Можете привести каноны запрещающие совершать Литургию апостола Иакова?
И еще один вопрос - как это у вас получилось, что возрождение древней традиции оказалось модернизмом?
Да и причем тут католические "страшилки"?
Там из древней традиции только название. Все остальное - выдумки модернистов.
Побуждение к литургическому «творчеству» является следствием внутреннего кризиса, который заставляет искать источник нестроения не «в себе», а во внешних условиях, то есть «исправлять Церковь». Причины дерзкого отвержения канонических уставных требований могут быть различны. Иногда к обновленческому зуду приводит пресыщение служением по привычному чинопоследованию или неудовлетворённость мирной и благостной церковной молитвой. Другой причиной может стать горделивое невежество, выраженное в недостаточном знании и понимании Устава. Нередко модернистами и богослужебными реформаторами движет стремление к оригинальничанию, поиск новых ощущений. Наиболее опасной для Православия следует признать склонность некоторых людей к сознательному расшатыванию церковной традиции, «обогащению» её сторонними привнесениями. Этот грех чужебесия провоцируется реформаторским (по сути – мятежным протестантским) духом, прикрывающимся псевдо благочестивым мотивом служить «как в древней Церкви».
В тех храмах, где литургия апостола Иакова «узаконена» и практикуется регулярно (как в санкт-петербуржском храме Феодоровской иконы Божией Матери), заметно модернистское стремление к упразднению иконостаса и уменьшению до лилипутских размеров Царских врат – так что они практически отсутствуют и вовсе не закрывают алтаря. Эту тенденцию прежде демонстрировали обновленцы 20-х и 90-х годов (епископ Антонин Грановский, священник Кочетков), не раз заявлявшие, что воспринимают иконостас и Царские врата как «помеху». В этом следует видеть проявление умеренного иконоборчества протестантствующих реформаторов (из церковной истории известно, что если при активном иконоборчестве иконы уничтожались, то при умеренном – они отодвигались либо упразднялись).
Приверженцы служения литургии апостола Иакова представляют её как «возрождение 2000-летней традиции» и «возвращение» к евхаристическим истокам. При этом они закрывают глаза на то, что эти лозунги весьма далеки от истины. Про эту литургию говорится слишком много неправды, которую повторяют слово в слово разные интернет-сайты: будто литургия апостола Иакова вполне «уставная», исконно «апостольская» (но это не так, поскольку она одного века с литургиями
Василия Великого и
Иоанна Златоуста), что её служение «не прерывалось в течение двух тысяч лет» (не так, поскольку оно имело тысячелетний перерыв), будто служение этой литургии вполне «традиционно» (не так, поскольку её современное распространение представляет собой плод искусственной деятельности греческих и российских реформаторов). Отмечают, что чин литургии апостола Иакова изобилует множеством непривычных «странностей». При этом «стесняются» дать принципиальную духовную оценку откровенным проявлениям нечестия, о чем ниже.
На этой «литургии» кроме Апостола и Евангелия читается
Ветхий Завет, не обязательно совершать Проскомидию. Священники совершают литургию апостола Иакова без наперсных крестов.
В чинопоследовании литургии апостола Иакова архиерею предлагается не только отказаться от Креста и Панагии, но также запрещается пользоваться такими священными предметами, как Дикирий, Трикирий, Рипиды и Орлец: «Дикирий со Трикирием не потребны суть на сей литургии, ниже Орлецы». Как отмечается в чинопоследовании литургии апостола Иакова, на священные сосуды – Дискос и Потир – покровцы не возлагаются: «не покрыв сосуды, отходит». Традиционный служебник указывает на необходимость и следующего символического действа. После раздробления частиц Агнца для причастия мирян и погружения их в Потир священник «покрывает святый Потир покровцем». Таким образом, причастники после открытия Завесы и Царских врат «со страхом Божиим и верою» взирают на Христа Воскресшего, облечённого в одежду славы Божьей (которую и символизирует покровец). В том же образе Божественной Славы Иисус Плотоносец совершает Своё Вознесение, когда украшенный покровцом Потир (содержащий частицу «ИС»!) переносится с Престола на Жертвенник, расположенный в непроницаемой для взоров молящихся глубине алтаря. В церковной традиции покровцы и воздух применялись в течение многих веков, и не понятно, чем они могут помешать совершению литургии по новому чину.
В чине литургии апостола Иакова не предусмотрено использование Лжицы и Копия. Лжица символизирует трость с губой
(Ин. 19, 29), напитанной уксусом и желчью. В этом образе она полагается рядом с напрестольным Крестом – образом Распятого Спасителя. Лжица служит средством причащения мирян. Тогда она ассоциируется с клещами, которыми влагается в уста человеческие пылающий угль евхаристической Святыни («огневи причащаюся, трава сый»). Наконец, она представляет образ Самой Пресвятой Богородицы, «Клещи таинственной» (служба Сретения), посредством Которой грешники сподобляются прощения грехов и освящения. Копие – тонкий нож особой формы, символизирующий то Копьё, которым был пронзён бок распятого Спасителя. Без Копия невозможно вырезать Агнец из просфоры. На проскомидии оно используется также при надрезании священного хлеба со словами: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мiра». Помимо этого Копие применяется при символическом действии пронзения ребра Спасителя с произнесением евангельских слов: Един от воин копием ребро Его прободе…
(Ин. 19, 34). Копие при соборном служении торжественно износится из алтаря, чем подчёркивается символическое значение Великого входа – шествия Господа Иисуса на добровольное смертное Страдание. В конце Входа Копие возлагается на Престол. Вкупе со Лжицей оно составляет каноническую пару атрибутов «Копие и Трость» возле напрестольного Креста. Этот зрительный образ Страстей Христовых сохраняется на престоле до завершения анафоры.
В чинопоследовании литургии апостола Иакова не предусмотрено вливания теплоты в Потир перед причастием. Согласно общепринятому в Церкви порядку, положено добавлять в Потир кипящую воду – теплоту. Вода эта благословляется и вливается в Чашу со словами: «Теплота веры, исполнь Духа Святаго». Между прочим, в гарднеровском (см. о Гарднере ниже) чине отмечается, что на острове Закинфе «вливается теплота во святый Потир». Это свидетельствует о том, что повсеместно распространённый православный обычай при желании всё-таки можно было бы (и следует!) соблюдать, а не отвергать.
Не должен облачаться епископ ни в Саккос, ни в Митру. Все элементы архиерейского священнодействия проводятся «по упрощённой схеме». Это явным образом лишает службу того глубокого символического наполнения, которое бывает на традиционном архиерейском богослужении. В чинопоследовании предписано сидение епископа и священников посреди храма спиной к Престолу при открытых Царских вратах: седалище епископу и «седалище пресвитером» устанавливают «зряще к западу». Во время чтения паремий и Апостола: «И сядет святитель на место свое, и повелит сести пресвитером, диаконы же позади стоят, сиречь с восточныя страны амвона, по обою страну его, два два, зряще к западу». Этот обычай все, даже участники литургии, называют «странным» и «непривычным». Мы бы дерзнули назвать его противным общепринятым нормам православного благочестия. Обратим внимание на то, что выражения «спиной к Престолу» или «спиной к алтарю» более точны при описании сидения духовенства на литургии апостола Иакова, чем выражение «лицом к народу» или «зряще к западу». В православной (и, между прочим, также в католической) традиции во время чтения Апостола и паремий архиерей с пресвитерами сидят на Горнем месте алтаря – «лицом к народу», но при этом не «спиной к Престолу»!
В чине литургии апостола Иакова сразу после начального возгласа и двух кратких священнических молитв совершается Малый вход. Не предусмотрено пение ни антифонов, ни тропарей, ни кондаков, диакон на литургии апостола Иакова возглашает все молитвенные призывы, стоя спиной к Престолу и лицом к народу («к людем»). («И глаголет диакон пред Святыми дверьми, зря к людем, ектенью».)Не представляется возможным проверить, так ли было в древней Церкви. Но в православной традиции издавна принято приглашать к молитве в форме совместного действия: не «помолитесь!», а «помолимся!» (за исключением «Помолитеся оглашеннии Господеви!», «Оглашеннии, изыдите!»). Традиционно роль диакона сводится к тому, что он даёт благочестивый пример молитвы, вовлекая всех верных в духовное устремление ко Всевышнему.
В 70-80-е годы XX века в Санкт-Петербургской духовной академии подобная практика служения «литургии апостола Иакова» возникла по инициативе митрополита-модерниста Никодима (Ротова), однако с его смертью совершение этой литургии прекратилось. Впервые после многолетнего перерыва, 5 ноября 2010 года, в академическом храме в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, «литургию по чину апостола Иакова, брата Господня», совершил епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). С тех пор служение этой «литургии» в стенах СПбПДА проводится ежегодно. Книга, регламентирующая православное богослужение, называется Типикон или Устав. В нём предусмотрено служение одной из трёх литургий –
Василия Великого,
Иоанна Златоуста и Преждеосвященных Даров. Типиконом определено, какую из них следует служить в каждый из дней церковного года. Типикон не допускает возможность влияния на выбор литургии местных традиций или престольных праздников. Типикон не ставит выбор литургии в зависимость от местных традиций. Особенности богослужения в дни престольных праздников указаны в специальных «храмовых главах», предусматривающих служение по торжественному чину «с бдением». Все эти случаи регламентированы Типиконом, и потому никакими «исключениями» они не являются. Так, если престольный праздник Великим постом прилучается на понедельник, вторник или четверг, следует служить литургию Преждеосвященных Даров.
Это означает, что во всех православных храмах каждый определённый праздник полагается служить непременно одинаковую литургию. И в этом проявляется литургическое единство Церкви.
Типикон не дозволяет замену одной литургии на другую по принципу «аще изволит настоятель». Это правило к выбору типа литургии не относится. Назначение литургии не определяется человеческим произволом. Никакой замены одного чина литургии на другой по усмотрению настоятеля Устав не допускает. В случае вынужденной невозможности служения литургия может быть отменена – но не заменена на другую! Так указано в Типиконе в разделе: «Аще ли коея великия ради нужды в память Святых великих имущих полиелей, не случится быти Преждеосвященней литургии» (24 февраля, 11-я Маркова глава, 5-е Зри). Так же отмечено и в разделе «Во Святую и Великую неделю Пасхи» главы 50-ой: «Аще ли когда по нужде не будет литургии» (1-е Зри). В некоторых других вопросах Устав допускает разночтения и альтернативы. Но тип литургии чётко регламентируется действующим Типиконом, не оставляя свободы выбора ни для кого: ни настоятель храма, ни отец благочинный, ни епархиальный архиерей не имеют власти самовольно изменять это требование церковного Устава. Указания Типикона о выборе литургии являются обязательными для всех приходов, монастырей и соборов, так что им должны подчиняться все – от Патриарха до мирянина.
Служение литургии по ошибочно выбранному чину является каноническим нарушением. Неправильный выбор чина при служении Божественной литургии считается серьёзным грехом. Он сопоставим с такими подобными ему каноническими нарушениями, как если совершителем литургии оказался бы человек, не имеющий священного сана либо находящийся под запретом; или если вместо красного виноградного вина в Потир вливалась бы другая жидкость (к примеру, ягодный сок или медовый сироп); или если вместо пшеничной просфоры использовался бы иной хлебопродукт (к примеру, пресный или ячменный хлеб); или если служилась бы «правильная» литургия в день, когда её проведение запрещено Уставом (к примеру, в среду Сырной седмицы или в первый понедельник Великого поста). Пресуществление Святых Даров происходит, по вере Христовой Церкви, лишь на правильно совершённой евхаристической службе. Благодать Святого Духа не действует там, где сознательно идут на каноническое преступление. Таинство совершается в Церкви только при условии благоговейного соблюдения её канонических правил, а не там, где попирается богослужебный Устав. Никто не заставит православных людей веровать, будто на антиуставной литургии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Конечно, Предание Церкви содержит примеры чудесных исключений, когда никакие человеческие грехи и канонические нарушения не смогли помешать совершению таинства. Господь в силах преподать благодать верным Своим всегда и везде – и во время гонений, и в местах заключения. Дух, Который дышит, где хочет
(Ин. 3, 8), может по вере праведника дать ему причаститься «не в суд и не в осуждение» истинных Святых Даров – даже от руки самого неграмотного и недостойного священника, который служит «не так», «не тогда» и «не то». Однако не следует забывать евангельскую заповедь: Не искусиши Господа Бога твоего (Мф. 7, 4, см. также Втор. 6, 16)! Прогневляет Бога тот, кто намеренно ниспровергает Устав Святой Православной Церкви.
https://elitsy.ru/communities/34272/819352/