться, что я и сделал. Если Вы смогли дать ей несколько советов, то и хорошо.

у них точно не было

Значит, память меня подводит. Возраст...
Возможно, у прп. Григория Синаита... Но чтобы не гадать, найду, тогда и продолжим.

хочется бесконечно петь Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

а что происходит при этом в сердечной области, можете описать?

возможно при наивысших ступенях непрестанной сердечной Иисусовой молитвы,сама молитва и сокращается до одного лишь Имени,но ни у кого именно такой конкретики не встречал.

Нашел, это все-таки Добротолюбие т. 5:

"Что касается до речения: «помилуй мя», прилагаемого к спасительным словам молитвы, т.е. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий», – то его приложили св. отцы, наипаче для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных, ибо преуспевшие и совершенные о Христе, каждым из сих воззваний одним: «Господи Иисусе; Иисусе Христе; Христе Сыне Божий»! или даже только возглашением: «Иисусе", довольны бывают, объемля то и лобызая, как полное делание молитвы, и чрез это одно исполняемы бывая неизреченной, всякой ум, всякое видение и всякое слышание превосходящей сладости и радования".
 
Православный христианин
И про молитву "с фасолинами" интересно. Не первый раз встречаю, дискутируемый метод...
А в чем дискутироемость? Там по причине отсутствия четок использовалось. Дискутируемость есть в самом применении четок как таковом, посокльку для него есть некоторые причины скрытые кроме слежения за временем, но вразумительных объяснений нигде нет.

Или имелось ввиду начинать каждый раз заново когда внимание прерывается? Тут наверное да, дискутируемо. На это тоже ответов не получил внятных: что лучше для приобретения навыка, большим количеством за раз или более частые подходы с большим вниманием. Первое точно нужно осваивать, параллельно со вторым. (епп Игнатия и Феофана в этом контексте не рассматриваю, у них практически отрицается трудовой метод).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Здесь более общий принцип в основе есть, как написал выше...
большим количеством за раз ,,,,,,,,,, точно нужно осваивать,
как нырнуть, чтобы научиться плавать. Пример с нагреванием воды в чем-то подходит, одно дело по немногу пытаться подогревать, другое сразу до кипения довести, или лучше с поднятием тяжестей, малым весом силу не приобретешь, сколько ни поднимай, так же и с обузданием ума, стрессовую "нагрузку" надо давать хотя бы иногда, пределы чтобы расширять не стоять на месте, и вообще много параллелей с обыденным. Впрочем поднимал уже тоже этот вопрос, дискуссии не получилось.
 
Православный христианин
И еще момент. Недисциплинированный ум не четко самоосознается, там то ли есть помысел, то ли нет, есть образ посторонний - нет ли, не всегда ощущается явно, если это не сильное волнение какое-то, а обычный ментальный шум. И когда там прерывать тогда? можно и не начинать совсем). То есть "пародокс", пишут что это для начальных, а следовать только опытный может по сути.
Мое мнение, в том виде как рассказано тем монахом, - что аж 5 слов не мог произнести, зато явно осознавал всякий помысел, - сочинительная история
 
Православный христианин
а что происходит при этом в сердечной области, можете описать?
Евгений,с Праздником! да вот только зашел смотрю 4 новых комма с фасолинами знаком метод только я четки использовал но не для этого. А вот для тренировки нерассеяности вообще без ничего делал мне не счет важен был и не время,а результат,но об этом потом,тут вопрос то у вас другой,а я не там стал отвечать ща перепощу.

Евгений,с Праздником! да вот только зашел смотрю 4 новых комма с фасолинами знаком метод только я четки использовал но не для этого. А вот для тренировки нерассеяности вообще без ничего делал мне не счет важен был и не время,а результат,но об этом потом,тут вопрос то у вас другой,а я не там стал отвечать ща перепощу.

а что происходит при этом в сердечной области, можете описать?
Вот так раз... писали, болтали,а толком то и не уяснили оба. Евгений,что вы имеете ввиду под сердечной областью? Это ведь не конкретное место где именно телесное сердце расположено. Если брать по учениям Святых,то это некая область,где зарождается все,но они тоже не сводят это именно в точку телесного сердца. Но ладно я сначала конкретно опишу,что именно и как именно чувствую в такие моменты,а потом опишу где и что. Снова длинно выйдет и очень длинно,но ладно,чат позволяет. Ну сначала сразу оговорюсь что такие состояния обычно бывают после Причастия,просто по разному-когда посильнее и дольше держится,когда слабже и меньше. Но раз было и без Причастия,помните я писал что у меня есть доказательства этого? (кстати пример такой и по Святым могу привести),и такие состояния у многих после Причастия бывают,просто у всех по разному,но то что бывает у многих,это точно,иначе не простояла бы столько Церковь Православная. Касаемо меня это-мир душевный и легкость какая то внутренняя,молитва вообще легко легко идет,без каких либо напрягов,помыслы-сам как хочешь,хочешь параллельно с молитвой пусти,хочешь-вообще отруби,не будет ничего вообще,но главное-это ощущение какой то внутренней свободы,такого не бывает в обычных земных состояниях, а еще понимание как действует Благодать в людях(помните писал что в такие моменты легко понимаю как действует Благодать для любого случая в акафисте). Пожалуй,на мучениках и опишу то что в прошлом то же это приводил. Вот эта свобода какого то вообще не земного свойства,она параллельно и силы придает. Почему не земного? да потому что ощущение эйфории(неудачное слово,но пусть оно будет)в земном чем можно достичь? если телесно,то разными употреблениями,если душевно,то тоже много вариантов,как один из сильнейших-влюбленность например. Ну вот если в таких состояниях мучить человека физически то что будет? Если эйфория от употребления чего то,то это просто обезболивание или адреналин зашкалил и боль хоть и чуешь но другое чувство пересиливает,ну и т.д.,в душевной эйфории земной-примерно все так же работает. Но это разве свобода?это просто либо боль глушишь,либо ее затмевает другое более сильное чувство. Что же до свободы Благодатной,то она такого свойства,что ты по телесным чувствам какой был,такой и остаешься. Любая боль будет чувствоваться ровно так же как и до состояния,но при этом вот эта то не земная свобода,внутренний мир и покой,да все не перечислить-компенсируют абсолютно любую телесную боль. После этого очень легко понимаешь как мученики претерпевали вообще любые мучения,да им было страшно больно,как любому обычному человеку,но действие Благодати всегда это внутри компенсировало.При этом они всегда оставались спокойны и мирны,чего не скажешь ни об одной эйфории,получаемой телесным или душевным способом. Но ладно,теперь что и где. Возьму по молитве-если мысленно,то в голове,если чувственно,то в груди. Тут можно просто с обычными чувствами сравнить. Обычные же чувства-радость,печаль и тп.в груди же рождаются,но смешиваясь с мыслями получается как бы единое целое. А тут тоже самое,просто чувства другого характера,они всегда спокойны и мирны,та же самая радость всегда тихая,но при этом ее и не напьешься, но и не перепьешь лишнего тоже (чего не скажешь о земной-она всегда возбужденная какая то). Тут то же самое происходит-мысли смешавшись с чувствами делаются единым целым,но все равно мысли остаются в голове(просто они то же очень спокойны),чувства больше в груди. При этом можешь делать что угодно,хоть лежи,хоть ходи,хоть вагоны разгружай, хоть воюй-это внутреннее вообще ни чему не мешает. Но по мне-всегда лучше испить до конца ни на что не отвлекаясь пока само не пройдет(думаю может это одна из причин советов Церкви после Причастия время провести в молитвах и размышлениях не отвлекаясь на мирское). Но вот что касаемо молитвы,то она так же мысленно-в голове,но смешанная с чувством ,всегда спокойная и радостная и читается очень легко без какого то особого напряжения и контроля, может это и есть сердечная молитва, но просто обычная а не непрестанная.Но все таки у меня лучше читаются молитвы которые с распевом. Это акафисты,Слава и ныне(в прошлый раз ныне не дописал),а вот Иисусову молитву сразу не читаю,а начинаю только когда чувства эти чуть под угасать начинают. Может быть это изза того что распевные то молитвы более приятны именно изза распева,а Иисусову то молитву я вообще на распев не слышал ни разу,да ее и не поют нигде. Но тогда вообще не сходится с учением Святых о сладости именно самого Имени Христова,либо сходится, но мне до этого еще ой ой. Но я и не писал что достиг, все чего достиг,так это то чтоб ум оставался чистым без посторонних мыслей вот и все. А вот насчет фона,то изредка и сам его допускаю и вкладываю в него например образы каких либо людей за которых тоже помолится хочу. В это время читаю не помилуй мя,а помилуй нас,но это все таки фон а не посторонние мысли. Короче,Евгений,(утомил я вас наверное уже)) вот как ты воспринимаешь обычные чувства и где они у тебя рождаются и как с мыслями делаются единым целым-все то же самое и в благодатном состоянии,просто там характер чувств совершенно другой,нет такого в обычной жизни. Да я ж не инопланетянин какой))),говорю же эти состояния испытало куча народу,все примерно то же самое и скажут. Стоп,а че я тут писал то целую книгу? А вы,Евгений,что разве не причащались ни разу???Такого ж быть не может, вам же эти все чувства и самому знакомы.Вот я чудик))),но уж если написал,то удалять не буду,зря чтоль время то тратил))). А может у меня в молитве все так как и должно быть-я же целого Христа в себя принял и Он дает мне это прочувствовать,поэтому если сразу, то распевные молитвы и более приятны, а Иисусову молитву позже начинаю, ладно пойду 5 утра уже, еще раз,Евгений, с Крещением Господним!!!
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Тут то же самое происходит-мысли смешавшись с чувствами делаются единым целым,но все равно мысли остаются в голове(просто они то же очень спокойны),чувства больше в груди. При этом можешь делать что угодно,хоть лежи,хоть ходи,хоть вагоны разгружай, хоть воюй-это внутреннее вообще ни чему не мешает. Но по мне-всегда лучше испить до конца ни на что не отвлекаясь пока само не пройдет(думаю может это одна из причин советов Церкви после Причастия время провести в молитвах и размышлениях не отвлекаясь на мирское). Но вот что касаемо молитвы,то она так же мысленно-в голове,но смешанная с чувством ,всегда спокойная и радостная и читается очень легко без какого то особого напряжения и контроля, может это и есть сердечная молитва, но просто обычная а не непрестанная.Но все таки у меня лучше читаются молитвы которые с распевом. Это акафисты,Слава и ныне(в прошлый раз ныне не дописал),а вот Иисусову молитву сразу не читаю,а начинаю только когда чувства эти чуть под угасать начинают. Может быть это изза того что распевные то молитвы более приятны именно изза распева,а Иисусову то молитву я вообще на распев не слышал ни разу,да ее и не поют нигде. Но тогда вообще не сходится с учением Святых о сладости именно самого Имени Христова,либо сходится, но мне до этого еще ой ой.
Анатолий, и вас с Праздником Богоявления. Спасибо,что делитесь опытом. Но то что вы описали, это пока все преддверие сердечной молитвы. Дверь перед вами открыта, вы чувствуете свет который из этой двери сияет, но войти в нее вы пока не решаетесь или решили для себя, что уже вошли. Такое бывает...напоминает яркий свет в глаза и пока глаза не привыкнут, не видишь что во круг и куда идти. Скорее всего ваш ум и сердце еще не готов к встрече с безмерным и бесконечным Благом Бытия. Скорее всего - это некие ваши стереотипы и представления, как должно быть и проходить это соитие с Божественным. Сердце ваше определило для себя предел комфорта,оно не хочет входить в зону страха. А ум еще все так же подвижен и необуздан,хотя уже научается дисциплине. Но этого мало. То что вам нравиться молитвы на распев - это говорит о том. что вы чувствуете движение энергий и интуитивно пытаетесь влиться в их движение ища духовное подобие им. Вполне разумный ход. Так как чтобы осознавать что-то надо быть с этим на одной волне. Но вот ум вас пока подводит. Точнее, внимание его вам не подчиняется, как скользкий уж вырывается из рук. Но это дело поправимое. Надо лишь навыкание ума ко внутреннему вниманию, через запоминание мелочей в обыденной жизни и потом последующего их вспоминания, воспроизведении в памяти. Так ваш ум научиться держать колею внимания и с нее не сходить. и после этого молитва будет куда осознанней и внимательней. Но это так, советы из опыта и со стороны. Первым признаком единения ума и сердце будет естественное внутреннее безмолвие, в сердце будет состояние смиренного мира с готовностью умереть, а ум будет пребывать в состоянии острого ума, внимательного и одновременно готового "к прыжку", как охотник за добычей. И когда тонкая нить благодати свяжет сердце и Дух Божий, ум хранит эту нить, как самое ценное,оберегая от всего, что может прервать ее, будь то эмоция, мысль, помысел,образ. Даже произнесение слов молитвы, будут тут не уместны. Молитва перейдет в качественно другие отношения с Богом. Доверие Богу, страх потерять нить с Ним, и безмерная благодарность в сердце за все.
 
Православный христианин
то что вы описали, это пока все преддверие сердечной молитвы. Дверь перед вами открыта, вы чувствуете свет который из этой двери сияет, но войти в нее вы пока не решаетесь или решили для себя, что уже вошли. Такое бывает...напоминает яркий свет в глаза и пока глаза не привыкнут, не видишь что во круг и куда идти.

Согласен с Вадимом.

Но вот что касаемо молитвы,то она так же мысленно-в голове,но смешанная с чувством ,всегда спокойная и радостная и читается очень легко без какого то особого напряжения и контроля, может это и есть сердечная молитва, но просто обычная а не непрестанная.

Может быть я ошибаюсь, но на мой взгляд это действие благодати, но еще не сердечная молитва, иначе Вы бы описывали то, что происходит в сердечной области. Но может сердечная молитва Вам (пока?) и не нужна, Вам и так хорошо.
(Существуют разные классификации, но если брать в целом) сердечная молитва истекает от сердца, а умная от головы. Поэтому обладатель сердечной молитвы прежде всего описывает, как может, то, что происходит у него в сердечной области, и саму эту область как-то описывает. А обладатель умной молитвы описывает то, что происходит у него в уме и теле. Но повторюсь, может Вам сердечная молитва и не нужна. У Вас и так хорошая молитва, любой ей позавидует, например, я:)
 
Москва
Православный христианин
У Вас и так хорошая молитва, любой ей позавидует, например, я:)
Я не разбираюсь какая у кого молитва. Только знаю что о зависти святые отцы говорили что не хорошее это чувство. Даже если это "белая зависть". Радость другое дело. Порадоваться за другого можно... если получится. И если есть основания что у него всё получается правильно, с Божией помощью.
☺
 
Православный христианин
Примером описания, из того что на русском языке, сердечной (и более того) молитвы является, на мой взгляд, "Странник" свт. Игнатия Брянчанинова:

 
Православный христианин
Анатолий, и вас с Праздником Богоявления. Спасибо,что делитесь опытом. Но то что вы описали, это пока все преддверие сердечной молитвы. Дверь перед вами открыта, вы чувствуете свет который из этой двери сияет, но войти в нее вы пока не решаетесь или решили для себя, что уже вошли. Такое бывает...напоминает яркий свет в глаза и пока глаза не привыкнут, не видишь что во круг и куда идти. Скорее всего ваш ум и сердце еще не готов к встрече с безмерным и бесконечным Благом Бытия. Скорее всего - это некие ваши стереотипы и представления, как должно быть и проходить это соитие с Божественным. Сердце ваше определило для себя предел комфорта,оно не хочет входить в зону страха. А ум еще все так же подвижен и необуздан,хотя уже научается дисциплине. Но этого мало. То что вам нравиться молитвы на распев - это говорит о том. что вы чувствуете движение энергий и интуитивно пытаетесь влиться в их движение ища духовное подобие им. Вполне разумный ход. Так как чтобы осознавать что-то надо быть с этим на одной волне. Но вот ум вас пока подводит. Точнее, внимание его вам не подчиняется, как скользкий уж вырывается из рук. Но это дело поправимое. Надо лишь навыкание ума ко внутреннему вниманию, через запоминание мелочей в обыденной жизни и потом последующего их вспоминания, воспроизведении в памяти. Так ваш ум научиться держать колею внимания и с нее не сходить. и после этого молитва будет куда осознанней и внимательней. Но это так, советы из опыта и со стороны. Первым признаком единения ума и сердце будет естественное внутреннее безмолвие, в сердце будет состояние смиренного мира с готовностью умереть, а ум будет пребывать в состоянии острого ума, внимательного и одновременно готового "к прыжку", как охотник за добычей. И когда тонкая нить благодати свяжет сердце и Дух Божий, ум хранит эту нить, как самое ценное,оберегая от всего, что может прервать ее, будь то эмоция, мысль, помысел,образ. Даже произнесение слов молитвы, будут тут не уместны. Молитва перейдет в качественно другие отношения с Богом. Доверие Богу, страх потерять нить с Ним, и безмерная благодарность в сердце за все.
 
Сверху