Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
А еще я могу и добавить,что Имяславие-еще и была одна из ересей,после изобличения которой,всех не осудили последователей полностью,но только частично,а именно священникам запретили служить,но рясофор носить не запретили и не отлучили от Церкви полностью. Найдите в поисковике-там тоже про это все подробно описано,я в свое время этой темой тоже интересовался и знаю о чем говорю сейчас. Если конкретнее,то имяславие осудили как ересь за то что ее последователи стали относится к имени Христа как к некоторой 4 ипостаси Бога,а их как известно только 3-Отец Сын и Дух Святой.
Про ересь не знал (или забыл)), скорее в общем смысле имел ввиду, это ничему вобщем-то не противоречит и не нарушает.

Вспомнил.
«Имя Бога есть Сам Бог»
Однако, уже упоминал этот момент, Симеон Н.Б. в поучении о молитве долго рассказывает о том что это есть, восхваляет, и заключает: молитва - есть Бог. Что-то напоминает? Много перегибов просто со всех сторон.

*Григорий Синаит наверное, ошибся
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Но сутью молитвы, остается сердечное переживание веры...какие бы не были произнесены слова молитвы, они должны укреплять стремление доверять Богу свою жизнь и внутреннее состояние души. Иначе, все слова на ветер.
 
Православный христианин
Я вот по разному пробовал читать Иисусову молитву. И коротко и полно, и поочерёдно. Но на опыте понял истинность слов оптинских старцев, что полностью читать её куда более приносит плодов. Молиться коротко легче, но и благодати меньше. Равно и о положении тела Святые учат, что молиться сидя или лёжа конечно легче, но стоя благодати подаётся больше. Можно молитву 1000 раз произнести, а благодати больше получить от 100 молитв, но с крайней неспешностью и большим вниманием
Владимир,я всяко пробовал,более того- на начальном этапе веры влез в непрестанную молитву Иисусову,через прочтение трудов Св. Исихия Иерусалимского - О сердечном трезвении и молитве. Ну конечно же махом впал в прелесть,после которой на полгода не только ли молитву,но даже и чтение забросил. Но ,слава Богу,потихоньку образумился и все заново начал потихоньку. С тех пор ни в какие подвиги связанные с непрестанной молитвой не лезу,а только лишь читаю молитву периодически,иногда по неск десятков иногда сотнями(зависит от обстоятельств и состояния души),но не больше-мне и этого в совокупности с правилами хватает с лихвой. Касаемо в каком положении лучше читать Иисусову молитву-да в любом хорошо,но тоже соглашусь-стоя и с поклонами она чувствуется лучше,это любой может и сам испытать. Непрестанная молитва конечно же хорошо,но для мирян не годится(ну может только если для исключительных единиц),это вобщем то делание монашеское,как и трезвение и постоянное внутрьпребывание.
 
Православный христианин
Владимир,я всяко пробовал,более того- на начальном этапе веры влез в непрестанную молитву Иисусову,через прочтение трудов Св. Исихия Иерусалимского - О сердечном трезвении и молитве. Ну конечно же махом впал в прелесть,после которой на полгода не только ли молитву,но даже и чтение забросил. Но ,слава Богу,потихоньку образумился и все заново начал потихоньку. С тех пор ни в какие подвиги связанные с непрестанной молитвой не лезу,а только лишь читаю молитву периодически,иногда по неск десятков иногда сотнями(зависит от обстоятельств и состояния души),но не больше-мне и этого в совокупности с правилами хватает с лихвой. Касаемо в каком положении лучше читать Иисусову молитву-да в любом хорошо,но тоже соглашусь-стоя и с поклонами она чувствуется лучше,это любой может и сам испытать. Непрестанная молитва конечно же хорошо,но для мирян не годится(ну может только если для исключительных единиц),это вобщем то делание монашеское,как и трезвение и постоянное внутрьпребывание.
Вы имеете в виду исихазм. Это действительно только монашеский подвиг. Но в принципе читать её как можно более часто - утром, вечером и между делами стяжать посредством её непрестанную память о Боге можно по словам Отцов всем, без исключения.Святые писали и о мирских людях, весьма преуспевшие в иисусовой молитве, трезвении, как например Граф Сперанский, о котором писал Св. Феофан Затворник: https://azbyka.org/otechnik/Pavel_Ho...a-na-pisma-grafa-m-m-speranskogo-k-f-tsejeru/ . Хорошо всё по благословению и не брать вначале слишком много, а понемногу добавлять. Слова о трезвении ума Святые давали и монахам и мирянам, только мера нужна правильная, для чего нужно всё по благословению делать. Такую книгу о трезвении, равно и самой практике трезвения учил Св. Феофан Затворник в письмах людей мирских, о чём есть книга: "Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться"
 
Православный христианин

У меня лет 20 тому назад вышла в Вестнике ПСТБИ (если я правильно помню) большая статья под названием "Имяславие и византийская теория образа", в которой я доказываю, что имяборчество -- разновидность иконоборчества. Некоторые патрологи утверждают, что эта статья основополагающая по данной тематике:)

Я предпочитаю не спорить на эту тему. Пусть каждый читает отцов и делает собственные выводы.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Владимир,я всяко пробовал,более того- на начальном этапе веры влез в непрестанную молитву Иисусову,через прочтение трудов Св. Исихия Иерусалимского - О сердечном трезвении и молитве. Ну конечно же махом впал в прелесть,после которой на полгода не только ли молитву,но даже и чтение забросил. Но ,слава Богу,потихоньку образумился и все заново начал потихоньку. С тех пор ни в какие подвиги связанные с непрестанной молитвой не лезу,а только лишь читаю молитву периодически,иногда по неск десятков иногда сотнями(зависит от обстоятельств и состояния души),но не больше-мне и этого в совокупности с правилами хватает с лихвой. Касаемо в каком положении лучше читать Иисусову молитву-да в любом хорошо,но тоже соглашусь-стоя и с поклонами она чувствуется лучше,это любой может и сам испытать. Непрестанная молитва конечно же хорошо,но для мирян не годится(ну может только если для исключительных единиц),это вобщем то делание монашеское,как и трезвение и постоянное внутрьпребывание.
Простите, а руководителя в делании у вас я так понимаю не было...? Непрестанная молитва обретается сама,она не делается вниманием ума или волей. Она наблюдается умом скорее, чем делается. Ум охраняет ее от помыслов и эмоциональных потрясений сердца, умиляясь параллельно движению молитвы. И если поток утихать начинает, ум прилагает размышление или вспоминание о своем состоянии греховности, непослушания и недостоинстве. Это чувство возгревает молитву заново течь непрестанно.
 
Православный христианин
на начальном этапе веры влез в непрестанную молитву Иисусову,через прочтение трудов Св. Исихия Иерусалимского - О сердечном трезвении и молитве. Ну конечно же махом впал в прелесть,после которой на полгода не только ли молитву,но даже и чтение забросил. Но ,слава Богу,потихоньку образумился и все заново начал потихоньку.

Св. Исихий -- ключевой для исихазма автор. Присоединяюсь к просьбам рассказать что случилось подробнее.
 
Православный христианин
Каким образом, если не затруднит поподробнее?
Михаил,если не читали трудов о трезвении,то вкратце объясню-это постоянное наблюдение за собой,за всеми движениями ума,души и сердца,в сочетании с непрестанной Иисусовой молитвой (ни в коем случае никогда не благословлялось новоначальным пусть даже и монахам),ну а я по незнанке и залез. В результате такого наблюдения за собой,у меня такой "огонь" в сердце загорелся,что я в 3 дня считал себя уже достигшим чуть ли не монахом,через неделю-почти Святым,а еще через неск дней-готов,спекся,просто от перенапряжения.Это хорошо еще братья по вере поняли и во время начали вразумлять, а то не знаю чем бы и закончилось. Но мне и этого хватило чтоб от всех деланий отпасть на полгода. И там не сама непрестанная молитва Иисусова была греховна,а мое состояние и видение себя и своих чувств и всякого огня внутреннего. Это было кровяное все душевное и бесовское,ничего общего с настоящими духовными состояниями не имеющее,с тех пор к разного рода внутренним сильным ощущениям осторожно отношусь и даже самое первое свое благодатное внутренне сначала по всем признакам проверил по учению Св. Отец и только после того как понял что истинно оно тогда и принял как должно. Думаю,примерно понятно описал,кто бывал в прелести телесно душевной,тот поймет сразу.

Простите, а руководителя в делании у вас я так понимаю не было...? Непрестанная молитва обретается сама,она не делается вниманием ума или волей. Она наблюдается умом скорее, чем делается. Ум охраняет ее от помыслов и эмоциональных потрясений сердца, умиляясь параллельно движению молитвы. И если поток утихать начинает, ум прилагает размышление или вспоминание о своем состоянии греховности, непослушания и недостоинстве. Это чувство возгревает молитву заново течь непрестанно.
Вадим,нет на тот момент руководителя не было,я во все своевольно залез. Но даже если бы и был ,то все равно скажу-непрестанной сердечной молитве сначала должна предшествовать сначала устная,потом умная нерассеяная,а вот когда придет непрестанная сердечная- это у всех по разному,кому то и в несколько лет дается,а кто то и во всю жизнь кроме как умной другой не достигает. По крайней мере так учат все Св. Отцы. Ни в одном учении по этой теме ни разу ни у кого не встречал чтобы непрестанная сердечная молитва вдруг сама по себе из ниоткуда без труда и пришла. Но насчет того что она скорее наблюдается чем делается- с этим согласен,но этому предшествуют годы а то и десятилетия предварительных молитвенных подвигов.

Св. Исихий -- ключевой для исихазма автор. Присоединяюсь к просьбам рассказать что случилось подробнее.
Евгений,я Михаилу ответил чуть выше -почитайте.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Михаил,если не читали трудов о трезвении,то вкратце объясню-это постоянное наблюдение за собой,за всеми движениями ума,души и сердца,в сочетании с непрестанной Иисусовой молитвой (ни в коем случае никогда не благословлялось новоначальным пусть даже и монахам),ну а я по незнанке и залез. В результате такого наблюдения за собой,у меня такой "огонь" в сердце загорелся,что я в 3 дня считал себя уже достигшим чуть ли не монахом,через неделю-почти Святым,а еще через неск дней-готов,спекся,просто от перенапряжения.Это хорошо еще братья по вере поняли и во время начали вразумлять, а то не знаю чем бы и закончилось. Но мне и этого хватило чтоб от всех деланий отпасть на полгода. И там не сама непрестанная молитва Иисусова была греховна,а мое состояние и видение себя и своих чувств и всякого огня внутреннего. Это было кровяное все душевное и бесовское,ничего общего с настоящими духовными состояниями не имеющее,с тех пор к разного рода внутренним сильным ощущениям осторожно отношусь и даже самое первое свое благодатное внутренне сначала по всем признакам проверил по учению Св. Отец и только после того как понял что истинно оно тогда и принял как должно. Думаю,примерно понятно описал,кто бывал в прелести телесно душевной,тот поймет сразу.
да, такое часто бывает у новоначальных . не имея азбуки и навыка к чтению, берем книги для прочтения превышающие наше умение...решая для себя, что смогЁм. Это как изучив из азбуки лишь часть букв, пытаемся читать и понять, что в книге написано, а непрочитанные и не понятые слова,додумываем сами, как бы по значению. Так и в духовной азбуке, мы часто не имея начальных основ, беремся за труды непосильные даже для духовного понимания.
Вадим,нет на тот момент руководителя не было,я во все своевольно залез. Но даже если бы и был ,то все равно скажу-непрестанной сердечной молитве сначала должна предшествовать сначала устная,потом умная нерассеяная,а вот когда придет непрестанная сердечная- это у всех по разному,кому то и в несколько лет дается,а кто то и во всю жизнь кроме как умной другой не достигает. По крайней мере так учат все Св. Отцы. Ни в одном учении по этой теме ни разу ни у кого не встречал чтобы непрестанная сердечная молитва вдруг сама по себе из ниоткуда без труда и пришла. Но насчет того что она скорее наблюдается чем делается- с этим согласен,но этому предшествуют годы а то и десятилетия предварительных молитвенных подвигов.
верно. непрестанная молитва вкладывается в готовое для этого сердце. Очень много нюансов должно совпасть. Это как как сложный замок и сложный ключ. Идентификация друг друга должна быть 100%. Основой должен стать навык внимания к духовному миру...по естеству, а не по намерению.
 
Православный христианин
У меня лет 20 тому назад вышла в Вестнике ПСТБИ (если я правильно помню) большая статья под названием "Имяславие и византийская теория образа", в которой я доказываю, что имяборчество -- разновидность иконоборчества. Некоторые патрологи утверждают, что эта статья основополагающая по данной тематике:)

Я предпочитаю не спорить на эту тему. Пусть каждый читает отцов и делает собственные выводы.
Евгений,да я и не спорю,возможно вы все верно понимаете. Я лишь описал вид ереси которая родилась в среде православных верующих они просто само имя возвели в некую Божественную ипостась,за что последователей и осудили ,но лишь частично и полностью от Церкви не отлучили,потому что они просто слишком много придали значения самому имени,но это не ересь как допустим у Ария. Что же касается правильно или не правильно их осудили,то это решал Собор,а не кто то один или двое. А как известно(по крайней мере в плане догматов) что постановил Собор,то истинно и верно.
 
Православный христианин
,у меня такой "огонь" в сердце загорелся,что я в 3 дня считал себя уже достигшим чуть ли не монахом,через неделю-почти Святым,
Вот это любопытно, как по канону). Может тут склонность к фантазиям ума так играет,,, у меня она есть, поэтому сразу с трезвым пониманием ориентиров подхожу, тогда и "спецэффекты" вообще не впечатляют и никак не влияют. Думаю еще эта прелесть была изначально, *иллюзорные ожидания* (впечатления от рассказов странника, фильм Остров...), нужно было ей проявиться.. Вобщем меня как-то подобное миновало, других загрязнений хватает

По перенапряжению,,, думаю усилие не пропадает зря в этом деле, перегорел и оставил, естественный побочный эффект, но так семена посеяны, без того может и дальнейшего бы было.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Ребята,ко всем обращаюсь,я сегодня,пока не была подтверждена регистрация,пробежался по темам и в одной из тем попались коммы девушки,она жаловалась на разного рода негативные помыслы и в сильном отчаянии спрашивала ответа что делать. Но у меня еще не одобрена была регистрация и я вышел,а когда потом зашел то,поискав ее так и не нашел,не запоминал ни темы ни как ее звать. Может кто встречал? Там коммы недавние-нескольких дней вроде,я то что много тем то читал,но в основном последние коммы.
 
Православный христианин
Вот это любопытно, как по канону). Может тут склонность к фантазиям ума так играет,,, у меня она есть, поэтому сразу с трезвым пониманием ориентиров подхожу, тогда и "спецэффекты" вообще не впечатляют и никак не влияют. Думаю еще эта прелесть была изначально, *иллюзорные ожидания* (впечатления от рассказов странника, фильм Остров...), нужно было ей проявиться.. Вобщем меня как-то подобное миновало, других загрязнений хватает

По перенапряжению,,, думаю усилие не пропадает зря в этом деле, перегорел и оставил, естественный побочный эффект, но так семена посеяны, без того может и дальнейшего бы было.
Вот это любопытно, как по канону). Может тут склонность к фантазиям ума так играет,,, у меня она есть, поэтому сразу с трезвым пониманием ориентиров подхожу, тогда и "спецэффекты" вообще не впечатляют и никак не влияют. Думаю еще эта прелесть была изначально, *иллюзорные ожидания* (впечатления от рассказов странника, фильм Остров...), нужно было ей проявиться.. Вобщем меня как-то подобное миновало, других загрязнений хватает

По перенапряжению,,, думаю усилие не пропадает зря в этом деле, перегорел и оставил, естественный побочный эффект, но так семена посеяны, без того может и дальнейшего бы было.
Вот это любопытно, как по канону). Может тут склонность к фантазиям ума так играет,,, у меня она есть, поэтому сразу с трезвым пониманием ориентиров подхожу, тогда и "спецэффекты" вообще не впечатляют и никак не влияют. Думаю еще эта прелесть была изначально, *иллюзорные ожидания* (впечатления от рассказов странника, фильм Остров...), нужно было ей проявиться.. Вобщем меня как-то подобное миновало, других загрязнений хватает

По перенапряжению,,, думаю усилие не пропадает зря в этом деле, перегорел и оставил, естественный побочный эффект, но так семена посеяны, без того может и дальнейшего бы было.
 
Православный христианин
всякого огня внутреннего

Огонь, как Вы сами понимаете, был от лукавого. Его признаки по отцам: "нестройное разжжение", он обжигает в отличие от божественного огня, который прохлаждает не обжигая. Лукавый огнь исходит из околосердечной области, а божественный из глубины сердца, и это тоже признак, по которому их отличают. Кроме того время. В течении нескольких дней лукавый начинает нестерпимо жечь, а божественный не меняется. Время и опыт в этом случае лучшие учителя. Вы, на мой взгляд, на опыте узнали различие между лукавым огнем и божественным и теперь не спутаете один с другим. Самое время читать св. Исихия, а не бегать от него:) Но, конечно, проявляя теперь уже максимальную осторожность...
 
Православный христианин
Ребята,ко всем обращаюсь,я сегодня,пока не была подтверждена регистрация,пробежался по темам и в одной из тем попались коммы девушки,она жаловалась на разного рода негативные помыслы и в сильном отчаянии спрашивала ответа что делать. Но у меня еще не одобрена была регистрация и я вышел,а когда потом зашел то,поискав ее так и не нашел,не запоминал ни темы ни как ее звать. Может кто встречал? Там коммы недавние-нескольких дней вроде,я то что много тем то читал,но в основном последние коммы.
Я не помню...
Можно помолиться кто как может и без имени...
 
Православный христианин
Михаил,на 200% все в точку,к тому же я тогда только что как должно Православие познавать начал,для меня это было как живая вода в пустыне,я тогда литературу томами глотал взахлеб,ну и конечно же и без фантазии и мечтаний разного рода не обошлось. Но и все верно- все пошло на пользу,по крайней мере в самом начале пути познал что такое прелесть,это все таки лучше чем попасть в нее после 2/3 жизни.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Ребята,ко всем обращаюсь,я сегодня,пока не была подтверждена регистрация,пробежался по темам и в одной из тем попались коммы девушки,она жаловалась на разного рода негативные помыслы и в сильном отчаянии спрашивала ответа что делать. Но у меня еще не одобрена была регистрация и я вышел,а когда потом зашел то,поискав ее так и не нашел,не запоминал ни темы ни как ее звать. Может кто встречал? Там коммы недавние-нескольких дней вроде,я то что много тем то читал,но в основном последние коммы.
Эта тема?
 
Православный христианин
Огонь, как Вы сами понимаете, был от лукавого. Его признаки по отцам: "нестройное разжжение", он обжигает в отличие от божественного огня, который прохлаждает не обжигая. Лукавый огнь исходит из околосердечной области, а божественный из глубины сердца, и это тоже признак, по которому их отличают. Кроме того время. В течении нескольких дней лукавый начинает нестерпимо жечь, а божественный не меняется. Время и опыт в этом случае лучшие учителя. Вы, на мой взгляд, на опыте узнали различие между лукавым огнем и божественным и теперь не спутаете один с другим. Самое время читать св. Исихия, а не бегать от него:) Но, конечно, проявляя теперь уже максимальную осторожность...
Евгений,да все верно,опыт различия и тех и тех состояний уже есть, да и не бегаю уже от подобных чтений,но,правда давно и не читал Отцев,надо бы обновить как нибудь на досуге.
 
Сверху