Иисусова молитва. Практика и опыт.

Москва
Православный христианин
... Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков, а всегда и во всем удерживайся от зла, от нарушения внешних или внутренних заповедей и понуждай себя на делание добра, т. е. хотя и с великим усилием и борьбой, однако старайся поступать не как хочется тебе, а как велит Господь в святых заповедях. Сказано ведь не даром: Царствие Божие силою берется. К этому деланию прибавляется еще одно: терпение скорбей и болезней...

... Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву – надо смиряться пред Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться. Но не унывай и не отчаивайся, а терпи, жди, считай себя недостойным никаких дарований. Воистину, мы все недостойны не только каких-либо особых милостей, но недостойны и имя Божие произносить...
(Игумен Никон Воробьёв. Письма о Духовной жизни).
 
Православный христианин
Относительно внутреннего делания скажу тебе: не ставь себе никаких больших задач, не устанавливай никаких сроков
Кто-то из Святых о Иисусовой молитве говорил, что для начала нужно читать молитву по 100 раз и так читать понемногу, потому что вначале, пока не развилась в человеке по благодати Божьей любовь к Богу, общению с Ним, то душе несвойственно ещё помногу молиться. Потом со временем, читая молитву по 100 раз, если чувствуешь в себе желание добавить ещё, то только на этот раз, а не вводи эту прибавку в правило. Продолжать держаться 100 и добавлять по влечению сердца благодатью
Воистину, мы все недостойны не только каких-либо особых милостей, но недостойны и имя Божие произносить...

А именно поэтому у нас есть и молитва, в которой мы испрашиваем у Бога дара молитвы:

"Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовью, без которых молитва не бывает услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!
Рассеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру дая мне покаяние, яко мытарю воздыхание, яко блуднице слезы, да велием гласом зову Ти, Боже спаси мя, яко Един благоутробен и человеколюбец.
Недостоин я, Господи, говорить пред Тобою, потому что весьма грешен."
 
Православный христианин
Надо лишь навыкание ума ко внутреннему вниманию, через запоминание мелочей в обыденной жизни и потом последующего их вспоминания, воспроизведении в памяти. Так ваш ум научиться держать колею внимания и с нее не сходить. и после этого молитва будет куда осознанней и внимательней. Но это так, советы из опыта и со стороны. Первым признаком единения ума и сердце будет естественное внутреннее безмолвие, в сердце будет состояние смиренного мира с готовностью умереть, а ум будет пребывать в состоянии острого ума, внимательного и одновременно готового "к прыжку", как охотник за добычей. И когда тонкая нить благодати свяжет сердце и Дух Божий, ум хранит эту нить, как самое ценное,оберегая от всего, что может прервать ее, будь то эмоция, мысль, помысел,образ. Даже произнесение слов молитвы, будут тут не уместны. Молитва перейдет в качественно другие отношения с Богом. Доверие Богу, страх потерять нить с Ним, и безмерная благодарность в сердце за все.
Вадим,Евгений,СПАСИБО!!! Честно сказать,не хотел заходить,думалось-почитали ребята и посчитали бредятиной очередного мутного подвижника самозванца,ну и т.п. мысли,хотел уж было вообще с сайта уйти.Но потом подумал-это ведь не только твои мысли могут быть,но и от бесов то же. Зайди-не расстреляют. Зашел,и точно-лукашка мыслишки то навеевал,но не прокатило:). Вадим,начатки того о чем вы пишете были,но дальше не пошел,а потом вообще сорвался в тяжкие,и хоть потом встал,но делание уже не стал продолжать.Навыки внимательной и не рассеянной молитвы конечно остались,да они наверное и не пропадают вообще никогда если в свое их стяжал,но в повседневной жизни и память и внимание уже не те.И на данный момент я больше склонен оставаться на этапе как пишет Евгений-
""""""Может быть я ошибаюсь, но на мой взгляд это действие благодати, но еще не сердечная молитва, иначе Вы бы описывали то, что происходит в сердечной области. Но может сердечная молитва Вам (пока?) и не нужна, Вам и так хорошо.
(Существуют разные классификации, но если брать в целом) сердечная молитва истекает от сердца, а умная от головы. Поэтому обладатель сердечной молитвы прежде всего описывает, как может, то, что происходит у него в сердечной области, и саму эту область как-то описывает. А обладатель умной молитвы описывает то, что происходит у него в уме и теле. Но повторюсь, может Вам сердечная моилитва и не нужна. У Вас и так хорошая молитва, любой ей позавидует, например, я. """""" Но это-на данный момент,а не вообще,так то и в этом удержаться для меня уже подвиг,но может и загорится сердце снова как раньше,может и дальше двинусь.Но ладно, время покажет а пока о другом. В плане Иисусовой молитвы вы оба в один голос определили чтоэто не сердечная молитва,умная да,но никак не сердечная. Вот это определение мне очень кстати,потому что читать то у Святых читал(да и читал то давно уже-забыл уж половину),но понять что такое именно сердечная так и не понял толком,да и как поймешь если не достиг не прочувствовал,поэтому и путался в понятиях.А еще, стало понятно что сердечная-она в сердце и будет а не в уме.Ну хоть чем то понятнее стало-дело за упорством и постоянством, я ж лодырюга страшный,на первых порах надо бы заново все перечитать что пишут Святые об Иисусовой молитве,а дальше -все в моих руках,даст Бог,может и вернется то рвение что было раньше,а пока надо бы еще и исповедаться и причаститься,с этим то же проблемы последнее время и проблеммы серьезные. Вобщемто я на сайте и зарегался чтоб ответы по этим проблемам найти,а вышло что вот еще и по молитве ответы получил.Не знаю в этом разделе писать или в раздел Таинств зайти,не очень еще разобрался с сайтом,но сейчас гляну что там,не заходил еще. Еще раз огромное спасибо вам за ответы и поддержку. Храни,вас,Господи.
 
Православный христианин
ответы по этим проблемам найти...
Не знаю в этом разделе писать или в раздел Таинств зайти

Вам спасибо за описание того, какой должна быть умная молитва.
Писать, наверно, можно и здесь, тем более, что от умного отношения к евхаристии до сердечной молитвы, наверно, один шаг.. То есть движение в сердце во время эпиклесиса, такое же, по-видимому, как движение сердца при начале сердечной молитвы. Иначе говоря, от одного можно перейти к другому и понять таким образом что это такое. Это я заметил еще когда был алтарником (и чтецом) и выполнял совет, прочитанный где-то в Добротолюбии: "Никогда без слез не причащайся"... Ну это отдельная история... То есть все эти вопросы -- от евхаристии до сердечной молитвы -- взаимосвязаны, и, на мой взгляд, можно писать на тему евхаристии и в этой теме, посвященной Иисусовой молитве.
 
Православный христианин
Св. Амвросий Оптинский: «Праведных ведет в Царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица небесная».

Потому, как давно подсказывает мне сердце, хорошо бы иисусову молитву читать в сочетании с богородичным правилом, как молились Свв. Серафим Саровский и Серафим Звездинский
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Вам спасибо за описание того, какой должна быть умная молитва.
Писать, наверно, можно и здесь, тем более, что от умного отношения к евхаристии до сердечной молитвы, наверно, один шаг.. То есть движение в сердце во время эпиклесиса, такое же, по-видимому, как движение сердца при начале сердечной молитвы. Иначе говоря, от одного можно перейти к другому и понять таким образом что это такое. Это я заметил еще когда был алтарником (и чтецом) и выполнял совет, прочитанный где-то в Добротолюбии: "Никогда без слез не причащайся"... Ну это отдельная история... То есть все эти вопросы -- от евхаристии до сердечной молитвы -- взаимосвязаны, и, на мой взгляд, можно писать на тему евхаристии и в этой теме, посвященной Иисусовой молитве.
Евгений,я создал уже тему в разделе Исповедь и Причастие, называется- не хранение себя после Причастия, вобщем то перейти то не трудно,так что наверное лучше писать там чтоб понятнее было-где ответы по молитве,а где по Причастию.
 
Православный христианин
Св. Амвросий Оптинский: «Праведных ведет в Царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица небесная».

Потому, как давно подсказывает мне сердце, хорошо бы иисусову молитву читать в сочетании с богородичным правилом, как молились Свв. Серафим Саровский и Серафим Звездинский
Владимир,напомните что такое богородичное правило,знал ведь когда то и может даже и практиковал,но уже даже не помню что это такое,но если это пятисотница,то точно не практиковал.
 
Православный христианин
Владимир,напомните что такое богородичное правило,знал ведь когда то и может даже и практиковал,но уже даже не помню что это такое,но если это пятисотница,то точно не практиковал.
 
Православный христианин
Ага увидел,зашел глянул,нет точно не практиковал раньше,а только ознакомился и все. Нет,для меня пока сложно будет еще чего добавлять к тому что есть.
 
Православный христианин
Нередко слышишь ещё от православных христиан (вот недавно у нас на работе от напарника), что молиться нужно по влечению сердца, не понуждая себя на неё, мол когда понуждаешь, то пользы никакой. В действительности же для Бога молитва такая ценнее, чем молитвы без понуждения, совершаемые уже преуспевшими. О том, видимо, имелось также в виду, когда говорил Он: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7).

Пускай эта мысль будет своего рода утешением для тех, кому трудно вначале встать на молитву по духовной лени - Амвросий Оптинский:

"Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «нудится бо Царствие Небесное» (Мф. 11, 12)"
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Ага увидел,зашел глянул,нет точно не практиковал раньше,а только ознакомился и все. Нет,для меня пока сложно будет еще чего добавлять к тому что есть.
Я пол года каждое утро молился Богородичным правилом за сестру мусульманку, вставал в 4 утра и просил Богородицу о милости, чтобы привел Господь ее к истине во Христе, как и меня. И это случилось. Потом за брата мусульманина, еще пол года клал поклоны. И это свершилось. Мало того, повенчался и ребенка покрестили. Это бесценный дар...
Добавлю. Я даже с ними не разговаривал на эту тему о смене воры. Бог сам все устроил.
 
Последнее редактирование:
Переславль Залесский
Православный христианин
Простите...Еще раз о сердечной и умной молитве.

Если молитва в сердце начало движение , то словесная молитва, произносимая умом слова, прекращается сама. Происходит ,как бы приостановка внутреннего диалога. Если в сердце правильный "настрой". Человек спокойно может жить, ходить ,но удерживать внимание на том, чтобы ни чем не нарушить это состояние сердца. И по началу, благодать сама помогает это делать, внутренне подсказывая и поддерживая человека его волю. Оценивать состояния вообще нельзя, иначе потеряешь нить с сердечной молитвой, так как самомнение в этом вопросе главный враг.
Также можно сказать, что молитва это стояние души перед Богом...Важнее тут , состояние ожидания молитвы и входа в сердечное место, оживление его Святым духом. Перед Богом стоять истуканом крайне нелепо. Либо ты с Богом , либо ты от Него. Промедление равно греху...
Важно еще не путать. Состояние молитвы с условиями для молитвы. Направлять ум на молитву и умная молитва это не одно и тоже. Думать о Боге это скорее необходимое начальное условие для приобретения сердечного места. Корректировка своей воли, воспитание намерений это все процесс подготовки. Бог и такие потуги наши видит, но в большей степени ,Он оценивает состояние нашего сердца и готовности любить. Если вы любите родного человека, но стали думать о чем то другом, это означает, что вы его не любите? Сердечная умная молитва , она как бы раскрывает некий потенциал в человеке его возможностей. Ум может заниматься "своими" делами, но одновременно хранить верность сердцу, по другому это не назовешь. Я назвал СВОИМИ делами опять же условно, так как ум уже делает все ради духа Святого, делает в Его Свете, покрытой благодатью.
А как же безмолвие - основное условие молитвы... Если начнется созерцание, уверяю вас, словесная молитва сама прекратиться, а ум встанет в сторонку и будет лишь наблюдать, как регистратор. Любая ваша мысль, порвет нить созерцания, ибо она будет нести в себе долю своемнения. То есть приведет к искажению истины. И само первое испытание при этом будет страх умереть. И если сердце не готово, то рассудок включится и начнет уговаривать оставить все и бежать от этого.
Бог насилия не приемлет. Это надо понимать. Сердце само должно открыться Богу по естеству. То есть, довериться Ему.
Механически в Царство Небесное не войти. Это обоюдовзаимный процесс , между Богом и человеком. По любви. Благодать подаётся в той степени, сколько вы ее можете вместить, больше давать нет смысла. Желание иметь больше скорее уже прелесть. Надо быть благодарным, за то что имеешь и крохи считать огромным даром, так как не достойны и их. Таким расположением сердца , оно расширяется для всеобъемлющей благодати. Так что и мига созерцания солнечного лучика в жизни, достаточно может быть для познания Бытия.
Часто, и основная ошибка - это наше представление о молитве и оно мешает ее познать.
Молитва сердечная не прекращается, а переходит в иное состояние Богообщения. В бессловесное понимание друг друга. Где Бог открывается человеку через разные свои проявления и творения. Молитва идёт на уровне сердечных переживаний.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Св. Амвросий Оптинский: «Праведных ведет в Царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица небесная».

Потому, как давно подсказывает мне сердце, хорошо бы иисусову молитву читать в сочетании с богородичным правилом, как молились Свв. Серафим Саровский и Серафим Звездинский

Я читал богородичное правило лет 35 тому назад, потому не помню что туда входило кроме 150 Богородице. Из длинных правил, я считаю, больше всего мне пользы принесло чтение всей Псалтири за раз. Несколько лет я ее вычитывал. После этого она сама как бы от сердца исходит. А так я вычитывал и суточный круг, вообще, пробовал разные варианты. Тогда мне некому было подсказать, что лучше.
Сейчас богородичное правило боюсь читать, боюсь чтобы не прицепились хульные помыслы. Очень неприятное искушение. Один инок подвергался этой напасти два года, при том что служил в алтаре.
 
Православный христианин
Нередко слышишь ещё от православных христиан (вот недавно у нас на работе от напарника), что молиться нужно по влечению сердца, не понуждая себя на неё, мол когда понуждаешь, то пользы никакой. В действительности же для Бога молитва такая ценнее, чем молитвы без понуждения, совершаемые уже преуспевшими. О том, видимо, имелось также в виду, когда говорил Он: "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15:7).

Пускай эта мысль будет своего рода утешением для тех, кому трудно вначале встать на молитву по духовной лени - Амвросий Оптинский:

"Если не хочется молиться, надо понуждать себя. Святые отцы говорят, что молитва с понуждением — выше произвольной молитвы. Не хочется, но понуждай себя: «нудится бо Царствие Небесное» (Мф. 11, 12)"
Владимир,все написанное мне хорошо знакомо,но все равно спасибо!!! Правда я это изначально хоть и читал,но не очень то практиковал до одного момента-опишу. 2000г. взял на себя обет ходить на общую молитву до определенного времени(не суть важно какого),почему обет? да потому что мне общая молитва очень тяжело давалась-стоишь как в аду,еле еле правило выстаивал,а если еще акафист или канон,то вообще беда... Ну в очередной день время молитвы подходит-нужно идти,а у меня и житейских проблем куча и на душе то тяжесть,беда короче... решил не ходить. Подходит ко мне друг(мы вдвоем ходили),говорит-пошли,я-нет,не пойду,нет настроения вообще ни какого,он-пошли,ты ж обещал. А я ж по учениям Святых помню кто то писал что когда человек молится то бесам плохо от этого,ну и вспомнилось это наставление. Ну и подумал сам в себе, обращаясь при этом к нечистому- ну подожди,пусть мне там плохо будет,но и тебе там на пряники то же достанется. Ну и пошли,пока шел тяжесть была неимоверная в душе,только стоило дверь открыть-все,как будто мешок кирпичей на себе(а точнее сказать-в себе)таскал и свалился он,я тогда молитву простоял вообще налегке и потом еще неск дней летал как на крыльях. С той поры уже не только по прочитанному знаю о молитве в понуждении,конечно,такой силы эффекта больше не было,но отголоски иногда случаются,хотя лодырюга еще тот...
 
Православный христианин
Я читал богородичное правило лет 35 тому назад, потому не помню что туда входило кроме 150 Богородице. Из длинных правил, я считаю, больше всего мне пользы принесло чтение всей Псалтири за раз. Несколько лет я ее вычитывал. После этого она сама как бы от сердца исходит. А так я вычитывал и суточный круг, вообще, пробовал разные варианты. Тогда мне некому было подсказать, что лучше.
Сейчас богородичное правило боюсь читать, боюсь чтобы не прицепились хульные помыслы. Очень неприятное искушение. Один инок подвергался этой напасти два года, при том что служил в алтаре.
Хульные помысли приходят не из-за богородичных молитв, а могут приходить во время любой вообще молитвы. Это прилоги, которыми дьявол пытается осквернить нашу молитву. Побеждаем их постом и молитвой, в таинствах и крестным знамением с молитвой против хульных помыслов.

 
Православный христианин
Я пол года каждое утро молился Богородичным правилом за сестру мусульманку, вставал в 4 утра и просил Богородицу о милости, чтобы привел Господь ее к истине во Христе, как и меня. И это случилось. Потом за брата мусульманина, еще пол года клал поклоны. И это свершилось. Мало того, повенчался и ребенка покрестили. Это бесценный дар...
Добавлю. Я даже с ними не разговаривал на эту тему о смене воры. Бог сам все устроил.
у меня было нечто похожее,но не через Богородичное правило,а просто чрез обычные молитвы за иноверца- кришнаита,с целой кучей ихних книг и икон, ученика какого то там ихнего гуру продвинутого(но мы правда общались и спорили тоже не мало),с месяца 2 бодались,но я и молился еще за него,и что?перешел к нам, прочитав одно из высказываний из Лествицы. Тут я думаю не очень важно какая именно молитва,главное-от души упорно и постоянно.
 
Православный христианин
Эээ. Я это сказал вообще, а не в связи с вашим комментарием выше, которого ещё не видел :)
А точно же,комм то вообще без адреса был,но выше стоит комм адресованный именно мне,вот наверное и подумал что этот тоже мне адресован,извиняюсь...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Господь попускает хульные помыслы для смирения нашего. По сути, это черти нас унижают и оскорбляют... Бог так обличает наше наполнение сердца. На пустом месте ничего не бывает. Подобное тянется к подобному. Так что это скорее повод каяться. Ты этого не видел, а Бог облегчил. Если оставить не замечанным их, то вскоре, делом подтвердишь их. Потому, надо сразу Благодарить Бога и просить милости. Тем более, что повод тебе озвучали бесы .
 
Сверху