Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
О доброте.

Доброта сродни такому качеству как великодушие. А великодушие -- это буквально расширенная душа и сердце, вмещающее в себя все творение и других людей. "Сердце мое расширено к вам, коринфяне", -- пишет апостол. "И было у всех уверовавших одно сердце и одна душа" написано в Деяниях. А единая для всех уверовавших душа -- это Дух. Доброта -- это дар Духа, означающий широту сердца. Он встречается и среди неверующих, но в полной мере проявляется у святых.
 
Православный христианин
Интересно о расширении души и сердца. От чего это происходит? И значит, в начале или к другим людям сердце и душа всё-таки были обычными
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Интересно о расширении души и сердца. От чего это происходит? И значит, в начале или к другим людям сердце и душа всё-таки были обычными
Зависит от самого человека, его жертвенности и желанием и готовностью любить. Границ любви у Бога нет.
 
Православный христианин
Интересно о расширении души и сердца. От чего это происходит? И значит, в начале или к другим людям сердце и душа всё-таки были обычными
Я бы предложил такое толкование всему этому. У обладателей этого дара есть вход в некоторые из великого множества небесных обителей, поэтому у них сердце в буквальном смысле этого слова расширено. Обычно эти обители завалены всяким хламом, но любовь Божия их очищает и делает доступным через них обители других людей, которые, таким образом, оказываются в сердце подвижника. Вот и получается, что "сердце мое расширено к вам, коринфяне, -- пишет апостол, -- в моем сердце не тесно, но в сердцах ваших тесно".

А очищается сердце умной молитвой, о которой пишет прп. Каллист выше.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Интересно о расширении души и сердца. От чего это происходит? И значит, в начале или к другим людям сердце и душа всё-таки были обычными
«Сердце наше расширено». Как теплота расширяет (предметы), так и любви свойственно расширять (сердце), потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает. Она разверзла и уста Павловы, и расширила сердце его. «Не устами только, – говорит, – люблю вас, но (с устами) согласуется и сердце. Потому я и говорю смело, открытыми устами и от всего сердца».

Подлинно, нет ничего пространнее сердца Павлова; оно так горячо любило всех верных, как кто-нибудь (любит) своего друга, не раздробляя на части своей любви и оттого ослабевая, но пребывая в каждом всецело. И удивительно ли, что Павел имел такую любовь к верным, когда сердце его обнимало всю вселенную, и даже неверных? Вот почему он и не сказал: я люблю вас, но гораздо выразительнее: «Уста наши отверсты, … сердце наше расширено»; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором, потому что в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего«. Поэтому и говорит: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (ст. 12). Смотри, как он щадит и в самых обличениях. А это – свойство сильно любящих. Не сказал: «вы не любите нас», а (говорит только): «не в такой мере (любите, как мы)», – потому что не хочет сильно упрекать их.
...
И везде в посланиях его всякий может найти свидетельства любви его к ученикам своим и их любви к нему, хотя и не равной. Так и в настоящем послании говорит он: «чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (12:15). Но так как говорит он уже в конце (послания); а здесь еще сильнее: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно». «Вы приемлете, – говорит, – одного, а я – целый город и столь многочисленный народ». Не сказал опять – «не приемлете нас», но – «в сердцах ваших тесно»; этими словами он указал на то же, но только снисходительнее, чтобы обличение было не слишком жестоко.
 
Православный христианин
«Сердце наше расширено». Как теплота расширяет (предметы), так и любви свойственно расширять (сердце), потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает. Она разверзла и уста Павловы, и расширила сердце его. «Не устами только, – говорит, – люблю вас, но (с устами) согласуется и сердце. Потому я и говорю смело, открытыми устами и от всего сердца».

Подлинно, нет ничего пространнее сердца Павлова; оно так горячо любило всех верных, как кто-нибудь (любит) своего друга, не раздробляя на части своей любви и оттого ослабевая, но пребывая в каждом всецело. И удивительно ли, что Павел имел такую любовь к верным, когда сердце его обнимало всю вселенную, и даже неверных? Вот почему он и не сказал: я люблю вас, но гораздо выразительнее: «Уста наши отверсты, … сердце наше расширено»; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором, потому что в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего«. Поэтому и говорит: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (ст. 12). Смотри, как он щадит и в самых обличениях. А это – свойство сильно любящих. Не сказал: «вы не любите нас», а (говорит только): «не в такой мере (любите, как мы)», – потому что не хочет сильно упрекать их.
...
И везде в посланиях его всякий может найти свидетельства любви его к ученикам своим и их любви к нему, хотя и не равной. Так и в настоящем послании говорит он: «чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (12:15). Но так как говорит он уже в конце (послания); а здесь еще сильнее: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно». «Вы приемлете, – говорит, – одного, а я – целый город и столь многочисленный народ». Не сказал опять – «не приемлете нас», но – «в сердцах ваших тесно»; этими словами он указал на то же, но только снисходительнее, чтобы обличение было не слишком жестоко.
Спасибо! Замечательный текст.
 
Православный христианин
«Сердце наше расширено». Как теплота расширяет (предметы), так и любви свойственно расширять (сердце), потому что она есть такая добродетель, которая и горяча, и разгорячает. Она разверзла и уста Павловы, и расширила сердце его. «Не устами только, – говорит, – люблю вас, но (с устами) согласуется и сердце. Потому я и говорю смело, открытыми устами и от всего сердца».

Подлинно, нет ничего пространнее сердца Павлова; оно так горячо любило всех верных, как кто-нибудь (любит) своего друга, не раздробляя на части своей любви и оттого ослабевая, но пребывая в каждом всецело. И удивительно ли, что Павел имел такую любовь к верным, когда сердце его обнимало всю вселенную, и даже неверных? Вот почему он и не сказал: я люблю вас, но гораздо выразительнее: «Уста наши отверсты, … сердце наше расширено»; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором, потому что в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего«. Поэтому и говорит: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (ст. 12). Смотри, как он щадит и в самых обличениях. А это – свойство сильно любящих. Не сказал: «вы не любите нас», а (говорит только): «не в такой мере (любите, как мы)», – потому что не хочет сильно упрекать их.
...
И везде в посланиях его всякий может найти свидетельства любви его к ученикам своим и их любви к нему, хотя и не равной. Так и в настоящем послании говорит он: «чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (12:15). Но так как говорит он уже в конце (послания); а здесь еще сильнее: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно». «Вы приемлете, – говорит, – одного, а я – целый город и столь многочисленный народ». Не сказал опять – «не приемлете нас», но – «в сердцах ваших тесно»; этими словами он указал на то же, но только снисходительнее, чтобы обличение было не слишком жестоко.
"Что за удивительное явление: человек ограничен мерой и количеством, а место в его сердце безгранично. В самом деле, чем больше ум входит туда, тем большее пространство раскрывается перед ним".

Можно предположить, что у подвижника, долго пребывающего в сердечной молитве, сердце открывается, и он видит умным взором весь мир и обнимает его своей любовью, и не только весь мир, но и сотни дверей в другие миры и обители перед ним открыты. Он входит в одну, как пишет Макарий Великий, а перед ним открывается еще сто.
 
Православный христианин
... Вот почему он и не сказал: я люблю вас, но гораздо выразительнее: «Уста наши отверсты, … сердце наше расширено»; мы всех имеем в сердце и не кое-как, но с большим простором, потому что в таком случае любимый без всякой опасности помещается в сердце любящего«. Поэтому и говорит: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно» (ст. 12). Смотри, как он щадит и в самых обличениях. А это – свойство сильно любящих. Не сказал: «вы не любите нас», а (говорит только): «не в такой мере (любите, как мы)», – потому что не хочет сильно упрекать их.
...
И везде в посланиях его всякий может найти свидетельства любви его к ученикам своим и их любви к нему, хотя и не равной. Так и в настоящем послании говорит он: «чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (12:15). Но так как говорит он уже в конце (послания); а здесь еще сильнее: «Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно». «Вы приемлете, – говорит, – одного, а я – целый город и столь многочисленный народ». Не сказал опять – «не приемлете нас», но – «в сердцах ваших тесно»; этими словами он указал на то же, но только снисходительнее, чтобы обличение было не слишком жестоко.
Прекрасны все эти слова. И, значит, тот, в ком живёт любовь, не хочет упрекать, осуждать, обличать. А если приходится, то очень осторожно, бережно
 
Православный христианин
"Молитва эта обретается и неким таинственным образом возгревается с помощью внимания, безмолвно взирающего умным оком внутрь потаенной клети сердца -- до тех пор пока сама оживотворенная мановением Божественного Духа молитва не привлечет к себе внимание ума. Ибо словно некая рана в сердце, поразительная и страннолепная, зрится умно действие (ἐνέργεια) Св. Духа, отчего и душа, охваченная божественным страданием, -- но и несравненным утешением -- вместе с Пророком согласно вопиет: "Ты нанес мне рану", «Я уязвлена любовью» (Песн. 5:8). И невозможно тогда не заметить это источающееся из сердца движение Духа, как невозможно не обращать внимания на боль" (прп. Каллист Ангеликуд).

----------------------

"Как учат на Святой Горе Афон, основа молитвы в том, чтобы сердцу стало больно. Если сердцу не больно, то можно часами тянуть четки, но молитва не будет иметь никакого результата.

Если человеку больно за то, о чем он молится, то он и одним лишь воздыханием совершает сердечную молитву. Многие, когда люди просят их молитв, не располагают временем и молятся о нуждах этих людей одним лишь воздыханием.

Я не говорю, что не нужно молиться, но если случилось так, что времени нет, то болезненное воздыхание о чужой боли есть сердечная молитва. То есть по своей силе оно равно целым часам молитвы.
...
Настоящая молитва - это не удовольствие, не духовный комфорт, а она начинается с БОЛИ. Что это за боль? Человек страдает сердцем, даже мучается в хорошем смысле этого слова. Ему больно, он стонет, страдает, о чем бы он ни молился.

Думаете, я условно сказал "страдать"? Нет это все настоящее, он страдает потому, что соучаствует в общей человеческой боли или же в боли какого-то конкретного человека. За это соучастие, за эту боль Бог воздает ему радостью в сердце, а просящим - дает просимое" (прп. Паисий Святогорец).

--------------------------------------------
Похоже? Но нельзя не заметить и разницу между словами прпп. Каллиста и Паисия. К. говорит о боли, возникающей от любви к Богу. О блаженном претерпевании движения в душе Св. Духа, которое очищает и расширяет сердечное пространство. П. говорит о любви к человеку. И оба дополняют друг друга.

Но если боль возникает не от этих двух причин, то ее надо остерегаться.
 
Православный христианин
От каких причин ещё может?

Могут быть медицинские причины.

Могут быть нападения бесов, причем они так ловко примешивают к боли телесное наслаждение, что подвижник долгое время не догадывается, что это бесовское приражение, а не действие благодати. Только спустя некоторое время, по смущению и нестройному разжжению (и ухудшению здоровья) он узнает, что это вражеский навет. В таком случае важно не упорствовать на молитве, а поупорствовав немного, перенести внимание на другую точку сердца, пока боль не утихнет (а затем вернуться обратно). Но отцы дают здесь разные советы. Некоторые молятся "даже до крови". Опыт -- здесь лучший учитель (за неимением опытного в молитве духовного отца), так как все это во многом индивидуально.

Пострадав очень много от этих бесовских нападений. я изобрел для себя пригодную тактику, не смотреть дерзостно и упорно на действие источника (?), если он себя проявляет, а взглядывать и тут же отводить свой взгляд, предоставляя источнику действовать самому. Будучи вездесущ, Бог уходит от прямого взгляда и может появиться, безвидный и безОбразный, в другом месте, где Он тоже от прямого взгляда ускользает. А в том месте сердца, где он был ранее, бесы могут устроить подмену в наказание за дерзость.

Палама об источнике, на ту же тему.

-------------------------

"Удостоившиеся этой благодати знают, что она не призрачный образ, не зависит от нас, не такова, что то существует, то не существует, но есть некая непрестанная энергия [действие], благодатно поселяющаяся, живущая и укореняющаяся в душе, порождающая источник святой радости, которая притягивает к себе ум, уводит его от разнообразных вещественных представлений и настраивает так, что ему не сладки никакие телесные наслаждения, – а телесным я называю то, что проникает от наслаждений тела в помыслы, под видом приятного примешивается к ним и тянет их вниз, тогда как наоборот все, что от духовной радости души переходит на тело, хотя и действует в теле, остается духовным" (Триады 2.2.9).

Говоря несколько по-другому, помыслы приходят извне, от тела к сердцу и распространяют на него свою нестройную сладость. А благодать, наоборот, исходит из сердца и распространяет свое действие на все тело. Но помыслы. которые укоренились в сердце, исходят и из него, как об этом говорится в Писании.

О беседе.

Во взаимной беседе бывает. что присутствует Дух, что делает общение легким и радостным, а слова как бы сами истекают из сердца. В таком случае слова бывают слаще меда. Но Дух, бывает, улетает, оставляя незадачливого писателя перед недописанной фразой:). В таком случае приходится дописывать ее от себя. А здесь уже ошибки вполне вероятны, и надо сверять написанное с отцами (а это и всегда не лишне). Отсюда бывают невнятные речи и задержки с ответами. А бывает, что на, казалось бы, простой вопрос, ответ и вовсе не идет. Язык не поворачивается. В таком случае лучше вообще ничего не писать. Но вот то напрочь разрушает общение, так это ирония (и другие проявления враждебности). Дух немедленно улетает и надолго. В таком случае лучше сделать вид, что ты не прав, но не погрешить против любви.

Отдельный вопрос это противодействие сопротивника. Он ведь, по-своему, читает написанное, оценивает сильные и слабые стороны, делает выводы и в соответствии с этим ставит препоны на молитве. Общее мнение всех святых -- стараться ни о чем ценном не писать, и лучше даже не думать, не включать внутренний диалог. Но удержаться невозможно.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Но если боль возникает не от этих двух причин, то ее надо остерегаться.

Эротическое движение "заточено" быть направленным исключительно к Богу(любовь, вожделение). Любовь же, известная как агапэ или агапи выше всякой исключительности.
Это "красное и соленное".
Если клацнуть по ссылке, все станет более чем очевидно:

3 Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?
4 Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. 5 Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. 6 Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне.


Ибо словно некая рана в сердце, поразительная и страннолепная, зрится умно действие (ἐνέργεια) Св. Духа, отчего и душа, охваченная божественным страданием, -- но и несравненным утешением -- вместе с Пророком согласно вопиет:
У Каллиста(если это он) как мы видим, никто никуда не уходит, но это уже будет "толкованием" самого процитированного фрагмента.

В переводе на русский(с) одно от озарения, второе из сострадания. Но и то и другое "легко выдумать", сострадание может выдумать легче. Так что практически утверждение о двух правильных причинах боли бесполезное.


В связи с чем

К. говорит о боли, возникающей от любви к Богу. О блаженном претерпевании движения в душе Св. Духа, которое очищает и расширяет сердечное пространство.
Евгений Павленко, а не могли бы пояснить, ничего не понял. Почему болит, каков источник боли. Болит "претерпивание в душе движения Св. Духа"?
Болит "очистка"?
Болит расширение сердечного пространства?
И каков источни боли?
 
Православный христианин
Евгений Павленко, а не могли бы пояснить, ничего не понял. Почему болит, каков источник боли. Болит "претерпивание в душе движения Св. Духа"?
Болит "очистка"?
Болит расширение сердечного пространства?
И каков источни боли?
----------------
Это глава 20
О внимании и молитве, и [о том], как они помогают друг другу
принадлежит прп. Каллисту Ангеликуду, в этом у специалистов нет сомнений. Содержится в рукописях преподобного. Предположительно входила в состав его сборника "Исихастское обучение". На русском еще не издана. Греческое критическое издание, в котором и я принимал некое минимальное участие, уже вышло или вот-вот должно выйти.
---------------------
Именно такие (правильные) вопросы, какие Вы задали, задает себе и своему духовному отцу подвижник, когда у него появляются от длительного чтения Иисусовой молитвы боли в сердце. В чем их причина? Каков их источник?

Уже сам набор вопросов показывает, что это боли неопределенного происхождения и локализации. Где-то в левой-верхней части груди или в грудине. Вероятно, от того, что болит душа, очищаясь молитвой от грехов. А болит душа -- болит и тело, так как они взаимосвязаны. Об этом говорит и неопределенная локализация болей, так как душа в теле имеет неопределенную локализацию. Таких объяснений можно придумать несколько, и все они будут дополнять друг друга. А точного объяснения Вам не даст никто, так как это такая область, в которой не бывает точных определений.

 
Переславль Залесский
Православный христианин
Евгений Павленко, а не могли бы пояснить, ничего не понял. Почему болит, каков источник боли. Болит "претерпивание в душе движения Св. Духа"?
Болит "очистка"?
Болит расширение сердечного пространства?
И каков источни боли?
вы сталкивались с фантомными болями? так это тоже самое.
 
Крещён в Православии
Именно такие (правильные) вопросы, какие Вы задали
А я задал совсем не эти вопросы.
У меня создается впечатление, что Вы, человек принявший учатие в критическом издании рукописей "певца тишины" не имеете понятия о чем говорите. Это вопрос не локализации боли.
Нет греха нет боли, факт. Боль чужда человеку, если бы он не пал.
Однако, к примеру, грешник когда не каятся, боли не чуствует. Можно сказать, что боль по причине покаяния, можно сказат, что источник боли грех.
Так что же вызывает боль, в Вашем понимании этих слов?
К. говорит о боли, возникающей от любви к Богу. О блаженном претерпевании 1)движения в душе Св. Духа, которое 2)очищает и расширяет сердечное пространство.
Движение Св Духа? очищение? расширение?
 
Крещён в Православии
вы сталкивались с фантомными болями? так это тоже самое.
Что "это"?
Боль сострадания к людям Паисия?
Напряжение(рана) вожделения?
Или боль в левой пятке, в которой я должен усмотреть мистическое содержание?
 
Православный христианин
У меня создается впечатление, что Вы, человек принявший учатие в критическом издании рукописей "певца тишины" не имеете понятия о чем говорите.

Ни малейшего. Прп. Каллист очень сложный автор. На Ваши вопросы я не смогу ответить. Может, кто-нибудь другой.
 
Православный христианин
Переславль Залесский
Православный христианин
Что "это"?
Боль сострадания к людям Паисия?
Напряжение(рана) вожделения?
Или боль в левой пятке, в которой я должен усмотреть мистическое содержание?
и боль в левой пятке может оказаться чувством сострадания к ближнему. а через это можно усмотреть и мистическое созерцание...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Сверху