Уважаемая Юлия, у меня есть возражение на вашу точку зрения.
Шалом, Грегори.
Присоединюсь и я к этой интересной беседе.
Известно ( я могу пояснить если нужно) , что ранние христиане и иудеи молились в одних храмах примерно 100-150 лет ( и апостолы и их ученики в эпоху "апостольских мужей") .
Этого определённо не могло быть, потому, что у иудеев после 70 года Храма не осталось вовсе. Храмы были у христиан, а у иудеев только синагоги.
Во-вторых, не понятно, каких иудеев Вы имеете в виду. Современные иудеи это нео-иудеи, представители раббанизма. Современный раввинистический иудаизм (талмудизм) сформировался к IV веку и даже позднее из потомков не уверовавших во Христа фарисеев. Христиане же, наоборот, уверовавшие во Христа фарисеи. Саддукеи же, например, и вовсе почти вымерли и сегодня остались только караимы, которые и евреями себя уже не очень то считают.
По слову Апостолов не уверовавшие во Христа иудеи - отпали от Народа.
и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа».
...
Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. 23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. ...В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. 29 Ибо дары и призвание Божие непреложны. 30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, 31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
Смотрите как Апостол Павел чествует евреев, даже отпавших, как доныне «возлюбленных Богом ради отцов», но с болью определяет их как отпавших от Народа, непослушным и врагам ради Благовествования.
Совместная молитва верного с отпавшим от Народа невозможна.
Христиане могли молится только вместе с христианами и ни с кем больше. И даже тут Апостол полагает суровые правила:
я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
Какая же молится с вовсе неверным?
Извините, но такого быть не могло.
Это означает, что в этот период христиане не титуловали в своих молитвах Иисуса Богом, потому что иудеи будучи строгими монотеистами не разрешили в их храме молитвы никакому другому Богу, кроме своего.
Тут Вы делаете ложный силлогизм из первого ложного тезиса.
Конечно же, достоверно известно, что христиане с первого века верили во Христа как в Бога. Это подтверждается и текстом Писания и трудами отцов и даже языческими источниками о христианах и их вере.
Разумеется и христиане строгие монотеисты. И молиться вместе с теми, кто отвергает, что Бог это Бог весьма странно.
А вот в отношении строгости монотеизма у иудеев I века не всё так просто.
Предлагаю Вам прочитать эту статью.
Михаил Туваль. Апостол Павел и нормы иудаизма I века н.э.
https://vk.com/@question_bstudies-mihail-tuval-apostol-pavel-i-normy-iudaizma-i-veka-ne
Начиная с середины XX века ситуация постепенно изменилась, причем радикально. Причин у этих изменений множество, среди наиболее важных стоит отметить Холокост и основание Государства Израиль. Параллельно с этими знаковыми событиями и независимо от них накoпилась обширнейшая научная база данных для более углубленного анализа древнего иудаизма и раннего христианства. В исследование античного иудаизма были интегрированы апокалиптическая литература, разнообразные произведения иудеев диаспоры, героические эпосы о деяниях иудейских праотцов в Египте и еврейская драматургия на библейские сюжеты. Всплыли мистические и магические тексты, пещеры Иудейской пустыни открыли свои закрома, накопились многочисленные иудейские надписи и папирусы, ученые опубликовали критические издания древних текстов.
Были обнаружены иудейские некрополи с языческими изваяниями и виршами, а также синагоги, стены и полы которых были украшены фресками на библейские сюжеты и образами из греческой мифологии. Постепенно открылся новый мир, о котором ученые предшествующих поколений ничего не знали и вряд ли могли даже догадываться.
Начиная с 50‑х годов XX века стало понятно, что в иудаизме на рубеже эпох не было ни ортодоксии, ни мейнстрима и что картина гегемонии мудрецов‑раввинов, живо нарисованная в более поздней раввинистической литературе, никак не отражает ситуацию в период до разрушения Второго храма в 70 году I века н. э.
...
Что было ненормальным для иудаизма того периода?
Может быть, принятие чужих богов? Так ведь и здесь
мы располагаем надписями, посвященными языческим божествам и оставленными людьми, которые позаботились сообщить, что они иудеи . У нас также есть фрагменты произведения иудейского автора Артапана, где он сообщает, что Моисей основал египетские языческие культы и даже был обожествлен египетскими жрецами (и был не против).
Мы располагаем древнееврейскими произведениями, авторы которых выдают себя за языческих мудрецов и пророков и проповедуют иудейские идеи (Псевдо‑Фокилид, Сивиллы), а также такими, чьи авторы заявляют, будто иудейский Б‑г и Зевс — одно лицо (Послание Псевдо‑Аристея). Более того, некоторые современные ученые (например, Эрвин Гуденаф) не без оснований пытались интерпретировать большую часть литературы еврейской диаспоры как свидетельство того, что немалая часть иудеев греко‑римского мира практиковала не что иное, как иудео‑эллинистическую мистерию.
...
Что касается эсхатологии Павла, то он оказывается намного ближе к авторам апокалипсов, чем, скажем, к таким интеллектуалам, как Филон или Флавий.
Центральная идея, которой был одержим Павел — воскресение из мертвых, была бы для Филона анафемой, да и Флавий изо всех сил старался офилософствовать иудейские представления о загробной жизни. В то время как
подавляющая часть иудео‑греческих авторов диаспоры пытались так или иначе вести диалог с языческим миром на его территории и с помощью его культурных кодов, Павел производит впечатление еврея, совершенно не интересовавшегося языческой культурой. Он был абсолютно непримирим к каким‑либо проявлениям многобожия, и это выражается прежде всего в том, насколько вся его мысль была сфокусирована на Еврейской Библии. Достаточно представить себе на миг, что почти все его послания, полные рассуждений, подразумевающих глубокое знание Танаха со стороны читателей, были адресованы вчерашним язычникам. Затем можно сравнить это с миссионерскими трактатами Филона, «Иудейскими древностями» или «Против Апиона» Флавия, чтобы оценить разницу. Ученые, попытавшиеся сравнить Павла с другими иудео‑греческими авторами в категориях культурного антагонизма, аккультурации и ассимиляции, пришли к весьма интересным заключениям.
Павел — в отличие от подавляющего большинства диаспоральных авторов — занимал совершенно непримиримую позицию по отношению к языческому миру и, таким образом, являлся редким представителем радикального культурного антагонизма и крайне низкой аккультурации. При этом, парадоксальным образом, он также занимал нехарактерную для подавляющего большинства евреев позицию крайней ассимиляции. И здесь мы подходим к одному из ключевых моментов.
Павел стремился стереть границы между евреями и неевреями в своих общинах. То, что он занимался миссионерской деятельностью, на мой взгляд, как раз не являлось странным; я принадлежу к исследователям, полагающим, что иудаизм периода Второго храма в значительной мере был агрессивным миссионерским культом. Мы не располагаем свидетельствами того, что Павел был принципиально против соблюдения Торы иудео‑христианами, но при этом понятно, что он уже не приписывал Торе кардинальной важности. Он также был категорически против соблюдения ритуальных и национальных аспектов Торы неевреями, при этом параллельно объявляя их частью народа Божьего, потомством Авраама через Сарру, детьми небесного Иерусалима и наследниками обетований. Он также писал им, что они сменили Израиль по плоти — он же порабощенный нижний Иерусалим, он же дети Агари и гора Синай в Аравии. Именно эта позиция Павла, вытекающая из его интерпретации Мессии, помещает его за пределы норм, известных нам из других источников современного ему иудаизма.
...
Как мы увидели выше на нескольких примерах, Павел был вполне консервативным, образованным иудеем, не интересовавшимся языческой мыслью. Он считал, что все язычники гомосексуальны и морально дефективны. Он не был готов ни к каким компромиссам с языческими культами. Он неоднократно добровольно подчинялся тяжелым дисциплинарным мерам, которые присуждались ему еврейскими общинами. При этом он презрел нормы современного ему еврейского общества, сказав, что нет ни иудея, ни эллина, а все дети Авраама по вере в еврейского Мессию — и поднял один из наиболее успешных стартапов.
ИСТОЧНИК:
https://torah.ru/article/11756/
(заметьте источник. Эта статья лежит на крутом иудейском сайте).
Собственно, Ап. Павел был очень консервативным евреем. Куда более консервативным, чем многие его современники иудеи.
Всё богословие Павла - богословие уверовавшего в Машиаха фарисея. В этом он очень последователен.
Тут я сошлюсь на ещё одну статью.
https://vk.com/@sacredtexts-gonitel-savl-i-hristianin-pavel
https://vk.com/@sacredtexts-gonitel-savl-i-hristianin-pavel2
https://vk.com/@sacredtexts-gonitel-savl-i-hristianin-pavel3
лежащий на дороге в Дамаск, ослепший, возможно, ничего не соображающий Савл вдруг осознает, что
ныне, в «половине времен», единый истинный Бог совершил для Иисуса из Назарета то, что, казалось бы, в конце времен Он должен совершить для всего Израиля. Савл думал, что ГОСПОДЬ оправдает претерпевший от язычников Израиль. Вместо этого Он оправдывает претерпевшего от язычников Иисуса. Савл был уверен, что близятся огромные перемены, апокалиптические события, и совсем скоро ангельские трубы возвестят о наступлении Царства Божьего, неправда отступит перед праведностью, зло будет побеждено раз и навсегда, и начнется «жизнь будущего века». Все это – и перемены, и воскресение – действительно наступило, но только для одного человека. Что это могло означать?
Ответ лежал на поверхности. Иисус из Назарета, которого последователи считали Мессией, тем, в ком осуществилось предназначение Израиля, казался Савлу, скорее, самозванцем, беспомощным перед язычниками и способным лишь на то, чтобы собрать вокруг себя группку невежд, не почитающих самое святое для иудея – Тору и Храм. Однако воскресение показало, что Его последователи правы, и позднее в лучшем из своих посланий Павел будет писать об Иисусе как о Мессии, родившемся «от семени Давидова, по плоти» и открывшемся Сыном Божьим (то есть Мессией) «по духу святыни, через воскресение из мертвых» (
Рим 1:4). Воскресение означало, что
Иисус Христос есть посланный Богом истинный Мессия, в котором исполнились данные Израилю обетования.
А коль скоро Иисус действительно Мессия, а его смерть и воскресение знаменовали окончательную, дарованную Богом победу над злом и оправдание «сынов ГОСПОДА», значит, «будущий век» уже наступил, уже вступил в свои права, даже если нынешнее время греха, противления и злобы еще не исчерпалось. Савл все отчетливее осознавал, что все прежние представления о том, как ГОСПОДЬ осуществит свой спасительный замысел, придется пересмотреть. Выходит, он, Савл, ничего не знал ни о праведности Бога, ни о Его путях, ни о том, как исполнятся обетования Завета. Смерть и воскресение Иисуса Христа, оказывается, были тем самым долгожданным апокалиптическим событием, в котором Бог явил свою верность Завету и открыл свой замысел о мире («открыть» по-гречески –
apokalypso, откуда «апокалипсис» и все производные). А значит, Савл уже достиг конца времен, даже если время течет, как и прежде. Нынешний век и век будущий сплелись в петлю, и его этой петлей поймали, а точнее, вытащили, чтобы он мог служить тому же Богу, но по-новому, с новым знанием, которого прежде не замечал. Если же будущий век уже наступил, если воскресение действительно произошло, значит, пора звать язычников.
Видение на пути в Дамаск открыло Павлу перспективу совершенно новую, но, вместе с тем, глубоко и прочно укорененную во всем предшествующем богословии Завета. В Мессии Иисусе достигло своей полноты и осуществилось предназначение Израиля. Жизнь будущего века вступила в свои права, и отныне Савл будет свидетельствовать о ней. Именно ему предстоит убеждать язычников в том, что есть только один истинный Бог, Бог Израилев, ГОСПОДЬ, Который в Иисусе из Назарета победил зло и установил царство милости и правды.
Иными словами, у Савла из Тарса теперь появилось новое призвание. Оно потребует не меньше рвения и сил, чем его прежние труды. Савлу из Тарса предстоит стать глашатаем Царя.
_____________________
Повторю: Ап.Павел очень ревностный и последовательный фарисей, крайне консервативный. И встретив Машиаха он продолжает своё фарисейское богословие, но уже в свете новых обстоятельств - Боговоплощения и Воскресения Христа. Это ключевое события для всех и для Павла в частности.
И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
...
Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов;
и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий.
Полнота времён наступила и пора звать язычников.
Как и предрекали пророки:
И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их себе на земле Господней
...
Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу:
"Господь совсем отделил меня от Своего народа",
и да не говорит евнух:
"вот я сухое дерево".
4
Ибо Господь так говорит:
об евнухах которые хранят Мои субботы
и избирают угодное Мне,
и крепко держатся завета Моего —
5
тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих
место и имя лучшее,
нежели сыновьям и дочерям;
дам им вечное имя,
которое не истребится.
6
И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу,
чтобы служить Ему и любить имя Господа,
быть рабами Его,
всех, хранящих субботу от осквернения ее
и твердо держащихся завета Моего,
7
Я приведу на святую гору Мою
и обрадую их в Моем доме молитвы;
всесожжения их и жертвы их
будут благоприятны на жертвеннике Моем,
ибо дом Мой назовется домом молитвы
для всех народов.
8
Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит:
к собранным у него
Я буду еще собирать других.
А вот отпавшие отпали, сухие веточки. Но раз природные, ещё могут обратиться и привиться обратно.
Ждём, Грегори, в том числе и Вас.