И что именно по вашему понимали и проповедовали Апостолы?
Приписанные себе Христом качества или что то от себя, свое восприятие?
- Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа,
- Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его.
- Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем бо́льшую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его,
- ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог.
- И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
- а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
- Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
- не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
- где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
- Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
- посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
- Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
- Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
- Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца,
- доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
- Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
- На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
- Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
- Итак видим, что они не могли войти за неверие.
- Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
- могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
- и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвыо грехах.
- И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
- Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
- как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
- Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;
- хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
- и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
- быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.
https://azbyka.org/biblia/?Hebr.1-13
Беседа 1
Евр.1:1–2. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
1. Поистине «когда умножился
грех, стала преизобиловать благодать»(
Рим. 5:20). Это выражает блаженный Павел и здесь, в начале послания к Евреям. Так как они, вероятно, были огорчены и изнурены бедствиями и, судя по этим обстоятельствам, считали себя ниже всех других (людей), то (апостол) внушает, что они получили гораздо большую и превосходнейшую благодать, и таким образом ободряет слушателей самым началом речи. Потому и говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне». Почему он не противопоставляет пророкам самого себя? Он был тем больше их, чем больше было вверено ему, – однако он не делает этого. Почему же? Во-первых, потому, что он не хотел говорить о себе что-нибудь великое; во-вторых, потому, что слушатели еще не были совершенными; и в-третьих, потому, что он желал более возвысить их и показать великое превосходство (нового завета пред ветхим).
Он как бы так говорит: что великого в том, что (Бог) посылал к отцам нашим пророков? К нам Он послал самого Сына своего единородного. Хорошо он начал речь словами: «многократно и многообразно», выражая, что и сами пророки не видели Бога, а Сын видел. Выражения: «многократно и многообразно» значат: различно. "Я..., – говорит (Бог), – умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи.» (
Ос. 12:10). Таким образом, превосходство (нового завета пред ветхим) не только в том, что к тем были посылаемы пророки, а к нам Сын, но и в том, что никто из них не видел Бога, а Сын единородный видел.
Впрочем (апостол) не тотчас высказывает это, но объясняет в дальнейших словах, когда говорит об (Его) человечестве: «Ибо кому когда из Ангелов сказал
Бог: Ты Сын Мой»; и: «седи одесную Меня» (
Евр. 1:5, 13)? И заметь великую его мудрость: он наперед доказывает это превосходство пророчествами, а потом, когда сделал такую истину несомненною, сам объясняет, что тем
Бог глаголал чрез пророков, а нам чрез Единородного. Если же тем (Бог говорил) и чрез ангелов, – ведь и ангелы беседовали с иудеями, – то и в этом мы имеем преимущество, так как с нами говорил Владыка, а с теми рабы, – потому что и ангелы и пророки – равно рабы. Хорошо он сказал: «в последние дни»; это ободряет их и утешает отчаявшихся. Как в других местах он говорит: «Господь близко. Не заботьтесь ни о чем» (
Фил. 4:5–6); и еще: «Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали»(
Рим. 13:11), – так и здесь. Что же означают слова его?
То, что всякий, изнуренный в подвигах, услышав о конце подвигов, несколько ободряется, видя, что настает конец трудов и начало отдыха. «В последние дни сии говорил нам в Сыне». Вот опять говорит: "в Сыне", (т.е.) "чрез Сына", вопреки утверждающим, что это принадлежит Духу. Видишь, что "в" употребляется вместо "чрез?" А слова: "издревле" и «в последние дни» означают еще нечто другое. Что же такое? То, что по истечении долгого времени, когда мы были наказываемы, когда оскудели (духовные) дарования, когда не было надежды на спасение, когда отовсюду мы ожидали худшего, тогда и получили лучшее. И смотри, как мудро он выразил это: не сказал: «говорил Христос», хотя Он был «говоривший», но, так как души слушателей были еще слабы и не могли слышать о Христе, то он говорит: «говорил нам в Сыне». Что говоришь ты? Бог говорил чрез Сына? Да.
В чем же преимущество? Здесь ты показываешь, что и
новый и ветхий заветы принадлежат одному и тому же (Богу); следовательно между ними нет важного преимущества. Потому далее он и объясняет эти слова, говоря: «говорил нам в Сыне». Заметь, как Павел обобщает это и уравнивает себя самого с учениками: "говорил, – говорит, – нам". Хотя Он говорил не ему, но апостолам и чрез них прочим, но Павел
возвышает иудеев и внушает, что Бог говорил и им, а вместе с тем некоторым образом
и укоряет их, потому что
почти все, которым говорили пророки,
были порочны и развратны.
Впрочем, он теперь еще не распространяется об этом, а говорит наперед о дарах, ниспосланных от Бога. Потому и продолжает: «Которого поставил наследником всего». Здесь он указывает на воплощение (Христово), подобно как и Давид во втором псалме говорит: «проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (
Псал. 2:8).
Теперь уже не Иаков – часть Господня, и не Израиль – наследие Его, но все. Что значит: «Которого поставил наследником всего»? Т.е. сделал Его Господом всех, как и в Деяниях сказал Петр: «Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса»(
Деян.2:36). Название же «наследник» (апостол) употребляет для того, чтобы выразить два понятия: истинность сыновства и неотъемлемость господства Его. «Наследником всего», т.е. всего мира. Затем он опять обращает речь к прежде бывшему: «чрез Которого и веки сотворил».
https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_evr/1