Где именно в Библии самоубийство осуждается как смертный и непрощаемый грех?

Крещён в Православии
На счет всепрощения, предположим, что это так, но стоит ли подобное знание нести в массы?
Всепрощение только в нашей голове. Бог - Любовь не обидчив, Ему не нужно прощать.

4Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; 7все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Это только наше человеческое понятие о любви, насколько же выше Любовь - Божия.
 
Православный христианин
Вы ничего мне не показали, ибо Ваш ответ не был ответом на мой вопрос. Меня нисколько не "тянет решать, кто пойдет в ад" (что за абсурд?) - я стремлюсь одарить надеждой людей, чьи несчастные дети совершили ошибки. Несколько моих друзей и знакомых в том числе. Так сложились их судьбы. Я искренне уповаю на милосердие и Любовь Божию.
Вот тут кроется вилка. Очень важно логически понять вопрос. Ну вот так устроил Господь. Вот такие ужасы и страдания после будут грехопадения. Ребята, вы попали. Теперь несите крест до конца (кто сможет). А кто не сможет... открывать, что случиться с ними остальным не буду - нарушит Промысел.
Христа как то спросили: жениться или нет? Он ответил : если можешь ВМЕСТИТЬ, заводи семью. Полагаю, тут можно расширить: если сможешь вместить в себя ВСЕ ЭТО - иди до конца. А нет... пожалею и успокою. Это логически вытекает из безмерной Любви Бога. Ну не останется зла и слез. Другое дело, что творящим зло сейчас придется реально пострадать. Да и вообще всем, каждому в своей мере. Но в итоге - "Бог станет всяческое во всем"

Создавая тему с названием "Где именно в Библии самоубийство осуждается как смертный и непрощаемый грех?" и плавно переводя ее в плоскость "все все-равно в конечном счете будут спасены", вы должны отдавать себе отчет о том, что:

1) Вопрос: Итак, почему же все возрастает теперь число самоубийств? Ответ: Самоубийства имеют силу духовной нравственной заразы: иногда в одном и том же месте подряд повторяется несколько покушений на самоубийство, подобно тому, как в больничной палате истерических женщин стоит только одной закричать, и все будут повторять то же. Кроме того, все чаще в современной жизни мы лишаем себя спокойствия духа и, так сказать, отравляем свое существование крайнею озабоченностью внешним благосостоянием, и отсюда – паникой. Мы боимся ныне всевозможных бедствий. Есть такие, которые приходят в дрожь от каждой грозы, от каждой пожарной тревоги, от каждого малого стука ночью, так что и не спят. Другие напрасно подозревают в себе болезнь, от которой будто бы будет им мгновенная смерть; некоторые, находясь в многолюдном собрании, каждый раз представляют себе, что вот тут случится пожар или обрушится потолок, а в безлюдном месте опять боятся остаться одни, не смеют и пройти безлюдным местом. А как много ныне таких, которые при малейшем поводе выходят из себя, чуть не болеют, если не исполняется какое-нибудь их желание! Пугливость и нетерпеливость этого рода овладевают ныне даже целыми массами людей вроде какой-то эпидемии. Что же за причины чрезмерной боязливости нашей, и пред частыми и общими какими-либо бедами? Это именно – возбужденное состояние во всех, крайняя напряженность нервов, нервная слабость, а главное – упадок веры и страха Божия и отсюда отсутствие преданности воле Божией. Так и возрастает ныне число душевнобольных, которые все в высшей степени нервны, и овладевает многими отчаяние до самоубийства. («О самоубийстве пред судом Откровенного учения» свящ. Орнатского. СПб., 1894 год., https://azbyka.org/grex-kotoryj-ne-budet-proshhen)

2) Совершение суицида после прочтения репортажа или просмотра телевизионной программы известен как «эффект Вертера» — роман Гете «Страдания юного Вертера» вызвал в свое время увеличение числа самоубийств и был запрещен во многих странах Европы. Этот феномен в 80-е годы изучал американский ученый Филлипс, который доказал тесную взаимосвязь между репортажами о самоубийствах в газетах и на телевидении (и других СМИ, к коим можно отнести и Интернет) и последующем увеличением числа самоубийств. Магнитуда увеличения числа суицидов после репортажей о них пропорциональна количеству продолжительности и важности освещения этой темы в прессе. (https://k-istine.ru/suicide/suicide_kid_suicide-05.htm)
 
Православный христианин
Вы ссылаетесь на Алексея Ильича, который в свою очередь в списке рекомендуемой литературы рекомендует книгу архимандрита Фаддея Витовницкого (Штрбуловича), "Мир и радость в Духе Святом". Небольшая выдержка из этой книги:

68. В одном монастыре Браничевской епархии был послушник, послушный, как никто другой. Однажды пришло известие о смерти его матери, он пришел к духовнику и спросил: «Что мне делать?» Духовник (кто знает, по какой причине) сказал: «Иди, удавись!» Послушник неразумно послушался, пошел на колокольню и повесился. Его духовник впал в страшное отчаяние и смятение. Говорят, страшно похудел, изменился. А послушника похоронили без отпевания в лесу. Однажды ночью проходила там одна монахиня и слышала, как по обе стороны дороги что-то шуршит. Она сказала себе: «Наверное, какие-то насекомые» – и пошла дальше в монастырь. Но когда ей сказали: «Не ходи больше там, в том месте похоронен тот послушник!», она испугалась. По этому примеру можно предположить, какая зловещая загробная судьба постигла этого самоубийцу, который нерассудительно, по слепому послушанию не по разуму, лишил себя жизни. Это загробное состояние было позже открыто одному русскому монаху из монастыря Мильково, который позже уехал в Америку и стал митрополитом. Митрополит Антоний молился за душу того несчастного, и однажды тот явился ему и сказал: «Зачем ты молишься за меня?» Как будто полностью перешел на сторону бесов.

* * *

Повторять, конечно, и испытывать Бога не следует. Но ко отрезвлению чтущих, или тех, кто пребывает в пограничном состоянии, нижеследующий случай:

Более 10 лет назад произошел у нас на приходе такой случай. Я тогда был алтарником у настоятеля храма Донской иконы Божией Матери в г. Мытищи отца Анатолия (Проскурни).

Пришёл к нему человек и говорит: «Батюшка, жизнь не мила. Благословите повеситься».

Сами понимаете удивление батюшки. Но отец Анатолий выслушал его, объяснил, что заканчивать жизнь самоубийством — страшный грех, а жизнь человека — бесценный дар Божий. Но человек не внимал словам священника и продолжал уговаривать благословить его на самоубийство.

Тогда отец Анатолий сказал так: «Хорошо. Только когда будешь вешаться, скажи следующее: „Господи, душу свою отдаю Тебе, а тело моё вам, бесы“».

Почему отец Анатолий дал такой совет и что он чувствовал в этот момент, для меня до сих пор остаётся загадкой. Но человека это устроило, и он ушел с чётким планом, как поступить. Конечно, сейчас-то я понимаю, что отец Анатолий, безусловно, молился за этого горемыку. Не мог же батюшка позволить совершиться такому страшному греху и погубить душу и этого человека, и свою, т. к. взял на себя ответственность перед Богом за несчастного.

Дальше было самое интересное. Через некоторое время прибегает (именно прибегает!) этот человек и, дрожа как осиновый лист, начинает сбивчиво рассказывать, что с ним произошло после того, как он ушёл от отца Анатолия из храма:

«Пришёл я домой. Взял верёвку. Встал на табуретку. Накинул петельку себе на шею и сказал всё слово в слово, как вы мне сказали, т. е. „Господи, душу свою отдаю Тебе, а тело моё вам, бесы“. И после того, как я это сказал, то почувствовал леденящий холод неких существ рядом с собой. Это были бесы, которые сказали мне: „Не нужно нам твоё вонючее тело, нам нужна твоя душа“».

Стоит ли говорить, что после такого откровения этот бедолага выпрыгнул из петли и побежал обратно в храм к отцу Анатолию. Что с ним сейчас, я не знаю, но надеюсь, что всё у него хорошо. Бог тогда его спас.

История эта случилась в начале 2000-х. А в 2004 году отец Анатолий отошёл ко Господу и теперь молится за нас у престола Всевышнего.

Виктор Касьяненко, 22 октября 2014 г., https://pravoslavie.ru/74507.html

* * *


Задача Церкви все же в первую очередь превентивная, предупредительная.
 
Православный христианин
Кроме того следует отметить, что, так называемые группы синего кита в социальных сетях, имели кураторов, которые вполне осмысленно и осознанно доводили подростков до самоубийства. И эта деятельность совершалась преднамеренно и запланированно.

И второй тренд, который нынче развивают: утилизация человека под видом "добровольной" эвтаназии.
 
Крещён в Православии
Мир Всем!
Мой вопрос о конкретных местах в Ветхом и Новом заветах, где однозначно осуждается самоубийство, как смертный непрощаемый грех. Решил перенести вопрос сюда, поскольку в дискуссии не смог процитировать Писания. Пришлось сослаться на Священное предание и труды Святых отцов. Буду благодарен за помощь.
Общеизвестное и общепринятое незачем записывать...ещё Иов говорил о самоубийстве как о неисполнимом деянии...уже тогда все иудеи знали, что самоубиваться нельзя... Точно так же нельзя нормальному человеку есть свои испражнения и для того, чтобы это утверждать запись в Писании не требуется. Не для этого оно написано, чтобы всякую чушь опровергать или очевидное обосновывать. Нужны ещё примеры глупостей которые в Писании не опровергаются и в нём не говорится, что их делать нельзя?
 
Православный христианин
Общеизвестное и общепринятое незачем записывать...ещё Иов говорил о самоубийстве как о неисполнимом деянии...уже тогда все иудеи знали, что самоубиваться нельзя... Точно так же нельзя нормальному человеку есть свои испражнения и для того, чтобы это утверждать запись в Писании не требуется. Не для этого оно написано, чтобы всякую чушь опровергать или очевидное обосновывать. Нужны ещё примеры глупостей которые в Писании не опровергаются и в нём не говорится, что их делать нельзя?
Иов не был иудеем, совсем.
Ио́в — ветхозаветный праведник. Основным источником описания его жизни является Книга Иова Ветхого Завета. Согласно указанным источникам, Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц.
 
Крещён в Православии
Иов не был иудеем, совсем.
Ио́в — ветхозаветный праведник. Основным источником описания его жизни является Книга Иова Ветхого Завета. Согласно указанным источникам, Иов жил за 2000 - 1500 лет до Рождества Христова, в Северной Аравии, в стране Авситидийской, в земле Уц.
Конечно...но ведь эта книга была у иудеев, а в Северной Аравии она, интересно, сохранилась у не иудеев? что-то сумнительно...
 
Православный христианин
Конечно...но ведь эта книга была у иудеев, а в Северной Аравии она, интересно, сохранилась у не иудеев? что-то сумнительно...
Шурик, ... записал Моисей пятикнижие (Бог - сказал), но ... Моисея ещё не было, не было египетского плена, ни-че-го ...
 
Крещён в Православии
Шурик, ... записал Моисей пятикнижие (Бог - сказал), но ... Моисея ещё не было, не было египетского плена, ни-че-го ...
И? В общем уходим в офтоп... главное : самоубийство было в религиозном запрете издавна.
 
Православный христианин
И? В общем уходим в офтоп... главное : самоубийство было в религиозном запрете издавна.
Простите, Вы за Бога будете решать, кого осудить, а кого помиловать? Если даже себя не считаете православным христианином, а лишь крещенным (уж простите). Внимательно ПРОЧИТАЙТЕ все ветки данной темы. Ряд Святых отцов (один из которых признан Соборами наивысшим) в корне не согласны с Вами. И Вы никого не опровергните ни логически, ни догматически. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ - забыли об этом? (к чему приводите эти детские глупости с поеданием фекалий?)
Еще раз ПОВТОРЮ слова Святого Апостола Павла всем несведущим и сомневающимся:
"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать."
Послание к Римлянам 11:32
 
Крещён в Православии
Простите, Вы за Бога будете решать, кого осудить, а кого помиловать? Если даже себя не считаете православным христианином, а лишь крещенным (уж простите). Внимательно ПРОЧИТАЙТЕ все ветки данной темы. Ряд Святых отцов (один из которых признан Соборами наивысшим) в корне не согласны с Вами. И Вы никого не опровергните ни логически, ни догматически. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ - забыли об этом? (к чему приводите эти детские глупости с поеданием фекалий?)
Еще раз ПОВТОРЮ слова Святого Апостола Павла всем несведущим и сомневающимся:
"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать."
Послание к Римлянам 11:32
Апоката́стасис (греч. ἀποκατάστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление) —

1) термин, используемый в рамках отвергнутого Церковью учения «о всеобщем спасении», подразумевающего конечность адовых мук для всех грешников и даже для демонов.
2) теологический термин, используемый в православном греческом богословии в разных значениях (восстановление человека, преображение мира и др.). См. также Деян.3:20-21 на греческом.

Слово апокатастасис в значении восстановления использовалось:

  • св. Иустином Философом: «Христос пришел для восстановления вольных и рабов, даруя одинаковое достоинство всем, кто соблюдает Его заповеди»;
  • св. Игнатием Богоносцем, поздравляющим антиохийских христиан с тем, что у них «водворился мир, и восстановилось их малое тело» (Церковь после гонений);
  • св. Иринеем Лионским, учившим, что «смерть, одолев человека, удалила от него жизнь и сделала мертвым, – тем более Жизнь (т. е. Христос), овладевая человеком, изгоняет смерть и восстанавливает человека живым Богу»;
  • св. Феофилом Антиохийским, учащим о восстановлении животных в «первоначальный образ кротости» после духовного восстановления человека;
  • св. Климентом Римским, желающим, чтобы Бог восстановил среди Коринфян единство и братскую любовь.
Отдельные положения будущего учения об апокатастасисе встречаются уже у Климента Александрийского. В частности, он допускал, что адские муки могут иметь очистительное значение для грешников.

Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении. Эсхатологическое учение Оригена дошло до нас в несколько измененном виде, вследствии исправлений, внесенных в его произведение «О началах» Руфином. Тем не менее можно быть твёрдо уверенным в неправославности его эсхатологических взглядов, осужденных Церковью на 5‑м Вселенском соборе.

Поэтому вы со своими неправославными взглядами...как бы и куда бы вас послать, чтобы вы не обиделись?
Но может вы захотели самоубиться? И тут ищете себе оправданий? Нет такого для вас...
Отцы говорят : есть только два безошибочных способа попасть в ад...это : считать, что я только ада и достоин, а второй : Бог меня помилует по любому... Тот же апокатастасис...не находите? Решать за Бога, как он должен спасать...много на себя берёте.. Вам учение Церкви озвучили, остальное на вашей совести.
 
Православный христианин
Простите, Вы за Бога будете решать, кого осудить, а кого помиловать? Если даже себя не считаете православным христианином, а лишь крещенным (уж простите). Внимательно ПРОЧИТАЙТЕ все ветки данной темы. Ряд Святых отцов (один из которых признан Соборами наивысшим) в корне не согласны с Вами. И Вы никого не опровергните ни логически, ни догматически. БОГ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ - забыли об этом? (к чему приводите эти детские глупости с поеданием фекалий?)
Еще раз ПОВТОРЮ слова Святого Апостола Павла всем несведущим и сомневающимся:
"Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать."
Послание к Римлянам 11:32
Если продолжать вашу мысль, то ради любви надо умертвить все человечество, чтобы они не мучались, ведь в конечном итоге всех ждет смерть. Эти мысли дьявольские, как и добровольная эвтаназия.
 
Крещён в Православии
Если продолжать вашу мысль, то ради любви надо умертвить все человечество, чтобы они не мучались, ведь в конечном итоге всех ждет смерть. Эти мысли дьявольские, как и добровольная эвтаназия.
Забыли дописать : и всеобщее прощение и рай... А то у него могут остаться сомнения и он не станет всех убивать на право и на лево....а потом сам самоубьётся для более точного и лучшего попадания в ад по глубже и к сатане поближе...
 
Православный христианин
Забыли дописать : и всеобщее прощение и рай... А то у него могут остаться сомнения и он не станет всех убивать на право и на лево....а потом сам самоубьётся для более точного и лучшего попадания в ад по глубже и к сатане поближе...
Видите, как Вас торкнуло (судя по переходу на личности)?.. То есть, не будучи Православным христианином, Вы опровергаете труды Святого Григория Нисского и других Святых отцов, солидарных с ним? Простите, у Вас есть на это полномочия? Вы тоже канонизированы Церковью? Вы не читали веток данной темы, иначе бы не постили ГЛУПОСТЕЙ, не понимая, о чем речь (что не удивительно). Вы персонально отправите в ад 13 летнюю девочку (ребенка), которая решила покинуть этот свет после игры в Синего кита? Либо миллионы других некрещеных детей по всему Миру? Я создал эту тему для утешения несчастных родителей.
Далее.
При чем тут "убийства", если это противоречит Промыслу Бога. Я создал тему, описывая ситуации слабых людей, которые не виноваты, что слабы - их такими сотворил Бог. Они такими родились генетически.
Обе точки зрения приняты Церковью. Смотрите выше видео с комментарием профессора Осипова, он подробно излагает, НА КАКИХ основаниях.
 
Православный христианин
Примечательный комментарий:
"Григорий Нисский, который говорил: «Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра. Напротив, и теми, кто в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа» 115. Учение Григория Нисского о спасении всех людей и демонов, как известно, не было осуждено ни одним Вселенским или Поместным Собором. Напротив, VI Вселенский Собор включил имя Григория в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов»"
Вам нужно изучить прежде всё сказанное в теме: и
Прибавления к изданию Творений святых отцов в русском переводе
Скопируйте Часть 20
А в ней на стр. 76-92 найдете все о догматическом учении Григория Нисского о вечности мучений и, что привнесено в его учение еретиками единомысленными с Оригеном.
 
Православный христианин
При чем тут "убийства", если это противоречит Промыслу Бога. Я создал тему, описывая ситуации слабых людей, которые не виноваты, что слабы - их такими сотворил Бог. Они такими родились генетически.
Дело Церкви - предупреждать о должном, суд - Богу, если найду пример из рассказов Паисия Святогорца ...

Христос не требует от нас чего-то великого, чтобы помочь нам в подвиге. Он ждет от нас самую малость. Один юноша рассказывал мне, что когда он был в паломнической поездке на Патмосе [6], диавол приготовил ему западню. Когда он шел по острову, одна туристка бросилась ему на шею и стала его обнимать. Тогда юноша с силой оттолкнул ее от себя и воскликнув "Христе мой, я приехал сюда, чтобы поклониться святыне, а не для того, чтобы заниматься такой грязью!" После этого он убежал. Ночью в гостинице во время молитвы он увидел Христа в Нетварном Свете. Видите, чего он удостоился только за то, что оттолкнул от себя соблазнительницу?

Во всех этих случаях надо помолиться, чтобы человек понял, что он спасся потому, что Бог помог ему и, поняв это, получил духовную пользу. Один мой знакомый упал с моста в реку и остался жив. «Ну что,— спросил я его,— спрыгнул глубину померить?» Святые держат нас на руках.

Одному юноше я дал в благословение крестик. Он мчался на мотоцикле и перелетел вместе с ним через такси, перевернулся в воздухе и помчался дальше по дороге — не получил ни царапины. От верной гибели спасаются многие, но немногие это осознают и исправляют себя.
 
Крещён в Православии
Видите, как Вас торкнуло (судя по переходу на личности)?.. То есть, не будучи Православным христианином, Вы опровергаете труды Святого Григория Нисского и других Святых отцов, солидарных с ним? Простите, у Вас есть на это полномочия? Вы тоже канонизированы Церковью? Вы не читали веток данной темы, иначе бы не постили ГЛУПОСТЕЙ, не понимая, о чем речь (что не удивительно). Вы персонально отправите в ад 13 летнюю девочку (ребенка), которая решила покинуть этот свет после игры в Синего кита? Либо миллионы других некрещеных детей по всему Миру? Я создал эту тему для утешения несчастных родителей.
Далее.
При чем тут "убийства", если это противоречит Промыслу Бога. Я создал тему, описывая ситуации слабых людей, которые не виноваты, что слабы - их такими сотворил Бог. Они такими родились генетически.
Обе точки зрения приняты Церковью. Смотрите выше видео с комментарием профессора Осипова, он подробно излагает, НА КАКИХ основаниях.
Хотите веровать и исповедовать анафематствованный апокатастасис и тех кто его исповедует - ваше дело и вашей совести...
Поэтому не вам решать кто православный, а кто нет...Тему я прочитал всю и с интересом её читаю, а так же и ту где вы оправдываете эвтаназию, не признаваемую Православной церковью......
С детьми Бог, будучи Всеведущим и Благим, разберётся не хуже вас...если даже ва понимаете, что к ним надо как-то по другому применять закон, то неужели Бог этого не понимает? Вроде Антонию Бог сказал : искать Суды Божии для тебя душевредно... что уж говорить о нас грешных... Просто совет, без каких-либо намёков или приколов : пока не повредились душой, оставьте вы эти поиски...читайте отцов, просите Бога о вразумлении и придёт к вам всё что вы хотели знать...не надо вводить в искушение других.
перечтите ещё раз :
Апоката́стасис (греч. ἀποκατάστασις – возвращение в прежнее состояние, восстановление) —

1) термин, используемый в рамках отвергнутого Церковью учения «о всеобщем спасении», подразумевающего конечность адовых мук для всех грешников и даже для демонов.
2) теологический термин, используемый в православном греческом богословии в разных значениях (восстановление человека, преображение мира и др.). См. также Деян.3:20-21 на греческом.


Ориген более детально развил представления о всеобщем спасении. Тем не менее можно быть твёрдо уверенным в неправославности его эсхатологических взглядов, осужденных Церковью на 5‑м Вселенском соборе.
 
Православный христианин
Мир Всем!
Мой вопрос о конкретных местах в Ветхом и Новом заветах, где однозначно осуждается самоубийство, как смертный непрощаемый грех. Решил перенести вопрос сюда, поскольку в дискуссии не смог процитировать Писания. Пришлось сослаться на Священное предание и труды Святых отцов. Буду благодарен за
У нас даже есть святые самоубийцы в православных святцах. Самсон.
 
Православный христианин
У нас даже есть святые самоубийцы в православных святцах. Самсон.
Евпраксия Рязанская, расшиблась ... причём, с малолетним сыном Иваном Фёдоровичем на руках.
Если формально - самоубийца и сыноубийца ...
Сколько народу погибло на Руси тогда ... Кто считал? Третья часть? Больше?
Старая Рязань поныне не восстановлена ...
В Киеве теплилась жизнь среди развалин до 16 века ...
Десятинная церковь погребла сотни людей под развалинами ... Все - мученики.
В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича[18]. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий[10][19].
 
Православный христианин
Евпраксия Рязанская, расшиблась ... причём, с малолетним сыном Иваном Фёдоровичем на руках.
Если формально - самоубийца и сыноубийца ...
...Известие о св. мц. Евпраксии и ее супруге св. кн. Романе Юрьевиче содержится в «Повести о разорении Рязани Батыем». «Безбожный царь Батый,– пишет древнерусский автор, – льстив бо и немилосерд... охапися лестию не воевати Рязанскиа земли. И яряся-хваляся воевати Русскую землю. И нача просити у рязанских князей дщери или сестры собе на ложе». Батый как бы говорит так: «Я оставлю вам вашу Рязанскую землю – ваши дома, ваши поля. Но я возьму за это всю Русскую землю – оскверню, возьму ваши души».
Зная о красоте супруги князя Романа, Батый говорит ему: «Дай мне, княже, ведети жены твоей красоту». Благоверный князь смеется над его просьбой, потому что знает: ведать красоту супруги его, красоту ее души, красоту ее христианского сердца невозможно в плотском грехе. Для того чтобы изведать такую красоту, нужно самому стать христианином, самому неизмеримо возрасти духовно и стяжать дар целомудрия и чистоты. Князь Феодор приехал просить о земной жизни, о земном благополучии Рязанской земли. Но завоеватель немыслимую цену запросил за это – чистую русскую душу, познавшую Христа и предвкусившую радость Царства Его. И князь ответил: «Не полезно бо есть нам християном тобе нечестивому царю водити жены своя на блуд. Аще нас приодолееши, то и женами нашими владети начнеши». Пусть лишимся мы жизни, говорит этим князь Феодор, но сохраним мы свое целомудрие, не отвергнемся ради греха своего спасения.
Батый казнит князя Феодора, а молодая княгиня Евпраксия, узнав о его гибели и понимая, что ее ждет, «абие (тотчас. – Е.Н.) ринуся из превысокого храма своего с сыном своим со князем Иваном на среду земли, и заразися (разбилась. – Е.Н.) до смерти...»
Город, впоследствии построенный на месте гибели княгини Евпраксии, до сих пор носит название Зарайск, а свв. князья Роман, Евпраксия и младенец Иоанн прославлены Церковью как мученики Зарайские (память 21 декабря и 10 июня с Собором Рязанских святых).
Мы видим, что св. Евпраксии Рязанской, в отличие от древних мучениц, не грозили даже никакие пытки, напротив, ее ждала роскошная жизнь в ханских покоях. Но она предпочла смерть жизни во грехе. Ей, как и мученице Пелагии, удалось совершить задуманное. Святитель Иоанн Златоуст, как мы помним, поясняет, что это является свидетельством благоволения Божия к мученице. При анализе подвига св. Евпраксии следует задуматься и о том, почему она бросилась с терема не одна, но взяв на руки маленького сына? Ответить на этот вопрос можно так: «Княгиня боялась, что сын ее попадет в плен к Батыю и вырастет нечестивцем, погубив тем самым свою бессмертную душу. Она желает сыну Царства Небесного и предпочитает его смерть “поганой воле” – воле, которая есть рабство у греха и смерть души»....
 
Сверху