«...Когда Бог приводил мир из небытия в бытие, тогда от первого дня даже до седьмого было точное равноденствие, – ни день, ни ночь не превышали один другую ни на мгновение: ибо хотя еще в четвертый день новосозданные светила осветили
мир, однако им не было
повелено поступить движением вперед, как это происходит ныне во вселенной.
Солнце, вступив в первый равноденственный отдел Зодиака, стояло на первом градусе овна; а луна
стала на диаметрально противоположной стороне, против осеннего равноденствия, в знаке весов, нисколько не забегая к солнцу, как обыкновенно она течет ныне, ибо иначе в ней не сохранилось бы полного сияния. Между тем Бог не хотел показать нам в начале ничего несовершенного во всем том, что Он сотворил; и луна, быв обращена к солнцу всею своею поверхностию, видимою нами, тогда была вполне освещена, хотя впоследствии, с различием движения своего, показывает нам различные виды своих освещений. Итак, оба светила, сияя полным светом и оставаясь в равном соотношении одно к другому,
двигались таким образом со всею вселенною, и через то как бы ожидали конца сотворения всего сущего. В день шестой рукою Божиею созидается человек, в такое время, когда равноденствие еще оставалось в полной силе, и луна, стоя прямо против солнца, обилием
своего блеска почти равнялась ему. И не прилично бы было ни первому человеку быть созданным прежде равноденствия, когда все еще покрыто было мраком, человеку, который по великому сродству со светом не без основания называется светом даже и от тех, кои отчуждены от света благочестия, ни светилам умалить приличествующую им красоту, на тот раз, когда они должны были сопровождать долженствовавшего быть царем твари; кроме сего, и самое время, которое отселе воспринимало свое начало, должно было начать дни и ночи, только лишь
созданные, равенством, потому, что равенство по природе первее неравенства, как положение первее отрицания, бытие – лишения; и Бог сим научал, чтобы мы ставили закон равенства, на коем утверждены все добродетели, выше всякого излишества и неравенства. Когда же, после седьмого дня,
светила, как бы выпущенные из затвора, начали свое течение то, по неравномерной скорости движения, тотчас и произошли уклонения. Но как Господь благоволительно предопределил исправить человека после грехопадения его: то прилично было совершить воссоздание его в то же самое время, когда он первоначально создан, т.е. во время равноденствия. И как после сего свет благочестия долженствовал возрастать, а тьма нечестия умаляться: то не без основания совершается спасительная
Пасха после равноденствия,
когда свет дня прибавляется, а мрак ночи убавляется. Однако же не всегда бывает
Пасха в тот самый день, когда совершил спасение наше Господь; потому что для сего надлежит сойтись многому воедино, а именно: не только полнолуние, которое обычно бывает в 14-й день луны, должно сойтись с равноденствием, но требуется, чтобы этот день был 6-й в неделе, и
23-е число марта, когда был создан первый Адам, и когда сей же Адам был воссоздан от второго Адама. Но это редко может совпасть. Также и високосные месяцы, вводимые для уравнения времени, производят неравенство относительно времени Пасхи...».