Иисусова молитва. Практика и опыт.

Православный христианин
духом по сути мы пользоваться не можем - это он нас использует. мы подчинены духу. другое дело осознаем мы это или нет. Святой дух делает нас равными,соработниками. Лукавый дух использует в темную.
говоря что духом мы пользоваться не можем, то есть не можем пользоваться высшей силой нашей души, вы говорите что умом (не мозгами которые сгниют после смерти) мы пользоваться не можем, то есть что мы, по сути, неразумное душевное существо, не обладающее свободной волей.
 
Православный христианин
В чем-то правильно, но есть особенности и, не все так уж и просто!

"В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю).
Дух -высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души);
Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».
Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов)."
Душа и Дух

Да, именно так. У св.Максима очень много по этому вопросу есть в Мистагогиях
 
Переславль Залесский
Православный христианин
говоря что духом мы пользоваться не можем, то есть не можем пользоваться высшей силой нашей души, вы говорите что умом (не мозгами которые сгниют после смерти) мы пользоваться не можем, то есть что мы, по сути, неразумное душевное существо, не обладающее свободной волей.
если познает человек высшую силу души, в идеале это будет Ум Христов, то Царство Небесное ему будет открыто. А если потакать греху,то разума в нас нет, верно...и такой человек,действительно не имеет свободы воли,так как порабощен грехом.
 
Православный христианин
{Надпись на верхнем поле рукописи прп. Каллиста Ангеликуда: Отсюда [начинается] Исихастского Обучения книга 1-я.}

"В сердце, из которого, [как] изрек Господь, исходят лукавые помышления, оскверняющие человека (ср. Мф. 15, 18–20; Мк. 7, 20–23; Лк. 5, 22–23), появляется некая духовная (πνευματική) и животворящая сила..."

Комментарий одного брата.

И мне, впадающему ежедневно в тьмочисленное количество грехов, является иногда эта духовная и животворящая сила. На вопрос, который я сам себе задаю постоянно: «как это возможно?», могу ответить только словами Писания: «Свет во тьме светит, и тьма его не объят», и больше ни в чем не имею оправдания. Из сердца моего исходят и оскверняют меня тьмочисленные лукавые помышления, но появляется в нем некая духовная и животворящая сила, наподобие источника, движущегося весьма явственно во внутреннейшем вместилище сердца, и распространяется во все стороны, быстрее, чем распространяется свет от светильника. Она касается всех членов тела, и вот они уже обездвижены и исполнены «хлада тонка». Касается ума, и помыслы перестают его беспокоить. При этом умное чувство становится исполненным неизреченной радости и несказанной сладости, любви к Богу и к ближнему. По превосходящему действию благодати ум видит яснейшим образом, что это движение духовное. «Чтó же оно такое в точности, ведает только Бог, однако находящиеся под его воздействием весьма хорошо знают, что это — действие Животворящего Духа». «Пока оно действует»,-- еще раз замечает отец. То есть пока это движение действует, подвижник пребывает в полной уверенности, что он в Боге и с Богом пребывает.

Но в силу несовершенства веры и недостатка в делании

«этот боготворящий дар поначалу не всегда неукоснительно имеет в сердце свое действие, но и прекращается, например, когда удобообстоятельный грех обретает лазейку, — разумеется, если сам ум не будет молиться, как подобает, утверждением внимания упорно, во смирении приникая к сердцу».

Во мне же в силу лености и крайнего недостатка в делании заповедей грех не только обретает лазейку, но и целую дыру, и тогда я уже не только не уверен, что я в Боге (в Котором тогда и не пребываю), но и вообще ни в чем не уверен. Помолитесь, братия и отцы, о мне, грешнем.
 
Православный христианин
если познает человек высшую силу души, в идеале это будет Ум Христов, то Царство Небесное ему будет открыто. А если потакать греху,то разума в нас нет, верно...и такой человек,действительно не имеет свободы воли,так как порабощен грехом.
Даже если потакать греху то и свобода и разум остаются в человеке, за что и судится на Страшном Суде. А тот кто неразумен и не имеет свободной воли, тот и греха не имеет и не судится.
 
Православный христианин
{Надпись на верхнем поле рукописи прп. Каллиста Ангеликуда: Отсюда [начинается] Исихастского Обучения книга 1-я.}

"В сердце, из которого, [как] изрек Господь, исходят лукавые помышления, оскверняющие человека (ср. Мф. 15, 18–20; Мк. 7, 20–23; Лк. 5, 22–23), появляется некая духовная (πνευματική) и животворящая сила..."

Комментарий одного брата.

И мне, впадающему ежедневно в тьмочисленное количество грехов, является иногда эта духовная и животворящая сила. На вопрос, который я сам себе задаю постоянно: «как это возможно?», могу ответить только словами Писания: «Свет во тьме светит, и тьма его не объят», и больше ни в чем не имею оправдания. Из сердца моего исходят и оскверняют меня тьмочисленные лукавые помышления, но появляется в нем некая духовная и животворящая сила, наподобие источника, движущегося весьма явственно во внутреннейшем вместилище сердца, и распространяется во все стороны, быстрее, чем распространяется свет от светильника. Она касается всех членов тела, и вот они уже обездвижены и исполнены «хлада тонка». Касается ума, и помыслы перестают его беспокоить. При этом умное чувство становится исполненным неизреченной радости и несказанной сладости, любви к Богу и к ближнему. По превосходящему действию благодати ум видит яснейшим образом, что это движение духовное. «Чтó же оно такое в точности, ведает только Бог, однако находящиеся под его воздействием весьма хорошо знают, что это — действие Животворящего Духа». «Пока оно действует»,-- еще раз замечает отец. То есть пока это движение действует, подвижник пребывает в полной уверенности, что он в Боге и с Богом пребывает.

Но в силу несовершенства веры и недостатка в делании

«этот боготворящий дар поначалу не всегда неукоснительно имеет в сердце свое действие, но и прекращается, например, когда удобообстоятельный грех обретает лазейку, — разумеется, если сам ум не будет молиться, как подобает, утверждением внимания упорно, во смирении приникая к сердцу».

Во мне же в силу лености и крайнего недостатка в делании заповедей грех не только обретает лазейку, но и целую дыру, и тогда я уже не только не уверен, что я в Боге (в Котором тогда и не пребываю), но и вообще ни в чем не уверен. Помолитесь, братия и отцы, о мне, грешнем.
Брат, если у тебя есть сокровище то хорошо ли его показывать? Вспоминается фильм приключения принца Флоризеля, где пастор нашёл брильянт и хотел быть бескорыстным его владельцем, хотя он знал что это украденный бриллиант и его надо вернуть хозяину, по хорошему. Но его терзало желание показать эту драгоценность кому ни будь. В итоге, вор который охотился за бриллиантом вычислил у кого он и убил пастора. Правда бриллиант ему не достался.
 
Православный христианин
Брат, если у тебя есть сокровище то хорошо ли его показывать?

Показывать не хорошо, но невозможно и удержаться. Когда источник действует, слова сами истекают из сердца и просятся на бумагу.

Когда источник не действует, сердце одолевают сомнения. Ведь это может быть не бриллиант, а подделка под него. И тогда уж лучше обсудить его качества с окружающими (близкими и далекими) людьми.

А может, кто-то испытывает то же самое. Может, кто-то носит в груди такой же бриллиант, но не может это для себя сформулировать. В силу не устойчивости его действия, но и в силу незнакомства с терминологией для его описания.

Ведь у того же прп. Каллиста Ангеликуда есть довольно много таких описаний (в сборнике "Исихастское обучение"), но все это еще не переведено и не издано.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
У о
Даже если потакать греху то и свобода и разум остаются в человеке, за что и судится на Страшном Суде. А тот кто неразумен и не имеет свободной воли, тот и греха не имеет и не судится.
У плененного грехом нет разума,и он под властью греха. Он не видит выхода, в темной комнате. Потому и выбора у него уже нет.
 
Православный христианин
Даже если потакать греху то и свобода и разум остаются в человеке, за что и судится на Страшном Суде. А тот кто неразумен и не имеет свободной воли, тот и греха не имеет и не судится.

Да, тут, в некотором смысле, справедливы обе точки зрения.

"Теоретически" падший человек свободен, так как имеет свободную волю, но "практически", в силу засилья страстей и нападения помыслов, не может не пасть, то есть находится в рабстве.

Учение о делении между "теоретической" и "практической" свободой воли присутствует у прп. Максима Исповедника, что обсуждается в книге Ларше ("Обожение по Максиму Исповеднику").
 
Православный христианин
Православный христианин
Да, тут, в некотором смысле, справедливы обе точки зрения.

"Теоретически" падший человек свободен, так как имеет свободную волю, но "практически", в силу засилья страстей и нападения помыслов, не может не пасть, то есть находится в рабстве.

Учение о делении между "теоретической" и "практической" свободой воли присутствует у прп. Максима Исповедника, что обсуждается в книге Ларше ("Обожение по Максиму Исповеднику").
Маленькая неточность - крещённый человек уже не в рабстве. И грешит он именно вольно, имея возможность не грешить.

...Мы, возрождаемые святым крещением, освобождаемые от рабства и делаясь свободными, если не послушаемся по своей воле врага нашего диавола, то этот лукавый никаким способом не может поселить в нас какое-либо зло (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 153).
 
Православный христианин
Маленькая неточность - крещённый человек уже не в рабстве. И грешит он именно вольно, имея возможность не грешить.

...Мы, возрождаемые святым крещением, освобождаемые от рабства и делаясь свободными, если не послушаемся по своей воле врага нашего диавола, то этот лукавый никаким способом не может поселить в нас какое-либо зло (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 153).

Да, конечно, речь у прп. Максима идет о падшем человеке. Спасибо.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Значит и судить его Бог не будет на Страшном Суде?
Суд будет, но не так как мы себе представляем . Христос отдал свой суд самому человеку. И свою участь будет определять сам человек. А если быть точным, Суд уже идет, и человек каждый день выносит себе приговор, в лице ближнего.
 
Православный христианин
Суд будет, но не так как мы себе представляем . Христос отдал свой суд самому человеку. И свою участь будет определять сам человек. А если быть точным, Суд уже идет, и человек каждый день выносит себе приговор, в лице ближнего.
То есть неразумное животное, не обладающее свободой, как вы описываете грешника, будет себя судить? И как?
 
Переславль Залесский
Православный христианин
То есть неразумное животное, не обладающее свободой, как вы описываете грешника, будет себя судить? И как?
То что он желает ближнему, то с ним и будет. Каким судом судите, таким и вас судить будут. Не будешь суд выносить ближнему, на суд и не придется идти.
 
Православный христианин
+++Не уязвляй брата намеками, чтобы и от него взаимно не получить подобного, и тем из обоих не изгнать расположения любви, но с любительным дерзновением иди и обличи его, чтобы устранить причины огорчения, и себя и его избавить от тревоги и досады
+++Прп. Максим Исповедник Главы о любви.

Тут, мне кажется, главное - "любительное дерзновение". Если оно в сердце явным образом не действует, как некий огнь в сердечном месте, лучше даже не пытаться кого-либо обличать или претерпевать обличения, а лучше укрыться, пока дерзновение не появится.
 
Православный христианин
Прп. Каллист Ангеликуд о сердечной молитве:

«Все те, кто верою принял Святое Слово Божие, одновременно принимают и Святого Духа Божиего, всегда неотступно сопутствующего Слову. Разумеется, [люди воспринимают Духа Святого] не только «в лице», как сначала Адам от Бога Отца, а потом ученики Христа, дуновением Христовым, но и невидимо, внезапно, наподобие веяния ветра, явственно веющего благодатью [Святого] Духа, причастники видят умными [очами] Дух, непрестанно изливающийся из [их] сердца подобно источнику».
 
Сверху