От каких причин ещё может?
Могут быть медицинские причины.
Могут быть нападения бесов, причем они так ловко примешивают к боли телесное наслаждение, что подвижник долгое время не догадывается, что это бесовское приражение, а не действие благодати. Только спустя некоторое время, по смущению и нестройному разжжению (и ухудшению здоровья) он узнает, что это вражеский навет. В таком случае важно не упорствовать на молитве, а поупорствовав немного, перенести внимание на другую точку сердца, пока боль не утихнет (а затем вернуться обратно). Но отцы дают здесь разные советы. Некоторые молятся "даже до крови". Опыт -- здесь лучший учитель (за неимением опытного в молитве духовного отца), так как все это во многом индивидуально.
Пострадав очень много от этих бесовских нападений. я изобрел для себя пригодную тактику, не смотреть дерзостно и упорно на действие источника (?), если он себя проявляет, а взглядывать и тут же отводить свой взгляд, предоставляя источнику действовать самому. Будучи вездесущ, Бог уходит от прямого взгляда и может появиться, безвидный и безОбразный, в другом месте, где Он тоже от прямого взгляда ускользает. А в том месте сердца, где он был ранее, бесы могут устроить подмену в наказание за дерзость.
Палама об источнике, на ту же тему.
-------------------------
"Удостоившиеся этой благодати знают, что она не призрачный образ, не зависит от нас, не такова, что то существует, то не существует, но есть некая непрестанная энергия [действие], благодатно поселяющаяся, живущая и укореняющаяся в душе, порождающая источник святой радости, которая притягивает к себе ум, уводит его от разнообразных вещественных представлений и настраивает так, что ему не сладки никакие телесные наслаждения, – а телесным я называю то, что проникает от наслаждений тела в помыслы, под видом приятного примешивается к ним и тянет их вниз, тогда как наоборот все, что от духовной радости души переходит на тело, хотя и действует в теле, остается духовным" (Триады 2.2.9).
Говоря несколько по-другому, помыслы приходят извне, от тела к сердцу и распространяют на него свою нестройную сладость. А благодать, наоборот, исходит из сердца и распространяет свое действие на все тело. Но помыслы. которые укоренились в сердце, исходят и из него, как об этом говорится в Писании.
О беседе.
Во взаимной беседе бывает. что присутствует Дух, что делает общение легким и радостным, а слова как бы сами истекают из сердца. В таком случае слова бывают слаще меда. Но Дух, бывает, улетает, оставляя незадачливого писателя перед недописанной фразой

. В таком случае приходится дописывать ее от себя. А здесь уже ошибки вполне вероятны, и надо сверять написанное с отцами (а это и всегда не лишне). Отсюда бывают невнятные речи и задержки с ответами. А бывает, что на, казалось бы, простой вопрос, ответ и вовсе не идет. Язык не поворачивается. В таком случае лучше вообще ничего не писать. Но вот то напрочь разрушает общение, так это ирония (и другие проявления враждебности). Дух немедленно улетает и надолго. В таком случае лучше сделать вид, что ты не прав, но не погрешить против любви.
Отдельный вопрос это противодействие сопротивника. Он ведь, по-своему, читает написанное, оценивает сильные и слабые стороны, делает выводы и в соответствии с этим ставит препоны на молитве. Общее мнение всех святых -- стараться ни о чем ценном не писать, и лучше даже не думать, не включать внутренний диалог. Но удержаться невозможно.